«Бизнес мигрирует из Татарстана не только из-за ставки налога УСН, но и потому, что налоговое администрирование у нас более качественное, нет возможности использования лазеек», — рассказывает заместитель премьер-министра РТ – министр экономики РТ. При этом в республику из других регионов все равно «переезжает» гораздо больше предприятий, чем мигрирует из Татарстана. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Мидхат Шагиахметов объяснил причины падения индекса промышленного производства, рассказал, что тормозит эксперимент по исламским финансам, обещал вновь открыть рейтинг социально-экономического развития районов РТ и признался в любви к хоккею. Подробнее — в нашем материале.
Мидхат Шагиахметов: «На территориях опережающего развития льготные страховые взносы в размере 7,6 процента действовали только в первые три года, и мы видели, что первые три года темпы роста у них были очень хороши»
«Помните, как говорили, что после отмены ЕНВД все умрет?»
— Мидхат Рафкатович, хочется начать с актуальной темы — как изменения налогового законодательства скажутся на бюджете республики, бизнесе и населении?
— Много вопросов возникает у тех, кто сегодня работает по УСН (упрощенной системе налогообложения — прим. ред.), им надо будет платить НДС, если выручка более 60 миллионов рублей. Но это изменение затронет лишь 3,2 процента предпринимателей республики (3 712), работающих на УСН. Для того чтобы помочь бизнесменам, которые обязаны будут уплачивать НДС и предоставлять соответствующую отчетность, в Татарстане центром «Мой бизнес» реализуется услуга «Предоставление бесплатного доступа к сервису для сдачи отчетности на один год». Тем предпринимателям, у которых возникнут вопросы, обязательно предложим эту меру поддержки.
При этом снижение тарифов страховых взносов с 15 до 7,6 процента для средних и малых обрабатывающих производственных компаний позволит снизить фискальную нагрузку на предприятия и направить усилия на развитие производства импортозамещающей продукции. И позволит поддержать более 12,5 тысячи субъектов МСП. Пониженные ставки для производственных предприятий являются самой привлекательной преференцией. Напомню, на территориях опережающего развития льготные страховые взносы в размере 7,6 процента действовали только в первые три года, и мы видели, что первые три года темпы роста у них были очень хороши. Это эффективная льгота, особенно для тех компаний, у которых в затратах высокая доля заработной платы. Эти деньги они могут направить на расширение бизнеса или пополнение оборотных средств. Мы считаем, что это изменение в налоговом законодательстве будет только плюсом для нашего бизнеса.
Мы будем внимательно отслеживать, как нововведения скажутся на предпринимателях. И при необходимости примем меры реагирования, чтобы бизнес поддержать — через льготные кредиты или другие формы поддержки.
— Нужна ли такая форма, как УСН, и реально ли, что в перспективе она будет вообще ликвидирована?
— У нас в республике в настоящее время 117 тысяч предпринимателей работают на упрощенной системе. Мы ежегодно видим по ним рост, в том числе налогов. Реализация инициатив создаст выгодные условия для качественного роста предпринимателей, позволит работать по белой схеме, не прибегая к разделению компании на маленькие части, снимет барьер в виде высокого налогообложения на первых этапах перехода бизнеса в категории МСП+ и крупное предприятие.
Вместе с тем сегодня мы перед собой ставим задачу, чтобы через наши меры поддержки стимулировать качественный рост малого бизнеса: от микро- — к малому, от малого — к среднему, от среднего — к крупному. Крупный бизнес более устойчив, он может противостоять тем или иным колебаниям рынка. По прошлому году у нас порядка 111 компаний перешли из категории МСП в категорию крупного бизнеса. Это те, у которых обороты больше 2 миллиардов рублей и численность работающих превышает 250 человек. Если фирма занимается легкой промышленностью, например производит одежду, кожу, ткани, то до тысячи сотрудников; в организации с основным видом деятельности в сфере общественного питания — 1,5 тысячи человек. И это отрадно, это значит, наши предприятия развиваются.
Сегодня жизненный цикл малого и среднего предприятия в среднем составляет примерно 7 лет. Наша задача, чтобы этот жизненный цикл был как можно дольше и обеспечивал качественный рост малого и среднего бизнеса.
В сфере МСП мы делаем акцент на производственном бизнесе. Барьер входа в торговлю и услуги проще, чем в производственный сектор. Чтобы заняться производством, надо подобрать людей определенной квалификации, нужна инфраструктура, здания, оборудование, деньги на пополнение оборотных средств. Это большой процесс, но, когда ты начинаешь работать, уже планируешь вдолгую. Поэтому мы делаем акцент, чтобы малый и средний бизнес у нас развивался именно в реальном секторе экономики.
