«К сожалению, очень многие молодые таланты уезжают, не видя перспектив. Мы должны остановить этот отток, создав им условия», — уверенно заявила заместитель руководителя исполкома Казани Гузель Сагитова в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Вторая часть интервью посвящена вопросам культуры, в том числе национальной. О том, каков вклад в национальную культуру творческого объединения «Калеб», как мэрия Казани помогает желающим изучать татарский язык и чем пенсионеры столицы РТ удивили Ирину Роднину, — в нашем материале.
Гузель Сагитова: «Ежедневная системная работа для меня наиболее важна»
«Нашим педагогам нужны современные подходы преподавания татарского языка»
— Гузель Рамзилевна, какие самые масштабные проекты были реализованы в Казани с вашим приходом в исполком?
— Обычно мы больше говорим именно о мероприятиях и событиях, потому что у нас есть задача продвигать их, но при этом за кадром остается ежедневная системная работа, которая для меня наиболее важна. Например, когда я начинала свою деятельность в исполкоме, мы провели мониторинг национальных школ и детских садов, чтобы понять, в чем на данный момент они остро нуждаются. Сотрудники Академии наук РТ и КФУ выезжали в школы, проводили тестирования, брали интервью, разговаривали со школьниками, учителями и родителями.
В итоге мы сформировали несколько приоритетных направлений в работе, например, поняли, что нашим педагогам нужны современные подходы преподавания татарского языка, поэтому стали проводить образовательные семинары по эффективным подходам обучения татарскому языку, знакомить с лучшими практиками преподавания, причем не только татарского, но и английского, математики, физики. В этом году, например, пригласили полиглота Дмитрия Петрова, доктора наук Алексея Арзамасова, который изучил все национальные языки Поволжья и дал практические рекомендации по сохранению родного языка.
— А что значит сохранение? Это чтобы дома разговаривали?
— Да, в первую очередь дома, естественно. Во-вторых, важна среда, в которой сверстники общаются друг с другом. Помню, мы в детстве в деревне говорили только на татарском. И приезжие городские ребята к концу летних каникул свободно общались на нем. А сейчас даже деревенские дети между собой говорят на русском, хотя внутри семьи общение происходит на татарском. Это связано в первую очередь с культурой потребления информации: большая часть современного детского и подросткового контента все-таки на русском языке. Потому вопрос создания такого контента мы без внимания не оставляем. Третий год делаем видеоролики для изучения татарского языка. В текущем году это были песни-мультфильмы для детей младшего возраста «Амина». Проект реализуется при поддержке республиканской комиссии по языкам. И он не единственный. Я очень благодарна руководителю комиссии Марату Готовичу Ахметову за поддержку городских инициатив.
«Я очень благодарна руководителю республиканской комиссии по языкам Марату Готовичу Ахметову за поддержку городских инициатив»
— «Мы заставляем сына учить татарский, определив его в татарский класс, а он вообще не хочет его знать, говорит, что язык не пригодится ему в жизни и работе, зачем на это время тратить… Что делать?» (Альбина Хайруллина) Как считаете, если на работе татарский язык станут требовать, это будет способствовать тому, что дети захотят его изучать?
— Я думаю, что через требование не всегда можно пробудить желание. Но если бы двуязычные специалисты в каких-то сферах были более востребованы и получали бо́льшую зарплату, подобное могло бы стать хорошей мотивацией к изучению татарского.
Это на самом деле может быть заложено на уровне корпоративной культуры в организации. Например, для своих сотрудников мы в мэрии уже четвертый год проводим курсы по изучению татарского языка. Раньше такие курсы были рассчитаны на работников сферы туризма, общественного питания, кондукторов и водителей общественного транспорта. Разумеется, здесь обучаются и муниципальные служащие. Но с этого года наши курсы стали доступны всем желающим, таким образом мэрия вновь открывает свои двери для жителей, предоставляя новые возможности.
На примере нашей команды могу сказать, что это точно приносит результат. Мы, конечно, преимущественно выступаем на русском языке, но практически все мои коллеги в свои доклады включают фрагменты на татарском языке. Это наш негласный закон.
— Что эффективнее — чтобы на татарском дома говорили или чтобы строго выполнялся закон о двух государственных языках?
— Не хотелось бы выбирать между двумя этими факторами — они одинаково важны для сохранения и развития языка. И в школах, я считаю, надо не заставлять учить татарский, а именно интересно преподносить его, преподавать по новым эффективным методикам, прививая любовь к языку. Я сама была педагогом татарского языка в консерватории. Студенты из Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, которые учились на первом курсе, за 10 месяцев начинали говорить по-татарски и делали это с удовольствием. И что приятно, сейчас при встрече со мной мои бывшие выпускники стараются говорить на татарском.
— Вы свою методику выработали?
— Можно сказать и так. К занятиям я готовилась по нескольким учебникам, а также всегда подключала свою фантазию. Мы работали над произношением, над дикцией, над дыханием. Понятно, что и грамматика была, без нее никуда, это основа, но к ней всегда добавляли живые диалоги, игры. Как только студенты начинали скучать, я придумывала что-нибудь новое, чтобы снова вовлечь их. В казанских детских садах и школах много сильных педагогов, и на семинарах, которые мы проводили, они демонстрировали очень интересные подходы. Потому я уверена, что эта работа ведется не зря, мы вместе движемся в правильном направлении.
«Сегодня в городе работают 326 детских садов, в 85 из них воспитание ведется на татарском языке, а в 144 детских садах открыты татарские группы»
«Изучение татарского языка — это окно в большой тюркский мир»
— «Вы родились и выросли в Башкортостане. Как в вашей семье сумели сохранить татарский язык? Вы его в школе изучали?» (Шакиров Дамир)
— Идентифицирую себя как татарку, а по маминой линии у меня есть и башкирская кровь, но родилась и жила я в татарской деревне. И для нас вопрос изучения татарского языка не стоял: мы всегда его знали и общались на нем.
