Салават Фатхетдинов пригласил «БИЗНЕС Online» в свой загородный дом, где в скором времени открывает мини-деревню для туристов, которые смогут там пожить бок о бок со звездой Салават Фатхетдинов пригласил «БИЗНЕС Online» в свой загородный дом, где в скором времени открывает мини-деревню для туристов, которые смогут там пожить бок о бок со звездой

Обещание 10-летней выдержки и праздник для детей

«Я ушел из деревни, но деревня не ушла из меня», — так народный артист РТ и РБ Салават Фатхетдинов объясняет свою тягу к сельской жизни со всеми вытекающими — выпасом скота, разведением птиц, работой в огороде и по двору. А еще есть размеренная жизнь без суеты, чистый воздух, звездное небо, красивые рассветы и закаты, собственная продукция. Певец не очень любит общаться с журналистами, но «БИЗНЕС Online» на этой неделе удалось поговорить и пофилософствовать с Салаватом-абыем, проведя с ним целый день, окунувшись в будничные дела артиста, и, самое главное, выпить с ним чаю, но только не остывшего, как в легендарной песне «Салкын чәй», а горячего, как принято в жаркую погоду у татар.

Салават Закиевич проживает в загородном комплексе «Дубай», а через трассу М7 на большом участке он построил своего рода базу отдыха. Возводить домики начал еще 10 лет назад, и вот наконец это местечко готово распахнуть двери для всех желающих. Именно там мы встретились с нашим героем. Еще издалека по гоночным машинам с надписью «Салават team» можно было понять, кому принадлежит территория. А прямо у въезда находится большой оранжевый ангар, где расположился спортивный клуб единственного сына артиста Рустама Фатхетдинова. 22-летний молодой человек пошел по стопам отца, который является мастером спорта международного класса по автоспорту. Еще предстоит довести все до ума, но внутри все уже обставлено раритетными машинами, мотоциклом, багги, многочисленными кубками, наградами и фотографиями с гонок, в том числе и теми, где участвовал раис Татарстана Рустам Минниханов. Помещение также оснастили музыкальным оборудованием, чтобы Фатхетдинов-старший в прохладе мог репетировать.

Салават Закиевич проживает в загородном комплексе «Дубай», а через трассу М7 на большом участке он построил своего рода базу отдыха, возводить домики начал еще 10 лет назад Салават Закиевич проживает в загородном комплексе «Дубай», а через трассу М7 на большом участке он построил своего рода базу отдыха, возводить домики начал еще 10 лет назад

К нашему приезду здесь вовсю кипела жизнь. Салават-абый организовал для воспитанников Ново-Кинерской школы-интерната из Арского района для детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят из казанского хосписа «Наташа» праздник, приуроченный ко Дню защиты детей. Сначала он лично провел для них экскурсию по хозяйству. Ребята с большой радостью погладили домашних животных, а затем все дружно сели за стол. «Здесь все делалось для детей. И 10 лет назад, когда я начал строительство, дал себе слово сперва пригласить сюда именно их», — рассказал певец.

Прямо у въезда находится большой оранжевый ангар, где расположился спортивный клуб единственного сына артиста Рустама Фатхетдинова Прямо у въезда находится большой оранжевый ангар, где расположился спортивный клуб единственного сына артиста Рустама Фатхетдинова

Для дорогих гостей с самого утра трудились повара: готовили настоящий узбекский плов, шашлыки и другие угощения. Накрывать на стол помогала вся семья Фатхетдиновых — супруга Лейсан, дочери Лиана и Алина. Вот что значит «Салават team»! Сам артист, как председатель татарстанского отделения российского детского фонда, активно занимается благотворительностью, посещает детские дома, хосписы и в своих соцсетях призывает не бояться делать добро, помогать нуждающимся, в общем, оставаться человеком.

Например, деньги с взносов и определенная часть призового фонда турнира по зимним трековым автомобильным гонкам на Кубок Салавата передается детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это пока единственное благотворительное событие в российском автоспорте, которое проводится уже 28 лет. Сам народный артист Татарстана и Башкортостана больше не гоняет. «Я уже как старая раскладушка, после аварии мне нельзя участвовать», — смеется он, травму он получил еще в 2012-м. Но закрывать Кубок Салавата он не намерен, хотя пару лет назад и сетовал на то, что «трековые гонки как дисциплина автоспорта умирают, идут к своему финишу». В 2026 году планируется с размахом отметить юбилейную, 30-ю гонку.

