Число заразившихся ботулизмом после употребления салата лобио от московского бренда «Кухня на районе» продолжает увеличиваться. В больницах по всей стране находятся более 300 человек, а 24 июня была первая смерть — в Костромской области скончался 21-летний парень. В Татарстане на данный момент зарегистрировано 20 случаев, два человека подключены к ИВЛ. На днях из инфекционки в Казани выписали 44-летнюю Александру Хавронину, чье видео с онемевшим лицом из палаты завирусилось в соцсетях. В блоге для «БИЗНЕС Online» визажист рассказала, как токсины от ложки салата спустя неделю поселились в кишечнике, почему нельзя медлить с вызовом скорой, можно ли восстановить речь и будет ли требовать наказания для производителя.
Александра Хавронина: «Многие, глядя на видео, которые я выставляла в соцсетях, подумали, что у меня отнялась половина лица, как при инсульте»
Как все случилось
В пятницу утром, 14 июня, я позавтракала, в том числе салатом лобио, заказанным накануне вечером через «Самокат» у «Кухни на районе», и отправилась на работу. Заказывали мы его не в первый раз, поэтому никаких опасений не было. Вообще, у меня чувствительное обоняние, и если я чувствую какой-то неприятный запах от купленной еды, то говорю об этом супругу и мы блюдо утилизируем. Как позже я узнала от врачей, токсин ботулизма не влияет «на органолептические свойства продукта», поэтому и несвежего, специфичного запаха у лобио не было.
Рабочий день прошел спокойно, я чувствовала себя хорошо, никаких недомоганий. Спустя сутки, в субботу, появилось легкое головокружение, которое я списала на переутомление. Я, конечно, не думала, что дело в салате, и, т. к. оставалась еще порция, в обед накормила им мужа…
После обеда мне стало чуть хуже. Не могла сконцентрировать зрение, в глазах двоилось, хотела почитать, но строчки в книге и на телефоне расплывались. Этому я тоже нашла объяснение, мол: давление, магнитные бури, усталость… Обезболивающие не приняла, ведь у меня ничего не болело. Дело близилось к ночи субботы, и я отправилась спать. Уснула хорошо, т. к. слабость нарастала. Проснулась, как обычно, в 7 утра, но чувствовала по-прежнему себя вяло. Решила, что йога поможет, я размялась, позанималась, думаю: «Сейчас станет получше». Не стало. Детям сказала, что завтрак приготовить им не смогу и обещанных блинчиков сегодня не будет. Они в итоге что-то готовили сами, а я снова прилегла.
Воскресенье. Проснулась, пошла чистить зубы и поняла, что мне тяжело полоскать рот и выплевывать воду. Подумала: «Надо же, как интересно». С трудом, но поела, потому что челюсти стали деревянные. Жевать было трудно, язык стал неповоротливый. Такие совсем микросимптомы, что что-то не так. Но что? Отравление? Меня не тошнило, не мутило, да и других признаков не было.
Затем стало сложно поднять веки, открыть глаза, они открывались по очереди, легче было просто с закрытыми глазами, потому что нужны были усилия, чтобы открыть их. Мышцы глаз, как мы потом поняли, «подзаморозились». Многие, глядя на видео, которые я выставляла в соцсетях, подумали, что у меня отнялась половина лица, как при инсульте. На самом деле мне приходилось закрывать один глаз, когда я записывала видео, чтобы видеть более четкую картинку. Мужу тоже становилось хуже, у него двоилось в глазах.
Первая здравая мысль за все это время — написать знакомому врачу-неврологу. Она попросила меня записать ей голосовое сообщение, прослушав которое, срочно посоветовала вызывать скорую помощь, потому что у меня однозначно поражение центральной нервной системы, судя по моей речи. Но почему именно оно возникло, по телефону, конечно, не скажешь.
Спустя сутки состояние ухудшилось
Мы вызвали скорую, бригада приехала довольно быстро. Медики начали осмотр, и, когда супруг рассказал, что у него похожие с моими симптомы, они решили, что это отравление. Позвонили дежурному врачу, проконсультировались и решили везти нас в инфекционную больницу на проспекте Победы. В тот момент в СМИ еще не было новостей об отравлении, мы узнавали обо всем происходящем уже после того, как нас госпитализировали.
Предварительный диагноз нам поставили в машине скорой помощи, видимо, у врачей информация уже была. Когда нас привезли в приемный покой, спустились реаниматологи, посмотрели на меня и спросили: «Тяжело ли открывать глаза?» Я ответила: «Да». И тогда врач подтвердил, что это ботулизм. Меня оформили и госпитализировали. Дальше промывали желудок, начали брать анализы, даже рвотные массы отправили на анализ. Дело в том, что, когда у меня брали мазок полости рта на ковид в приемном покое, меня вырвало.
