История с поставкой Украине самолетов F-16 тянется с февраля 2022 года. В самые первые дни специальной военной операции Киев требовал, буквально кричал о том, что ему нужны новые самолеты. Но их все не было. Украина получила почти все виды вооружений, включая системы залпового огня, танки, бронированные автомобили, новейшие системы ПВО, но не самолеты. Не было их и осенью 2022-го, когда киевские войска заваливали массой российские позиции, и летом 2023 года, когда Украина предприняла большое наступление, не появились и этим летом. А теперь, судя по всему, они таки появятся у Киева. О том, зачем F-16 нужны Зеленскому именно сейчас, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Киев наконец-то получил четкий ответ относительно передачи ему многофункциональных истребителей четвертого поколения F-16»
Чистое небо
На прошедшем с 9 по 11 июля 37-м саммите блока НАТО, приуроченном к 75-летию военного альянса, Киев наконец-то получил четкий ответ относительно передачи ему многофункциональных истребителей четвертого поколения F-16.
Самолеты должны быть переданы военными ведомствами Дании и Нидерландов. Будущие поставки уже начали оформлять, о чем заявил госсекретарь США Энтони Блинкен во время своего выступления. «Эти самолеты появятся в небе над Украиной текущим летом», — сказал он. В России, как мы писали ранее, ответили на данное изменение военно-стратегического баланса с должным энтузиазмом, пообещав внушительные премиальные за сбитую технику.
Вместе с тем возникает ряд очевидных вопросов. Во-первых, сколько натовцы могут передать Киеву машин? Очевидно, что количество таких аппаратов ограничено. Для примера: согласно открытым данным, в находящейся рядом с Украиной Польше насчитывается в общей сложности 97 боевых самолетов, из которых F-16 всего 48 штук, 12 из них учебные.
Второй вопрос: пилоты, кто будет летать? Известно, что США в этом году закончат обучение 12 украинских пилотов, после чего те будут способны управлять истребителями F-16. «Все они выпустятся между маем и августом», — сообщил РИА «Новости» представитель американских ВВС.
Ну и третий вопрос: а зачем вообще нужны эти машины на фронте, что они смогут изменить и изменят ли?
«Будущие поставки уже начали оформлять, о чем заявил госсекретарь США Энтони Блинкен во время своего выступления»
Сокола взор
Полное название самолета F-16 звучит как Fighting Falcon, что в переводе на русский означает «боевой сокол». F-16 назван так в честь талисмана Военно-воздушной академии США. Разработан самолет был в начале 1970-х компанией General Dynamics, первый полет состоялся 2 февраля 1974 года, серийное производство стартовало только в 1978-м. Сначала поступил на вооружение военно-воздушных сил США, а затем начались экспортные поставки. Всего было произведено более 4,5 тыс. единиц.
Боевое крещение самолет получит в апреле 1981 года, находясь в составе армии Израиля. Там над долиной Бекаа он попытался поразить ракетой «воздух – воздух» вертолет Ми-8, состоящий на вооружении военно-воздушных сил Сирийской Арабской Республики. Ракета в цель не попала, тогда израильский летчик применил пушку. В июле того же года другой F-16 впервые сбил самолет противника.
Другим оператором данных самолетов был Пакистан, который начал их боевое применение уже в конце 1980-х. До 1989 года армией Пакистана было зафиксировано 10 воздушных побед, а также в апреле 1987-го первый F-16 был сбит ПВО Демократической Республики Афганистан. Пакистан, впрочем, эту версию отрицает, заявляя о дружественном огне.
Вооруженные силы США использовали самолет только по назначению лишь в 1991 году, во время военных операций на Ближнем Востоке. В ходе проведения операции «Буря в пустыне» F-16 были использованы строго в роли бомбардировщиков, а борьбу за воздушное пространство вели F-15-е. Тогда было задействовано 250 «боевых соколов», которые в общей сложности выполнили более 13 тыс. боевых вылетов.
Разумеется, F-16 участвовали и в других локальных конфликтах. Они летали над небом погибающей Югославии, в ходе второй иракской кампании, в Сирии и Ливии. Пожалуй, главным аспектом, в рамках которого использовался данный самолет, стало то обстоятельство, что все страны обладали крайне незначительной, зачастую кочующей системой ПВО, которая, разумеется, не могла отразить массовый налет авиатехники, прикрытой ракетными и артиллерийскими ударами.