Салават-абый организовал для воспитанников Ново-Кинерской школы-интерната из Арского района для детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят из казанского хосписа «Наташа» праздник, приуроченный ко Дню защиты детей Салават-абый организовал для воспитанников Ново-Кинерской школы-интерната из Арского района для детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят из казанского хосписа «Наташа» праздник, приуроченный ко Дню защиты детей

Для детей в день нашего приезда выступали музыканты, их развлекал аниматор. Салават Закиевич постарался уделить каждому ребенку внимание, поговорить с ним, обнять и приободрить. Мальчик по имени Инсаф с ДЦП — давний его поклонник, знает почти все песни и не пропускает ни один концерт. «Мне нравятся песни „Әнкәйнең догалары“, „Рәхмәт сиңа“, „Шәм яндыру кирәкме“», — перечисляет он.

Был на встрече и забавный случай. «Подходит ко мне мальчик и спрашивает: „Вы Булат Валеев?“ — „Нет, меня зовут Салават“, — отвечаю я. — „Салават Валеев?“ — „Нет, Фатхетдинов“. „Странно“, — сказал он и ушел», — со смехом поделился певец.

В завершение мероприятия каждому ребенку раздали подарки, гостинцы и заслуженный артист России всех пригласил на концерты 36-го творческого сезона, который ежегодно начинается в театре им. Камала в августе. «Праздник был невероятным, очень понравилось. Спасибо большое Салавату Закиевичу и его команде, желаем им творческих успехов. Он всегда приезжает к нам, спонсирует, концерты ставит и подарки дарит», — отметила воспитательница школы-интерната Резеда Хамзина и спросила у детей: понравилось ли им? И те хором прокричали: «Да!»


О секрете семейного счастья, любви к птицам, коллекции дров и тунеядстве

Когда гости разъехались, Фатхетдиновы сели попить чаю, потому что в суматохе они даже не успели толком пообедать. «Назло муравьям теперь чай пью с медом. А то даже в закрытые банки с сахаром залезают», — негодует глава семейства. Рядом с ним бегают внуки, которых уже четверо (самой старшей 15 лет, младшему годик), он им рассказывает какие-то смешные истории и, похлопывая по плечу одну из внучек, вспоминает, что дедушке с внучкой нужно еще по магазинам пробежаться.

Около Салавата-абыя буквально кружится и светится от счастья его жена, с которой они в браке 37 лет, знакомы с малых лет — они односельчане, из деревни Аксаитово Татышлинского района РБ. «Моя мама была его классной руководительницей. Воспитывала его и передала мне», — шутит Лейсан-ханум. На вопрос, в чем секрет семейного счастья, отвечает: «Любить надо, каждый раз влюбляться. Обожаю, таких больше нет». И целует мужа в макушку.

Робот из частей мотоцикла с микрофоном Робот из частей мотоцикла с микрофоном

Потихоньку родственники начали разъезжаться, а мы с Салаватом Закиевичем выпили еще пару чашек чая, немного посекретничав с глазу на глаз. Когда чаепитие закончилось, отправились на ту самую базу отдыха. По дороге нас встретил робот из частей мотоцикла с микрофоном, говоривший о наличии чувства юмора у нашего героя, Хищник из одноименного боевика с Арнольдом Шварценеггером, смешные фигурки музыкантов-животных, сваренные из металла, и маленькие золотые львы. Все это подарено его друзьями и поклонниками. Там же в большом вольере лежала овчарка породы алабай, для которой сделали даже ванночку, чтобы охлаждаться в жару. «Как дела, балакай (в переводе с тат. языка — деточка, ребенок прим. ред.)?» — обращается певец к собаке. К слову, он разговаривает со всеми своими животными и обращается к ним ласково, как к детям.

Смешные фигурки музыкантов-животных, сваренные из металла, и маленькие золотые львы Смешные фигурки музыкантов-животных, сваренные из металла, и маленькие золотые львы

Когда проходишь во двор, глаз падает на мастерскую хозяина дома слева с табличкой «Зәкиич сугенүханәсе». Если дословно, то это «Матершинная Закиевича». «Да, парни в шутку подарили», — отмахивается Салават-абый. У него над навесом находятся рабочие инструменты и материалы, место нашлось даже советскому мотоциклу «Урал», «ВАЗ-2101», или, в простонародье, «копейке», бюсту Ленина, джерси хоккейных клубов «Ак Барс» и «Салават Юлаев», пулемету, армейскому котелку, каске, пилотке и прочему. В виде сот сделаны специальные полки под коллекцию дров из деревьев, растущих на территории республики. «Есть елка, осина, клен, сосна, береза, ольха, рябина, ива. Остались липа, дуб и черемуха», — продемонстрировал наш герой.

