«САМОЕ СТРАШНОЕ СОСТОЯНИЕ – ЭТО ПОЛУБЕРЕМЕННОСТЬ»

- Станислав Георгиевич, стартовала летняя Олимпиада. Во времена вашей игровой карьеры нам даже подумать о другом месте, кроме первого, не представлялось возможным. Сейчас российских болельщиков настраивают на третье общекомандное место. И, увы, но это объективная ситуация, когда именно за него мы и будем бороться. Почему?

- Весь советский спорт отличал системный подход. Подготовка олимпийцев в составах сборных страны представлялась, как прямой путь от одной точки к другой - вышестоящей. Многое разрушилось в последние времена. Самое страшное состояние, как я обычно говорю, – это полубеременность. Когда мы ушли от одного, к другому не пришли, и находимся в состоянии половинчатости. Что-то взяли с Запада, что-то оставили наше, а единого целого, в результате, нет.

У нас во многих видах спорта нарушена системность: селекции, подготовки, а замыкается все на то, что нужно дать деньги для достижения результата. Вот результат нашей футбольной сборной на чемпионате Европы и показал порочность этой практики. Я считаю, что премиальные – это должно быть тем приятным моментом, который наступает в итоге. А для настоящего спортсмена цель должна состоять в другом. В самой победе.

- Ваши мысли, поверьте, находят отклик у многих авторитетных российских наставников, спортивных чиновников. Но, вопрос - кто же тогда все разрушает, если все или практически все понимают порочность разрушительной практики?

- Нельзя вырвать частное из общего. Давайте вместе ответим на вопрос: есть ли у наших сограждан идеалы? Только в последние годы начинает возвращаться у какой-то части сограждан ощущение гордости за звуки национального гимна, за национальный флаг. Лично мне было очень приятно, когда, будучи на «Финале четырех», я видел наших болельщиков, которые искренне переживали за ЦСКА, за российский клуб. А у нас был период «обезьянничества», когда мы просто хватали с Запада все, что подвернется, не разделяя, плохое это или хорошее, подходит нам или нет.

- В результате системному подходу мы сейчас можем поучиться у Китая, который скопировал его у… Советского Союза.

- При том, что наша системность вырабатывалась годами. То, что хорошо пошло в одном виде спорта, апробировалось на другом. Когда я учился в экономическом институте, то придерживался теории конвергенции. В те годы она была очень популярна в экономических кругах. То есть предполагалось взятие лучшего от социализма, лучшего от капитализма. Китай же взял у нас самое лучшее, а потом и двинул вперед. Также и остальные ведущие страны в спорте придерживаются этой модели.

«БЛАТТ ОТЛИЧНО ВЛАДЕЕТ ТЕХНОЛОГИЕЙ НАСТРОЯ»

- Возвращаясь к баскетболу. Нашу сборную тренирует иностранный наставник Дэвид Блатт. Зарубежные специалисты во главе сборных вызывают настороженное отношение. К примеру, Капрара выиграл чемпионат мира 2006 года в женском волейболе, потом провалился на Олимпиаде и был отправлен в отставку. Футбольный наставник Хиддинк, после бронзы на чемпионате Европы, страшно огорчил невыходом на чемпионат мира. Его коллега Адвокат ничем другим, кроме разочарования, не запомнился. Примеров можно привести множество. И только баскетбольная сборная выделяется отсутствием скандалов.

- Я считаю, что Блатт - специалист высочайшего уровня. Есть, может быть, в нашем баскетболе люди, которые лучше его в чем-то. Но Дэвид отлично владеет технологией настроя, умеет создавать внутри команды комфортную обстановку, умеет находить общий язык и с лидерами команды, и с запасными. Создает положительный микроклимат. В короткий период времени, когда нет возможности проводить с командой большую тренировочную работу, это играет большую роль.

Но надо еще отдать должное терпению руководителей нашей федерации. Блатт же тоже провалил, по сути, Олимпиаду в Пекине. Но у нас в федерации не стали рубить сгоряча, оставили его работать. И снова пошли определенные успехи.

Надо еще помнить то, что базис этой сборной был очень неплохим. Именно с костяком нашей нынешней национальной команды Евгений Пашутин выиграл молодежный чемпионат Европы 2005 года. Сейчас есть костяк, есть лидеры в лице Андрея Кириленко, Виктора Хряпы, Сергея Мони, и более молодое поколение в лице Александра Кауна, Тимофея Мозгова, Алексея Шведа. В результате сейчас мы имеем в сборной костяк достаточно опытных, сильных и талантливых баскетболистов. Если говорить о первой победе Блатта на чемпионате Европы, то следует признаться, что она была из разряда невероятных. Столько удачи на протяжении одного турнира редко какой команде приваливает. Подчас такое количество фарта на десять лет растягиваешь. Но когда ветер подул в паруса, то ребята поверили в свои силы, поверили в своего тренера. И сейчас у нас сложилась ситуация, когда наставник национальной команды находится на своем месте, и в этом нет сомнений.

- А почему в сборной нет игроков УНИКСа?

