Закон об увеличении налогового бремени принят. Насколько оправданно введение прогрессивной шкалы НДФЛ, а также возложение на малые компании обязанности платить НДС и можно ли ее избежать путем дробления бизнеса, мы попросили прокомментировать Управляющего партнера Юридического агентства «ЮНЭКС» Эдуарда Зяббарова.
Эдуард Зяббаров: «История показала, что пропорциональное налогообложение увеличило налогооблагаемую базу, пополнило бюджеты и стимулировало людей к эффективному труду»
«Богаче от прогрессивного НДФЛ люди не станут»
— Эдуард Ильгизович, в России с 2025 года вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Как вы к этому относитесь?
— Как мы помним, когда в 2001 году прогрессивная шкала НДФЛ была отменена и введена плоская шкала в 13 процентов, произошел резкий рост собираемости налога. В течение более 10 лет каждый следующий год собираемость росла на 30–40 процентов. Люди вывели из тени свои доходы. Около 30 стран последовали опыту России и ввели плоскую шкалу подоходного налога.
История показала, что пропорциональное налогообложение увеличило налогооблагаемую базу, пополнило бюджеты и стимулировало людей к эффективному труду. Кроме того, уменьшились затраты на администрирование, судебные издержки и т. п. Боюсь, что отказ от плоской шкалы приведет к обратному эффекту.
— Но это же справедливо, что богатые платят больше, а бедные — меньше?
— Я не сторонник социалистического популизма: забрать у богатых и поделить все поровну, тем более надо понимать, что основная прослойка населения будет платить столько же, сколько и платила. Богаче от прогрессивного НДФЛ люди не станут.
— Понятие социальной справедливости тем не менее существует. Какие шаги можно предпринять в этом направлении?
— Было бы разумно и справедливо увеличить необлагаемый налоговый минимум, который, по идее, должен обеспечивать минимальные социально-экономические потребности человека. Чего на данный момент не наблюдается. Но в сегодняшних реалиях вряд ли правительство пойдет на такой шаг.
Необходимо отметить, что социальная справедливость реализуется, в частности, через высокие налоги на владение дорогой недвижимостью и автомобилями.
— В связи с чем, на ваш взгляд, законодатель решил поменять плоскую шкалу на прогрессивную?
— Думаю, что основной мотив, конечно, фискальный. В учет было принято то, что в условиях санкций сменить юрисдикцию российским бизнесменам стало существенно затруднительнее.
Кроме этого, возрос потенциал налогового администрирования. Выросли информационные и организационные возможности налоговых органов.
— 200 тысяч рублей в месяц в регионах получают немногие. Основную часть населения реформа НДФЛ не затронет?
— Изначально в правительстве РФ обсуждалось повышение НДФЛ с 13 до 15 процентов для граждан с доходом от 1 миллиона рублей. Но затем шкала дохода была увеличена до 2,4 миллиона рублей в год.
Мы все прекрасно видим, как за последнее время в разы подорожали недвижимость, автомобили и не только. Полагаю, что прогрессивное налогообложение не может вводиться в условиях высокой и плохо контролируемой инфляции. В противном случае небогатые будут облагаться по ставке для средних слоев, а средние — перетекать в категорию богатых. Опыт 90-х годов показал, что применение коэффициентов-дефляторов запаздывало, соответственно, население платило налог по завышенным ставкам.
«Как известно, преобладающая часть обеспеченного населения находится в Москве. Которая, по-видимому, и получит основную выгоду от повышения НДФЛ»
«Регионы никакого ощутимого роста дохода от повышения ставки не испытают»
— Как думаете, стоит ли ожидать существенного роста поступлений в бюджет от повышенного НДФЛ?
— НДФЛ зачисляется в региональный бюджет. Как известно, преобладающая часть обеспеченного населения находится в Москве. Которая, по-видимому, и получит основную выгоду от повышения НДФЛ. Думаю, что остальные регионы никакого ощутимого роста дохода от повышения ставки не испытают.
— Можно предположить, каким образом на реформу будет реагировать экономически активная часть граждан?
— Нужно в совокупности рассматривать изменение налогообложения доходов граждан и изменение числа предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (УСН). УСН не предполагает прогрессии и подразумевает более высокий уровень лимита дохода, поэтому можно спрогнозировать рост числа предпринимателей на УСН. Но и вероятен рост числа споров о правомерности применения УСН.
— Налоговая реформа предполагает изменения в налогообложении лиц, применяющих УСН?
— Выросли критерии на право применения УСН (годовая выручка выросла до 450 миллионов рублей, остаточная стоимость основных средств — до 200 миллионов рублей, количество персонала — до 130 человек).
Вместе с тем лица, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС. От НДС освобождаются лица с годовой выручкой менее 60 миллионов рублей. Лица с выручкой от 60 миллионов до 250 миллионов рублей могут платить НДС по ставке 5 процентов и с выручкой от 250 миллионов до 450 миллионов — по ставке 7 процентов (по специальному заявлению). При применении ставки 5 и 7 процентов входной НДС к вычету не принимается.
«Дополнительная налоговая нагрузка затронет тысячи малых предприятий»
«Малый бизнес, по сути, поставлен в условия выживания»
— Ваше отношение к такому изменению закона?
— Отношение крайне отрицательное по ряду причин.
Во-первых, администрирование НДС существенно сложнее, чем администрирование налога по УСН. Поэтому требует большей компетенции и больших административных затрат, которые могут стать заградительными для малого бизнеса.
Во-вторых, в тяжелую ситуацию попадают бизнесы, которые не используют входящие материальные ресурсы, например консалтинговый бизнес. В этом случае не будет НДС, который можно принимать к вычету. А платить 20 процентов с выручки — просто смертельно.
В-третьих, 60 миллионов рублей дохода в год для освобождения от НДС является очень низким порогом. Соответственно, обязанность платить НДС охватит большое число представителей малого и среднего предпринимательства. В этой связи необходимо отметить, что УСН и ранее отмененный с 2021 года ЕНВД вводились в развитие нормы закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» о том, что федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Количественные критерии МСП были установлены почти 8 лет назад и с тех пор не пересматривались. Поэтому НДС с учетом инфляции, по сути, вводится не для средних компаний, а для микробизнесов.
В-четвертых, платеж 5 и 7 процентов с выручки без права вычета входного НДС не является налогом на добавленную стоимость. Это скорее налог с продаж, который известен своей деструктивной инфляционной сутью. Кстати, налог с продаж 2 раза признавался Конституционным судом РФ не соответствующим Конституции РФ.
В-пятых, можно предположить, что введение НДС для микробизнеса — это только первый шаг по интеграции УСН в общую систему налогообложения. Будет очень печально, если УСН постигнет та же судьба, что и ЕНВД.
И в-шестых, в первом чтении проект содержал норму, согласно которой, если не подашь специальное заявление, будешь платить НДС на общих основаниях по ставке 20 процентов. Понятно, что идея поймать на общий порядок исчисления НДС тех, кто не сориентируется и не подаст заявление, контрпродуктивна. Во втором чтении норма была скорректирована.
Резюмирую: изменения в УСН, думаю, сильно усложнят жизнь предпринимателям в России. Малый бизнес, по сути, поставлен в условия выживания.
Налоговая реформа заключается в повышении налогового бремени
— Так как порог применения НДС очень низок, не получится ли так, что малые предприятия будут вынуждены дробить бизнес?
— Это очень неоднозначная ситуация. Действующим законодательством не установлено специальное правовое регулирование в отношении дробления бизнеса (кроме резиновой нормы ст. 54.1 НК РФ) и отсутствует прямой запрет на дробление бизнеса в налоговых целях.
С другой стороны, правоприменительная практика говорит о недопустимости злоупотреблений и создания формальных связанных плательщиков с целью обойти установленные лимиты УСН. Но такая практика, не имеющая достаточного нормативного регулирования, носит оценочный, субъективный характер, то есть полностью зависит от усмотрения налоговых органов и судов.
Для малого предпринимательства отсутствует определенность, последствия налоговых претензий порой фатальны. А в спорах о дроблении в подавляющем большинстве случаев суды поддерживают позицию налоговых органов.
— Какие еще изменения в налогообложении предполагается применить с 1 января 2025 года?
— Увеличивается ставка налога на прибыль с 20 до 25 процентов (IT-компании — 5 процентов). При этом вводится льгота в федеральный бюджет в размере 50% от расходов капитального характера. На нефтяников и производителей подакцизных товаров льгота не распространяется.
Регионам предоставлено право повысить до 2,5 процента налог на имущество, стоимость которого превышает 300 миллионов рублей, если исчисление налога производится с кадастровой стоимости. Кроме того, власти Татарстана планируют ввести налог на имущество с кадастровой стоимости не только торговых, но и офисных центров, если площадь последних превышает тысячу квадратных центров. Дополнительная налоговая нагрузка затронет тысячи малых предприятий.
Что касается земельного налога, то в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей, отменяется льготная ставка в 0,3 процента. Платить земельный налог придется по обычной ставке, установленной местными властями, максимальный размер которой составляет 1,5%.
В качестве вывода могу сказать, что так называемая налоговая реформа заключается в повышении налогового бремени не столько для крупных бизнесов, сколько для широких слоев населения, малых и средних компаний. Боюсь, что такая тенденция будет нарастать.
Адрес: Казань, проспект Хусаина Ямашева, 10
Тел./факс: (843) 555-60-65
E-mail: uneks@uneks.ru
Сайт: uneks.ru