К 1,5 млн подходит число просмотров в телеграм-канале «Мир сегодня с Юрием Подолякой», где популярный публицист цитирует своих менее известных коллег, раскритиковавших Питрау, главный кряшенский праздник, недавно по традиции уже в 26-й раз прошедший в селе Зюри Мамадышского района РТ. В этих постах сказано, что в Татарстане якобы всячески пытаются отвадить татар-кряшен от православия и Питрау — одно из доказательств. Такие обвинения вызвали недоумение у лидеров кряшенской общины республики, а автор одного из резонансных постов Илья Ухов признался «БИЗНЕС Online», что писал текст на основе данных другого канала и «общего логического анализа».
У авторов анонимного телеграм-канала оказались претензии к кряшенскому празднику Питрау, который неделей раньше провели в селе Зюри Мамадышского района РТ
Подоляка: «В Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество»
«Кряшены — народ православный, и вовлекать их в очередную неоязыческую химеру — дело суть сугубо богопротивное», — пишет малоизвестный телеграм-канал «Ценности.РФ», который в минувшие выходные неожиданно решил вспомнить недельной давности событие в Татарстане, а именно — традиционный кряшенский праздник Питрау, который неделей раньше, как обычно, провели при большом скоплении зрителей в селе Зюри Мамадышского района РТ.
Однако у авторов анонимного канала оказались серьезные претензии к мероприятию. «Местные власти решили переформатировать кряшенский праздник Питрау в неоязыческое действо с тенгрианским уклоном, — указывают „Ценности.РФ“. — И даже стали вызывать каких-то духов, чего отродясь на этом празднике не было. И быть не могло, ведь Питрау — сугубо православный праздник, приуроченный ко дню памяти апостолов Петра (Питрау) и Павла».
«Местные власти решили переформатировать кряшенский праздник Питрау в неоязыческое действо с тенгрианским уклоном. И даже стали вызывать каких-то духов, чего отродясь на этом празднике не было»
А «Политолог Ухов» и вовсе идет дальше, констатируя, что Питрау в его нынешнем виде чуть ли не угрожает территориальной целостности России. «Сначала выискивается некая „древняя мудрая“ религия или идея, присущая только определенным этносам. А потом начинают ставиться уже конкретные политические вопросы, относящиеся к дню сегодняшнему. Вроде нахождения тех или иных регионов в составе других государств», — пишет автор канала.
«Политолог Ухов» также обнаруживает «два опасных процесса» в современном Татарстане. В первом случае досталось ДУМ РТ, выступившему против запретов на религиозную одежду, которое якобы заигрывает «с радикальной исламистской повесткой». Во втором автор канала обвиняет республику в попытках «подрыва идентичности кряшен», отрыва их от православной традиции.
Возможно, на эти сообщения от телеграм-каналов с минимальным числом подписчиков в информационном потоке никто бы не обратил внимания, но неожиданно их подхватили и серьезные игроки в медиапространстве. Один из самых авторитетных российских публицистов эпохи СВО Юрий Подоляка в своем канале с аудиторией без малого в 3 млн человек процитировал «Политолога Ухова» и добавил от себя: «Интересные события происходят в Татарстане. Очень напоминают украинские в разрезе отрыва части православия от канонической церкви. Только на Украине „местные патриоты“ делали это через создание ПЦУ, а в Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество… В общем, качают британцы Россию изнутри по всем возможным линиям разлома».
Юрий Подоляка: «В Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество… В общем, качают британцы Россию изнутри по всем возможным линиям разлома»
Сам Илья Ухов, тот самый «Политолог Ухов», чьи публицистические колонки патриотического характера в разные годы можно было прочесть в таких изданиях, как «Известия», «Аргументы и Факты», «Взгляд» и т. д., сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online», что написал свой резонансный текст в «Телеграме», основываясь на посте «в канале „Ценности.РФ“ и общем логическом анализе».
«Если вы заметили, речь ведь шла не только о кряшенах, но и в целом о негативном векторе в конфессиональной политике республики, — добавил собеседник газеты. — Например, о теме с никабом. Вот это больше беспокоит. Кряшены — это один из факторов данной политики».