— Говорят, что обязательство по НДС — это подготовка к плавному отказу от УСН. Это так?
— Мы должны создать разные варианты и возможности. Помните, у нас был ЕНВД (единый налог на вмененный доход — прим. ред.) и говорили, что [после его отмены] все умрет? Вместе с тем совместно с Торгово-промышленной палатой, бизнес-объединениями, депутатским корпусом мы оперативно подготовили изменения в республиканский закон о патенте и максимально сохранили для бизнеса условия, которые ранее применяли единый налог на вмененный доход.
Наша задача — своевременно реагировать, а для этого очень важна обратная связь через всевозможные мероприятия, встречи руководства республики с предпринимателями. Очень важно, чтобы мы работали с бизнесом, как говорится, на одной волне, чтобы при появлении каких-то рисков мы сразу могли бы оперативно реагировать. Понятно, что ресурсы у нас небезразмерные, не можем всем помочь, но мы должны максимально эффективно поддерживать, чтобы бизнес развивался не только количественно, но и качественно.
«12 июля 2024 года подписан №176-ФЗ, согласно которому со следующего года можно применять новый федеральный инвестиционный налоговый вычет»
«Бизнес мигрирует не только из-за ставки налога, у нас нет возможности использования лазеек»
— Читатель спрашивает: «Когда в Татарстане будет УСН 1 процент, как у соседнего Ижевска? Чем мы хуже?»
— Мы не хуже. Во-первых, для резидентов промышленных парков мы сделали УСН 1 процент. Во-вторых, айтишники платят 1 процент. Мы сконцентрировали свои ресурсы именно на тех сегментах, которые нам позволят качественно улучшить структуру МСП. И мы видим, что наши меры поддержки дают реальный эффект. Так, за 2023 год количество предпринимателей из обрабатывающих отраслей выросло на 6,5 процента, количество предпринимателей IT-сферы — на 6,7 процента.
Пониженные ставки по налогам являются эффективным инструментом стимулирования развития указанных отраслей, но их широкое применение приведет к существенным выпадающим доходам бюджета, что не позволит проводить эффективную государственную политику по поддержке малого и среднего предпринимательства в целом.
— Предприниматели говорят, что многие сознательно регистрируются в соседних регионах, чтобы налогов платить меньше.
— Миграция всегда существует, в любом регионе. И 20 лет назад она была. Бизнес мигрирует не только из-за ставки налога, но и потому, что налоговое администрирование у нас, может быть, более качественное, нет возможности использования лазеек. Разные факторы есть, поэтому мы анализируем, отслеживаем движение между регионами, граничащими с Татарстаном.
— Куда бизнес больше мигрирует — от нас или к нам?
— Исходя из того, что у нас 117 тысяч предпринимателей на «упрощенке» и ежегодно их число растет, я думаю, ответ очевиден. За истекший период 2024-го в другие регионы из Татарстана ушли 785 предпринимателей, за 2023-й — порядка 1,6 тысячи. При этом в республике перерегистрировалось из других субъектов более 1,4 тысячи компаний только за прошедшие полгода. За 2023-й — более 2,3 тысячи.
— А 117 тысяч — это какая доля от общего количества?
— На 1 июля текущего года у нас 168,8 тысячи субъектов МСП, порядка 70 процентов из них применяют УСН.
— От увеличения налога на прибыль республика куска от этого пирога не получит. И из-за повышения ставки по УСН у нас теряются доходы. Насколько это отразится на экономике Татарстана, чему равны выпадающие доходы?
— На заседании комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам цифра была обозначена, речь идет примерно о 3 миллиардах рублей, которые мы недополучим. Вопрос о компенсации [депутат от Татарстана] Айрат Фаррахов поднимал и в Госдуме РФ, но положительного решения не получено.
— Как будет работать федеральный инвестиционный налоговый вычет?
— 12 июля 2024 года подписан №176-ФЗ, согласно которому со следующего года можно применять новый федеральный инвестиционный налоговый вычет. Правительство должно определить условия того, на какие категории плательщиков будут применять вычет, на какие категории объектов основных средств и нематериальных активов это распространяется. После утверждения нормативного документа подготовим республиканские акты, как это можно будет применить на территории нашей республики.
