Название праздника «Я выбираю небо!», который встречает сегодня Казань, по идее, мыслится аналогом былого «Комсомолец — на самолет!» (конечно, в широком смысле, т. е. еще и в конструкторские бюро, и на авиазаводы). Но всеобщего подъема пока не заметно, и сегодня трудно представить тот авиационный энтузиазм, который кипел в республике в 1920–1930-х и перешел в планомерную работу в последующие десятилетия. Здесь продолжались, зарождались и творились порой невероятные летные биографии, в которых, как полагает корреспондент «БИЗНЕС Online», возможно, и таится секрет того, как возродить «моду» на авиацию.
В 1910-м в Казанском Императорском университете создали воздухоплавательный кружок, и в том же году город рукоплескал первому местному летчику
О чем этот обзор
С 1930-х годов Татария как один из центров авиапрома, авиационной науки и не последняя республика по гражданской авиации притягивала летчиков. Плюс к этому в ТАССР почти сразу начали воспитывать свои крылатые кадры: жизнь бурлила в аэроклубах, летном отряде КАИ, поднимались в небо и простые работники авиазавода. Впрочем, заявка была сделана еще до революции. В 1910-м в Казанском Императорском университете создали воздухоплавательный кружок, и в том же году город рукоплескал первому местному летчику.
В этой статье мы хотим вспомнить тех, кто начинал летать на местных авиазаводах и авиапредприятиях, получил путевку в небо в здешних аэроклубах и КАИ, пришел в республику сложившимся летчиком и продолжил здесь работу в области авиации, а также о ставших летчиками уроженцах региона. Поэтому мы не упоминаем ряд людей, например, одну из самых известных «ночных ведьм» Героя Советского Союза Магубу Сыртланову, чья жизнь по приезде в наши края не была связана с авиацией. И в целом мы осознаем, что 50 — это серьезное ограничение: достойных упоминания намного больше.
Подчеркнем, что речь идет только об исторических персонах, т. е. о тех, кого с нами уже нет.
Первые казанские летчики
В сентябре 1910 года на первой казанской авиационной неделе свое мастерство демонстрировал Александр Васильев. По окончании юридического факультета Казанского университета он служил секретарем в Казанской судебной палате, готовился стать помощником судьи, но однажды увидел полет аэроплана и заболел авиацией. Во Франции в летной школе знаменитого Анри Фармана русский показал такие успехи, что был оставлен инструктором, но Васильеву хотелось быть полезным дома. Он вернулся в Россию, став 17-м дипломированным российским авиатором. А после той недели Александру Алексеевичу вручили серебряный жетон с надписью «Первому казанскому авиатору». В дальнейшем Васильев установил немало рекордов, например в июле 1911 года став победителем первого дальнего перелета по маршруту Петербург – Москва. В конце 1912-го он воевал на стороне Болгарии в Балканской войне, а по возвращении в Россию стал испытателем Петербургского авиационного завода. С началом Первой мировой войны Васильев на фронте. 10 августа 1914 года он был сбит, взят в плен, после попытки побега заключен в лагерь строгого режима, где и умер. Тогда же в австрийском плену погибла жена летчика Лидия, которая была на фронте сестрой милосердия.
Казанец Онисим Панкратов был знаменитым в дореволюционной России спортсменом. Более всего он прославился как первый русский, совершивший кругосветное путешествие на велосипеде. Оно длилось 2 года и 18 дней и завершилось 10 августа 1913-го. Потом спортсмена увлекла идея кругосветки на самолете, и он пошел учиться на пилота, но началась мировая война. Летчик Панкратов был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, произведен в подпоручики. Онисим Петрович погиб в сентябре 1916 года в бою с немецкими аэропланами. Решением командующего его тело доставили на родину, в Казань, и похоронили с воинскими почестями. По всей видимости, его могила стала первой в той части Арского кладбища, которую сегодня называют «Уголком летчиков». В 2016 году много говорили о том, чтобы поставить в Казани памятник героическому земляку, даже согласовали место и сделали макеты, но…
Во время Первой мировой в Казань перевели центральный петроградский аэроклуб, поэтому наш город несколько лет был одним из центров подготовки военных летчиков, имелся даже бомбардировщик «Илья Муромец». А одним из инструкторов был знаменитейший Михаил Ефимов — первый дипломированный русский авиатор.