По мнению Ухова, в Татарстане сегодня проводится курс на продвижение тенгрианства как древней религии прототюрков и тюрков. «И это не очень хорошо. Даже с точки зрения любой монотеистической религии привнесение в нее языческих элементов — это искажение веры, — напоминает публицист. — Я прекрасно знаю, что в Татарстане живут замечательные люди, все живут в мире. И это огромное политическое и ценностное достижение. А я высказал свои опасения, чтобы не было такого, что пытались у одного из этносов/субэтносов переформатировать его матрицу в сторону язычества».
У лидеров кряшенской общины Татарстана информация о том, что председатель правления общественной организации кряшен РТ, глава «Ак Барс Холдинга» и ветеран-афганец Иван Егоров или руководство Мамадышского района РТ — возможные агенты влияния Британии, вызвала лишь недоумение
«Мы с отцом Алексеем там были, просто посмеялись, не первый же год наблюдаем»
Как свидетельствуют корреспонденты нашей газеты, посетившие Питрау-2024, элементы языческой культуры действительно присутствовали на празднике. Были артисты в масках зверей, можно было получить предсказание на предмет своей личной жизни от гадалки…
В любом случае у лидеров кряшенской общины Татарстана информация о том, что председатель правления общественной организации кряшен РТ, глава «Ак Барс Холдинга» и ветеран-афганец Иван Егоров или руководство Мамадышского района РТ — возможные агенты влияния Британии, предсказуемо вызвала недоумение.
«Питрау для нас — это не православный праздник, для нас это Чәчәк бәйрәме (Праздник цветов), праздник прославления природы, — пояснила „БИЗНЕС Online“ глава исполнительного комитета общественной организации кряшен РТ Людмила Белоусова. — Он у кряшен совпадает с христианским Петровым днем (день святых апостолов Петра и Павла). Как можно праздновать день апостолов Петра и Павла, которым в этот день отрубили головы, веселясь на майдане? Это абсурд. День памяти святых апостолов Петра и Павла мы отмечаем в церкви, где ставим свечи, участвуем в „кляу“ (молении)».
Людмила Белоусова: «Питрау для нас — это не православный праздник, для нас это Чәчәк бәйрәме, праздник прославления природы»
Надо сказать, что даже в пресс-релизе Питрау-2024 отмечалась языческая основа мероприятия. «Питрау — один из важных обрядовых праздников кряшен. В глубокой древности это был праздник, связанный с летним солнцестоянием. На Питрау кряшены исполняли специальные календарно-обрядовые, хороводные напевы, которые носили ритуальный характер и были призваны увеличить плодовитость будущего урожая, настроить природу на благоприятные условия для посевов в летний период. В этот день традиционно молодежь проводила игрища, разжигался костер и устраивались различные состязания», — было указано в материале для прессы.
Белоусова не знает, кому понадобилось так интерпретировать Питрау, который в Мамадышском районе отмечают ежегодно уже 26 лет. «Провокаторы зачем-то хотят показать наш светлый народный праздник Питрау в негативном свете», — говорит она и напоминает, что и другие республиканские праздники культуры народов, живущих в Татарстане, например удмуртский Гырон быдтон, чувашский Уяв или марийский Семык, тоже имеют во многом языческую основу.
«На Питрау приходят и священники, там есть и православная площадка. Каждый находит себе то, что его душе угодно», — резюмирует Белоусова.
Димитрий Сизов: «Какая тут может быть опасность, все же понимают, что тут просто показана реконструкция, чисто культурологическая вещь фольклорного характера»
Известный кряшенский священнослужитель, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района РТ Димитрий Сизов также недоумевает относительно публикаций телеграм-каналов и напоминает, что кряшены перешли в православие из язычества, сохранив при этом многие из старинных обрядов.
«Их смысл уже забыт, но форма осталась, кому-то это кажется красивым. На Питрау же пишется сценарий деятелями культуры, возможно, хотят обратить внимание к истории, — сказал Сизов нашему корреспонденту. — Нас это не коробит. Какая тут может быть опасность, все же понимают, что тут просто показана реконструкция, чисто культурологическая вещь фольклорного характера. Мы с отцом Алексеем (Алексей Колчерин — настоятель казанского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, единственной в Казани церкви с богослужением на кряшенском языке, — прим. ред.) там были, просто посмеялись, не первый же год наблюдаем».