— «Почему же в условиях кризиса и нашествия маркетплейсов резко, без предупреждения, изменили порядок расчета налога на недвижимость площадью от 1 тысячи квадратных метров — с учетом ее кадастровой стоимости? Почему с меньшими площадями не сделали? Это же создает нечестную конкуренцию». (ник МР)
— Но у близлежащих субъектов давно такая ставка, какая сейчас введена у нас. От общего количества юридических лиц, которые есть в нашей базе, это коснется примерно 0,5 процента компаний. Чтобы произошел плавный переход, уплата первые три года будет 60 процентов от общей суммы налога. Поскольку сама налоговая база считается от кадастровой стоимости, к этому все регионы идут, вся страна. Поэтому считаем, что здесь о резком переходе речи не идет. Но мы будем мониторить предпринимателей, которые подпадают под действие этого закона. И если увидим отрицательные последствия, то предложим меры, как их минимизировать.
— В Татарстане ввели налоговую льготу на 9,2 миллиарда рублей для производителей стальных бесшовных труб — участников специального инвестиционного контракта (СПИК). Почему было принято решение поддержать именно этот проект? Чем он так ценен для Татарстана, что при нынешней непростой ситуации с бюджетом мы готовы «подарить» инвестору 9,2 миллиарда рублей? Ведь АО «Объединенная металлургическая компания», под которую, по сути, прописан законопроект, мягко говоря, не самая бедная.
— Республика Татарстан последовательно создает благоприятные условия для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и совершенствует законодательство. Принятый закон «О внесении изменений в статью 3 закона РТ „О налоге на имущество организаций“ и статью 2 закона РТ „Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций — участников специальных инвестиционных контрактов“» направлен на повышение инвестиционной привлекательности проектов, стимулирование наращивания промышленных мощностей и запуск новых высокотехнологичных производств в рамках достижения технологического суверенитета.
В соответствии с законодательством, потенциальные инвесторы должны пройти все этапы в министерстве промышленности и торговли РФ, заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК), вложить инвестиции в проект в размере не менее установленной законом суммы и ввести объект в эксплуатацию. При выполнении этих условий потенциальные инвесторы могут рассчитывать на государственную поддержку в виде налоговых льгот.
— И СИБУРу на этиленовый комплекс ЭП-600 Татарстан дает льготу по налогам в объеме около 25 миллиардов рублей на 12 лет. Но разве СИБУР не в состоянии сам справиться с проектом? Эти деньги можно было бы направить на развитие социальной сферы или поддержку других компаний.
— Есть несколько функций налогов, например фискальная и стимулирующая. Вы сейчас больше склоняетесь к фискальной. На уровне федерации в высокотехнологичные проекты государство входит с определенным капиталом. И льготы — это всего лишь определенный процент капиталовложений.
«По продукту «исламская ипотека» использование материнского капитала возможно только по сделкам, осуществленным через кредитные организации»
«Мы не видим рисков провала эксперимента по партнерским финансам»
— «Громко заявляли про исламский банкинг в РТ, но пока ощущение такое, что это просто фикция. Что делается в Татарстане в этом направлении?» (Марат)
— Работа в сфере партнерских (исламских) финансов в Татарстане ведется более 15 лет, накоплен успешный опыт. Принятие федерального закона об эксперименте по партнерскому финансированию стимулировало интерес населения и бизнеса к исламским финансам. На сегодняшний день в специальный реестр ЦБ РФ включено 22 организации, из которых 16 работают в Татарстане. Это и банки, и финансовые компании, и другие организации, которые предоставляют исламские продукты.
— По-моему, многие до сих пор не понимают, как исламский банкинг работает.
— Вы абсолютно правильно говорите — люди не знали, что это такое. В октябре прошлого года, когда стартовал эксперимент, министерством экономики РТ был проведен ряд социологических исследований по вопросу развития партнерских финансов. В исследованиях приняли участие более 20 банков, 450 предприятий и порядка 3,5 тысячи человек. Основными факторами, препятствующими использованию партнерского финансирования, по мнению как бизнеса, так и населения, являлись недостаточный объем информации о продуктах и финансовых организациях и непонимание механизма работы партнерских финансов.
Для повышения информированности со старта эксперимента сформирован и реализуется медиаплан просветительской работы, выпускаются специализированные программы на республиканских теле- и радиоканалах, интервью с авторами закона, представителями духовенства, экспертами и участниками рынка, организуются отдельные встречи в районах, создан единый интернет-портал, посвященный партнерскому финансированию (ifhub.ru). Буквально недавно мы провели очередной социологический опрос. Результаты показывают рост информированности бизнеса на 20 процентов, населения — на 25 процентов. Понятно, что еще многое требуется в этом направлении сделать.
В республике ведется системная работа по реализации эксперимента по 6 направлениям. Первое — повышение информированности и финансовой грамотности населения и бизнеса. Второе направление — подготовка специалистов в области исламских финансов. В республике сформированы образовательные программы подготовки базовых специалистов в Российском исламском институте, КФУ, СберУниверситете.
