Азат Хаким в особом представлении не нуждается. Один из самых известных в Татарстане авиаторов. В марте 2023 года Хаким, не согласившись с политикой ТАИФа, покинул основанную им авиакомпанию «Тулпар Эйр» Азат Хаким в особом представлении не нуждается. Это один из самых известных в Татарстане авиаторов. В марте 2023 года Хаким, не согласившись с политикой ТАИФа, покинул основанную им авиакомпанию «Тулпар Эйр»

Развод без расставания — Хаким и «Тулпар» никогда не расходились окончательно

Азат Хаким в особом представлении не нуждается. Это один из самых известных в Татарстане авиаторов — прошел все профессиональные ступени: аэроклуб, летное училище, школу летчиков-испытателей, летал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом и командиром экипажа Як-40, был летчиком-испытателем ОКБ «Сокол». В 1991 году Хаким создал одну из первых в России авиакомпаний деловой авиации «Тулпар», выросшую впоследствии в «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ), которая предоставляет услуги деловой авиации, технического обслуживания и ремонта воздушных судов (ТОиР), интерьерных работ и т. д.

В интервью «БИЗНЕС Online» в 2016 году Хаким рассказывал, что ТАГ даже выполняла заказы для африканского президента и переделывала грузовые самолеты так, чтобы бизнесмены могли вместить туда, например, внедорожник для полетов на рыбалку в Астрахань. В этой же беседе он заявлял, что АО «ТАИФ» для «Тулпара» — стратегический партнер. «К примеру, если бы не ТАИФ, у нас не было бы нынешнего ангара в Казани. Как это назвать? У нас партнерство». На тот момент ТАИФ владел в «Тулпар Эйр» 51%, а в «Тулпар Техник» — 27%. «Конечно, партнер влияет на наши дела — у нас есть постоянная загрузка. К тому же то, что с нами работает такая мощная компания, — отличная реклама. В этом и есть помощь», — отзывался Хаким.

В том числе из-за того, что сам Хаким когда-то так высоко ценил сотрудничество с ТАИФом, его решение о выходе из ООО «Авиакомпания „Тулпар Эйр“» в марте 2023 года удивило бизнес и авиасообщество. Изначально Хаким никак не комментировал свой уход. Но позднее все же поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» о том, что ТАИФ на фоне выросших выручки и прибыли решил преобразовать «Тулпар Эйр» из ООО в АО, что Хакима не устроило. Это и явилось причиной того, что авиатор покинул родную компанию.

Самую «молодую» из компаний — «Академию 033» Хаким открыл совместно с Константином Тимофеевым в 2023 году Самую «молодую» из компаний — «Академию 033» — Хаким открыл совместно с Константином Тимофеевым в 2023 году

Как стало известно в ходе судебных разбирательств, за свою долю в 49% в «Тулпар Эйр» Азат Муртазович получил от компании 420 млн рублей, позже эта доля была перепродана основному владельцу компании, т. е. ТАИФу.

Однако не стоит считать, что Хаким полностью разорвал все связи с авиацией. Он все еще владеет ООО «Тулпар Трейд» на 25%, ООО «Тулпар Интерьеры Инжиниринг Дизайн» на 49%, ООО «Тулпар-Сервис» на 50% (второй долей владеет сын — Айдар Хаким), ООО «Тулпар Техник» на 63%, ООО УК «Тулпар Авиа Групп» на 80% (оставшейся долей владеет тоже сын) и ООО «Авиационный Учебный Центр „Академия 033“» (АУЦ) на 40%. По данным сервиса «Контур.Фокус», совокупная выручка всех организаций, которыми в той или иной степени обладает Хаким, за 2023 год составила 3,8 млрд рублей.

Самую «молодую» из компаний — «Академию 033» — Хаким открыл совместно с Константином Тимофеевым (ныне — управляющий директор «Туполева», первый заместитель генерального директора ОАК) в 2023 году. Располагается авиационный учебный центр на аэродроме Караишево (Лаишевский район). Там готовят пилотов-любителей, инженеров и техников для обслуживания самолетов гражданской авиации. Центр включает в себя аэродром, ангары и даже музей настоящих боевых самолетов. Выходит, опытный летчик все еще при «родном» и привычном деле, более того, Хаким всегда был сторонником авиационного просвещения и давно продвигал идею создания авиамузея советских самолетов под открытым небом.

Откуда иск под 900 млн рублей?

