Пышный прием Путина в Северной Корее — это без преувеличения главная международная новость дня на страницах мировой прессы «Пышный прием Путина в Северной Корее — это без преувеличения главная международная новость дня на страницах мировой прессы» Фото: kremlin.ru

Визит Путина в Северную Корею охладит пыл сторонников послать военных на Украину

Визит президента Владимира Путина в Северную Корею, безусловно, стал самым важным событием недели. Западные СМИ, в частности The New York Times, называют это «письменной фиксацией совместного ответа на агрессию против одной из стран». Если это сопоставить с некоторыми оголтелыми высказываниями польских, латышских деятелей, которые выражают готовность послать своих солдат на Херсонщину, согласно этой формулировке, им там пришлось бы воевать с северными корейцами. Думаю, это охладит пыл сторонников послать военных на Украину. Да и в целом это фиксирует, что никаких средств, способов предотвратить «оговорочную капитуляцию» Украины у Запада нет.

Визит Путина в Северную Корею такой факт в значительной степени закрепляет. Это контрход, блокирующий потуги тех, кто придумывал подобные ходы против России в этом конфликте, пугал такими ходами. Не зря наиболее разумные страны НАТО открещивались от подобной затеи. Думаю, остатки ретивых тоже открестятся.

На эту тему была интересная статейка в The American Conservative, автор — Мэтью Мэй. Приблизительное название «Нужно осуществить ядерную сделку с Россией». В ней говорится, что тактического ядерного оружия у нашей страны больше, оно эффективнее, ближе к складам. И чтобы Запад не получил полного безоговорочного поражения в чрезвычайно опасной сложившейся ситуации, надо срочно заключить с Россией ядерную сделку, взять на себя обязательства никогда не принимать Украину в НАТО, осуществить ее демилитаризацию, никогда не поставлять туда оружие. Т. е. полностью выполнить все требования РФ в этой части.

Я в первый раз вижу подобную статью в таком респектабельном американском издании. По-моему, это очень важный факт, который отражает положение вещей. При этом надо понимать, что даже признание оговорочной капитуляции — не окончание конфликта России с Западом. Это раунд для них. Многие на Западе надеются, что раз они Советский Союз победили в холодной войне, то перевод нынешнего конфликта в экономическую плоскость может позволить и в этот раз победить.

Использование северокорейских трудовых ресурсов для совместного экономического роста предусматривалось договоренностями в ходе встречи, открытыми или закрытыми соглашениями с КНДР «Использование северокорейских трудовых ресурсов для совместного экономического роста предусматривалось договоренностями в ходе встречи, открытыми или закрытыми соглашениями с КНДР» Фото: kremlin.ru

Почему нам нужны рабочие руки северокорейцев

Вернемся к визиту Путина в Северную Корею. Думаю, использование северокорейских трудовых ресурсов для совместного экономического роста предусматривалось договоренностями в ходе встречи, открытыми или закрытыми соглашениями с КНДР. Я родился в Якутске и пожил там до переезда в Казань. Корейцев там было много. Это самые трудолюбивые люди из всех, кого я там знал. Они выращивали все — от лука до арбузов, если им давали достаточно территорий. Т. е. они могли без всяких северных завозов (обеспечение территорий Крайнего Севера продовольствием, лекарствами и т. д. — прим. ред.) снабдить Север всем чем угодно. Привлечение таких людей для совместного решения экономических задач могло бы быть чрезвычайно полезным для обеих сторон. Тем более люди из Центробанка РФ толкуют о перегреве экономики, опираясь всего на одну цифру, для них чрезвычайно важную, по Вашингтонскому консенсусу. Цифру эту, кстати, Росстат подтвердил. Согласно ей, в России чрезвычайно маленькая безработица — 2,7%. Это около 2 млн человек. Это рекорд за все время существования нашей страны.

Поскольку особых надежд на перемены к лучшему в плане эффективности оценок и деятельности нашего финансово-экономического блока нет, участие рабочих рук, какими являются северокорейцы, в решении разных задач было бы чрезвычайно полезно в развитии экономики. Не для того чтобы у нас подросла безработица, слишком маленькая, по мнению ЦБ, а для взаимовыгодного сотрудничества и дальнейшего роста наших государств.

Россия, кстати, не отрицает, что Северная Корея поставила нам свои снаряды. По мнению министра обороны Южной Кореи Син Вон Сика (цитирую): «Россия уже получила от КНДР до 4,7 миллиона единиц снарядов и не менее 70 единиц баллистической северокорейской высокоточной системы KN-23». Внушительная цифра. Благодаря таким поставкам часть российских рабочих рук можно высвободить для решения других экономических задач.