— Какие инструменты исламского банкинга пользуются наибольшей популярностью? Каково количество совершенных сделок в РТ после старта эксперимента?
— Результаты наших социологических исследований показали, что население в одинаковой степени интересует купля-продажа товара и недвижимости с наценкой с рассрочкой платежа, размещение инвестиций в исламскую финансовую компанию. Бизнес заинтересован в купле-продаже с наценкой с рассрочкой платежа и в проектном финансировании. Это подтверждается и статистикой наших участников рынка. Основная доля приходится на договоры купли-продажи квартир, машин, оборудования. За первое полугодие текущего года в Татарстане количество заключенных сделок и объем операций выросли вдвое — это 1 255 сделок на 2,8 миллиарда рублей. В целом мы видим положительную динамику у всех участников рынка.
— Наверное, мошенники могут действовать под видом исламского банкинга. Как не попасться на их разводки?
— Для этого и создан реестр Банка России. Если банк или другая финансовая компания предлагает услуги, клиент обязательно должен поинтересоваться, входит ли эта организация в реестр Центрального банка РФ, имеет ли продукт сертификат совета улемов духовного управления мусульман. Нужно людям об этом постоянно говорить.
— Есть ли риск, что не пойдет у нас исламский банкинг, что этот эксперимент провалится?
— Мы не видим рисков провала эксперимента. Требуется активная совместная работа всех структур.
— Есть ли конкретные проекты, которые уже готовы привлечь инвестиции, в том числе иностранные?
— В конце апреля заключена инвестиционная сделка по партнерским принципам с иностранным партнером на 55 миллионов рублей в рамках продукта Сбербанка «Кард – Аль-Хасан» на оснащение завода по производству пластиковых изделий. Активно работают татарстанские компании — инвестиционный фонд «Лалэ» «Ак Барс Капитал», «Амаль», «Нур-Финанс». Ими на данный момент привлечено более 800 миллионов рублей от населения на финансирование приобретения оборудования, основных средств и пополнение оборотного капитала.
— ДУМ РТ не считает исламские продукты Сбера халяльными. Этот вопрос будет урегулирован?
— Недавно мы встречались со всеми заинтересованными сторонами. Существенных противоречий, в принципе, и не было. Мы все обсудили с коллегами и муфтиятом. Идет очень плотная и совместная работа с ДУМ РТ. Получение сертификата совета улемов духовного управления мусульман очень важно для всего рынка Республики Татарстан.
— А что нужно для того, чтобы исламский продукт стал конкурентоспособным?
— Цена. До принятия закона об эксперименте исламские финансовые продукты были дороже классических. В законе учтен ряд предложений, что позволило уравнять отдельные условия классического и партнерского финансирования. По закону о банках и банковской деятельности кредитным организациям запрещалось заниматься торговыми операциями, которые лежат в основе продуктов исламского банкинга. Это заставляло их искать сложные решения, из-за которых увеличивалась стоимость продукта и сроки его выхода на рынок. В рамках закона данный момент учтен, теперь банки могут предложить клиентам продукты на схожих с обычными банковскими сервисами условиях.
Важный вопрос, который ставили участники рынка, — это доступ для получателей партнерских финансовых услуг к мерам господдержки. Они просили включить материнский капитал для использования в исламской ипотеке. Право использования материнского капитала для кредитных организаций учтено в законе. Были отдельные вопросы по налогообложению деятельности исламского финансирования. Минфином РФ даны соответствующие разъяснения по НДС и получению налоговых вычетов на период эксперимента.
В рамках реализации эксперимента разработаны новые льготные продукты для малого бизнеса, не уступающие по стоимости классическим аналогам. Это льготное финансирование субъектов малого бизнеса, уникальный льготный гарантийный продукт «ДАМАН», лизинг по нормам партнерского финансирования. Отмечу, что клиентами организаций, реализующих партнерские продукты, являются граждане вне зависимости от религиозной принадлежности.
— Какие еще продукты нужно добавить в исламский банкинг, чего не хватает?
— Основные финансовые продукты, востребованные людьми, сегодня на рынке присутствуют. При этом по продукту «исламская ипотека» использование материнского капитала возможно только по сделкам, осуществленным через кредитные организации. В настоящее время на рынке есть жилищные кооперативы, предоставляющие аналогичные услуги, но в законе для этой категории данная льгота не предусмотрена. Нами подготовлены и прорабатываются с федеральными органами предложения по расширению применения материнского капитала для всех участников рынка по уравниванию условий через включение партнерских сделок в соответствующие льготные программы финансирования бизнеса и населения, а также предложения по развитию инструментов страхования (такафул).