По итогам каждой кампании легкий многоцелевой истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon, разработанный 50 лет назад, многократно модернизировался, в том числе под изменяющиеся задачи. Среди них патрулирование, поиск и поражение воздушных целей или атака наземных объектов. Вместе с тем он не был проверен в условиях, когда противник обладает развитой (а в случае с Россией — одной из лучших в мире) системой ПВО.
Судя по тому, что с 2011 года США начали производство семейства многофункциональных истребителей F-35, решение об устаревании F-16 является очевидным даже для основного оператора. Из этого следует два вывода. С одной стороны, системы ПВО, которые использует Россия в зоне проведения специальной военной операции, с поправкой на накопленный двухлетний опыт — грозный противник для данной авиамашины. С другой стороны, таких самолетов у блока НАТО имеется в достатке, т. к. очевидная замена авиапарка Североатлантического альянса производится уже более 10 лет.
«Владимир Зеленский весьма грубо заявил, что предоставляемой авипомощи, мягко говоря, недостаточно»
А сколько дадут?
Это уже вопрос практический. В середине июня издание The Times написало, что США намеренно затягивают обучение украинцев пилотированию самолетами F-16 и ищут отговорки, что к концу года будут готовы всего 20 пилотов, ссылаясь на украинского депутата и руководителя специальной комиссии Верховной рады по вопросам мониторинга поставок оружия и другой помощи Александру Устинову.
«Это сугубо вопрос политики… Все, что мы просили, мы фактически получали, однако спустя полгода… Если бы у нас были истребители F-16 к контрнаступлению в 2023 году, это была бы совсем другая история», — цитирует источник The Times.
Вряд ли самолетов дадут принципиально больше, даже если по «два на брата», то все равно цифра будет не очень велика. Видимо, нечто подобное ощутил и президент Украины Владимир Зеленский, который весьма грубо заявил, что предоставляемой авипомощи, мягко говоря, недостаточно. «Проблема с F-16 в том числе и в сроках… У нас есть решение о 10–20, даже если у нас будет 50, то это ничто», — сказал он, после добавив, что если бы «партнеры» по НАТО передали 128 истребителей, то был бы совсем другой расклад.
Цифра в 128 единиц кажется странной. Однако, как полагает военный эксперт Илья Крамник, скорее всего, человеку, занимающему место президента Украины, ее назвали военные, которые основывались не на числе самолетов как таковом, а на количестве подразделений, которое они хотели бы иметь. Грубо говоря, 128 самолетов — это 8 эскадрилий по 16 самолетов в каждой.
«Парк больше 100 истребителей F-16 на сегодня имеют 7 стран: США (около 1 тысячи), Турция (около 250), Израиль, Египет (около 220 у каждой), Южная Корея (около 170), Греция (150) и Тайвань (более 130). Всего же самолетами такого типа располагают 25 государств… При этом значительная часть этих самолетов находилась в состоянии, непригодном для полетов. Последовавшее включение „пылесоса“, которое выгребло почти все остатки советских боевых машин и запчастей для них из ВВС стран – союзников США, позволяло до сих пор сохранить некоторое число боеспособных самолетов, но единственная задача, которую они могут решать, — редкие удары по наземным целям, так как ни на ПВО страны, ни на борьбу за господство в воздухе имеющегося количества не хватит», — пишет эксперт в своем телеграм-канале.
Более того, 128 истребителей — это больше, чем было у Украины на февраль 2022 года. На тот момент воздушные силы располагали около сотни самолетов, в основном состоящей из истребителей МиГ-29, Су-27, бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25. Т. е. Зеленский просит построить ему ВВС заново, не просто с нуля, а с объективного минуса, во время войны, притом на более высоком уровне, чем было до начала специальной военной операции.
Но тут есть проблемы. Прежде всего это инфраструктура базирования, которая не то что не улучшилась, а критически ухудшилась. Несмотря на то что самолет не является столь капризным, как о нем принято думать, он все равно требует значительного количества обслуживающего персонала для сносной работы.