С Казанью связано рождение авиации Белого движения. До Октябрьской революции летчик Дмитрий Борейко был преподавателем Гатчинской офицерской воздухоплавательной школы и среди прочего написал учебник «Основы авиации», по которому еще в начале 1930-х годов обучались и советские летчики. После Октябрьской революции его избрали начальником школы. В 1918-м во время ее эвакуации в Казани Борейко перешел к белым, уведя с собой немало личного состава и часть техники. В августе 1918 года его назначили начальником Воздушного флота при штабе Народной армии Северной группы в Казани. После поражения Белого движения полковник Борейко ушел в Китай, преподавал в Харбинском университете. В 1946 году арестован Смершем, умер в 1948-м в следственной тюрьме.
В 1918-м начальником авиашколы Казанского общества воздухоплавания был Степан Ноздровский. В Первую мировую он как боевой летчик был награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и произведен в прапорщики. Когда Казань заняла армия Каппеля, вступил в Белую армию, был помощником начальника управления воздушного флота. После поражения Колчака капитана Ноздровского мобилизовали в Красную армию. Он служил в главном управлении Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота (РКК ВВФ), преподавал в Академии Военно-воздушного флота РККА.
В наших краях родилась и истребительная авиация Красной армии: именно здесь начались ее полноценные боевые действия. На их основе было написано первое наставление по применению авиации в РККА. В боях над Казанью отличились красные летчики во главе с Иваном Павловым. В пилоты он вышел во время Первой мировой из аэродромной обслуги. Павлов самостоятельно изучил аэроплан и стал мотористом. Увидев рвение рядового, начальство отправило его в Гатчинскую авиашколу, а потом — во французскую школу пилотажа.
Труженики мирного неба
Одним из первых местных летчиков мирного времени был Михаил Гаркави. В 1914 году он окончил Казанское реальное училище, потом — Московское высшее техническое училище, где прошел теоретический курс авиации. В 1916-м был направлен на учебу в Севастопольскую летную школу, а затем — в Петроградскую школу морской авиации. Это один из первых в нашем крае морских летчиков. С 1929 года работал химиком на Казанском меховом комбинате.
Бывший подпоручик, а потом красвоенлет Николай Бычков — первый пилот уже официально созданной гражданской авиации Татарии. В 2022 году его назначили уполномоченным по организации авиадела при Совнаркоме Автономной Татарской ССР. Под руководством Бычкова открыта авиалиния Москва – Казань и создана аэростанция «Казань» (возле деревни Горки). Первый рейс она приняла 30 июня 1924 года. Считается, что именно Бычков ввел в здешний обиход понятие «аэропорт». Он погиб 20 июля 1924-го в Казани во время катастрофы аэроплана Nieuport 10.
Первый в Татарии местный авиамаршрут (Казань – Бугульма) открыл Закарий Нохов, а в начале 1930-х сформировалась кольцевая линия: Казань (аэропорт на Арском поле) – Чистополь – Шереметьевка – Набережные Челны – Мензелинск – Муслюмово – Аксубаево – Казань. Ежедневно выполнялось четыре рейса Москва – Казань – Свердловск и обратно. На этом маршруте летал мало кому тогда известный Михаил Водопьянов. В 1934 году за героизм, проявленный при спасении челюскинцев, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 21 мая 1937-го он первым в мире совершил посадку в районе Северного полюса. С июля 1941 года — командир дальнебомбардировочной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941-го участвовал во втором налете на Берлин. Его Пе-8 был подбит и сел на территории, занятой немцами, но Водопьянов сумел вернуться к своим. За высокие потери дивизии был смещен с поста командира, работал испытателем на Казанском авиазаводе (КАЗ). А еще в столице Татарии он прославился как… драматург: в 1942 году в Качаловском театре поставили его пьесу «Полк ДД».
В середине 1930-х для борьбы с малярийным комаром создали авиационные подразделения специального применения (они же и обрабатывали поля). Туда набирали самых опытных пилотов. Таким был Феофан Радугин. С началом Великой Отечественной войны он стал летчиком транспортной авиации, совершил 247 вылетов в глубокий тыл врага с грузами для партизан, вывозил раненых. В 1948 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. Еще один казанский «борец с комарами» Владимир Палагин стал летчиком-штурмовиком. К апрелю 1945-го совершил 235 боевых вылетов. Герой Советского Союза.