А моя мама родилась и выросла в городе, поэтому изначально она говорила преимущественно на русском языке. Потом по распределению приехала в деревню и уже там стала разговаривать на татарском. Она своим примером доказывает, что если попасть в среду и регулярно говорить, то научиться языку можно.
— За 2022 год были такие цифры: детские садики посещают почти 32 тысячи детей татар, из которых только около 16 тысяч получают воспитание на татарском; в школах учащихся почти 149 тысяч, из которых всего 55 процентов на уроках родного языка изучают татарский. А как сейчас обстоят дела?
— Сегодня в городе работают 326 детских садов, в 85 из них воспитание ведется на татарском языке, а в 144 детских садах открыты татарские группы. В городе 201 школа, которую посещают 174 тысячи учащихся. Около 55 процентов обучающихся выбирают татарский язык в качестве родного или государственного языка Татарстана в рамках предмета «Родной язык».
— А что делать с родителями, которые говорят: «А зачем изучать наш родной язык, если не надо сдавать экзамен, в вуз не надо поступать с татарским, вообще в жизни татарский язык не пригодится?»?
— Это, конечно, вопрос мотивации, но я бы этим родителям привела доводы ученого, нейролингвиста Татьяны Черниговской, которая говорит, что знание нескольких языков дает человеку несколько картин мира, развивает мозг, открывает новые возможности. Плюс это свобода: чем больше языков знает человек, тем он свободнее. Изучение татарского языка — это окно в большой тюркский мир.
Я понимаю родителей, которые сами не говорят на татарском. Для них школьный татарский — это дополнительная нагрузка. Но есть ведь и татароговорящие родители, которые считают свой язык ненужным. Вот этого я понять уже не могу. Представьте, что у вас два сундука с сокровищами (татарский и русский язык) и есть ключи от обоих сундуков. Их не нужно как-то доставать, зарабатывать, они у вас уже есть. И вот один ключ вы даете своему ребенку, а второй нет, хотя для вас это вообще не проблема. У моего ребенка тоже более активный язык — русский. Тут и садик сказался, и окружение. Но мы с ней все равно стараемся говорить дома на татарском. Для меня это важно.
— «Какие действия предпринимаются исполкомом Казани в вопросе нормативно-правового подкрепления проблемы оформления текстов на татарском языке как государственном языке РТ? Какое решение этой проблемы видите вы?» (Былтыр)
— Когда я пришла работать в исполком, мы практически год занимались этим вопросом, на рейды выходили с руководителем исполнительного комитета. Есть обязательные вывески и необязательные. К обязательным относятся режимные таблички и учрежденческие доски, они должны быть оформлены на двух языках. А вот по вывескам такого закона нет, у нас нет оснований требовать вывески на двух языках, поэтому мы начали просто по-человечески разговаривать с предпринимателями, убеждать — и многие прислушались. Вывеска на двух языках — это конкурентное преимущество бизнеса, которое будет отличать его от других объектов, особенно в глазах туристов.
— Кстати, приезжие говорят: «У вас все на татарском, так круто!» Может, казанцы просто не видят этого?
— Когда я переехала в столицу РТ, мне тоже казалось, что здесь все татарское, но со временем стала замечать, что национального колорита во внешнем облике города хотелось бы больше. В Чувашии, в Марий Эл очень много национального, даже в оформлении ограждений мостов использованы традиционные узоры. Такого в облике Казани лично мне не хватало. Но я вижу, насколько изменилась столица Татарстана за последние годы. Появляются новые общественные пространства, архитектурные объекты, даже жилые комплексы, где авторы сами предлагают нам идеи, вдохновленные татарской культурой, национальными орнаментами, народными мотивами. Это растущий тренд, особенно заметный по названиям новых объектов.
«Если вы в своей семье уделяете традициям время и внимание, воспитываете детей, рассказывая о них, вы просто становитесь духовно богаче»
— «Русские в Казани тоже живут уже сотни лет. Их культуру и традиции тоже ведь надо отразить во внешнем облике города, как считаете? У вас есть идеи, как это сделать, чтобы сочеталось с татарскими традициями?» (Дмитрий)
— Когда вы стоите в самом центре Казанского кремля и созерцаете архитектурный дуэт Благовещенского собора и мечети Кул Шариф, мне кажется, вопрос о сочетании двух наших национальных культур во внешнем облике города отпадает. Повторюсь, мы всегда стремимся к балансу в плане развития русской культуры и татарской — с одинаковым вниманием относимся к национальным, религиозным праздникам и событиям. И если в какой-то части Казани преобладают татарские мотивы, к этому не нужно относиться ревностно.
Татарстан — национальная республика, Казань — ее столица. Туристы приезжают к нам, чтобы познакомиться с татарской культурой, это наша фишка. Мы должны ее достойно представлять. Чтобы познакомиться с исконно русской культурой, архитектурой, мы едем в Суздаль, Кострому, Владимир, Ярославль, с чувашской — едем в Чебоксары, с башкирской — в Уфу. В этом красота и богатство России, такую многоликость нужно поддерживать. Кристалл красив, когда светится каждая его грань. В то же время всем понятно, что настоящая культурная ценность Казани и Татарстана именно в сочетании русской культуры и татарской, православия и ислама, в этой гармонии. Честно говоря, мне кажется, что у нас в архитектурном облике и татарского, и русского национального недостаточно. Лично я хотела бы добавить еще больше колорита. Но это вопрос, который мы отдадим на откуп профессионалам.
— «Городу нужен мощный современный интерактивный музей Казанского ханства. Почти все знают, что Иван Грозный „брал Казань“. Туристы хотят знать, какую Казань, какое ханство брал грозный царь. Такой город, как Казань, без истории не может стать полноценным центром туризма. Что вы думаете по этому поводу?» (Назиф М.)
— За последние годы наши музеи тоже хорошо выросли, приросли новыми экспозициями, появилась «Городская панорама», большая экспозиция о Казани представлена в Национальном музее РТ, очень активно развиваются Болгар и Свияжск, где открылись современные музеи высокого уровня. Экспонаты, которые ранее находились в музее «Тысячелетие Казани» в НКЦ, сейчас размещаются на временных выставках. Уже год они представлены в Присутственных местах, выставку продлили еще на год.