«Согласно Росстату, в России чрезвычайно маленькая безработица — 2,7 процента. Это около 2 миллионов человек. Это рекорд за все время существования нашей страны»Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

На фоне успехов Китая и России у нас в прессе активизировались радикальные реставраторы социализма

На неделе пресса обсуждала еще одно событие. Росстат оценил динамику российского ВВП в 2024-м. По заключению ведомства, в I квартале ВВП увеличился на 5,4% по сравнению с I кварталом прошлого года, при этом в обрабатывающей промышленности рост — 9%. Для меня эти 9% очень важны, поскольку, напомню, опираясь на показатели роста потребления и производства электроэнергии, я предполагал, что рост должен быть порядка 9%. Росстат это подтверждает.

По паритету покупательной способности, согласно данным ведомства, РФ — на 4-м месте в мире, что совпадает с оценкой Всемирного банка, сделанной ранее. Наш ВВП по паритету покупательной способности составил $6,45 трлн за 2023 год, согласно подсчетам аналитиков Росстата. Речь идет о белой части экономики. Если учитывать теневую часть, по схеме Всемирного банка, то в совокупности это $9 триллионов — цифра, сопоставимая с показателями индийской экономики. У Китая и США показатель, конечно, больше, хотя американский реальный сектор ненамного превосходит российский, учитывая разницу структур экономик Америки и РФ.

C моей точки зрения, этот экономический рост произошел в связи с СВО, т. к. расширился контур, не подчиняющийся Вашингтонскому консенсусу. Это госзаказы, связанные с оборонкой, наукой, которые совсем по-другому финансируются, кредитуются. Такой квазинэповский контур. Создавали его отчасти Сергей Шойгу и Руслан Цаликов — бывший замминистра обороны РФ. Как бы к ним сейчас ни относились, в этом экономическом росте есть и их вклад, их работа.

На фоне успехов Китая, а сейчас и России, стагнации Евросоюза и неудач Запада на Украине у нас в прессе активизировались радикальные реставраторы социализма, например Анатолий Вассерман и др. Те, кто идею реставрации социалистических начал абсолютизирует.

На Западе, даже в солидной прессе, активизировались «кирдыкщики» капитализма. Характерная статья вышла в The New York Times. «Как капитализм сошел с рельсов», автор — Бред Стивенс. В ней довольно большой анализ того, что экономика Соединенных Штатов и других капиталистических стран идет к катастрофе. В пользу этого был приведен один факт, чрезвычайно показательный, на мой взгляд, раньше я его в таких публикациях не встречал. Поколение назад молодой американской семье надо было копить три года, чтобы оплатить первый взнос по ипотеке, в 2019-м — уже 19 лет. Данные о том, что на Западе аренды стало больше, а ипотек меньше, я и раньше изучал, но не в такой жесткой форме. Не знал, что уровень жизни там настолько радикально изменился. Это для меня удивительно.

Не менее интересен факт из энергетики: миллиардер Билл Гейтс собрался догнать и перегнать Китай, который лидирует по количеству построенных ядерных реакторов. Основатель корпорации Microsoft в интервью телеканалу CBS объявил, что хочет инвестировать миллиарды долларов в развитие американской ядерной энергетики с этой целью, сообщает ТАСС. Как раз на этой неделе в западной прессе прокатилась волна публикаций о том, на сколько лет Китай опережает Штаты в этой части (наиболее популярный вариант — на 15 лет). Гейтс намерен финансировать в реакторы следующего поколения с натриевым теплоносителем. Справедливости ради, такие изначально были сделаны в России.

Странам придется потратить $5 трлн, чтобы утроить производство ядерной энергии в течение следующих 25 лет. А инвесторов пугают огромные вложения и задержки в строительстве «Странам придется потратить 5 триллионов долларов, чтобы утроить производство ядерной энергии в течение следующих 25 лет. А инвесторов пугают огромные вложения и задержки в строительстве» Фото: ru.freepik.com

На Западе атомной энергетикой придется заниматься государству, частные инвесторы ее финансировать не могут

И вот к теме нынешних возможностей западной экономики. Вслед за Гейтсом агентство Bloomberg публикует прогноз, что западная экономическая модель не в состоянии развивать атомную энергетику и следующее поколение ядерных реакторов должно будет финансироваться за счет налогоплательщиков, поскольку частные инвесторы не желают нести риски, связанные со строительством новых электростанций. Почему? Потому что странам мира придется потратить $5 трлн, чтобы утроить производство ядерной энергии в течение следующих 25 лет. А инвесторов пугают огромные вложения и задержки в строительстве.

Например, в Великобритании строили реактор Hinkley Point, но достроить не смогли, сорваны все сроки. Строительство там было объявлено в 2010 году, затем проект несколько раз откладывался, что привело к значительному перерасходу бюджета. По состоянию на май 2022-го проект реализовали с опозданием на два года, а ожидаемая стоимость составила 25–26 млрд фунтов стерлингов — на 50% больше первоначального бюджета. В феврале прошлого года объявили, что затраты вырастут до 32,7 млрд фунтов стерлингов, эксплуатацию отложили еще на 15 месяцев, до сентября 2028-го. В январе этого года выяснилось, что окончательная стоимость может вырасти до 46 млрд фунтов стерлингов в ценах 2024-го и эксплуатация отложится до 2029–2031 годов.