Хотя Хаким с небом и не расстался, разлад с бывшим влиятельным партнером все же случился (и приобрел масштабы судебного спора на сотни миллионов рублей). 29 февраля этого года основатель компании обратился в Арбитражный суд Татарстана с иском к «Тулпар Эйр» сразу на 890 млн рублей. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хаким тогда рассказал, что при выходе из авиакомпании ему выплатили только часть его доли (те самые 420 млн), а оставшуюся он так и не получил, поэтому решил подать в суд. Судя по открытым данным, в преддверии расставания учредителей выручка компании увеличилась в 4 раза (до 3,2 млрд рублей), а прибыль — в 8 раз (до 600 млн). К заявлению представители Хакима сразу же приложили оценку эксперта о стоимости активов «Тулпар Эйр» на момент выхода Хакима из общества. Именно она подтверждала, что сумма, изначально выплаченная бывшему владельцу, оказалась значительно ниже заслуженной.

Управляющий партнер юридической компании A2K Legal Ильдар Хабибуллин в беседе с «БИЗНЕС Online» предположил, почему могла возникнуть такая существенная разница между суммами. «Если говорить о любой отвлеченной от конфликта авиакомпании, логично предположить, что в ее собственности могут быть воздушные суда. Воздушное судно изначально ставится на баланс по цене его приобретения, но дальше оно начинает амортизироваться. С учетом срока эксплуатации такого транспорта через какое-то время амортизация может свести балансовую стоимость к нулю. Но по факту рыночная стоимость этого имущества остается высокой, возможно, даже выше той, за которую его приобретали, поэтому и могут возникнуть подобные спорные ситуации».

По словам эксперта, в судах складывается положительная для бывших владельцев практика — зачастую принимаются решения в их пользу после проведения судебной экспертизы, устанавливающей не только балансовые показатели, но и рыночную стоимость активов предприятия.

Директор и владелец юридического агентства «АргументЪ» Елена Аношкина также подтвердила нам, что в последние годы в российских судах устойчиво сложилась практика, по которой вышедший участник имеет право увеличить стоимость подлежащей ему выплаты. «Это абсолютно нормальная история, когда бывший владелец обращается в суд и при помощи оценки эксперта, самостоятельно приводимых доводов (например, по наличию активов или выгодно заключенных контрактов) доказывает в суде, что фактически выплата должна быть больше. Суд также может назначить повторную экспертизу и на ее основании принять решение о справедливой стоимости выплаты вышедшему учредителю».

«Тулпар Эйр» взялись защищать Михаил Раскин и Эмиль Гатауллин, которые входят в некоммерческое партнерство «Коллегия адвокатов „Раскин Жихарев Гатауллин“» (Раскин является его председателем). Они сразу нашли, к чему придраться в оценке истца — предъявили за нечитаемые страницы, скриншоты страниц из интернета без указания на ссылки и даже английские фрагменты текста без нотариально заверенного перевода. «Это не какая-то наша блажь, мы представили этот отчет нашему оценщику, чтобы тот мог подготовить контраргументы к нему, но специалист споткнулся об эти недочеты», — утверждал Гатауллин.

Представители Хакима — Марат Камалов, Всеволод Нестеров (Камалов — директор, а Нестеров — руководитель юротдела юрфирмы «Татюринформ») и Ильнур Садыков — недостатки отчета об оценке сочли незначительными, однако суд все же обязал их устранить, поэтому рассмотрение по существу откладывалось. Когда уже отчет был исправлен и все споры вокруг него поутихли, обе стороны неожиданно попросили суд назначить новую экспертизу…

Представители «Тулпар Эйр» в суде пояснили, вернуть его долю уже не выйдет, так как она уже продана ТАИФу Представители «Тулпар Эйр» в суде пояснили, что вернуть его долю не выйдет, т. к. она уже продана ТАИФу

Вернули бы Хакима, да только доля его у ТАИФа

В «Тулпар Эйр», видимо, решили, что лучшая защита — это нападение, и 23 мая подали к Хакиму встречный иск о признании сделки о его выходе из компании недействительной. Причина — бывший владелец якобы повел себя недобросовестно. Такое громкое заявление тулпаровцы объяснили тем, что выход Хакима совместно с требованием о выплате его доли как будто бы грозил обществу банкротством.

Поэтому авиакомпания хочет полностью «отмотать» выход Хакима из состава учредителей и взыскать уже выплаченные ему 419 млн рублей. Казалось бы, такая отмена приведет к тому, что Хаким вернет деньги, но и ему взамен отдадут 49% уставного капитала общества. Однако представители «Тулпар Эйр» в суде пояснили, что вернуть его долю не выйдет, т. к. она уже продана ТАИФу (в сентябре 2023 года за те же 419 млн рублей), так что единственный вариант — это возместить Хакиму рыночную стоимость доли. Как раз для этого «Тулпар Эйр» и запросил у суда проведение экспертизы.