Конечно, еще один большой музей, полностью посвященный истории города, — это только плюс. Тем более что и о современной истории Казани есть много что сказать туристам. Потому мы будем думать в данном направлении и искать новые возможности для этого.
— «По татарским обычаям, у девочки волосы должны быть собраны в две косички, у женщины — в одну или просто красиво собраны. К сожалению, современные татарские женщины забыли об этом. Моя мама говорила: распущенные волосы — распущенный характер. Как вы считаете, стоит ли татарским женщинам (девушкам) соблюдать обычаи наших предков?» (Хайрутдинов Ришат Равильевич)
— Кстати, две косички — это у замужних женщин было обязательным, но обычаи менялись с течением времени…
— Какой должна быть современная татарская женщина, на ваш взгляд?
— Я вообще не люблю слово «должна», всегда этого остерегаюсь. Что касается соблюдения обычаев, думаю, в сохранении традиций могут участвовать не только женщины. Соблюдение традиций и обычаев — это в первую очередь уважение к своей истории и культуре. И если вы в своей семье уделяете традициям время и внимание, воспитываете детей, рассказывая о них, вы просто становитесь духовно богаче. Образ жизни наших предков, их ценности — это просто еще одна точка зрения, взгляд на мир с еще одного ракурса. Именно такое знание делает вас богаче умственно и нравственно. Ну а что касается конкретно женских причесок, давайте решение оставим за самой женщиной. Мне лично нравится, когда девушки в своем внешнем облике умело сочетают национальные традиции и современность.
«Одно из самых удачных наших начинаний — это детская театральная студия «Апуш». Сейчас у нас уже пять филиалов в разных культурных центрах, а для самых маленьких мы открыли еще и театральную школу «Апуш.Нәниләр»
«В команде мэрии есть возможность реализовывать проекты, которые вряд ли удалось бы запустить где-то в другом месте»
— Давайте вернемся к проектам, которые начали реализовываться в Казани с вашим приходом в исполком города. Какие вы хотите отметить особо?
— К счастью, в команде мэрии у меня есть возможность реализовывать проекты, которые вряд ли удалось бы запустить где-то в другом месте. В первую очередь это инициативы, связанные с развитием национальных культур народов Татарстана. Одно из самых удачных наших начинаний — это детская театральная студия «Апуш», открытие которой горячо поддержал Ильсур Раисович. Сейчас у нас уже пять филиалов в разных культурных центрах, а для самых маленьких мы открыли еще и театральную школу «Апуш.Нәниләр». Осенью планируем открыть еще один филиал в Дербышках, в ДК имени Саид-Галиева. Это очень значимый проект, благодаря которому мы знакомим детей и с театральным искусством, и с той средой, где всегда звучит родной язык. Ребята уже очень активно заявили о себе, выпустив 7 спектаклей и одержав победу в пяти всероссийских фестивалях, среди которых престижный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов в Санкт-Петербурге, где молодые актеры заняли 1-е место, и фестиваль «Театральное Приволжье», в котором наши дети побеждают второй год подряд.
Театрализованный перформанс «Голоса Казани – Казан тавышлары» горожане назвали «Стихи на балконах»
Еще один крупный проект — это театрализованный перформанс «Голоса Казани – Казан тавышлары», который горожане назвали «Стихи на балконах». Это название действительно отражает суть проекта, поскольку четвертый год мы устраиваем чтение стихов с балконов здания мэрии. Мне, как филологу, этот проект особенно близок. В исполнении ведущих артистов наших театров звучат стихи Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Хади Такташа, Мудариса Аглямова, Роберта Ахметзянова и наших современников. Выступления всегда сопровождаются маппинг-шоу и музыкальными произведениями. Мероприятие проводится ежегодно накануне Дня республики и Казани и собирает более 10 тысяч человек. Это масштабное действо, позволяющее зрителям погрузиться в атмосферу живой музыки и поэзии через театрализованную историю.
«Проект «Древо жизни» посвящен коренным народам Татарстана — русским, татарам, чувашам, удмуртам, марийцам, мордве и башкирам»
Образовательный проект «Древо жизни» посвящен коренным народам Татарстана — русским, татарам, чувашам, удмуртам, марийцам, мордве и башкирам. Очередное мероприятие в рамках данного проекта состоялось 3 июля в парке имени Горького. Этим летом оно было посвящено объявленному в России Году семьи. Если в предыдущие годы мы каждый из дней мероприятия посвящали культуре каждого народа отдельно, то в 2024-м собрали семейные обряды всех этносов, первым из которых станет свадебный. В 7 национальных подворьях фольклорные коллективы из районов Татарстана представили интерактивные программы.
«Участники «Итиля» — вдохновленные собственной историей и традицией молодые ребята из разных регионов страны, творцы, создающие новое искусство»
Нельзя не назвать еще один крупный проект — фестиваль новой этнической культуры «Итиль». Кстати, слово «новой» присутствует в названии неспроста. Во многом меня вдохновило изречение Густава Малера: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». Наша культура не музейный экспонат, не следует смотреть на нее как на картину. Мы можем и должны ею вдохновляться, использовать ее и даже экспериментировать, естественно, делая это с уважением и любовью. Участники «Итиля» — именно такие вдохновленные собственной историей и традицией молодые ребята из разных регионов страны, творцы, создающие новое искусство.
«На «Хәрәкәттә-бәрәкәт» можно не только обучиться татарскому танцу, но и поиграть в давно забытые народные игры, познакомиться, пообщаться, весело провести время»
Но поистине народным стал летний проект «Хәрәкәттә-бәрәкәт», который мы реализуем тоже четвертый год. Каждый четверг на набережной озера Кабан проходят танцевальные мастер-классы, ставшие местом встречи под живую музыку, где можно не только обучиться татарскому танцу, но и поиграть в давно забытые народные игры, познакомиться, пообщаться, весело провести время. Этим летом планируем провести 12 занятий.