— Среди регионов, которые участвуют в этом эксперименте, какие позиции занимает Татарстан?
— Кроме РТ, в эксперименте участвуют Чеченская Республика, Дагестан и Башкортостан. В каждом регионе есть компании, осуществляющие деятельность по партнерскому финансированию. Мы все вместе работаем, постоянно созваниваемся, общаемся. Недавно состоялся Кавказский инвестиционный форум, наши коллеги выступили там, обменялись мнениями и предварительными итогами.
Это работа на четыре региона, мы должны дать сводный результат. Иван Чебесков, председатель экспертного совета при правительстве РФ по проведению эксперимента по партнерскому финансированию, заявил, что планируется продление эксперимента и расширение количества регионов. По итогам экспертным советом будет принято решение о целесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации для развития рынка партнерских финансов в стране. Напомню, от Республики Татарстан в состав экспертного совета вместе со мной включены депутаты Государственной Думы Максим Топилин и Айрат Фаррахов, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, руководитель Национального банка по РТ Марат Шарифуллин и эксперт в отрасли партнерских финансов Ренат Едиханов.
«Что сегодня бизнесу в первую очередь нужно? Во-первых, дешевый кредитный ресурс. Во-вторых, бизнесу не хватает производственных помещений»
Количество проверок бизнеса сократилось в 4 раза, меры поддержки МСП расширены до 25
— «Программой социально-экономического развития РТ на 2011–2015 годы было зафиксировано, что доля малого и среднего предпринимательства в ВРП республики за 2005–2010 годы выросла с 17,5 до 25,5 процента и планировалось к 2015 году довести показатель до 34 процентов. В мае на встрече с предпринимателями Рустам Минниханов сказал, что доля МСП в экономике РТ в 2023 году составила свыше 24 процентов. Таким образом, за 13 лет доля МСП в ВРП республики сократилась. На ваш взгляд, с чем связано, что несмотря на колоссальные вливания в республиканские институты поддержки предпринимательства, результат отрицательный?» (Ильгиз)
— Неправильно говорить о том, что доля сократилась. В 2005 году доля МСП в валовом региональном продукте была 16,5 процента, а сегодня эта цифра — порядка 24,1 процента. За все это время доля МСП в ВРП сохраняется на уровне 20–25 процентов.
Темпы развития крупного и малого бизнесов приблизительно одинаковые. Мы считаем, что одним из важнейших критериев развития МСП является занятость населения. То, что четверть нашей экономики, — это малый бизнес, 41 процент от числа занятых (почти 900 тысяч человек) работает в МСП, уже говорит само за себя.
Финансовых мер поддержки в 2023 году было около 20, сейчас увеличили их до 25. Нефинансовых мер поддержки более 50. И мы же не просто установили меры поддержки и ждем, когда малый и средний бизнес начнет работать, мы постоянно мониторим, в какой сфере необходима поддержка. Что сегодня бизнесу в первую очередь нужно? Во-первых, дешевый кредитный ресурс. Во-вторых, бизнесу не хватает производственных помещений.
— Мораторий на проверку бизнеса — благо или вред для предпринимателей, а также для потребителей товаров и услуг? Какими могут быть последствия продления моратория?
— Конечно, для бизнеса это плюс, если количество проверок сократилось в 4 раза. Соответственно, у бизнеса больше стало времени, они не отвлекаются на проверки. Но все равно существуют другие формы контроля. Например, сейчас активно развиваем такую форму контроля как профилактический визит, когда никаких мер воздействия нет, но через визит предупреждаем бизнес, выясняем, какие у них есть вопросы, и они сами должны исправиться, соответствовать требованиям.
— «Есть ли какие-либо льготные программы кредитования предприятий малого бизнеса для приобретения земельных участков и баз промышленного назначения?» (Айрат Шамсиев)
— Программа льготного кредитования по постановлению правительства России №1764 подойдет. Она действует практически на все отрасли, а ставки составляют 13,5 процента для среднего и 15 процентов для малого и микробизнеса. Ваш телефон нам дали, коллеги из единого центра кредитования гарантийного фонда свяжутся и проработают наиболее подходящую программу поддержки, которая может заинтересовать.
— Автоградбанк недавно лицензии лишился. К вам не обращались предприниматели, которые были клиентами банка?
— Обращения поступают, все они в работе.