«Так, надо чем-то заняться, — повторяет Салават-абый, который любит работать руками, и обходит свой двор в поисках работы. На вопрос, остается ли время на творчество, отвечает: — Всему свое время». И начинает приколачивать палку к табличкам с фотографиями своих друзей, например певца и композитора Фирзара Муртазина, чтобы потом водрузить их у яблони, поскольку каждое деревце посажено в честь того или иного человека.

Справа от мастерской — небольшой палисадник с садовыми фигурками (сурикаты, зайцы, ежи, выдра), которые Фатхетдинов выбирает сам Справа от мастерской — небольшой палисадник с садовыми фигурками (сурикаты, зайцы, ежи, выдра), которые Фатхетдинов выбирает сам

Справа от мастерской — небольшой палисадник с садовыми фигурками (сурикаты, зайцы, ежи, выдра), которые Фатхетдинов выбирает сам. На стене висят декоративные оконные наличники, на которых размещены его любимые фразы — «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Если ты любишь жизнь, то и жизнь любит тебя», «Все можно повторить, кроме отца и матери», «Без прошлого нет будущего», «У любви нет прошлого и будущего. Есть только настоящее» и т. д.

Рядом в тени ели отдыхают любимые создания Салавата Закиевича — птицы. Конкретно в этом саду были замечены куры павловской, султанской и гамбургской пород. «Петух гамбургский», — произносит он с интонацией героя комедии «Джентльмены удачи» и смеется. При этом он не может объяснить свою любовь к пернатым. «Это моя слабость, я их вывожу, развожу, кормлю. Тут съедобных нет, съедобные мы покупаем в магазине — бройлеров. Зачем мне их есть, если я их „рожаю“?» — рассказывает он, имея в виду, что выводит молодняк в инкубаторе.

У Салавата-абыя 8 видов фазанов, даже исчезающие, три семьи павлинов (астраханские и узбекские), курицы, цесарки и пр У Салавата-абыя 8 видов фазанов, даже исчезающие, три семьи павлинов (астраханские и узбекские), куры, цесарки и пр

Хобби его настолько увлекает, что под них отдал львиную долю участка, где построил вольеры для каждого вида. В основном разводит необычные, редкие породы. У Салавата-абыя 8 видов фазанов, даже исчезающие, три семьи павлинов (астраханские и узбекские), куры, цесарки и пр. Кого-то он покупает, кого-то обменивает у других любителей пернатых.

Но это увлечение не из недешевых удовольствий. К примеру, павлины и страус стоят около 80 тыс. рублей. К сожалению, не так давно у него умер страус. «Он был на свободном выгуле и около 100 саморезов наглотался. Глотал все, что блестит. Медленно умирал, мы не знали от чего… Впредь будем умнее, отдельный вольер сделаем. Сейчас заказал нового, маленького, чтобы самому воспитывать», — с грустью поделился Салават-абый.

Вдруг к нам выбежал козленок. «Люська, кил, кил, балакаем» («Люська, иди сюда, деточка»), — зовет певец к себе. Козлят Люську и Азизу приобрел месяц назад, а также в хозяйстве содержатся еще четыре козы, три коровы, недавно прикупил карликовых кроликов и перевез к ним обычного кролика, который единственный выжил из всего помета — остальных съела лиса. Тут наш герой вспоминает, что заказал для крольчат домик, и приносит аккуратненький деревянный домик. Он признается, что старается внукам прививать любовь к природе и животным, но у них, как у деда, тяги к этому особо нет.

Тут наш герой вспоминает, что заказал для крольчат домик, и приносит аккуратненький деревянный домик Тут наш герой вспоминает, что заказал для крольчат домик, и приносит аккуратненький деревянный домик

Из козьего и коровьего молока работницы артиста Лилия и Гулянса делают масло, сметану, кисломолочные продукты. «У него отношение к нам хорошее, человеческое. Мы его не боготворим, а по-человечески относимся. Он без комплексов, простой деревенский человек», — делится Гулянса. На продажу собственная продукция не уходит, все едят сами. «В жизни ничего такого не продавал, я могу только дарить», — говорит Салават-абый. Предложение продвигать сельхозтовары в качестве эксклюзивного продукта тоже не одобрил, сказал, что хочет занять людей другой работой, например продавать подарочные ящики.