Также четвертый год мы проводим детский фестиваль «Гәүһәр», в котором принимают участие школы и детские сады. Это творческий проект, в рамках которого мы направляем опытных педагогов работать с детьми, преподавать им на татарском языке хореографию, художественное слово и вокал. Итогом такой работы и становится большой фестиваль «Гәүһәр».
«Четвертый год проводим детский фестиваль «Гәүһәр», в котором принимают участие школы и детские сады. Это творческий проект, в рамках которого мы направляем опытных педагогов работать с детьми, преподавать им на татарском языке хореографию, художественное слово и вокал»
Хорошо зарекомендовал себя конкурс «Здравствуй, Казань!» / «Саумы, Казан». В первый год мы его проводили среди прозаиков: и русскоязычные, и татароязычные авторы писали повести, посвященные столице РТ. По итогам конкурса мы выпустили двуязычную книгу. В прошлом году в конкурсе принимали участие художники, представлявшие свой взгляд на наш город, а мы сделали выставку их работ в Присутственных местах, а потом выпустили открытки с репродукциями этих картин. А в текущем году конкурс будет посвящен прикладному искусству: войлоковалянию, кожаной мозаике, вышивке. Итогом проекта станет большая выставка работ и выпуск буклета.
На самом деле за три года удалось осуществить множество проектов, среди которых были как разовые — спектакль «О чем поют деревья», молодежный проект «Яңа Сабантуй», оформление поездов метро, так и ежегодные — конкурс «Үз телем», «Алмачуар», анимационные ролики, курсы, семинары, курсы татарского языка и все перечисленные ранее проекты.
Кстати, оформление поездов метро этнической символикой и текстами на разных языках, которое мы осуществили совместно с городской общественностью, стало лучшей муниципальной практикой на федеральном уровне. После этого мы оформили казанские автобусы, снабдив их историко-культурным аудиогидом на татарском и русском языках.
— Чтобы проводить такие масштабные мероприятия, нужна большая творческая группа. Вы на кого опираетесь?
— Вы правы. В одиночку человек, каким бы активным он ни был, просто не в состоянии реализовать все это самостоятельно. К счастью, у социального блока сильная команда, внутри которой эти проекты распределены в зависимости от тем и направлений. Кроме того, у многих мероприятий есть свой режиссер, причем мы стараемся привлекать разные творческие команды и кураторов.
Например, фестиваль детства «Әйбәт!» реализовал коллектив режиссеров под руководством Максима Скалозубова, театральный перформанс «Казанские голоса» / «Казан тавышлары» мы проводим с Татьяной Стариковой, казанский Сабантуй уже два года делает тандем режиссера Айдара Заббарова и хореографа Чулпан Закировой, 9 Мая мы не представляем без дуэта Михаила Волконадского и Максима Скалозубова и так далее.
— Вы получаете какую-то обратную связь от молодежи — им традиции татар интересны, важны?
— Получаем. Во-первых, я вижу, что с каждым разом на наши мероприятия национальной направленности приходит все больше зрителей, на семинары регистрируется все больше участников. Во-вторых, я сама веду соцсети, вижу комментарии, читаю реальные отзывы с благодарностью или предложениями от незнакомых мне людей разных возрастов по поводу тех же мероприятий. Это могут быть и просто их мысли о судьбе татарского языка, об отношении к нему.
Еще одним подтверждением того, что вопрос родной культуры для общества важен, для меня стал стремительный рост популярности конкурса проектов «Үз телем», где молодые люди предлагают свои идеи для реализации, и детской татарской театральной студии «Апуш». Желающих туда попасть очень много. Это талантливые дети, говорящие и думающие на татарском. Значит, для их молодых родителей знание языка и причастность к татарским традициям важна, они прививают эту мысль своим детям.
«Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина присутствовала на открытии и на закрытии «Игр долголетия», была удивлена размахом. Это необыкновенный заряд энергии»
«Культурные центры не просто востребованы, а очень значимы для казанцев»
— «В последнее время в Казани за огромные деньги отремонтировали, кажется, все советские ДК. А что там сегодня происходит, какая „движуха“? Деньги не на ветер были?» (Ульянов П.)
— Сегодня культурные центры не просто востребованы, а очень значимы для казанцев. В утреннее время в ДК приходят заниматься наши жизнелюбы, самые активные пенсионеры. Занятия очень разнообразные, некоторые направления набирают до 5–6 групп, а уже после полудня активно приходят заниматься дети и подростки.
Кроме того, казанские культурные центры — это еще и значимые концертные площадки, в афише учреждений практически нет свободных дат. Активность действительно большая. Вот для примера: для театральной студии «Апуш» в ДК «Чулпан» выделили только один день в неделю, больше нет возможности. Все остальное время «апушевцы» занимаются в школе №18. ДК активно развиваются, соревнуются между собой, внедряться к ним с каким-то проектом очень сложно.
Когда я впервые пришла в культурный центр «Сайдаш» на какое-то мероприятие, увидела очень многих знакомых. Все ждали своих детей из кружков: кто-то читал книгу, кто-то ужинал в буфете. То есть когда мы говорим, что наши ДК — открытые и востребованные пространства, это не пустые слова.
— «Какие творческие коллективы сегодня есть в Казани — именно городские, а не республиканские? Как считаете, этого достаточно, чтобы удовлетворить любой вкус и запрос?» (Юрий Титов)
— Их очень много: это и профессиональные, и любительские, и детские. Среди профессиональных коллективов стоит отметить Казанскую городскую филармонию, в составе которой ансамбль танца «Казань», солисты-вокалисты — заслуженные и народные артисты РТ; коллектив камерного оркестра La Primavera во главе с маэстро Рустемом Абязовым — ярким представителем национальной дирижерской школы; оркестр центра современной музыки Софии Губайдулиной, руководителем центра является Ляйля Гарифуллина, а художественным руководителем оркестра — молодой дирижер Дмитрий Железнов. Последний также руководит известной капеллой мальчиков, которая базируется в ДШИ №2. На базе КЦ «Сайдаш» имеются два профессиональных коллектива: джаз-оркестр «Фантазия» и камерный балет «Пантера». Сегодня ни одно общегородское мероприятие не обходится без участия наших муниципальных коллективов.
