Как рассказал нашей газете руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, количество посетителей в ТЦ Казани по итогам июня этого года сопоставима с показателями июня в прошлом году, а вот май 2024-го «просел» на 4% по сравнению с маем 2023-го Как рассказал нашей газете руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, количество посетителей в ТЦ Казани по итогам июня этого года сопоставимо с показателями июня в 2023-м, а вот май 2024-го «просел» на 4% по сравнению с маем прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

Торговые центры проигрывают маркетплейсам

Моллам придется несладко, «многие оценили удобство интернет-сервисов», маркетплейсов, где покупатель может купить все по низкой цене, не тратя времени на походы по магазинам, и «сократили количество визитов в торговые центры», рассказали эксперты «БИЗНЕС Online». По данным аналитического агентства Infoline, в прошлом году 48% продаж розничной торговли РФ пришлись на онлайн-покупки и в 2024-м цифра вырастет. Посещаемость в казанских ТЦ потихоньку начинает падать, хотя дело не только в маркетплейсах.

Как рассказал нашей газете руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, количество посетителей в ТЦ Казани по итогам июня этого года сопоставимо с показателями июня в 2023-м, а вот май 2024-го «просел» на 4% по сравнению с маем прошлого года. «Вероятнее всего, посещаемость в июле – начале августа будет сопоставима либо несколько ниже прошлогодних показателей (в коридоре 0 процентов – минус 3 процента год к году)», — прогнозирует спикер.

Желание людей тратить меньше времени на поиски вещей и сэкономить, покупая в интернете, ставит моллы в невыгодное положение. В мае президент союза торговых центров России Булат Шакиров направил письмо в минпромторг, минэкономразвития, минфин и ФНС с просьбой предоставить меры поддержки традиционным торговым розничным сетям. По его словам, сейчас больше преференций получают онлайн-площадки. Он предложил снизить ставку налога на имущество для ТЦ, ввести особый налоговый режим и льготную ставку НДС. На этом дело не закончилось: в июне союз торговых центров России, Беларуси и Казахстана обратился к властям с просьбой уравнять ТЦ и маркетплейсы в правах, поскольку последние могут избегать некоторых налоговых обязательств, например НДС и налога на прибыль от продаж.

«Высокая налоговая нагрузка ретейлеров и ТРЦ, существующая правовая база, регулирующая деятельность офлайн-розницы, формируют более высокие цены на товары в сравнении с маркетплейсами. Предложенные союзом ТЦ меры позволят отчасти уравнять условия работы в офлайне и онлайне», — прокомментировали инициативу в пресс-службе KazanMall. Сейчас торговые центры вынуждены завлекать посетителей к себе, устраивая разнообразные мероприятия. «Для привлечения посетителей мы занимаемся маркетинговыми мероприятиями, проводим активности, приуроченные к праздникам», — рассказывает руководитель пресс-службы АО «Эдельвейс Групп» (ТЦ «ГУМ») Нармина Гатауллина.

В ход идет все. Например, «МЕГА» недавно объявила, что стала «первым в Татарстане» торговым центром дог-френдли и теперь посетители могут совершать покупки вместе с любимцами, в ГУМе на выходных пройдет выставка кошек «Мурляндия», а KazanMall проводит летние дискотеки на крыше. «Торговые центры — это история и про досуг. Потому многие из них позиционируют себя как развлекательные центры», — говорит директор A-Development Владимир Шайхиев.

«Было ноль платежей, а будут миллионы!»: малые ТЦ и офисы в Татарстане «прибьют» кадастровым налогом

Пока торговые комплексы придумывают, как вернуть «уплывших в сеть» покупателей, а власти только начинают разрабатывать законодательное регулирование маркетплейсов, моллы в Татарстане попали под новый удар: комитет Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам в среду, 3 июля, одобрил поправки к региональному закону «О налоге на имущество организаций». Теперь ТЦ республики и офисы площадью свыше 1 тыс. «квадратов» будут платить максимальные 2% налога с кадастровой стоимости объекта. Изменения коснутся около 700 объектов.