«Кто-то хотел бы сделать из кряшен стопроцентных православных, что невозможно, потому что кряшены являются особой этноконфессиональной группой, у которой есть своя собственная культура»
«Элементы язычества есть у каждого народа, в том числе и у русских»
Эксперты «БИЗНЕС Online» из мира науки и политики также считают, что для обвинений в адрес властей республики, которые прозвучали в медиа, нет оснований.
Дамир Исхаков: «Надо к этому относиться спокойно. Если вы побудете на Кавказе и посмотрите на мусульман-кавказцев, то много там увидите такого, чего нет в арабском исламе»
«Такие посты — это просто провокация», — считает известный этнолог, главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков. «Я, как специалист по татарской этнографии, могу сказать, что у кряшен православные обряды во многом переплетены с языческими верованиями, потому что часть кряшен изначально татарами не были, — напоминает наш собеседник. — Они из финно-угорских народов перешли в православие. Мы знаем об удмуртском, о чувашском компонентах в составе кряшен. Самый известный из татарских этнографов Юлдуз Мухаметшин написал отдельную книгу по татарам-кряшенам (вышла в 1977 году в Москве). К сожалению, в процессе издания она потеряла раздел „Религиозное верование“, потому что коммунистические власти сочли, что нельзя писать о подобных вещах при строительстве коммунизма. А там как раз было много сюжетов, связанных с показом таких полуязыческих и полухристианских обрядов, поэтому ничего удивительного не будет, если мы станем придерживаться аутентичной кряшенской культуры».
Но, считает Исхаков, возможно, кому-то это не нравится: «Кто-то хотел бы сделать из кряшен стопроцентных православных, что невозможно, потому что кряшены являются особой этноконфессиональной группой, у которой есть своя собственная культура. Понимаете, в кряшенской культуре есть ряд элементов, оставшихся с древнетюркских времен. Но это было присуще и татарам-мусульманам даже в XVI веке. Кряшены их сохранили (у них это законсервировалось просто), а у татар-мусульман во многом исчезло под влиянием ислама».
По словам ученого, православный день Петра и Павла у кряшен является просто элементом культуры, который наслоился на их древние культурные верования и представления. «Надо к этому относиться спокойно. Если вы побудете на Кавказе и посмотрите на мусульман-кавказцев, то много там увидите такого, чего нет в арабском исламе», — говорит Исхаков.
«Я могу сказать, что Татарстан является один из немногих, если не единственным регионом, где на очень высоком уровне поставлена поддержка многонациональной культуры нашей страны, — сказал нашему корреспонденту депутат Госдумы от РТ Артем Прокофьев. — То есть у нас проводятся на общереспубликанском уровне татарские, русские, славянские, чувашские, марийские и другие национальные праздники. Я уверен, если какие-то и есть вопросы к какому-то конкретному концертному номеру на мероприятии, то с этим разберется обязательно министерство культуры РТ совместно с общиной кряшен, и есть хорошие отношения с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, на хорошем уровне работу ведет Дом дружбы народов Татарстана».
По словам Прокофьева, получается, что критикуется тот регион, который ведет большую работу, вкладывает ресурсы в развитие разных культур. То есть если какой-то регион ничего не делает, то к нему никаких вопросов, недоумевает депутат? «Тем людям, которые пытаются выискивать в республике какие-то попытки разлома, полагаю, надо прежде всего посмотреть на себя и подумать, какую роль они сами играют, а также объективно посмотреть, проанализировать ту большую и плодотворную работу, которая реально проводится в Республике Татарстан», — сказал Прокофьев.
Геннадий Макаров: «Здесь речь никак не идет о противопоставлению православию или исламу, он же так и называется — фольклорный фестиваль»
Один из самых известных популяризаторов кряшенской культуры в Татарстане, музыковед-фольклорист, преподаватель Казанской консерватории Геннадий Макаров напоминает, что религиозные и фольклорные традиции идут по разным дорогам.
«Питрау — это желание показать фольклорные традиции, это необходимо, ведь это наши духовные ценности. В основе праздника, по моему мнению, лежит желание сохранить, укрепить наши традиции, их популяризировать. Думаю, это положительное явление. Здесь речь никак не идет о противопоставлению православию или исламу, он же так и называется — фольклорный фестиваль», — говорит наш собеседник. Он также напоминает о славянских праздниках Ивана Купалы и Каравоне. «Элементы язычества есть у каждого народа, в том числе и у русских, они никак этого не отрицают, вот и мы, кряшены, тоже», — резюмирует Макаров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.