46 млрд — огромная цена за одну станцию. Это подтверждает, что и у них на Западе атомной энергетикой придется заниматься государству, если частные инвесторы не могут такую важнейшую для экономики, энергетики, обороны отрасль финансировать.

Американское государство начинает вкладываться в атомную энергетику, в том числе в программы по малым реакторам, но есть проблемы: они не могут выйти даже на $20 тыс. за кВт установленных мощностей. Когда проект начинается, обещают хорошие цифры, а когда начинают считать — не могут в эту сумму уложиться. И такие проблемы придется решать государству.

Подытожить хочу так: с рельсов сошел не капитализм, а абсолютизированная либерал-фундаменталистская его модель, в которой считалось, что и атомные станции, и квартиры по ипотеке — все должен делать исключительно частный бизнес.

Главный политэкономический результат нынешних успехов и неудач в том, что процветают все-таки гибридные экономики нэповского типа. Это штука настолько важная, что не грех и повторить. В той же Германии времен экономического чуда около 50% экономики было в госсобственности: железные дороги, почта и т. д. И данная собственность очень хорошо управлялась по весьма приличным законам. Я хорошо это знаю, потому что пытался их аналоги провести в России с целью обеспечения эффективного управления государственной частью экономической собственности.

«Наш ЦБ и некоторые финансисты из госбанков продолжают рассказывать о перегреве»Фото: «БИЗНЕС Online»

По итогам 2024-го экономика России вырастет больше, чем в прошлом году

В принципе, совершенно иначе управляемую, но близкую по соотношению долей частной и государственной собственности экономику имела и Япония в период своего экономического чуда. Кстати, остановлено оно было отнюдь не рыночным механизмом, а государственными решениями США и Японии. Китай показывает выдающиеся результаты без всякого перегрева уже 30 лет. С успехом те же схемы и идеи реализуют Вьетнам и Индия.

В этом смысле вызывает удивление, когда наш ЦБ и некоторые финансисты из госбанков продолжают рассказывать о перегреве. Совершенно очевидно, что эти рассказы противоречат и выше приведенным фактам, и тем, как Россия в невашингтонском контуре развивалась. Некоторые предприятия, которые считались почти перегретыми, нагруженными на 80%, обеспечили экономический рост при хорошем госзаказе на тех же производственных мощностях. Некоторые из них на 30, 50, 200%, некоторые вообще во много раз нарастили объемы выпуска продукции. И при этом ведомство Эльвиры Набиуллиной все еще рассуждает о том, что ключевую ставку, которая и так 16%, надо еще увеличить, чтобы охладить нашу экономику.

Второй аргумент, который не перестают приводить сторонники идеи борьбы с перегревом, гласит, что благодаря высокой ключевой ставке удалось стабилизировать рубль. Это неуважение к фактам и не соответствует действительности.


На эту тему привожу пару простых графиков. График №1 начинается с очень простой гипотезы, которую все понимают. Мы наблюдали: дернулся, допустим, курс рубля — сразу дергается цена товаров. В ту же сторону дергается инфляция. Если эти события стопроцентно коррелированы (как мы наблюдаем на практике и как должно быть по логике), то на кросскорреляционном графике через месяц примерно должна быть единичка по вертикальной оси. Значение, приближающееся к единице, что мы и видим. Берется график курса рубля от самого ЦБ, берутся данные по инфляции там же, строится кросскорреляционная кривая — и гипотеза подтверждается.


На графике №2, который мы строим с целью проверки их гипотезы, ЦБ повышает ключевую ставку — через месяц должен пойти вниз курс рубля. На кривой графика через месяц по вертикальной оси на кросскорреляционном графике у нас должна быть примерно минус единичка. По факту ничего подобного не наблюдаем. И мы, как честные исследователи, использовавшие данные самого Центробанка, отмечаем, что их гипотеза сомнительна и не соответствует соотношению их собственных данных. Причины стабилизации курса рубля могут быть совсем другими.

В завершение хочу сказать, что по итогам 2024-го экономика России вырастет больше, чем в прошлом году. Именно потому, что пошли госинвестиции, формирование нэповского гибридного контура, не связанного с Вашингтонским консенсусом. Визит Путина в Северную Корею, безусловно, этому поспособствует. Вероятно, потребуются дополнительные рабочие руки для совместного решения задач, сотрудничества. Либо на нашей, либо на корейской территории. И для того чтобы экономический рост России был не 4%, а хотя бы 9%, надо снижать ключевую ставку. Поскольку факты показывают, что она мешает экономическому росту, но никак не способствует ни стабилизации курса рубля, ни снижению инфляции.