Да, нововведения не коснутся крупных игроков — «МЕГИ», «Тандема», KazanMall, «Парк Хауса» и пр., но им тоже придется несладко. Минземимущество РТ недавно произвело переоценку кадастровой стоимости моллов, и, естественно, не в пользу последних. «ТЦ необходимо поддерживать. Очень сложные времена со всех сторон. Сложные с точки зрения налогов, оттока покупателей, санкций, которые привели к уходу арендаторов. То, что требуются меры поддержки, — это очевидно, не нужно торговым центрам создавать сложности дополнительные на региональном уровне», — считает Шайхиев. Окончательно налог должна утвердить ближайшая сессия Госсовета, а пока посмотрим, как сейчас ТЦ Казани переживают летний сезон.

В «МЕГЕ» готовится к открытию салон по продаже автомобилей с пробегом «Кан Авто», который расположится напротив бывших площадей шведского мебельного бренда В «МЕГЕ» готовится к открытию салон по продаже автомобилей с пробегом «КАН Авто», который расположится напротив бывших площадей шведского мебельного бренда Фото: Татьяна Леухина

«МЕГА»

Начнем «шоп-тур» с казанской «МЕГИ». Ничего не говорит о том, что здесь должен появиться маркетплейс «Мегамаркет» (входит в экосистему Сбера) на месте IKEA или термы на месте OBI. Когда они появятся, в самом ТЦ нам не ответили. Зато готовится к открытию салон по продаже автомобилей с пробегом «КАН Авто», который расположится напротив бывших площадей шведского мебельного бренда. Кроме того, в «МЕГЕ» открылся ювелирный магазин Sokolov, в обновленном концепте заработали бренд мужской одежды Henderson и магазин модных кроссовок Superstep, «Спортмастер» переименовался в «Спортмастер Pro». Между Vilet (бывший Stradivarius) и Colin’s готовится «поселиться» казанский бренд одежды Serginnetti (оборот компании в прошлом году составил 194 млн рублей).

У соседа «МЕГИ» «Южного» на месте H& M скоро появится «второй по величине в России» немецкий бренд одежды New Yorker У соседа «МЕГИ» «Южного» на месте H&M скоро появится «второй по величине в России» немецкий бренд одежды New Yorker Фото: Татьяна Леухина

«Южный»

У соседа «МЕГИ» «Южного» на месте H&M скоро появится «второй по величине в России» немецкий бренд одежды New Yorker (один из немногих западных брендов, «не бросивших» российских покупателей), заработал магазин «необычных товаров» Sweet Cat Shop. Бренд родом из Иваново, он самостоятельно производит канцелярию, одежду, различные забавные безделушки.

Заработал магазин «необычных товаров» Sweet Cat Shop. Бренд родом из Иваново, он самостоятельно производит канцелярию, одежду, различные забавные безделушки Заработал магазин «необычных товаров» Sweet Cat Shop. Бренд родом из Иваново, он самостоятельно производит канцелярию, одежду, различные забавные безделушки Фото: Татьяна Леухина

На фуд-корте обоих ТЦ дела обстоят еще скучнее. В «МЕГЕ» не появилось ничего нового, в «Южном» откроется кафе грузинской кухни «Дэдико», а на втором этаже заработал островок с десертами «Клубника в шоколаде».

Проработавший в «Парк Хаусе» много лет французский бренд магазин Yves Rocher. Его место заняли челнинцы Fix Store Место проработавшего в «Парк Хаусе» много лет французского бренда — магазина Yves Rocher — заняли челнинцы Fix Store Фото: Татьяна Леухина

«Парк Хаус»

В «Парк Хаусе» оказалось чуть повеселее. Здесь одним из первых в России заработал бренд Ready! Steady! Go! от Gloria Jeans. Это их новая «сетка» магазинов, ориентированная на молодежь (от 14 до 20 лет). По мнению Gloria Jeans, именно в Казани «развиты уличная культура и стрит-арт», что вяжется с концепцией Ready! Steady! Go!. Бренд открылся на бывших квадратных метрах H&M на первом этаже. «Заехал» в молл новый салон оптики «ОК Оптика». Бренд родом из подмосковного города Реутова и в Татарстане откроется впервые. Недалеко от него весной начала работу табачная лавка Corsar.

Что закрылось? Проработавший в «Парк Хаусе» много лет французский бренд — магазин Yves Rocher. Его место заняли челнинцы Fix Store. Компания позиционирует себя как официальный партнер производителей техники от Apple, Samsung, Dyson, Honor и Huawei. На втором этаже один туроператор сменил другого — Coral Travel на ANEX Tour. Обновляет входную группу кинотеатр «Синема 5» (сам кинотеатр работает).

Рядом с рестораном «Хруст» планирует открыться пельменная «Лепим сами» Рядом с рестораном «Хруст» планирует открыться пельменная «Лепим сами» Фото: Татьяна Леухина

Что нового на фуд-корте? На месте ушедшего «БлинОк» откроется Not Only Poke — заведение с гавайской кухней, которое позиционирует себя первым в России здоровым фастфудом. Интересно, что бренд станет соседом «Вкусно — и точки», которую глава Роспотребнадзора Анна Попова называла «флагманом здорового питания». А рядом с рестораном «Хруст» планирует открыться пельменная «Лепим сами».

В KazanMall из новинок — бренд купальников lavarice на первом этаже и магазин детской одежды Orby на втором. На фуд-корте появилось заведение Fritto В KazanMall из новинок — бренд купальников lavarice на первом этаже и магазин детской одежды Orby на втором. На фуд-корте появилось заведение Fritto Фото: Татьяна Леухина

KazanMall

В KazanMall из новинок — бренд купальников lavarice на первом этаже и магазин детской одежды Orby на втором. На фуд-корте появилось заведение Fritto, которое специализируется на фрикадельках, приготовленных «по особым рецептам». В отзывах даже пишут, что они вкуснее, чем знаменитые мясные шарики из IKEA. На очереди к открытию ресторан грузинской кухни «Сулугуни». Это второе заведение челнинского ресторатора Раиса Валеева в Казани (первое открылось на перекрестке улиц Профсоюзной и Университетской зимой в этом году). Кроме того, ждут своего часа кофейня Surf Coffee и «чайная» PIMS — новомодная сеть из Москвы, где готовят холодные чаи и кофе с добавлением свежих фруктов, ягод и топингов.

В «Тандеме» закрылся Befree, входящий в крупнейший российский фешен-конгломерат Melon Fashion Group. На его месте откроется магазин премиум-сегмента российского дизайнера Александра Богданова В «Тандеме» закрылся Befree, входящий в крупнейший российский фешен-конгломерат Melon Fashion Group. На его месте откроется магазин премиум-сегмента российского дизайнера Александра Богданова Фото: Татьяна Леухина

«Тандем»

На первом этаже «Тандема» все по-старому. Напротив продуктового «Перекрестка» пустующий корнер так и не нашел арендатора, возле турецкого бренда одежды Koton косметический ремонт затеяла флористическая студия Alexey Stepanov Flower. Поднимаемся на второй этаж. Здесь закрылся Befree, входящий в крупнейший российский фешен-конгломерат Melon Fashion Group. На его месте откроется магазин премиум-сегмента российского дизайнера Александра Богданова, который до этого работал в «Сувар Плазе». Вместо магазина обуви Kari, который переехал на первый этаж поближе к «Перекрестку», появился магазин одежды Zolla. Третий этаж без перемен, на фуд-корте возле пельменной «Лепим сами» готовится появиться новое заведение, какое именно, не анонсировано.