«Для работы в России иностранным гражданам требуется официальное разрешение в зависимости от страны их гражданства в виде патента на трудовую деятельность или разрешения на работу»
«Без мигрантов не обойдемся»
— «Все отрасли буквально вопят о дефиците кадров — и социальной сферы, и производственной. Какие меры предпринимаются, во-первых, для привлечения и подготовки кадров сегодня, во-вторых, для подготовки кадров на будущее? Есть ли прогноз, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 15 лет?» (Людмила Федоровна)
— Кадры — это главный сдерживающий фактор развития экономики в текущих условиях. В рамках рабочей группы оперштаба [по реализации плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики РТ] совместно с министерствами труда, образования, промышленности, предприятиями и муниципалитетами республики разработан и реализуется перечень мероприятий регионального и федерального уровня, направленный на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
В то же время в условиях кадрового дефицита основным фактором обеспечения устойчивого развития экономики является повышение производительности труда (роботизация и автоматизация, реинжиниринг и оптимизация производственных процессов) и, как результат, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
— «В Набережных Челнах видны строительные работы (обустройство дворовых площадок, ремонт фасадов) и бо́льшую часть работ выполняют выходцы из Узбекистана. Надо отдать должное — они делают хорошо и быстро. Но выгодно ли это с экономической точки зрения, поскольку мигрант отправляет на родину 80 процентов денег? Может, государству пора создать условия для того, чтобы все сезонные работы делали наши рабочие, наша молодежь? Когда начнем вводить квоты на использование иностранной рабочей силы?» (Вадим)
— Для работы в России иностранным гражданам требуется официальное разрешение в зависимости от страны их гражданства в виде патента на трудовую деятельность или разрешения на работу. Исключение составляют граждане таких стран, как Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия, входящие в Евразийский экономический союз. Для трудоустройства граждан этих стран не нужны патент или разрешение на работу. Патент выдается совершеннолетним иностранным гражданам, въехавшим на территорию России в безвизовом порядке. Например, гражданами Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана. Патент оформляется самим иностранным гражданином. Работодатель может только помочь переоформить патент, написав ходатайство. Патент дает право работать только по определенному виду деятельности, указанной в патенте. Если работник выполняет другой вид деятельности, то в таком случае имеет место нарушение закона.
Жителям стран, которые обязаны въезжать в Россию по визе, и лицам без гражданства требуется оформлять разрешение на работу. Правительство РФ регулирует рынок труда и численность привлекаемых к работе на территории России таких иностранных граждан путем ежегодного утверждения квот на иностранных работников. Квота означает допустимую долю иностранцев в той или иной отрасли экономики. Чтобы принять на работу иностранного гражданина, работодатель должен получить специальное разрешение. Также разрешение на работу должен получить сам иностранец.
— В последнее время часто слышим о том, что мы точно без мигрантов не справимся. Ваше мнение на этот счет?
— На данном этапе не обойдемся. Повышение эффективности труда, роботизация, внедрение новых технологий, автоматизация, реализация проектов по созданию высокотехнологичных производств — это одни из ключевых направлений работы совместно с предприятиями для повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
«В настоящее время с увеличением заказов на градообразующих предприятиях моногородов их доля в экономике растет, что приводит к увеличению монозависимости и возникновению проблемы нехватки кадров»
«Есть вопросы из-за того, что ВЭБ.РФ начинает свои программы сворачивать»
— Какие районы РТ отстают в своем социально-экономическом развитии, а кто попал в топ? И почему минэкономики засекретило данные рейтинга?
— Мы его не засекретили. Есть решения на федеральном уровне, из-за которых ряд показателей стал закрытым, например информация по добыче полезных ископаемых. За годы формирования рейтинг стал действующим инструментом в первую очередь для самих муниципальных образований, позволяющим выявлять резервы и потенциал для дальнейшего социально-экономического развития районов.
Для повышения объективности оценки рейтинга муниципальных образований и актуализации перечня показателей развития районов методика рейтингования в 2024 году была модернизирована. Расчет рейтинга производится на основании относительных показателей, позволяющих сопоставлять крупные города и сельские районы по динамике. Итоги рейтинга доводятся до органов местного самоуправления для анализа и работы, а также обсуждаются на совещаниях у руководства республики. После снятия ограничений на публикацию ряда статистических показателей публикация результатов рейтингования будет возобновлена.
— Если подводить промежуточные итоги, то кто в лидерах?
— Задача рейтинга заключается не в том, чтобы выявить лидеров и отстающих, а в выявлении резервов дальнейшего социально-экономического роста, максимально используя потенциал и специфику муниципальных районов.
— Как оцениваете эффективность той работы, которая была проведена руководством республики совместно с ВЭБ.РФ по созданию объектов инфраструктуры для инвестпроектов в моногородах республики? Какие последствия ожидают Татарстан из-за сворачивания программы ВЭБ.РФ? Какие инструменты господдержки для развития моногородов могут прийти на смену завершившейся программе?