На войну ушли многие татарские гражданские пилоты, в том числе женщины. Пилот кольцевой линии Татарского Совнаркома Вера Тихомирова воевала в истребительном авиаполку Марии Расковой и была ее замом по политчасти. Елена Малютина сражалась пилотом Пе-2. Женщины же заменили ушедших на фронт летчиков. Например, Нина Корытова, которая в 1935 году с той же Расковой участвовала в групповом перелете на спортивных самолетах по маршруту Ленинград – Москва.
Женщины в истории авиации РТ — большая тема. Только до войны свидетельства пилотов получили сотни девушек Татарии, а самой первой (1935 год) была сотрудница ТЦИКа Сания Яруллина. В 1970–80-е бортрадистом на Ли-2 и Ил-14 и штурманом на Ан-24 в Казани летала Евгения Напаева. В 1983 году погиб ее муж Владимир Напаев — бортмеханик казанского Ту-134, разбившегося под Алма-Атой. После этого она 10 лет не садилась в кабину самолета и вернулась к летной работе только в 1993-м — стала штурманом эскадрильи, а затем штурманом-инструктором летного отряда. Напаева была единственной в России женщиной-штурманом I класса.
В 1954 году руководителем полетов Казанского авиапредприятия был назначен Герой Советского Союза Михаил Родных. Во время войны на ТБ-7 он совершил 85 боевых вылетов в темное время суток на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника. Выполнял особые правительственные задания. Например, в марте 1943-го в составе экипажа Энделя Пусэпа совершил перелет в Великобританию, доставив правительственный пакет королю Георгу V.
Большой вклад в аэрофикацию Татарии внес Федор Устинов, в 1953–1972 годах — начальник Казанского аэропорта, а во время войны — летчик-бомбардировщик.
В 1964-м в Казани встречали первые реактивные самолеты, предназначенные для местного авиапредприятия, — Ту-124. Отбор в их экипажи был суровым. Командиром первого назначили опытнейшего Льва Русланова.
В 1996–1998 годах начальником татарского межрегионального территориального управления Федеральной авиационной службы (ныне — Росавиация) был Акрам Галиаскаров. В 1978–1981-х на Горьковском авиазаводе он испытывал МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31, МиГ-29УБ. В 1995–1996 годах — на Казанском авиазаводе: летал на Ил-62М, Ту-22М3, Ту-214. С 1998-го был генеральным директором Казанской табачной фабрики. Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Глыбой в истории авиации Татарстана высится фигура заслуженного пилота СССР Владимира Хусаинова, в 1974–1984 годах — командира казанского объединенного авиаотряда, первостроителя международного аэропорта «Казань». В начале 1970-х, во время Вьетнамской войны, он был шеф-пилотом экипажа Хо Ши Мина и транспортной авиации Вьетнама. Один раз был сбит, но сумел посадить самолет на болото в джунглях.
Герои военного неба
В Великую Отечественную татарская земля, причем в основном глубинка, дала Родине немало выдающихся боевых летчиков.
Истребитель Агзам Валеев из села Каргали (Чистопольский район) совершил 501 боевой вылет, сбил четыре самолета лично и три — в группе. Герой Советского Союза.
Бывший ученик кондитера на фабрике «Заря» казанец Фарит Фаткулин боевое крещение получил в небе над Китаем, участвовал в Советско-финляндской войне. Погиб в бою 27 июля 1942 года. Герой Советского Союза.
Уроженец села Сугушла (Лениногорский район) Мисбах Халиуллин работал зоотехником в колхозе, а в войну стал летчиком-штурмовиком. Герой Советского Союза.
В семье казанского рабочего родился Николай Столяров. На войне выпускник казанского аэроклуба сразу выделился незаурядными летными навыками. К апрелю 1945 года гвардии капитан Столяров совершил 185 боевых вылетов. Дважды Герой Советского Союза.
Анатолий Калашников окончил чистопольский аэроклуб. Совершил 120 боевых вылетов на штурмовку. Герой Советского Союза.
Бывший детдомовец Кузьма Новоселов работал на кожевенной фабрике в Казани и одновременно учился в аэроклубе. К концу войны совершил 150 боевых вылетов, сбил лично 16 и в группе — 5 самолетов противника. Герой Советского Союза.
Григорий Павлов из деревни Керасиново (Высокогорский район) к марту 1945 года сбил 17 самолетов лично и два — в составе группы. Впоследствии — генерал-лейтенант, командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. Герой Советского Союза.