- Мне кажется, можно было рассмотреть кандидатуру Петра Самойленко. Когда Блатт довольно жестко ответил по Самойленко, сказав, что он «отработан для сборной», на мой взгляд, он немного поспешил. Прошлый сезон показал, что Петр в порядке. Ни возраст, а игра в конкретное время должна определять уровень спортсмена. Дай Бог каждому столько здоровья, сколько есть у Самойленко. Плюс он один из лучших защитников Европы, и, с учетом травмы Сергея Быкова, и дефицита игроков данного амплуа, можно было взять Петра на турнир. Он – человек-«замок», он может «съесть» на площадке кого угодно, и, выпуская его на замену, можно было решать серьезные задачи. Но каждый тренер, выстраивая собственную модель команды, имеет право на принятие подобных решений по тем или иным игрокам.

«УНИКС ПО ПРОШЛОГОДНЕМУ СОСТАВУ УСТУПАЛ ТОЛЬКО СУПЕРКЛУБАМ ЕВРОПЫ»

- Как бы вы оценили выступление УНИКСа в прошедшем сезоне? На мой взгляд, оно напоминало кардиограмму сердечника. Взлеты в Евролиге и Единой лиге ВТБ, и падение в национальном чемпионате.

- (Вздыхает). В целом, выступление следует оценивать положительно. Мне, как человеку, впервые приехавшему на работу в Казань 12 лет назад, долгое время приходилось объяснять людям – что такое Казань? Где она находится? Теперь подобных проблем нет. Казань знают, в том числе теперь и по яркому выступлению УНИКСа в Евролиге. Команду знают, уважают и с ней считаются. Почему? На мой взгляд, в сезоне была хорошо проведена работа всего клуба, президента, тренера, подобрались игроки, особенно иностранцы, очень хорошего уровня. За исключением четырех-пяти суперклубов, остальным УНИКС не уступал по подбору игроков. Но это, одновременно, сказалось на неважном выступлении в национальном чемпионате. Иностранцы играли в команде ключевую роль, а у них к матчам чемпионата России было немного иное отношение, и мотивация была не на должном уровне.

- В каком состоянии сейчас находится новый состав команды с новыми наставниками?

- Говорить о том, что все готово к чемпионату, будет, мягко говоря, неправильно. Сейчас мы находимся в стадии формирования команды. Приглашение игроков и подписание контрактов – это одна из стадий формирования, не более. УНИКС попал в тяжелое положение из-за внезапного ухода из команды Евгения Пашутина. Наметки на формирование новой команды исходили от бывшего главного тренера. С его уходом полностью пришлось менять всю стратегию. В связи с этим, мы с опозданием начали селекционную работу, еще не все позиции у нас закрыты, есть определенный дисбаланс, и команда чуть запаздывает в своем формировании.

Плюс встал вопрос о выборе нового наставника. Состоялся достаточно жесткий анализ на тему – кто бы мог возглавить команду? Почитав гостевые УНИКСа, отмечу, что не все болельщики команды нормально отреагировали на то, что команду снова возглавит Ацо Петрович.

Если говорить о составе, то, как мне кажется, у нас отличная линия высокорослых игроков. Не получилось вернуть в Казань Дмитрия Соколова, но у него контракт с ЦСКА. Но есть вопросы по комплектованию задней линии, особенно с первым номером. Лучшие российские игроки сконцентрированы в двух российских клубах – ЦСКА и «Химках».

- Завершая разговор. На мой взгляд, в Казани работало три великих тренера. Зинэтула Билялетдинов в хоккее, Станислав Еремин в баскетболе, и Курбан Бердыев в футболе. Не можете ли вы, на правах старшего, подсказать Курбану Бекиевичу – как лучше всего справить 60-летний юбилей? Вы его отметили в прошлом году, Бердыеву предстоит отпраздновать в конце августа, 25 числа.

- Хочу поправить вас. На мой взгляд, эпитет «великий» надо говорить в адрес, к сожаленью, ушедших из жизни наставников. Хотя я это говорю в свой адрес, может, Бердыев и считает себя великим. А Еремин пусть будет просто хорошим тренером, внесшим определенный вклад в развитие вида спорта в республике, в данном случае, баскетбола.

Что касается Бердыева, то я смотрю на него и не верю цифрам. Молодой, в расцвете сил, такая энергетика от него идет, что просто позавидовать можно.

И какое мудрое руководство в республике, которое не рубит с плеча. Была у Бердыева в «Рубине» сложная ситуация. Так же, как и в свое время у Зинэтулы Билялетдинова. Помните, чемпионат, который Билялетдинов не выиграл (сезон 2005 года, – ред.), но ему дали возможность работать, и победы пришли. Я восхищаюсь такими руководителями. Это и есть системный подход. Никогда не забуду, как я, покидая республику, получил одну из самых почетных наград Татарстана из рук тогдашнего президента Минтимера Шаймиева. А ведь я в том чемпионате, впервые за много лет, не сумел привести УНИКС к медалям. Но меня наградили. Для чего? Чтобы знали, что люди, которые хорошо, честно работают на благо республики, всегда будут вознаграждены. Здесь есть условия самореализации для таких вдумчивых тренеров, как Бердыев. И я хочу поздравить Курбана Бекиевича с наступающим! Пожелать ему здоровья, и пусть ему звезды все время сопутствуют, Алла Бирса, удача будет с ним!