— В свое время были приняты эффективные меры поддержки на уровне Российской Федерации. Первое — в моногородах созданы территории опережающего развития с налоговыми льготами для реализации новых инвестиционных проектов, не связанных с градообразующими предприятиями. В республике пять ТОР: Набережные Челны, Зеленодольск, Нижнекамск, Чистополь и Менделеевск. Эта мера позволила диверсифицировать экономику моногородов, привлечь 139 резидентов, которые вложили в экономику моногородов инвестиций в размере 62 миллиардов рублей и создали свыше 20 тысяч новых рабочих мест.
Второе — программа ВЭБ.РФ, направленная на создание инженерной инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов, и предоставление льготных займов на строительство производственных помещений. Данные меры ВЭБ.РФ послужили ключевым стимулом для привлечения инвесторов на ТОР в моногородах, так как значительная часть инженерной и промышленной инфраструктуры для реализации их инвестпроектов (по оценке, около 60 процентов) построена с использованием инструментов ВЭБ.РФ.
В настоящее время с увеличением заказов на градообразующих предприятиях моногородов их доля в экономике растет, что приводит к увеличению монозависимости и возникновению проблемы нехватки кадров. Для диверсификации экономики необходимо создавать новые высокотехнологичные производства с ограниченным количеством высокопроизводительных рабочих мест. Есть вопросы из-за того, что ВЭБ.РФ начинает свои программы сворачивать.
При этом по инициативе ряда субъектов России, в том числе Республики Татарстан, минпромторг РФ перезапустил программу по поддержке создания инженерной и производственной инфраструктуры частных промышленных парков, в том числе в моногородах, путем возмещения 75 процентов затрат управляющих компаний на создание данной инфраструктуры с уровнем софинансирования данной субсидии из федерального бюджета 99 процентов (ранее было 60 процентов) и 1 процента из бюджета Татарстана (ранее 40).
По постановлению №1119 предоставляется субсидия на возмещение затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промтехнопарков и технопарков. Работа в данном направлении идет. Есть ряд проектов, которые по данной программе уже реализуются.
«Предприимчивых людей меньше не становится. Их достаточно много. Наша задача — их поддержать»
«Сдерживающим фактором является отсутствие дорог, электросетей, газопровода и профессиональной управляющей компании»
— Почему, на ваш взгляд, состояние промпарков постоянно попадает в зону критики руководства РТ? Какие меры поддержки необходимо еще принять?
— Создание и развитие промышленных парков требует постоянной совместной системной работы правительства республики, муниципальных районов и управляющих компаний промпарков. С раисом РТ Рустамом Миннихановым согласована концепция повышения эффективности промышленных парков в сельской местности для комплексного развития территорий. Был принят ряд законодательных инициатив, предоставляющих возможность резидентам и управляющим компаниям аккредитованных промышленных парков воспользоваться мерами поддержки: налоговыми преференциями, льготными программами финансирования, лизинга.
С 2021 года резидентами только районных парков, воспользовавшихся этими мерами, вложено 6,75 миллиарда рублей частных инвестиций и создано более 2,5 тысячи рабочих мест. На каждый рубль государственных вложений эти же резиденты вложили 4 рубля собственных средств. Анализ показал, что у промышленных парков, резиденты которых воспользовались наибольшим количеством мер государственной поддержки, уровень заполненности растет.
Конечно, есть еще много вопросов, например, нехватка производственных помещений. По отдельным паркам сдерживающим фактором является отсутствие дорог, электросетей, газопровода и профессиональной управляющей компании. Мы точечно решаем эти проблемы, но при условии, что управляющая компания и район гарантируют привлечение инвестиций.
В целях снятия сдерживающих факторов, в рамках реализации концепции развития промпарков в 2023 году дооснастили инфраструктурой четыре промпарка. Ведутся работы, а где-то уже завершены, по дооснащению (строительству) инфраструктурой 8 парков, что в целом позволит обеспечить условиями более 150 резидентов.
— То, что на некоторых промпарках резидентов мало, — это субъективная проблема данной конкретно территории или объективная — из-за нехватки кадров и идей? На промпарки и ТОСЭРы, может быть, уже не хватает и людей, и проектов?
— Предприимчивых людей меньше не становится. Их достаточно много. Наша задача их поддержать. Когда мы начали активно работать по созданию промпарков, районы, где не было ТОСЭРов и особых экономических зон (ОЭЗ), говорили, что не смогут привлечь компании, потому что нет льгот, проекты локализуются в ТОСЭР и прочие зоны. Вместе с тем принятые в республике меры государственной поддержки, работа муниципалитетов и управляющих компаний позволили увеличить показатель по заполняемости промпарков до 74,5 процента (по итогам 2022 года составляла 53,1 ироцента). Использование преференций позволило предприятиям направить высвободившиеся средства на развитие собственных производств и закупку оборудования.