Леонид Соколов из поселка Бимери (Высокогорский район), окончив казанский аэроклуб, остался там летчиком-инструктором. К маю 1945 года сбил 17 самолетов. Герой Советского Союза.
Борис Чекин из деревни Слобода (Чистопольский район) окончил чистопольский аэроклуб. К 13 февраля 1945 года совершил 154 боевых вылета на штурмовку. Герой Советского Союза.
Чистополец Петр Никоноров рано остался сиротой, рос в детском доме, потом занимался в аэроклубе. К маю 1945 года сбил 21 самолет лично и один — в группе. Герой Советского Союза.
Александр Кармин из деревни Предтечино (Чистопольский район) работал строителем, параллельно освоил профессию авиамеханика и научился летать. В 1939 году возглавил чистопольский аэроклуб, а перед войной — казанский. В 1943–1944-х перегонял из Ирана в СССР американские ленд-лизовские истребители Airacobra. 31 мая 1944 года сбил фашистский бомбардировщик, а когда кончился боезапас, будучи тяжело раненным, уничтожил тараном второй. Сбил лично 19 и в группе — 14 самолетов.
Село Старый Кувак (Лениногорский район) дало Родине сразу двух Героев Советского Союза. Василий Яницкий по путевке комсомола был направлен в Тамбовское летное училище. Во время войны — бомбардировщик. Летчик-штурмовик Иван Заварыкин совершил 104 боевых вылета. Погиб при выполнении боевого задания 21 февраля 1945-го.
В казанском аэроклубе занимался Михаил Девятаев, впоследствии Герой Советского Союза.
Крылья авиазавода
Одним из первых испытателей КАЗа стал венгр Людвиг Немет. В 1922 году на родине он примкнул к революции, за что был посажен в тюрьму, оттуда его вызволило правительство Советской России. Здесь Немет работал слесарем и учился в Борисоглебской авиашколе. С 1935-го — испытатель КАЗа и одновременно начальник заводского аэроклуба. Погиб 13 марта 1941 года при испытаниях ТБ-7 (Пе-8). Это была первая в истории КАЗа катастрофа.
Семен Шестаков участвовал в ряде дальних перелетов. В 1927 году — Москва – Токио и обратно. В 1929-м на ТБ-1 «Страна Советов» — Москва – Нью-Йорк. С октября 1941 года — испытатель КАЗа. С 1942-го — командир истребительного авиаполка. Не вернулся из боевого вылета на Курской дуге.
16 января 1931 года в КАИ организовали первый в Казани кружок планеристов. Там создали первый казанский планер — КАИ-1. А вскоре в институте сформировали летный отряд, летавший на У-2. В середине 1930-х летчиком-инструктором, а потом начальником был Георгий Байдуков, впоследствии один из первых Героев Советского Союза, второй пилот в беспосадочном перелете из Москвы в Ванкувер под руководством Валерия Чкалова. В КАИ Байдуков испытывал самолеты КАИ-1 и КАИ-4/ДКЛ. В 1940–1941 годах он был испытателем КАЗа: летал на АНТ-42 (Пе-8) и Пе-2.
В 1951-м на завод пришел Герой Советского Союза Михаил Симонов. Он одним из первых бомбил Берлин. Совершил 278 боевых вылетов, 12 раз был подбит, но всегда возвращался на свой аэродром.
Как известно, Валентин Глушко и Сергей Королев работали в Казани над ракетным двигателем, а испытывал его в воздухе вместе с Сергеем Павловичем Александр Васильченко. В Казани он начинал с перегона на фронт Пе-2. Потом вторым пилотом поднимал здесь первый серийный Ту-4 и командиром экипажа — первый серийный Ту-16. Герой Советского Союза.
Удивительно, но работавший в 1944–1964 годах испытателем Казанского авиазавода заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Николай Аржанов был дальтоником. За десятилетия летной работы он научился проходить любые медкомиссии. Никаких ухищрений — просто Николай Николаевич умел найти подход к любому.
Анвар Каримов начинал в казанском ОКБ-387 — испытывал планер-мишень ПМ-3. Потом летал на КАЗе. Погиб 20 июня 1961 года при отработке дозаправки в воздухе на Ту-16. В войну какое-то время он служил под началом Василия Сталина. На похороны Каримова Василий Иосифович, находившийся в Казани в ссылке, решил надеть генеральскую форму, что ему было запрещено. «Пусть что хотят со мной делают, а друга я буду хоронить в генеральской форме!» — сказал он.