Аношкина пояснила для «БИЗНЕС Online», что признать состоявшуюся и, самое главное, уже исполненную сделку недействительной очень непросто, «ведь общество не только приняло его заявление о выходе, но и выплатило ему стоимость его доли». По словам эксперта, законом установлен срок на такую выплату в три месяца, а это «хороший временной разбег» для того, чтобы понять, действует ли выходящий участник добросовестно. А если нет — принять меры, направленные на защиту своих интересов: обратиться в суд или прокуратуру, указав на недобросовестное поведение учредителя.

Также эксперт добавила, что сторона «Тулпар Эйр» в целом верно указала на последствия признания этой сделки недействительной. Если суд примет доводы компании, то обе стороны конфликта должны будут вернуться в прежнее положение. Но поскольку доля Хакима уже продана, тулпаровцы действительно должны будут выплатить своему основателю ее рыночную стоимость в качестве компенсации. Суду при этом придется разбираться еще и с добросовестностью ТАИФа. «Вероятнее всего, нужно будет устанавливать, добросовестно ли поступало лицо, выкупавшее долю. То есть во время оплаты не действовали ли какие-то ограничения, обременения, нигде ли не было известно о конфликте второго учредителя и компании», — полагает юрист.

Старший юрист юридической фирмы Yalilov & Partners Диана Малышева также подтвердила нам, что в случае если доля участника (сделка по выходу с которым признана недействительной) уже была реализована, она может быть истребована из чужого незаконного владения.

Защитники Хакима утверждали, что необходимо проводить комплексную бухгалтерскую экспертизу — иначе обычный эксперт в отчетности компании, активах и дебиторках не разберется. В «Тулпар Эйр» же сильно бухгалтерию «светить» не хотели, настаивали на обыкновенной оценочной экспертизе Защитники Хакима утверждали, что необходимо проводить комплексную бухгалтерскую экспертизу, иначе обычный эксперт в отчетности компании, активах и дебиторках не разберется. В «Тулпар Эйр» же сильно бухгалтерию «светить» не хотели, настаивали на обыкновенной оценочной экспертизе

Экспертиза экспертизе рознь

К чему в итоге придут стороны, еще непонятно, но конфликтуют они касательно любых нюансов. Так, взаимно запросив проведение судебной экспертизы, оппоненты долго не могли договориться о том, какого она будет вида, кто ее будет проводить и какие вопросы эксперту надо поставить.

Защитники Хакима утверждали, что необходимо проводить комплексную бухгалтерскую экспертизу, иначе обычный эксперт в отчетности компании, активах и дебиторках не разберется. В «Тулпар Эйр» же сильно бухгалтерию «светить» не хотели, настаивали на обыкновенной оценочной экспертизе.

Чаще всего сторона Хакима указывала на аффилированность «Тулпар Эйр», а точнее, ТАИФа, с предложенными ими экспертными организациями. Более того, представителям Хакима не нравились даже те экспертные организации, которые работают с СИБУРом (мол, компании сотрудничают, поэтому эксперты СИБУРа могут «подсобить» и ТАИФу). Когда представитель ТАИФа (компанию привлекли в дело третьим лицом) Александр Арзамасцев в суде пытался опровергнуть данные доводы, юрист Хакима Нестеров вовсе попросил представить компанию список всех аффилированных с нею лиц. Но тут уже не выдержала судья, рассматривающая дело, Лилия Аппакова, она попросила сторону «не усугублять ситуацию».

Представители Хакима настолько переживали за то, что вторая сторона может оказать на экспертов давление, что даже предлагали специалистов из других регионов. Защитников «Тулпар Эйр» это только позабавило: «Тогда уж всему суду заявите отвод, он ведь тоже в Татарстане». Представитель ТАИФа в свою очередь указал на то, что привлечение экспертов из других уголков страны повлечет дополнительные трудности. Ведь не исключено, что они захотят выехать и осмотреть имущество компании — воздушные суда, а это привнесет дополнительные затраты по суммам и времени на рассмотрение.

В конечном итоге в качестве эксперта выбрали Алсу Гилязову с опытом работы в оценочной деятельности более 20 лет. Она представляет инновационную компанию «Бизнес-содействие», к которой сторона Хакима тоже предъявляла претензии. Поскольку у организации отсутствует сайт, в штате работают всего три сотрудника, имеется задолженность перед ФНС и фактически не осуществляется деятельность. Юристы Хакима утверждали, что компания имеет признаки фирмы-однодневки и, вероятнее всего, служит ширмой для какой-то иной экспертной организации, которая, опять же, может быть аффилирована со второй стороной.

Несмотря на это, судья Аппакова все же поручила Гилязовой определить действительную (рыночную) стоимость доли Хакима в уставном капитале ООО «Тулпар Эйр» на 31 декабря 2022-го. В настоящий момент дело «зависло» на время проведения экспертизы, возобновится оно после 29 июля этого года.