В стране всерьез задумались о развитии внутреннего автотуризма. Правительство РФ разработало документ, согласно которому к 2035 году данное направление в отрасли должно выйти на новый уровень. Хотя у экспертов и есть опасения о готовности регионов к реализации задуманного, к тому же если тратиться на это придется бюджетам субъектов Федерации. О том, как на таком фоне выглядит РТ, чем нам поможет трасса М12 и чего не хватает из инфраструктуры для автотуристов в республике, — в материале «БИЗНЕС Online».
В стране всерьез задумались о развитии внутреннего автотуризма
Концепция туризма по поручению президента
Стартовал в июле и продлится до 7 августа прием заявок на получение субсидий на развитие туристской инфраструктуры и проведение событийных мероприятий в РТ в 2024 году, сообщает республиканский комитет по туризму. Повод активизироваться в том числе тем представителям отрасли, которые отвечают за направления, еще не столь развитые в Татарстане и в целом в стране.
К последним можно отнести автотуризм. Сам Владимир Путин публично заявил о необходимости его развития еще в июле 2022 года на форуме агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени». Тогда президент России отметил, что для развития отрасли нужны дополнительные усилия со стороны государства, а также необходимо массово создавать кемпинги. Конкретная же задача по разработке профильной концепции была поставлена на совещании с членами правительства 2 мая 2023 года. Срок выполнения был обозначен до 15 июня, а ответственный — премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Несмотря на обозначенные сроки, распоряжение, которое утверждает концепцию развития автомобильного туризма, рассчитанную до 2035-го, было опубликовано на официальном сайте правительства России только 25 апреля этого года.
Документ формулирует необходимость решения множества задач — от совершенствования нормативно-правовой базы и создания сети национальных и межрегиональных туристских автомаршрутов до налаживания производства отечественного транспорта, пригодного для туризма на колесах.
Концепция подразумевает два этапа реализации. Первый (2024–2025) включает в себя разработку основных программ и плана мероприятий, а также мер господдержки и работу над созданием интерактивной карты с автомобильными маршрутами. На ней должны быть отмечены объекты туристической инфраструктуры, например места отдыха и заправки, а также точки притяжения туристов. Пилотным маршрутом, на котором это опробуют, станет Санкт-Петербург – Владивосток. Второй этап будет включать в себя «совершенствование законодательства и мер господдержки, работу над ростом сети автотуристических маршрутов и объектов инфраструктуры».
Сергей Иванов: «После строительства таких больших инфраструктурных автомагистралей к нам приедут уже не только соседние регионы. Трасса М12 идет до Санкт-Петербурга, соответственно, может быть и Ленинградская область, все, что там находится»
Готов ли Татарстан принимать автотуристов?
Как отмечают авторы концепции, вопрос развития автотуризма с созданием необходимой инфраструктуры, а также многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) и кемпингов прежде всего актуален в регионах восточного направления, которые располагаются вдоль главных транспортных артерий, в том числе федеральной трассы М12. На автодорогу как на импульс развития автотуризма и увеличения турпотока в республику возлагают надежды и власти Татарстана.
«Поскольку появилась, например, новая автотрасса М12, многие действительно стали смотреть на путешествия на машине как на новый вид отдыха, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ глава комитета РТ по туризму Сергей Иванов. — После строительства таких больших инфраструктурных автомагистралей к нам приедут уже не только соседние регионы. Трасса М12 идет до Санкт-Петербурга, соответственно, может быть и Ленинградская область, все, что там находится».
Согласна с Ивановым руководитель комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова, которая отмечает, что в прошлом году столица Татарстана вошла в топ-5 городов для автотуризма. «Трасса М12 открывает для нас новые возможности по приему групп автотуристов», — считает Санникова.