Должна быть профессиональная управляющая компания, потому что промпарк — это такая же бизнес-единица. В целом по республике наблюдается положительная динамика — сегодня уже около 11 процентов объема отгруженной промышленной продукции приходится на промпарки.
— Как оцениваете эффективность ТОСЭРов в РТ?
— В Татарстане имеется пять территорий опережающего развития, расположенных в моногородах (Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск и Менделеевск), на которых установлен особый правовой режим и льготные условия для осуществления предпринимательской деятельности. Действующий режим преференций в ТОР способствовал активизации инвестиционного процесса в моногородах. Сегодня на территории ТОР республики зарегистрировано 140 резидентов, которыми по итогам II квартала 2024 года нарастающим итогом вложено 72,8 миллиарда рублей инвестиций, создано 24,9 тысяч новых рабочих мест. Рост налогов, поступивших в консолидированный бюджет республики от резидентов ТОР в 2023 году, по сравнению с 2022-м составил 174 процента. За 2023 год от резидентов ТОР сумма поступлений по налогам в консолидированный бюджет Татарстана составила 4,4 миллиарда рублей, сумма предоставленных налоговых льгот — 1,7 миллиарда. Таким образом, на 1 рубль предоставленных льгот резидентам ТОР приходится более 2,5 рубля налоговых поступлений и 6 рублей инвестиционных вложений.
«Нет такого, что ввели санкции и производство встало»
— Мидхат Рафкатович, поговорим о вас. Вы всегда на руководящих должностях, причем в разных сферах — налоговая служба, Нацбанк РТ, Центризбирком РТ, минэкономики республики. Причем министром экономики вас назначили повторно, спустя 10 лет. В чем секрет вашей популярности у руководства республики?
— Вся моя трудовая деятельность связана с экономикой и финансами. Очень хорошая школа — это налоговая служба, работа в которой требует компетенций экономиста, бухгалтера, финансиста, технолога и знаний отраслевой специфики организаций. Без этого нельзя понять работу предприятий.
— В феврале 2020 года вас во второй раз назначили министром экономики, а в сентябре того же года вы стали еще и вице-премьером республики. Для чего это потребовалось, какие дополнительные полномочия у вас в связи с этим появились?
— В 2020 году распоряжением правительства республики был создан оперативный штаб по реализации плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики РТ <…>, о котором я упоминал выше. Начала действовать рабочая группа оперативного штаба под моим руководством. В 2022 году деятельность штаба и рабочей группы была переориентирована на принятие оперативных мер реагирования в условиях усиления внешнего санкционного давления.
— В каких направлениях работает оперативный штаб?
— Штаб работает по 7 направлениям, первое из которых — обеспечение бесперебойной работы наших предприятий. Рабочей группой ведется мониторинг предприятий республики, формирующих 70 процентов объема отгруженной продукции республики. Через информационную систему ФНС мы еженедельно мониторим 68 показателей, что позволяет отслеживать, как меняются показатели деятельности предприятий, и оперативно реагировать.
— «Когда началась СВО и ввели западные санкции, многие думали, что экономике России придет конец. Этого не случилось, к счастью. Или все это только видимость, пропаганда? На примере экономики РТ можно доказать, что динамика действительно положительная?» (Андрей Федоров).
— Благодаря запасу прочности, бесперебойной работе предприятий и отраслей экономики, государственным мерам поддержки в 2021–2023 годах и в текущем году в республике отмечается положительная экономическая динамика. В прошлом году ВРП республики был 103,6 процента, за первое полугодие текущего года, по нашей оценке, он составил 101,6 процента. Основной вклад в экономический рост, в показатель ВРП внесли обрабатывающая промышленность, машиностроение, строительный сектор, торговля.
— А спрогнозировать показатель по году еще рано?
— Планы предприятий и инвестиционные проекты, которые сегодня реализуются группой компаний «Татнефть», СИБУР, другими крупными предприятиями, дают нам основания говорить, что положительная динамика экономического развития республики продолжится.
— По итогам мая 2024 года индекс промышленного производства в РТ упал на 2,1 процента к аналогичному периоду 2023-го. По динамике производства в январе – мае РТ всего лишь на 13-м месте среди всех регионов ПФО. Как прокомментируете эту статистику?
— Во-первых, Татарстан — нефтедобывающий регион. Динамика в добыче полезных ископаемых во многом определяется действующими обязательствами в рамках ОПЕК+. