«Отстрел бездомных собак не приводит к стабильному сокращению численности уличных стай. Перед чемпионатом мира по футболу с улиц города убрали больше 10 тысяч собак, и уже через год после этого популяция уличных стай восстановилась», — говорит замруководителя исполкома Казани и координатор проекта «Защита животного мира» Искандер Гиниятуллин. В блоге для «БИЗНЕС Online» он пишет о негативных последствиях принятия федерального закона, разрешившего убийства бродячих собак на усмотрение регионов. А в уже работающей гуманной схеме обнаружена проблема недобросовестного отлова животных подрядными организациями — они просто не довозят собак до приютов и относятся к ним жестоко.
Искандер Гиниятуллин: «Отстрел бездомных собак не приводит к стабильному сокращению численности уличных стай»
Ряд регионов приняли живодерские законы в отношении бездомных собак
Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», принятый в 2018 году, положил конец массовым зачисткам бездомных собак на улицах городов. С тех пор численность животных регионы страны регулируют такой системой: отлов, стерилизация и вакцинирование, выпуск в место прежнего обитания. Сокращенно — ОСВВ.
Все время своего существования закон вызывает дискуссии в обществе. По результатам ряда опросов, среди сограждан преобладает мнение о необходимости продолжать гуманные методы регулирования числа животных на улицах, абсолютное меньшинство голосует за убийство.
По данным «Левада-Центра», собранным в 2019 году, 54% жителей городов-миллионников считают, что для решения проблемы безнадзорных животных необходимо включение всех сторон — и государства, и отдельных людей, и зоозащитных фондов.
Опрос фонда общественного мнения, проведенный в 2022 году в 53 субъектах РФ и 104 населенных пунктах, показал, что подавляющее большинство граждан не поддерживает убийства животных как метод решения проблемы. Метод уничтожения одобряют только 18% опрошенных граждан.
В январе — феврале 2024 года исследовательским центром «Единение» ассоциации малых и средних городов России были опрошены почти 6 тыс. человек. На вопрос, какой способ контроля численности безнадзорных животных граждане считают наиболее верным и эффективным, бо́льшая часть (53%) выбрала вариант «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск». За отлов и пожизненное перемещение в приюты высказались 34% опрошенных, за отстрел — всего 4%.
Человеческое восприятие лучше реагирует на негатив, поэтому случаи нападений собак на людей были возведены в степень и послужили поводом для поправок к федеральному закону, которые разрешили убивать отловленных на улицах городов собак.
Инициаторы поправок ссылались на рост числа нападений животных, недостаток средств для строительства и содержания приютов. И их просьбы были услышаны. В прошлом году федеральный законодатель разрешил регионам вводить собственные порядки обращения с бездомными животными. А на этой неделе Конституционный суд допустил их умерщвление — с формулировкой «в экстраординарной ситуации».
В 13 субъектах России, принявших собственные правила обращения с животными, эти изменения привели к отказу от системы ОСВВ в угоду решению проблемы уличных собак «здесь и сейчас» — путем убийства отловленных собак в местах их временного содержания. Стоит перечислить эти регионы. В числе первых живодерские законы приняли Астраханская область и Республика Бурятия. За ними последовали Алтай и Тыва, Якутия и Забайкалье, Приморский край и Магаданская область, Удмуртия и Югра, Самарская и Оренбургская области, Чукотка.
Очевидно, что в каждом субъекте есть свои особенности, которые необходимо учитывать, принимая решения. Например, в северных регионах условия жизни уличных животных, их выживаемость на морозе вызывают вопросы к целесообразности выпуска отловленных собак обратно. В субъектах с обширными лесными территориями, населенными дикими животными, уличные собаки часто становятся добычей хищников, что тоже не является поводом для их системного убийства. В той же Астрахани прекрасный климат и медведи не водятся, а вот поди ж ты — стали первопроходцами в этом неблагородном деле.
Что же произошло? Из года в год на отлов выделялось все больше бюджетных средств, а количество собак на улицах городов только росло. Очевидно, некачественно выполнялись мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных, недостаточно велся контроль за расходованием бюджетных средств и исполнением полномочий.
Я оперирую только открытыми данными и информацией о расследовании хищения бюджетных средств, выделенных на организацию отлова, но мой личный опыт говорит, что при таких ежегодных объемах финансирования и выполнения предусмотренных законом мероприятий ситуация не могла быть настолько острой. Только при чем тут собаки? Они же не воровали многомиллионные бюджеты!
Экономии не будет: отстрел бездомных собак приводит к росту расходов и агрессии животных.
Стоило бы уже задуматься о первопричине, а не о последствиях, начать решать проблему уличных животных, а не бороться с самими животными. По мнению ученых, именно человеческая безответственность сегодня является причиной роста уличных стай.
Рассмотрим основные доводы в пользу принятия регионами решения об убийстве животных.