Тем не менее спикеры газеты признают, сейчас на трассе не хватает придорожной инфраструктуры — АЗС, отелей, точек питания. ГК «Автодор», строящая трассу, на своем сайте отмечает, что к услугам автомобилистов, выезжающих на М12, есть 18 многофункциональных зон отдыха (МФЗ) и четыре контейнерные заправки (в будущем число их обещают довести до 32).
«Пока жалоба в основном на недостаток заправок по дороге, приходится, особенно в праздничные дни, людям иногда ждать на заправке час-полтора. Сейчас самое необходимое — это увеличение количества заправочных комплексов», — говорит Иванов. По информации собеседника газеты, в пиковые дни, например на майские праздники, нагрузка на дорогу составляет от 5 тыс. до 7 тыс. автомобилей в сутки, через какое-то время это будет «лавинообразный поток», считает глава госкомитета по туризму Татарстана.
«Трасса М12 открывает для нас новые возможности по приему групп автотуристов», — считает Санникова
«Ни на сколько не окупаемый проект. Это все благодаря инвестору и идейному вдохновителю…»
Кроме развития транспортной артерии, властям предстоит решить и еще одну глобальную задачу — обеспечение региона кемпинговыми зонами. Сегодня, согласно 2GIS, в РТ таких мест лагерей для автотуристов всего 11. «На сегодняшний день современные площадки (автокемпинги) расположены в ближайших к Казани районах республики (например, в поселке Осиново, городе Бавлы). Вопрос обустройства автокемпингов на территории столицы РТ в проработке», — говорит Санникова и добавляет, что для города это очень сложный вопрос, т. к. центральная его часть «плотно застроена».
Для мотивации предпринимателей с 2024 года минэкономразвития РФ выделяет регионам единую субсидию на туризм. Из 6,2 млрд рублей Татарстану из «бюджетного пирога» достается 168 млн рублей. Субъекты сами выбирают для себя приоритетные направления. РТ определила для себя два ключевых вектора поддержки: развитие туристской инфраструктуры (105,8 млн рублей) и поддержка событийных мероприятий (62,2 млн рублей).
Кроме развития транспортной артерии, властям предстоит решить и еще одну глобальную задачу — обеспечение региона кемпинговыми зонами
Среди направлений будет и создание кемпингов, кемп-стоянок и кемпинг-палаток. «Подобная мера вводится впервые. До этого субсидии на такие цели не предоставлялись ни на федеральном, ни на республиканском уровне, — отмечает Иванов. — Максимальная сумма, на которую может рассчитывать предприниматель, — 3 миллиона рублей».
Как «БИЗНЕС Online» уточнили в республиканском комитете по туризму, субсидию можно будет потратить на создание объектов кемпинг-размещения, кемп-стоянок, а также приобретение кемпинговых палаток и других видов оборудования, используемого для организации пребывания (ночлега), включающих обустройство жилой и рекреационной зон, оборудование санитарных узлов (мест общего пользования), обеспечение доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание системы визуальной информации и навигации.
«Организованных кемпинговых зон в настоящий момент в Татарстане, наверное, нет, — признает Иванов. — Полноценных, чтобы действительно были условия, чтобы имелись душ, санузлы и все остальное. Поэтому мы и запускаем конкурс, чтобы такие площадки появились. В его правилах указано, что это организованная площадка с охраной, соответствующими услугами, а не просто кусок поля, туалет под кустом. Должно быть очень цивилизованно».
Год назад на территории Зеленодольского района, в поселке Осиново, открылся одноименный кемпинг, который предлагает все необходимое для комфортного отдыха автотуристов
Тем не менее примеры достойных кемпингов в республике уже есть. Год назад на территории Зеленодольского района, в поселке Осиново, открылся одноименный кемпинг, который предлагает все необходимое для комфортного отдыха автотуристов. Это и 10 модульных домов, ремонтная мастерская, ангар для круглогодичного хранения автодомов, летняя волейбольная площадка, уличный кинотеатр, возможность аренды электромобиля. Находится он в 1,5 км от автодороги М7. Стоимость проекта составила порядка 200 млн рублей, 12,5 млн из которых — средства, выигранные на грант Ростуризма в 2022 году.
