Анвар Закиров: «В текущем году у нас находилось на исполнении более 27 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментов. Остаток из них составляет немногим более 19 тысяч производств. По сравнению, с началом года их число планомерно снижается в результате применяемых мер» Анвар Закиров: «В текущем году у нас находилось на исполнении более 27 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментов. Остаток из них составляет немногим более 19 тысяч производств. По сравнению с началом года их число планомерно снижается в результате применяемых мер» Фото: tatarstan.ru

«Ежегодно остаток по алиментам планомерно снижается»

Строго говоря, брифинг по алиментщикам главного управления ФССП по РТ должен был пройти намного раньше — традиционно ведомство отчитывается по этой теме ко Дню защиты детей. Но в текущем году вклиниться в плотную сетку правительственных брифингов где-то между экологическим двухмесячником и Сабантуем приставам не удалось, поэтому рассказать о должниках по алиментам у руководителя ГУФССП Анвара Закирова получилось только сегодня.

В начале 2024-го в Татарстане было 27 тыс. должников по выплатам алиментов, спустя пять месяцев — 19 тысяч. «По сравнению с началом года их число планомерно снижается в результате применяемых мер», — доложил Закиров на брифинге. По его словам, основными неплательщиками алиментов в республике традиционно остаются мужчины (в 86,7% случаев), хотя и нерадивых мам-должниц тоже хватает (13,3%).

В прошлом году приставам удалось взыскать рекордные 1,2 млрд рублей алиментов. Общую сумму долга Закиров при этом не назвал. «Должником по алиментам быть уже немодно, — считает руководитель ГУФССП. — Сейчас есть здоровые отношения в обществе, потому что долги надо платить, причем алименты — в первую очередь, поэтому вся наша работа позволяет с уверенность говорить, что количество исполнительных производств по алиментам будет снижаться. И оно снижается».

«Сейчас есть здоровые отношения в обществе по тому, что долги надо платить и алименты — в первую очередь» «Сейчас есть здоровые отношения в обществе, потому что долги надо платить, причем алименты — в первую очередь» Фото: © Михаил Мордасов, РИА «Новости»

Какие самые эффективные меры? Первое — это составление административных протоколов на алиментщиков по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ с соответствующими штрафными санкциями: штраф — 20 тыс., административный арест или обязательные работы до 150 часов. Всего с начала года такие «письма счастья» получили уже 1 152 неплательщика. Если эта мера не добавляет желания начать помогать в содержании детей, то в дело вступает Уголовный кодекс. В отношении должников возбуждают уголовные дела по ст. 157 УК РФ. Под это уже попали 452 должника, в основном суды «выписывают» таким нерадивым отцам исправительные работы. Причем с недавних пор, как пояснил Закиров, механизм применения уголовного преследования должников расширили. Теперь возбуждаться дела могут не только в отношении тех, кто вообще не платит алименты, но и в отношении тех, кто умышленно занижает свои доходы, например, будучи самозанятым. Да, есть отдельная категория таких должников в базе приставов. Максимальное наказание — до 1 года лишения свободы, но, как правило, суды гуманнее и назначают год исправительных работ.

А еще действует запрет на вождение автомобиля. С начала 2024-го в этом ограничены 2 239 должников. И только 125 из них решились на погашение алиментов на сумму более 56 млн рублей.

Третье — ограничение выезда за рубеж. В этом году под такие санкции в отпускной сезон попали больше 13 тыс. татарстанцев с долгами по алиментам. Много это или мало в общем количестве невыездных, руководитель ГУ ФССП уточнять почему-то не стал, отметив только, что всего выезд ограничен «нескольким десяткам тысяч» должников. Но для сравнения: за весь 2022-й, например, приставами выносилось 337 тыс. постановлений о запрете выезда за рубеж.

Приставы все анализируют: если нет долгов за владельцем авто — нет и вопросов, а если выясняется, что это машина злостного неплательщика (и не дай Бог алиментов), то на место выезжает пристав вместе с эвакуатором, накладывается арест, и машина изымается Приставы все анализируют: если нет долгов за владельцем автомобиля — нет и вопросов, а если выясняется, что это машина злостного неплательщика (и не дай бог алиментов), то на место выезжает пристав вместе с эвакуатором, накладывается арест, транспортное средство изымается Фото: Виталий Невар / ТАСС

«Мы ведем разъяснительную работу с должниками: заключаешь контракт — исполнительные производства приостанавливаются»

Четвертая мера, на которой детально остановился Закиров, — аресты имущества. Например, в связке с ГАИ. Делают это в основном прямо на дороге, где «как уж повезет». С недавних пор решили поступить хитрее — приставы скооперировались с исполкомом Казани. Тот уже давно проводит мониторинг муниципальных парковок: машины исполкома регулярно курсируют по городу и фиксируют припаркованные авто на предмет различных нарушений. Так вот приставы разработали специальную систему, которая при съемке этих припаркованных транспортных средств дублирует информацию прямо к ним. Приставы анализируют: если нет долгов за владельцем автомобиля — нет и вопросов, а если выясняется, что это машина злостного неплательщика (и не дай бог алиментов), то на место выезжает пристав вместе с эвакуатором, накладывается арест, транспортное средство изымается.

Новый подход, говорит спикер, дает результаты. С начала года таким способом было арестовано уже 18 автомобилей, в результате изъятия которых удалось принудить к выплате более 600 тыс. рублей долгов. Речь, напомним, именно об алиментах. Но вообще с помощью исполкома Казани выявляют и других должников.

В некоторых случаях арестованная машина должника может быть по решению суда конфискована в пользу дохода государства. Алименты в этом смысле — не о «доходе государства», а о выплатах конкретно взятому ребенку. Потому даже если суд решает реализовать как-то изъятое авто, то все деньги пойдут на погашение алиментов. Но есть и другие должники, например по налогам или по оплате какого-либо ущерба. Конфискованные транспортные средства таких лиц могут быть проданы, реализованы в «доход государства» или даже отправлены в зону СВО в качестве гуманитарной помощи бойцам. Подобная практика работы с конфискатом есть, например, у таможенников, которые изымают незаконно ввезенные на территорию страны машины. Передают ли приставы в минобороны авто должников — вопрос остался открытым, Закиров только разъяснил сам механизм.

Говоря об СВО, он также пояснил нашему корреспонденту, что приставы «прощают», точнее, приостанавливают все исполнительные производства в отношении тех, кто решил заключить контракт на военную службу. «Мы эту разъяснительную работу активно ведем с нашими должниками, — не скрывает руководитель ГУФССП. — Если должник принимает решение заключить контракт с министерством обороны для принятия участия в специальной военной операции, то, соответственно, исполнительные производства практически все приостанавливаются, за исключением исполнительных производств по взысканию алиментов и по ущербу, причиненному жизни и здоровью». Правда, сколько уже производств в отношении новоиспеченных контрактников приостановили приставы, Закиров уточнить не смог, сославшись на неподходящую тему брифинга.