Первый довод регионов — ОСВВ обходится дорого
Стоит отметить, что вскоре после принятия закона об убийстве уличных животных Астраханская область увеличила «собачий» бюджет на одну треть, добавив дополнительные 80 млн рублей к ранее предусмотренным 224 миллионам. Общая сумма на 2024 год составляет 303 миллиона. Из этих средств на одну только Астрахань уйдет 193 млн рублей.
ОСВВ — это дорого, а на дешевый отстрел выделены дополнительные 80 миллионов?
Очень рад, что этот замечательный регион может себе позволить такие расходы. Напомню, что Казань, где сегодня живет в 2,5 раза больше людей, чем в Астрахани, в 2024 году потратит на бездомных собак 38 миллионов. А на всю Республику Татарстан, территория которой больше Астраханской области в 1,5 раза, — 87 млн рублей. Разница впечатляет, не правда ли?
Неэффективность убийства бродячих собак для меня, как для практика с большим опытом работы в жилищно-коммунальной сфере, абсолютно очевидна.
Финансирование отлова и убийства животных в Оренбурге с принятием закона в текущем году увеличено вдвое — с 9 млн до 18 млн рублей. При этом оренбуржцы разрешили повторный отлов и последующее убийство собак, ранее уже побывавших в отлове. На них однажды потратили бюджетные средства: отловили, привезли в приют, содержали, прооперировали, сделали прививки, отвезли обратно. Теперь будут ловить еще раз, опять доставят в приют, будут 10 дней содержать, после чего убьют. Все это бюджетные деньги, расходы. Радуешься за соседей, столь оперативно ликвидировавших все последствия стихийного бедствия — ЧП федерального масштаба — и нашедших возможность тратить бюджетные деньги дважды на решение одной задачи.
И к примеру, Нижний Новгород — город, сопоставимый с Казанью, — идет по пути ОСВВ уже 10 лет. В этом году он выделил на борьбу с бродячими собаками всего 4 млн рублей — в 10 раз меньше, чем у нас.
Возьмем утвержденные в Татарстане расценки на ОСВВ и умерщвление собак. Видим, что, если выдерживать принятые большинством регионов сроки временного содержания собак до 30 дней, убийство обойдется дороже. Никакой существенной экономии средств не будет. Стоит еще напомнить о необходимых затратах на создание пунктов временного содержания животных и объектов утилизации трупов — крематориев либо ям Бекарри. Существующие мощности вряд ли рассчитаны на дополнительные объемы.
Таким образом, первый довод о сокращении расходов с отказом от ОСВВ и переходом на убийство собак несостоятелен.
«После старта программы «Казань — город без брошенных животных» за три года через ОСВВ прошли 12,2 тысячи собак»
Второй довод — при ОСВВ растет число агрессивных собак
Второй довод о неэффективности ОСВВ заключается в части снижения уровня агрессии животных. Здесь я также обращаюсь к открытым данным Роспотребнадзора, который фиксирует снижение числа нападений животных на людей за три года на 16,5%.
Из 85 регионов России количество агрессивных проявлений снизилось в 78, причем в 37 субъектах произошло уменьшение числа укусов на 20% и больше. И лишь в 7 наблюдается их повышение, из которых только в четырех регионах количество укусов выросло от 20 до 32% — это Астраханская и Волгоградская области, Чукотка и Ингушетия.
Количество летальных нападений собак — такие, к несчастью, все еще происходят — за годы действия ОСВВ тоже уменьшилось и составило в среднем четыре человека в год. Это притом, что до начала работы федерального закона число погибших ежегодно достигало 5–6.
В России достаточно регионов, которые исполняют федеральный закон и добиваются результатов. Так, в Нижнем Новгороде, Курской области, Сургуте, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Красноярске, на Сахалине, в Московской области снижение количества безнадзорных собак за все время реализации программы ОСВВ составляет от 50 до 75%.
После старта программы «Казань — город без брошенных животных» за три года через ОСВВ прошли 12,2 тыс. собак. При этом отмечается ежегодное уменьшение количества отловленных животных. Если в 2021-м отловили 4,4 тыс. собак, то в 2023-м — уже 3,5 тысячи. В прошлом году в Татарстане впервые остались неосвоенные деньги на отлов, потому что на улицах города попросту не осталось собак, которых мы могли бы отловить.
По данным Роспотребнадзора, фиксируется сокращение числа нападений собак на людей в Калужской, Воронежской, Свердловской и Челябинской областях, в Республике Марий Эл и Карелии, в Пензенской, Кировской и Саратовской областях.
Также важно понимать, что отстрел бездомных собак, массовое системное умерщвление не приводит к стабильному сокращению численности уличных стай.
При угрозе популяции природа включает защитные механизмы, неподвластные человеку: кратно увеличивается рождаемость — с 5–7 до 8–12 щенков в приплоде, в помете растет доля самок, которые уже через 7 месяцев способны сами рожать потомство, возрастает выживаемость приплода. Казань помнит случаи массовых зачисток еще до вступления в силу закона об ответственном обращении с животными. Перед чемпионатом мира по футболу с улиц города убрали больше 10 тыс. собак, и уже через год популяция уличных стай восстановилась.