Как рассказала нам представитель кемпинга, представившаяся Гульнарой, сегодня говорить о большом потоке туристов пока не приходится (правда, связывает она это с недавним открытием), зато можно точно сказать: такие проекты в основном держатся на энтузиазме создателей. «Ни на сколько не окупаемый проект. Это все благодаря инвестору и идейному вдохновителю Андрею Варламову, который сам является фанатом караванного движения», — рассказывает наша собеседница. Припарковать автодом в данном кемпинге будет стоить 2 тыс. рублей в сутки, свыше суток — 1,5 тысячи. Снять модульный дом в будни обойдется в 6,5 тыс. рублей, а пятницу и выходные — 8,5 тысячи.
Еще одно направление, над которым власти республики планируют вести работу в рамках концепции, — это обеспечение региона придорожными гостиницами
«В составе такого МФЗ гостиницы — это, наверное, самый долгоокупаемый объект»
Еще одно направление, над которым власти республики планируют вести работу в рамках концепции, — это обеспечение региона придорожными гостиницами. И, как отмечает Иванов, если М7 такими объектами насыщена, то на М12 отелей нет в принципе. Решить эту проблему должна организация новых МФЗ [многофункциональные зоны].
«Сейчас большая работа идет по трассе М12, создание так называемой многофункциональной зоны. Внутри каждой МФЗ по концепции должен появиться отель или мотель, какая-то придорожная инфраструктура для ночевки. Пока идут переговоры с инвестором, но мы надеемся, что все-таки игроки появятся», — рассказывает Иванов.
Удачной организацией точки отдыха для автомобилистов собеседник «БИЗНЕС Online» называет гостиницу 3А в составе сервисно-заправочного комплекса на трассе М7 в 25 км от Казани. Сейчас идет строительство аналогичного комплекса в Сокурах. Ночь в таком отеле обойдется двум путешественникам в 4,1 тыс. рублей.
«В Татарстане есть такие объекты, но их пока все равно недостаточно. Но в концепции М12 МФЗ находятся на расстоянии 30−50 километров друг от друга. Когда они все будут построены и заработают, то проблем с заправкой, питанием, отдыхом уже не будет. Вы же знаете, М12 у нас построили очень быстро, поэтому где-то обеспечивающая инфраструктура еще не успела зайти», — отмечает руководитель комитета по туризму РТ.
Строительство отелей в городах сопряжено с еще одной проблемой, важной для автотуристов — парковками
При этом организация МФЗ лежит на ГК «Автодор», т. к. все, что связано с федеральными трассами, находится в ее зоне ответственности. «Я знаю, что они ведут активную работу по привлечению инвесторов. Но понятно, что в составе такого МФЗ гостиницы — это, наверное, самый долгоокупаемый объект. Поэтому привлечение инвесторов, может быть, идет не так быстро, как хотелось бы», — констатирует Иванов.
Строительство отелей в городах сопряжено с еще одной проблемой, важной для автотуристов — парковками. «По загородным объектам, которые находятся не в черте города, в основном с парковками все замечательно. У них достаточное количество парковочных мест для своих клиентов. Что касается города, то здесь, конечно, мы находимся в объективно плотной застройке. И конечно, гостиниц с большими парковками у нас не так много», — рассказывает Иванов. Тем не менее, по словам главы комитета, намечается тренд на развитие перехватывающих парковок на въезде в город. «Вопрос строительства перехватывающих парковок в Казани обсуждается активными темпами и в планах администрации города», — подтверждает слова коллеги Санникова.
Сейчас, согласно открытым источникам, в столице РТ работают две такие парковки. Находятся они рядом со станциями метро «Козья слобода» и «Авиастроительная» и рассчитаны на 150 и 189 автомобилей.