Как я поняла, случаи ботулизма уже были в отделении, мы приехали не первые, поэтому нам поставили пробы (6 раз), наблюдали их, затем вводили внутривенно сыворотку от ботулизма, чтобы остановить действие токсина. Но спустя сутки после ее введения симптомы все еще могут нарастать. Так произошло и со мной. Если в больнице моя речь была просто заторможенной, то в понедельник я говорила совершенно нечленораздельно. Речь до конца не восстановилась до сих пор.
После сыворотки я пропила курс антибиотиков. Потому что, объяснили врачи, бактерия может продолжать жить в организме и выделять токсин. Каждый день мне мерили давление и сатурацию, ставили капельницы с сосудистыми препаратами для кровообращения, физрастворы. Неврологи 2 раза в день проверяли рефлексы и т. д.
Бактерии ботулизма не выводятся из организма сами, а сохраняются, «наращивают колонию» и выделяют токсины в кишечнике
В итоге полторы недели я провела в изолированном боксе в 30 кв. метров. Мужа выписали раньше, т. к. он съел салат позже и врачи «поймали» его на стадии, когда речь, ЦНС не пострадали так, как у меня.
Зато через неделю, как госпитализировали нас, мне позвонила мама, пожаловавшись на головокружение. Дело в том, что в пятницу, 14 июня, утром она попробовала ложку салата из моей порции. Нехорошо ей стало спустя четыре дня. У нее закружилась голова, но она подумала, что переволновалась. В итоге мама терпела почти неделю и, только когда симптоматика начала нарастать, позвонила мне. Конечно, я срочно уговорила ее приехать в инфекционную больницу. Ей также провели все процедуры, промыли желудок и давали лекарства. Все хорошо.
Как нам потом рассказали врачи, попробованной мамой ложки хватило, чтобы токсины «поселились» и у нее в кишечнике. Бактерии клостридии (возбудитель ботулизма), попадая в организм, не покидают его спустя время, а продолжают размножаться в кишечнике. Так что надеяться, что ботулизм пройдет сам, не стоит. Т. е. его бактерии не выводятся, а сохраняются, «наращивают свою колонию» и выделяют токсины в кишечнике, поэтому симптомы будут увеличиваться. Просто не так стремительно, как у тех, кто съел много.
Интересный момент: когда мне поставили диагноз «ботулизм» и объяснили, что заболевание я получила из-за попадания в организм ботулотоксина, то я тут же срастила это с тем, почему у меня стала такая странная мимика. Дело в том, что из этого токсина делают ботокс — препарат, который колют в мышцы лица, чтобы не было морщин. Инфекция поразила мышцы моего лица, и они расслабились, потому у меня было такое выражение. Да, инфекция и косметологический препарат — это разные формы, но суть одна и та же.
Я, как визажист, порасспрашивала на эту тему врачей, пока лежала в больнице, и действительно, реаниматологи говорят, что у них были случаи, когда к ним попадают после уколов красоты со случаями ботулизма. Редко, но бывает. Несмотря на то что косметологи уверяют, что это безопасно, на самом деле, наверное, не совсем так. Тем более если колоть ботокс, например, в лоб, который в такой близости к головному мозгу. Поэтому ходите только к проверенным косметологам, а лучше практикуйте фейс-фитнес — упражнения для лицевых мышц. Я, например, его практикую.
Люди ежедневно погибают в автомобильных авариях, но вы же не перестаете ездить на машине
Позавчера меня и маму выписали. Никакой диеты не прописали или каких-то особенных витаминов. Рекомендовали пока не садиться за руль, зрение еще не восстановилось. А от попытки что-то разглядеть и сфокусироваться начинает болеть голова.
Что мы будем делать дальше? Не знаю, с мужем мы пока этот вопрос не обсуждали. Но лично я не хотела бы, наверное, подавать в суд или начинать какие-то разбирательства. У меня нет желания тратить время на это. Я посмотрела расследование этого события и знаю, что тех людей, которые отвечали за качество продукта, уже привлекли к ответственности. Думаю, самое дорогое, чем они поплатились, — свобода. Не хотела бы дальше заниматься этой историей. А как будет действовать супруг, сказать не могу.
Испугалась ли я? Нет, наверное, потому что я не из пугливых. Врачи объяснили, как токсины ботулизма поступают в кровь, как действуют на нервные окончания, что они постепенно выйдут из организма и все будет хорошо. Заверили, что все восстановится. Я видела, как меня лечат, наблюдала прогресс и была спокойна.
Продолжу ли я заказывать готовую еду из сервисов доставок? Многие спрашивают о том, боюсь ли я теперь это делать. Знаете, немало людей, к сожалению, ежедневно погибают в автомобильных авариях, но вы же не перестаете ездить на машине? Вы просто становитесь более внимательным, правда? Здесь то же самое. Доставка доставке рознь. Еду лучше, наверное, заказывать напрямую из кафе и ресторана, а овощи, фрукты по-прежнему можно и из 15-минутных доставок.
Александра Хавронина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.