В 1962 году на КАЗ пришел знаменитый впоследствии испытатель Борис Веремей. Вторым пилотом он поднимал здесь первый Ту-22М0, а командиром — первый серийный Ту-160 и в дальнейшем установил на этом типе 22 мировых рекорда. По легенде, на каком-то из Ту-22М он крутил бочку. Герой Советского Союза. Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Первые заводские Ту-22 и Ил-62 поднял в небо Борис Машковцев. Погиб 23 ноября 1973 года в испытательном полете Ту-22М2. Герой Советского Союза. Заслуженный летчик-испытатель СССР.
В конце 1990-х испытатель Михаил Ковбасенко фактически спас программу Ту-214. Именно он предложил и обосновал возможность сертифицировать самолет в Казани, а не как обычно в Жуковском. Был риск, что там первая машина простоит бесконечно долго и до полетов так и не дойдет. Вспоминают, что «Туполев» категорически отказался отдавать борт и казанцы фактически угнали его из Жуковского.
На вертикальном взлете
Первым испытателем казанских вертолетов (Ми-1, Ми-4) был Владимир Стародубцев. Как-то раз он неожиданно позвонил жене на работу и спросил, узнает ли она его голос. Потом выяснилось, что в Саратове, где Стародубцев тогда находился, разбился вертолет, погиб пилот, который был очень на него похож, и Владимир Глебович боялся, что супруге сообщат по ошибке страшную новость. Он и бортинженер Александр Куроптев погибли 27 февраля 1954 года при испытаниях Ми-4. Хороня их, заводчане прошли через весь город до Арского кладбища. Оба сына Стародубцева стали вертолетостроителями.
Предположительно, проблему создания цельнометаллических лопастей для первого по-настоящему массового казанского вертолета Ми-4 помог решить подарок президента США Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущеву: в 1960 году в Москву доставили два вертолета S-58 в варианте VIP-салонов. На них довелось полетать испытателю КВЗ Борису Демчаку. 19 августа 1981-го он поучаствовал в спасении летчиков двух ливийских Су-22, сбитых американцами над заливом Сидра. В эти дни Демчак как раз сдавал ливийцам партию выпущенных в Казани противолодочных амфибий Ми-14. Ливийцы на вертолете Super Frelon спасли ведущего злополучной пары, ведомого же нашел казанский экипаж на Ми-14ПЛ.
А путевку в небо Ми-14, огромную роль в создании которого сыграл филиал № 1 Московского вертолетного завода в Казани, дал Николай Жен. За свою жизнь заслуженный летчик-испытатель совершил 13 756 полетов и всегда считал, что ему везло: половина его вертолетного выпуска школы летчиков-испытателей погибла.
Начало триумфального шествия по миру Ми-8 связано с именем Леонида Антропова. За время работы на заводе он облетал 2,4 тыс. вертолетов. Одним из самых экзотических заданий, которые он выполнял, можно назвать вылет в преддверии 43-й годовщины Октябрьской революции. В канун 7 ноября 1960 года казанцы с изумлением увидели, что на вершине 62-метровой колокольни церкви Богоявления, что на ул. Баумана, развевается черное полотнище. Как оно там оказалось, неизвестно. Снять этот позор надо было немедленно. Как? Вертолетом. Выполнить операцию приказали Антропову. Ему пришлось приложить все свое мастерство, чтобы удерживать 6-тонный Ми-4 над венчающим колокольню крестом, пока флаг сбивали багром.
Заканчивая рассказ о тех, кто первым поднимал в небо самолеты, надо добавить, что в Казани получил путевку в небо Георгий Мосолов — выдающийся впоследствии летчик-испытатель. В 1943 году он окончил Центральный аэроклуб им. Чкалова, который в то время был эвакуирован в столицу Татарии, а в 1944-м — Казанскую спецшколу ВВС. Мосолов провел испытания и поднял в небо 15 типов самолетов и участвовал в испытаниях еще 9. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, почетный член международной ассоциации летчиков — испытателей-экспериментаторов. В 1960-е его фотография в гермошлеме обошла не только советскую, но и иностранную прессу — Мосолов стал лицом достижений советской авиации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.