Кроме инфраструктуры, татарстанские власти подходят к концепции с уже частично решенной задачей по навигации. Так, разработан путеводитель по республике, благодаря которому можно доехать до всех основных туристических центров, однако он нуждается в «переупаковке» под нужды тех, кто путешествует на автомобилях. В этой части, кроме карт и путеводителей, планируется и работа с дорожными информационными знаками и указателями.
«Если правильно сформировать задачи с учетом имеющейся инфраструктуры, а также заинтересованности путешественников, будет очень сильный рывок в создании массового автомобильного туризма», — уверен Лобарев
Хватит ли регионам денег?
Логично, что такая масштабная реформация целой отрасли сопряжена со многими трудностями. Самая очевидная — финансирование. Как сообщает министерство экономического развития, до конца текущего года планируется провести конкурс по единой субсидии регионам на развитие туризма на три года — с 2025-го по 2027-й. «Таким образом, субъекты на этот период получат еще 28,5 миллиарда рублей. При этом благодаря поддержке президента ежегодный объем субсидии будет увеличен более чем на треть, а увеличение сроков реализации поддержанных проектов даст возможность более комплексно подойти к развитию туризма на конкретных территориях», — говорится в телеграм-канале министерства.
В самой же концепции отмечается, что реализацию мероприятий предполагается осуществлять не только за счет федерального бюджета, но и с привлечением региональных средств. Насколько субъекты смогут потянуть «лямку» строительства необходимой инфраструктуры и организацию сопутствующих мероприятий, остается вопросом.
«У нас, к сожалению, сегодня регионов-доноров десяток. Остальные все дотационные. И если это не будет обеспечено бюджетом, то не знаю, что сможет сделать, допустим, Магаданская область или Чукотка», — говорит депутат Госдумы Ренат Сулейманов. Как пример субъектов, где есть возможности для реализации концепции, парламентарий приводит Москву, Подмосковье, Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень и Татарстан. «Вот есть у нас Тува, уникальная совершенно республика, великолепная. Туда президент вместе с бывшим министром обороны ездили отдыхать, рыбачить. Но туристическая инфраструктура практически нулевая. И что можно требовать от этой республики, бюджет которой на 90 процентов дотационный? Там можно написать любую концепцию, что и как развивать, но у них нет на это собственных средств. Это необходимо, безусловно, тоже учитывать», — считает депутат.
Вместе с тем трудности в работе уже возникают. Как рассказал один из авторов концепции, президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев, 26 апреля минэкономразвития РФ отправило в субъекты запросы о создании региональных концепций, в рамках которых было необходимо провести исследования макротерриторий, взаимодействия с представителями минтранса, соседними регионами, изучить обеспеченность трасс инфраструктурой, дать свою оценку и предложения. Отведенный на работу срок был обозначен в две недели.
«Мы общались с регионами, они посетовали, что сложно подобное сделать, учитывая, что на тот момент прошел месяц с принятия концепции и для них это чистый лист бумаги, людей для этого нет, — говорит Лобарев. — И конечно, в тот период кто-то формально просто выполнил, а кто-то и не стал даже писать, потому что это серьезный документ. Увидев такое отношение, мы написали письмо министру Решетникову с просьбой перенести сроки до 20 августа».
А депутат Сулейманов в свою очередь рассчитывает на вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, который сегодня курирует туристическую отрасль.
«Если правильно сформировать задачи с учетом имеющейся инфраструктуры, а также заинтересованности путешественников, будет очень сильный рывок в создании массового автомобильного туризма», — уверен Лобарев. Сейчас более 35% граждан игнорируют такой вид туризма, считая его экстремальным, 30% туристов напрягает отсутствие информации на пути следования о таких важных вещах, как технической помощи, местах отдыха, магазинах, стоимости различных услуг, напоминает он.
«На самом деле это самый экономный вид туристической деятельности, — подчеркивает эксперт. — И если удастся воплотить концепцию, мы вытащим людей с дивана, они будут ездить».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.