«При угрозе популяции природа включает защитные механизмы, неподвластные человеку: кратно увеличивается рождаемость — с 5–7 до 8–12 щенков в приплоде»
Мы за бюджетные деньги кормим живодера, и это никого не волнует?
Важнейший фактор успеха ОСВВ — ответственность и добросовестность всех, кто непосредственно занимается работой с животными. Это подрядчики, заключившие муниципальные контракты на отлов, содержание и ветеринарные процедуры с животными, а также службы заказчика, размещающие заявки на отлов, контролирующие полноту, своевременность и качество выполнения мероприятий.
- У подрядчика должны быть соответствующая требованиям материально-техническая база, обученный подготовленный персонал, необходимый инвентарь и расходные материалы.
- Заказчик должен четко контролировать работу подрядчика, нести ответственность за ее результаты, надлежащее целевое расходование бюджетных средств.
К сожалению, иногда в силу непонимания важности данной работы ответственные лица относятся к ней безответственно. Контракты на отлов собак заключаются с кем попало, а все необходимые мероприятия выполняются как попало. В результате и собак не становится меньше, и жалобы граждан сохраняются, и бюджетные средства расходуются неэффективно.
Приведу пример. В Татарстане порядок деятельности по обращению с животными утвержден постановлением кабмина республики в 2019 году. Этим документом, в частности, установлены ограничения по времени и расстоянию перевозки отловленных животных — не более 5 часов и 300 километров. Один из муниципальных районов Татарстана на 2023-й заключил контракт с предпринимателем, использующим для содержания приют в Мелекесском районе Ульяновской области. Расстояние до приюта от района — 450 км, а время в пути превышает 6,5 часа. В этом году другой район республики заключил контракт с организацией из Бугульмы, до которой от района 400 км и больше пяти часов езды.
Каким образом были заключены эти муниципальные контракты с нарушением действующих правил? В течение года они исполнялись, оплата по ним проходила в полном объеме.
Другой пример — документом определены требования к условиям перевозки отловленных животных. Введено ограничение числа одновременно транспортируемых собак, указано, что животные должны перевозиться либо в отдельных отсеках, либо в клетках с возможностью свободно ложиться и вставать, не мешая друг другу. Кроме того, собаки должны быть обеспечены водой.
Есть масса фото- и видеоматериалов о грубейших нарушениях этих правил. Собаки грузятся навалом в глухие деревянные ящики без разбора размера, пола, состояния.
В одну кучу сваливаются усыпленные и бодрствующие животные. Можете себе представить, что они в этих условиях должны ехать больше пяти часов?!
Надо ли говорить, что большинство собак не то что не возвращаются обратно, как того требует закон, а даже не доезжают живыми до приюта.
А ведь не допустить это должен заказчик, проверяя наличие и состояние техники, условия погрузки и перевозки животных. К сожалению, само наличие таких фактов свидетельствует об отсутствии контроля.
Ко мне, как к координатору федерального партийного проекта в Татарстане «Защита животного мира», поступают обращения граждан о похищении у них домашних питомцев службами отлова. Отловщики заходят во двор, снимают с привязи домашнюю собаку, швыряют в кузов, и все — нет животного. До приюта ни одна из пропавших собак не доехала, а к хозяевам чудом вернулась только одна — ее нашли совершенно в другом районе республики. Такое просто не должно происходить, если мы считаем себя передовым регионом.
В результате таких попущений получаем рост числа уличных животных, а также количества инцидентов с ними. По данным главного управления ветеринарии кабмина РТ, несмотря на проводимую работу, в 8 районах Татарстана по итогам 2023 года продолжают оставаться высокими показатели нанесенных людям повреждений. В 6 из 8 этих районов подрядчиками по отлову выступали упомянутые мной предприниматель из Ульяновска и организация из Бугульмы.
Я еще год назад направил главам и руководителям исполкомов районов республики письма о необходимости контролировать работу подрядчиков, не допуская нарушений законодательства. Редкие ответы на мое обращение содержали уверения в полной безгрешности подрядчиков и отсутствии нарушений. К сожалению, сигналы с мест говорят об обратном.
***
Недавно я выступил с докладом по этой теме на заседании ассоциации городов Поволжья. Ильсур Раисович (Метшин, мэр города Казани — прим. ред.) лично попросил председателя ассоциации включить в повестку мероприятия «собачий» вопрос, потому что на тот момент четыре региона Поволжья приняли закон, разрешающий убийства безнадзорных животных, — это Астраханская, Самарская, Оренбургская области и Удмуртия. Там я рассказал об опыте Казани, о положительных результатах нашей работы, и по итогу заседания ассоциации было поддержано мое предложение о разработке комплексной программы для регионов России. Об этом мы подробно поговорим в следующем материале.
Окончание следует
Искандер Гиниятуллин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.