«Самое противное, негативное и страшное — это когда люди не хотят работать, — негодует Фатхетдинов. — Денег нет, голодный, штаны дырявые, но не работает. Что за поколение? Значит, он где-то должен воровать, чтобы жить. Это опасное явление для общества, будут страдать хорошие люди».

Для будущих гостей, любящих природу и деревенскую жизнь, народный артист приготовил три домика Для будущих гостей, любящих природу и деревенскую жизнь, народный артист приготовил три домика

О новом бизнесе, одиночестве и проблемах Родины

Для будущих гостей, любящих природу и деревенскую жизнь, народный артист приготовил три домика. Мы зашли в самый первый под названием «Мамин дом», где обстановка переносит в прошлое. Здесь вышитые полотенца и занавески, старинные лампы и часы, войлочный ковер, башкирская меховая шапка из чернобурки с хвостом, урындык, деревянные табуретки, скамейки, столы и сундуки, советские комоды и одеколоны «Шипр», «Красная Москва», «Саша». Также есть печка, но с секретом. С виду ничего примечательного, если не увидеть сбоку ручку от двери, то, открыв ее, можно попасть в уборную. Время здесь выдает только портрет Минниханова.

Для отдыхающих предусмотрены баня с купелью, молельный дом, столовая, мангальная зона, в распоряжении буквально целый зверинец и пр. А бонусом идет… Салават Фатхетдинов. Да, певец иногда остается с ночевкой, если работы много. Лишних глаз и ушей не боится. «Я привык быть независимым, как я хочу, так и будет», — отмечает он. В планах докупить участок, построить там еще 5–6 глэмпингов. «Это в тренде. Небольшой глэмпинг для одной пары, чтобы переночевать, быть самим собой, наедине. Это сын предложил. И на самом деле, оказывается, есть к такому интерес. Не знаю, сколько будет стоить проживание, но дешево не будет. Потому что кто понимает жизнь, кто захочет отдохнуть, тот и приедет», — предупреждает артист.

«Здесь я сам все делал. Многим не нравится, но главное, чтобы мне нравилось, — подчеркнул татарский певец № 1 и, отвечая на вопрос о том, откуда столько сил «Здесь я сам все делал. Многим не нравится, но главное, чтобы мне нравилось», — подчеркнул татарский певец №1

Дальше мы пошли в сад. Здесь, помимо кустарниковых деревьев, в окружении павлинов и фазанов разбиты грядки с картошкой, огурцами, морковкой и пр. Среди этой зелени была замечена клетка с говорящим попугаем Кешей, который, по словам работников, копирует голос Фатхетдинова (на нас не реагировал), и обвешанный афишами концертов разных лет гараж-навес.

«Здесь я сам все делал. Многим не нравится, но главное, чтобы мне нравилось, — подчеркнул татарский певец №1 и, отвечая на вопрос о том, откуда столько сил, продолжил: — Я живу как хочу. Сколько хочу — столько сплю. Для меня нет указа, я боюсь только Всевышнего. У меня ненормированный рабочий день — ложусь примерно в 3:00–3:30 ночи всю жизнь, встаю, когда высплюсь, хоть в 8 утра, хоть в 10–12 дня».

Среди этой зелени была замечена клетка с говорящим попугаем Кешей, который, по словам работников, копирует голос Фатхетдинова Среди этой зелени была замечена клетка с говорящим попугаем Кешей, который, по словам работников, копирует голос Фатхетдинова

Салават-абый признался, что в последнее время полюбил одиночество, много думает о жизни, творчестве. «Больше беспокоит общество. Мы другого воспитания люди — уважали старших, любили родителей, трудились. Сейчас делается все наоборот. Я с этим не согласен, — говорит Фатхетдинов. — У меня не бывает депрессии. Это болезнь будущего, страшная болезнь. Люди не знают, что будет завтра, а мы раньше знали. Сейчас ничего нельзя запланировать, законы меняются каждый день, налоги меняются, молодежь тоже. И меняется в худшую сторону, вот что самое страшное. Есть языковая проблема — на татарском и башкирском не разговариваем. Личная проблема — это не проблема. А когда проблема настигает Родину, вот тогда да».

«Салават-абый, у вас и семья, и любимая работа, и любимое дело. Вы очень счастливый человек», — обращаемся к главному певцу татарской эстрады. На что 64-летний народный артист, взяв паузу, ответил: «Аллага шөкер».