«На каждый F-16 нужны 30–40 специалистов, если не 50, которые тоже должны отлично знать английский язык, технический военно-инженерный, уметь обслуживать самолет, знать номенклатуру запасных частей. Кроме того, самолет — это часть комплекса, необходимо иметь хорошо оборудованный аэродром, это не просто взлетно-посадочная полоса, самолет может сесть на шоссе и взлететь с него. Нужно иметь командирскую вышку, где будут люди, управляющие полетом летчика, должны быть радиолокаторы, которые будут видеть дальше самолета на 400–500 километров, чтобы знать, где его угрозы, его цели, передавать эту информацию на командирскую вышку, а оттуда — пилоту. Надо иметь технико-эксплуатационную часть, по сути мини-завод с запасными частями и оборудованием, где самолет будет проходить обслуживание перед полетом и после возвращения. Необходим завод по приготовлению воздуха высокого давления, по производству и очистке авиационного керосина, требуются ангары с ракетами „воздух – воздух“ и „воздух – поверхность“, а также ангары для самого самолета», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Виктор Литовкин.
Другая проблема, как отмечено выше, — кадры. Самое дорогое в самолете — это, как ни удивительно, пилот. Выучка одного специалиста — это долгие годы. Выучка специалиста, который способен выполнять сложные фигуры пилотажа и вести воздушный бой, займет еще дольше. На все это тратится время, работочасы специалистов, топливо, денежное довольствие, ресурс авиамашины. Если наемников, умеющих управлять наземной техникой, найти достаточно просто, то пилоты для F-16 — ресурс существенно более редкий. А в условиях, когда авиации придется нести существенные потери, вряд ли большое количество бывших пилотов согласится на столь невнятное приключение.
Если будет передано значительное число самолетов, то их будет сложнее прятать и проще выявлять. Сейчас используются единицы оставшихся машин, которые буквально лишь перелетают с аэродрома на аэродром и там маскируются. Большее количество техники объективно ждут большие потери.
Как мы писали ранее, по мнению военного эксперта Александра Зимовского, до конца года Киев сможет получить около 50 самолетов. «Из Голландии — до 24 штук (11 из них уже в Румынии на авиабазе Фетешти, с которой они будут работать по русским объектам на первом этапе ввода в бой), из Дании — до 19, из Норвегии — до 6 самолетов. Эти примерно 50 машин вступят в бой в период с июля – августа и до конца текущего года. 30 самолетов поступают на Украину из Бельгии, однако процесс растянут до 2028 года и график поступления не опубликован. Пока достоверно известно о „нескольких самолетах из состава ВВС Бельгии до конца 2024-го“. На сегодняшний день достоверно известно, что 25 украинских летчиков успели пройти полный курс летной переподготовки и признаны годными к боевому пилотированию F-16», — пишет он в своем телеграм-канале.
В принципе, эта цифра укладывается и в условное предположение, что будет представлено по два самолета на обученного пилота, что Киев сможет найти некоторое количество бывших пилотов F-16, согласных рискнуть ради больших денег, а также вполне похожа на то, что вышеназванные Зимовским страны попросту списывают устаревшую технику, заменяя ее на более новые образцы.
А как их будут использовать?
А вот тут уже простор для фантазий. Если Киев действительно получит около 20 самолетов, то, разумеется, это ему не даст никаких стратегических преимуществ в целом, однако, как показывает практика, это и не является задачей. Западное оружие, западные ракеты, планирующие авиабомбы, ракеты Storm Shadow и прочие снаряды, используемые сейчас Украиной для террористических атак, могут быть поставлены на такой тип самолета.
А это значит, что, имея подобный авиапарк, Киев способен нарастить эффективность данных мероприятий, создать ситуацию, когда на нашу наземную цель полетят несколько десятков ракет, к тому же прикрытые ложными целями. Все это может перегрузить российскую ПВО, которая просто не сработает, не сумеет сбить все летящие цели. Например, такой удар может прийтись по Крымскому мосту, что является лакомой целью для украинской пропаганды.
Вместе с тем, как не без оснований полагает военный журналист Андрей Союстов, есть вероятность того, что Киев, взяв первую получку, должен будет как-то склонить Россию к замораживанию конфликта. В этом случае Украину ожидает радикальное наращивание сил и средств, в том числе создание собственной полноценной системы ПВО и воздушных сил.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.