«Кольцо» на улице Петербургской готовится обновить состав арендаторов «Кольцо» на улице Петербургской готовится обновить состав арендаторов Фото: Татьяна Леухина

«Кольцо»

«Кольцо» на улице Петербургской готовится обновить состав арендаторов, фуд-корт, усилить развлекательную часть, писал ранее «БИЗНЕС Online», поэтому здесь по-прежнему пустынно, но многолюдно, учитывая его месторасположение. Сейчас в молле готовится к открытию магазин французской косметики Yves Rocher рядом с «Лэтуаль». На фуд-корте откроется «Кинг-Гриль» — кафе турецкой кухни, место ушедшего ресторана «Сахара» по-прежнему пустует. Пока здесь рекламируется Rostic’s.

На фуд-корте откроется «Кинг гриль» — кафе турецкой кухни На фуд-корте откроется «Кинг-Гриль» — кафе турецкой кухни Фото: Татьяна Леухина

ГУМ

Один из старейших ТЦ Казани ГУМ «подселил» к себе казанскую сеть антикафе «Баклажан» братьев Эдуарда и Дениса Ончуковых, четвертый этаж ТЦ, где находятся офисы, ждет арендаторов, расширился магазин национальной продукции «Татпродукт» на первом этаже, а из последних крупных открытий — магазин немецких курток Wellensteyn, рассказали нам в самом ТЦ.

Один из старейших ТЦ Казани ГУМ «подселил» к себе казанскую сеть антикафе «Баклажан» братьев Эдуарда и Дениса Ончуковых, четвертый этаж ТЦ, где находятся офисы, ждет арендаторов, расширился магазин национальной продукции «Татпродукт» на первом этаже Один из старейших ТЦ Казани ГУМ «подселил» к себе казанскую сеть антикафе «Баклажан» братьев Эдуарда и Дениса Ончуковых, четвертый этаж ТЦ, где находятся офисы, ждет арендаторов, расширился магазин национальной продукции «Татпродукт» на первом этаже Фото: Татьяна Леухина

80% ТЦ Казани «морально устарели»

Несовременный формат — еще одна причина, по которой покупатели «устают» от торговых центров. Бо́льшая часть моллов Казани введена в эксплуатацию более 10 лет назад. А с учетом того, что «срок жизни» ТЦ составляет около 10 лет, большинство объектов города нуждаются в реновации или реконцепции, подчеркнула региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Как подсчитали в NF Group, на сегодняшний день свыше 80% ТЦ столицы Татарстана «морально устарели».

По словам Хакбердиевой, доля таких объектов в Казани продолжит расти, если не будут предприняты своевременные меры по их оживлению. Тем более что новые торговые комплексы строить не спешат: в этом году в татарстанской столице появится лишь «ART Центр» от UD Group общей площадью 40 тыс. кв. м с татарским фуд-кортом. «Если ничего не поменяется, это приведет к снижению интереса со стороны как посетителей, так и арендаторов, что негативно скажется на общей привлекательности и рентабельности торговых объектов», — предупреждает спикер.

Напомним, что сейчас освежить свои квадратные метры планирует лишь «Кольцо» семьи Хайруллиных. Что предполагает проект обновления, который разработали москвичи? Изменения затронут как общие зоны ТРЦ, так и качественный и количественный состав арендаторов. Из общей площади в 46,8 тыс. кв. м арендопригодная составляет только половину комплекса. Реконцепция должна завершиться до конца года. По нашим данным, «обновляют интерьер» «ГоркиПарк». В далеком 2018-м первым комплексом, задумавшимся о том, чтобы освежить свой формат, была «МЕГА», обновившая фуд-корт. В том же году переосмыслил свою зону для перекуса «Тандем», а в 2019-м изменения пришли в «Парк Хаус». Уже с 2020 года перед торговыми центрами возникли совсем иные задачи, связанные сначала с долгим простоем из-за пандемии коронавируса, а впоследствии с уходом популярных брендов в 2022-м.