В каждом культурном центре сегодня есть любительские коллективы, а всего таких объединений насчитывается около 500. Они также являются постоянными участниками мероприятий в районах. Отдельно среди них хочется выделить «жизнелюбов».
— Жизнелюбами вы называете людей пенсионного возраста?
— Да, мы с особенным трепетом относимся к проекту «Жизнелюб». По инициативе мэра он стартовал еще в 2016 году. Любой желающий пенсионер может посещать бесплатные занятия по интересам: на спортобъектах, в домах культуры, библиотеках, а летом в парках, скверах и на набережных города. Очень важно, чтобы, выйдя на пенсию, горожане продолжали жить активной жизнью.
В августе прошлого года в парке имени Горького сделали большой фестиваль «Жизнелюб», где собрались порядка 10 тысяч людей золотого возраста. Был настоящий праздник, и я желаю всем такой же активности в зрелом возрасте, как и у наших «жизнелюбов». Более того, с сентября мы увеличили для них количество локаций для занятий до 91. Усилили спортивное направление: теперь бесплатные посещения для пенсионеров есть в 16 спортивных объектах.
Кульминацией стали «Игры долголетия», когда мы устроили состязания по 10 видам спорта. Сначала переживали, как «жизнелюбы» отнесутся к этой идее, все-таки спорт есть спорт, там надо соревноваться, но у нас собрались 2 тысячи участников, самому возрастному было 90 лет! Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина присутствовала на открытии и на закрытии соревнований, была удивлена размахом. Это необыкновенный заряд энергии. Меня восхищает, что в таком возрасте люди оптимистичнее и бодрее всех нас «середнячков», вместе взятых. Вот уж у кого действительно года — это богатство!
Сейчас при поддержке Ак Барс Банка и министерства труда, занятости и соцзащиты РТ присоединяемся к сервису «Алтын еллар» — подарим нашим пенсионерам карты «Жизнелюб», чтобы найти занятие по душе стало еще проще. Там будет каталог активностей, онлайн-запись на занятия, список мер соцподдержки и госуслуг.
«Калеб» открыл для широкой аудитории новые имена, многим молодым авторам и исполнителям дал возможность показать себя, вдохновил на творчество»
«Калеб» открыл для широкой аудитории новые имена»
— Читатель спрашивает: «Почему ваш „Калеб“, который вы везде восхваляете, в который столько вложено, ничего конкурентоспособного, высокохудожественно, даже ничего стоящего так и не придумал, не воспринимается татарской публикой?»
— Спектакль «Өтүкән» Нурбека Батуллы по поэме Йолдыз Миннуллиной попал в лонг-лист премии «Золотая маска». Он создавался в рамках «Калеба». И это не единственный пример, который я могу привести. Вообще, мне кажется, читатель хоть и слышал о «Калебе», но не до конца знаком с деятельностью проекта, иначе у него язык не повернулся бы так говорить.
Первые 6 лет «Калеб» являлся просто объединением энтузиастов с финансированием ноль рублей. И наверное, это были самые яркие годы сообщества. Мы подключали все свои силы, чтобы делать достойные проекты. Камаловский театр предоставлял нам малую сцену безвозмездно. Я очень благодарна ему за такое доверие. И надо понимать уровень нашей подготовленности, если академический театр доверил сцену нам, людям без имени на тот момент. «Калеб» и сейчас общественная организация, без определенного штата сотрудников и месторасположения. На его счету — многочисленные театральные перформансы, спектакли, лаборатории, лекции, мастер-классы, творческие вечера молодых деятелей искусства, презентации книг и альбомов — всего более 70 проектов. На площадках «Калеба» рождались новые произведения, в том числе более 80 новых песен. «Калеб» открыл для широкой аудитории новые имена, многим молодым авторам и исполнителям дал возможность показать себя, вдохновил на творчество.
Возможно, «Калеб» не вышел в массы, но у него всегда был свой зритель. И я точно знаю, что мы имели влияние на свое поколение. Мне очень лестно, когда я слышу от молодых креативных ребят, которые сейчас курируют большие проекты, что их взгляд на современное татарское искусство сформировал «Калеб». Например, недавно для меня были открытием слова руководителя сообщества Urbantatar, также недавнего куратора летней программы озера Кабан Гузели Ахметгараевой о том, что ее тоже формировал «Калеб». Некоторые называют себя фанатами «калебовцев» и не стесняются этого до сих пор. Я регулярно получаю отзывы и от вновь присоединившихся участников, как тот или иной проект им помог реализоваться, что поступили новые творческие предложения и так далее. Такой вклад в развитие каждой творческой единицы невозможно сосчитать в цифрах и оценить, но он огромен.
Тем более, в отличие от других проектов, «Калебом» никто отдельно не занимался. Для меня это всегда было велением души, для других тоже. Бывали моменты, когда совсем не оставалось времени и сил, я говорила себе, что это благотворительность. Я не могу финансово помочь людям, но могу открыть для творческих людей какие-то пути для реализации.
— А минкультуры не подхватило вашу инициативу?
— Спустя 6 лет существования «Калеба», когда министерство возглавила Ирада Хафизяновна Аюпова, мы получили поддержку. В частности, впервые нам было выделено 3 миллиона рублей (самая большая сумма за все время существования проекта), на которые мы реализовали столько проектов! Мы записали и выпустили альбом аудиокниг, провели творческие мастер-классы, выпустили спектакли, создали лабораторию «Безнең җыр», о которой мечтали с первых дней существования «Калеба». Для нас это было настоящим счастьем! А вскоре я была назначена директором Кариевского театра, площадка которого стала домом и для «Калеба».
«Мы реализовали столько проектов! Мы записали и выпустили альбом аудиокниг, провели творческие мастер-классы, выпустили спектакли, создали лабораторию «Безнең җыр», о которой мечтали с первых дней существования «Калеба»
— Какой была задача этих мероприятий — соединить творческих людей разных отраслей искусства?
— Эта одна из задач. Начинали с триединства — поэт, композитор и вокалист, потом перешли в разные театральные формы. Кстати, у многих молодых режиссеров и актеров в студенческое время были дебюты на площадке «Калеба». Назову только один пример — документальный спектакль «1926», это была первая режиссерская работа Олега Кинзягулова, которую он выпустил с Алмазом Бурхановым, Эльвиром Салимовым, Айгуль Шакировой, Миляушой Хафизовой — они все были тогда студентами третьего курса института культуры. Теперь они все в наших театрах полноценные творческие силы. Тот же Рузиль Минекаев, которого сегодня знают благодаря популярному сериалу, будучи на четвертом курсе театрального училища, вместе с одногруппниками участвовал в спектакле-вербатиме «Серләүхәсез». Режиссером была Нафиса Исмагилова.
У нас был такой слоган: «В татарском мире есть свои таланты, не стоит постоянно оглядываться по сторонам». «Калеб» — это знакомство, в том числе с публикой, вдохновение, новые тандемы, создание общего продукта. Например, композитора Эльмира Низамова до его вечера в «Калебе» знали только в консерватории, татарской публике он не был неизвестен. После этого мероприятия последовали знакомства, к нему возрос интерес. И тогда же появился крепкий тандем — Резеда Гобаева и Эльмир Низамов, были созданы десятки популярных песен. Надо отдать должное, Эльмир не только первый герой «Калеба», но и один из основателей сообщества. Именно с него, с Йолдыз Миннуллиной, Луизы Янсуар и Сюмбель Гаффаровой все и начиналось. Композитор Миляуша Хайруллина всегда говорит, что благодаря «Калебу» вдохновилась татарской музыкой. Мы приглашали ее как аккомпаниатора на наши камерные концерты, потом они с поэтами начали делать импровизацию на разные темы, тогда же и появились ее собственные сочинения.
— Можно привести примеры творческих тандемов и их произведений, созданных в рамках «Калеба»?
— В рамках проекта родилось большое количество песен, которые сейчас звучат на музыкальных платформах, практически на всех правительственных концертах, даже на фестивале «Үзгәреш җиле». Просто не все слушатели знают, как и кем они были созданы. Например, на казанском Сабантуе Эльмира Калимуллина спела «Яшә илем — Татарстан» перед тысячей зрителей, слушавших песню стоя, но только единицы знают, что авторы этой песни — «калебовцы». Новые тандемы и творческие взаимосвязи сложились в новом сезоне лаборатории «Безнең җыр». Лишь у пары команд случились совпадения между участниками, которые уже пробовали работать в коллаборации друг с другом. Под крыло «Калеба» пришли новые лица — это и исполнители, и поэты, и композиторы. Молодые авторы делятся, что им в силу юного возраста трудно «подобраться» к артистам, с которыми они хотели бы работать, попробовать предложить свой материал.
Можно вспомнить, например, историю Айдара Ниязова. «Калеб» соединил его в творчестве с Айгуль Гардисламовой, хотя она была заведующей кафедрой в музыкальном училище, где Айдар учился, и он с трудом мог себе представить, что сможет «строгому преподавателю» предложить свою музыку. А в «Калеб» это случилось! И он написал, если не ошибаюсь, для Айгуль уже три песни! Так же случилось с молодым интересным композитором-мультиинструменталистом Айдаром Абдрахимовым: он поработал с Алиной Шарипжановой, и та благодаря ему и поэту Рузалю Мухаметшину предстала в очень необычном артистическом амплуа и вышла на сцену с целым хором малышей! А какой дуэт получился у Артура Исламова и Ильгиза Шайхразиева! Эта песня «Гомерлек дуслар», написанная Миляушой Хайруллиной на стихи Гульназ Газизовой. А ее песня «Гаиләм» / «Моя семья», созданная с поэтом Данией Нагим для Сюмбель Киямовой и Айрата Ганиева, стала открывающей на KazanForum, где прозвучала в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РТ.
Каждую историю не расскажешь — их очень много. В итоге у нас получилось 17 новых тандемов, а фактически триединств: 17 поэтов, 17 композиторов и 21 вокалист (были и дуэты). Наше упущение в том, что в прошлом сезоне мы не записали песни по результатам лаборатории, до слушателя дошли только те композиции, которые были записаны исполнителями самостоятельно, поэтому в текущем году мы хотим вплотную заняться записью нового материала и разместить его на музыкальных платформах, чтобы он был широко доступен.
«Если сегодня мы имеем хоть какую-то возможность поддержать творческую интеллигенцию — добрым словом, новым заказом, площадкой для самовыражения, то необходимо это делать, иначе мы потеряем произведения искусства, которые еще могут быть созданы»
— Но не обидно ли, что авторы и исполнители «Калеба» не так хорошо зарабатывают, в отличие от поп-культуры?
— Это проблема не только «калебовцев». Мы зачастую не понимаем, сколько душевных терзаний и сил требуется, чтобы создавать творческий продукт, сколько смелости нужно, чтобы предоставить его на суд зрителя. Я чувствую, что особенно сложно приходится сегодня писателям и композиторам. Если в советское время это было самодостаточной профессией, то сейчас им приходится совмещать творчество с другими занятиями, чтобы было на что жить. Многие из них просто перестают творить. Но ведь создание произведения искусства — это тоже огромная работа, это профессия, которая должна оплачиваться.
Творческие союзы писателей, композиторов теперь не влияют на обеспеченность авторов работой, которая их прокормит. Меценатство, выводившее в прошлые века в ряды выдающихся деятелей искусства талантливые имена, теперь тоже редкая история. И получается, что авторы просто отданы на волю судьбы. Нельзя забывать о том, что культуру сформируют не сиюминутные вещи, а серьезные творения, которые, возможно, даже будут не поняты современниками. Но если сегодня мы имеем хоть какую-то возможность поддержать творческую интеллигенцию — добрым словом, новым заказом, площадкой для самовыражения, то необходимо это делать, иначе мы потеряем произведения искусства, которые еще могут быть созданы.
— Что вас не устраивает в татарской музыкальной эстраде, что вы хотели бы изменить?
— Сегодня, я считаю, на поляне все цветы могут цвести. Чем разнообразнее, тем лучше. Пусть будет выбор и для старшего поколения, и для молодого, и для тех, кто хочет развлечься, отдохнуть, и для тех, кто любит музыку посложнее.
«Возглавить театр — это не только быть сильным менеджером, хозяйственником или человеком, который понимает музыку и театр, у руководителя музыкального театра должна быть творческая душа, любовь и к актерам, и к искусству»
«Возглавить музыкальный театр? Хотела бы, но…»
— «Недавно стало известно, что здание Камаловского театра, когда труппа переедет в новое здание, отдадут под музыкальный театр. А какой музыкальный театр должен быть — татарский или универсальный?» (Алия)
— Для меня Камаловский театр — сакральное место, для многих татар театр имени Камала — один из символов татарской культуры, потому изначально я поддерживала мнение, что там должна быть только татарская история, но, как менеджер, как бывший директор театра, я понимаю, что продавать билеты, продвигать только национальный материал, когда на противоположном берегу Кабана — новый Камаловский театр, где четыре сцены, будет, мягко говоря, сложно. С этой точки зрения вариант универсального театра, конечно, выигрывает. К тому же в таком случае мы сможем задействовать большее количество вокалистов, не только татароязычных. А талантливых выпускников консерватории и Института культуры у нас достаточно. Многие из них зарекомендовали себя в ярких музыкальных проектах, но в то же время эти ребята не полностью реализованы в профессии на сегодняшний день. Их потенциал гораздо больше. Один лишь оперный театр не может закрыть вопрос их реализации.
К сожалению, очень многие молодые таланты уезжают, не видя перспектив. Мы должны остановить этот отток, создав им условия. Со временем надо их отправлять на стажировку в столичные музыкальные театры, для молодых продумать целевое обучение на режиссеров, артистов музыкального театра, чтобы они возвращались в республику.
Посмотрите, сколько театральных направлений в Москве или Санкт-Петербурге — у каждого свой зритель. В Северной столице даже есть детский музыкальный театр «Зазеркалье». Музыкальные театры есть и в Екатеринбурге, и в Калининграде, и во многих других крупных городах. В Казани же ниша музыкального театра, где ставились бы музыкальные драмы, оперетты, мюзиклы, хореографические постановки, детские музыкальные спектакли, совершенно свободна. Я думаю, музыкальный театр будет большим подарком для наших молодых вокалистов и композиторов. Его можно развивать на примере таких площадок, как, например, «Градский Холл» в Москве, ставить не только спектакли, но и отдельные творческие вечера, сольные концерты.
— Вы хотели бы возглавить музыкальный театр? Есть мечта такая?
— Хотела бы, но, думаю, в социальном блоке исполкома Казани я пока нужнее. Есть и другие талантливые люди. Возглавить театр — это не только быть сильным менеджером, хозяйственником или человеком, который понимает музыку и театр, у руководителя музыкального театра должна быть творческая душа, любовь и к актерам, и к искусству.
— Вы сказали, что есть другие талантливые люди, которые могут возглавить театр. Кто они?
— Я бы пока обошлась без конкретики. Выбирая руководителя, наверное, справедливо устроить конкурс, где желающие могли бы представить свою концепцию. Театр — работа командная. Здесь нужен и сильный управленец с хорошим художественным чутьем, и главный режиссер. И только если этот тандем станет работать слаженно, будет место успеху. Почему я говорю, что директор не может быть безразличным к судьбе режиссеров, актеров, вокалистов? Потому что творцы в высшей степени чувствительные, эмоциональные. Они как дети. Казенный стиль управления по отношению к творческим людям вообще не работает. Творцов надо беречь, лелеять и любить.
— А на своей нынешней работе вы какого стиля руководства придерживаетесь?
— Мягкая сила, наверное, больше мне подходит. Она тоже очень эффективная. Но когда некоторые люди не воспринимают, то уже переходишь на более жесткий язык.
«Кариевский театр не должен затеряться, он очень важен для татарского народа. Думаю, у него еще все впереди. Я очень на это надеюсь»
«Кариевский театр не должен затеряться, он очень важен для татарского народа»
— Вам не кажется, что сегодня Кариевский театр как будто бы затерялся в общей массе? Сложно назвать спектакль, на который хотелось бы позвать своих знакомых.
— В репертуаре Кариевского театра достаточно спектаклей на разный вкус и возраст, которые были созданы за последние 6 лет. Например, пятикратный номинант «Золотой маски», победитель многих российских театральных фестивалей «Рөстəм Маҗаралары» (спектакль «Приключения Рустама» стал лауреатом «Золотой маски – 2024» — прим. ред.), «Мио, мой Мио!», «Кәҗүл читек» («Необыкновенные ичиги»), «Ләйләвә Мәҗнүн», «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма»), «Ромео и Джульетта», «Озын-озак балачак» («Долгое-долгое детство»). Я здесь перечислила репертуар для подростков, потому что Кариевский театр — татарский театр юного зрителя. Это как раз та аудитория, которая мало охвачена театрами. Да, есть русский ТЮЗ, который тоже прекрасно работает в данном направлении. Они хорошо дополняют друг друга.
Я всегда считала, что ТЮЗы не должны обходить проблемные вопросы, с современными подростками нужно вести честный откровенный разговор. Речь идет не только о спектаклях, это и лаборатории, и дискуссионные клубы, и лекции. Кариевский театр не должен затеряться, он очень важен для татарского народа. Думаю, у него еще все впереди. Я очень на это надеюсь!
— Что вы скажете о развитии современного татарского театра? Есть мнение, что нынешний уровень даже Камаловского театра не слишком соответствует тому шикарному зданию, которое у них скоро будет. Татарских режиссеров нет (один Айдар Заббаров не может все театры обеспечить), драматургов нет (Ильгиз Зайниев все театры обеспечить не может), театральных менеджеров тоже не имеется. Вам не кажется, что сегодня у татарского театра не самые лучшие времена?
— В первый раз слышу такое мнение и с ним не согласна. Я до сих пор общаюсь с театральными критиками, и они говорят, что сейчас театры РТ интереснее, чем некоторые московские и петербургские. На театральной карте страны Татарстан выглядит очень уверенно. И среди национальных театров, естественно. Думаю, список номинантов на «Золотую маску» красноречивее всех слов.
Мне кажется, у Фарида Рафкатовича Бикчантаева еще много творческих сил, в новом здании откроется второе дыхание. Например, Ильгиза Зайниева надо учитывать не только как драматурга, но и как режиссера. Плюс Тимур Кулов, который недавно стал штатным режиссером театра юного зрителя имени Брянцева в Санкт-Петербурге. Но сегодня там, завтра здесь. И режиссера Туфана Имамутдинова не надо забывать.
Есть целое поколение режиссеров, учеников Бикчантаева: Дамир Самерханов, Олег Кинзягулов, Лилия Ахметова, Альберт Гаффаров. И хотелось бы, чтобы эта линия продолжилась.
Опытные театральные менеджеры — Ильфир Якупов, Фарида Исмагилова, Ленар Зайнуллин — лучшие в своем деле. Верю, что во многих театрах Татарстана есть достойная талантливая молодежь, которая растет на смену.
Насчет драматургов вопрос действительно сложный. Драматургия — самый непростой жанр в литературе. Нужно не только уметь писать, но и видеть свое произведение на сцене, знать специфику актерского существования. Кроме того, драматург должен чувствовать эпоху, в которой живет. Ведь театр, особенно для детей и молодежи, чутко откликается на вызовы времени. Мы недавно в мэрии дали старт конкурсу пьес для детей и подростков «Алмачуар». Решит ли конкурс недостаток драматургического материала для этой важной аудитории — посмотрим.
— К Камаловскому вы трепетно относитесь, а в Качаловский драматический театр ходите?
— Я ко всем театрам отношусь с трепетом и большим уважением. Раньше не пропускала премьеры республиканских театров, но сейчас, к сожалению, следить за театральной жизнью так основательно нет времени. В театр имени Качалова собираюсь на премьерный спектакль «Гамлет».
— «Зная ваш директорский опыт, уточню: не хотелось бы вам, чтобы в Казани был какой-то городской театр, чтобы вы так или иначе отвечали за него? „Мастеровые“ же в Челнах подчиняются городу». (Эльбрус)
— Мне кажется, жителям неважно, это муниципальный театр или государственный, главное, чтобы он работал и выполнял свои задачи. Что касается моих желаний, я бы хотела сделать в будущем «Апуш» настоящим детским театром со своим зданием и репертуаром. Спектакли студии «Апуш» действительно достойны быть представлены зрителю на больших сценах.
«Айдар Заббаров — сильный режиссер, и то, что он хочет творить в Казани, — это тоже счастье для нас. Думаю, что он мог бы возглавить художественное руководство новым музыкальным театром столицы РТ»
— Может быть, Айдар Заббаров создаст казанский муниципальный театр?
— Создать можно все, главное, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. (Смеется.) Ведь театр — это недешевое удовольствие. Сегодня же пока необходимо экономить. И наше счастье, что руководство города и республики думает о развитии театрального движения, несмотря на непростую ситуацию. Да, Айдар — сильный режиссер, и то, что он хочет творить в Казани, — это тоже счастье для нас. Думаю, что он мог бы возглавить художественное руководство новым музыкальным театром столицы РТ.
— Фестиваль «СоТворение» в этом году состоится в Казани?
— В этом году нет. Принято решение, что «СоТворение» будет проходить один раз в два года, но расстраиваться не нужно, событийная программа столицы в 2024-м очень насыщенная. Впереди саммит глав государств БРИКС, будет много культурных мероприятий, приуроченных к нему. В конце августа состоится международный джазовый фестиваль «Дикси-фест БРИКС+», приедут джаз-бенды из Сербии, Китая, Индии, Ирана, Эфиопии, из разных регионов России. «Аксенов-фест» в текущем году тоже пройдет под эгидой БРИКС, порадует большим количеством международных гостей. В Казань съедутся поэты и писатели из Бразилии, Китая, Ирана, Сербии, Объединенных Арабских Эмиратов. Обсуждается вопрос о проведении в начале октября международного телевизионного конкурса детской авторской песни «Наше поколение – 2024», где также примут участие гости из государств БРИКС. Плюс традиционные мероприятия ко Дню города, которые проходят в последние недели лета. Поэтому, я надеюсь, каждому найдется что-то по душе.
— В конце читатели нам предлагают вернуться с культурных высот на улицы города. «Есть одна очень серьезная проблема нашего города — переполненные урны! В частности, улица Баумана — это, извините, „одна большая помойка“. Стыдно перед туристами, которые приезжают из других городов и стран». (Радик Равилевич)
— Улица Баумана — это самая посещаемая улица не только Казани, но и Татарстана. В день по ней гуляют десятки тысяч человек. А раз больше поток пешеходов и туристов, следовательно, и большой объем мусора. Мы видим эту проблему. Кстати, в 2023-м начали обновление улицы, которое завершится в текущем году. Организовали новые зеленые зоны, установили скамейки, рабочие обновляют брусчатку, прокладывают ливневку. Ну и, отвечая на вопрос читателя, скажу, что установили 40 урн, а уборка улицы проводится в две смены. Словом, вопрос с мусором сейчас не стоит так остро. Улица Баумана — это сердце Казани, потому к ней пристальное внимание.
— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?
— Конечно! Очень авторитетное издание с интересной подачей.
— Гузель Рамзилевна, спасибо за обстоятельный и очень эмоциональный разговор. Удачи вам и всей вашей команде!
Читайте также: Гузель Сагитова: «Самые волнующие темы — рост преступности, наркомания и детский суицид». Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.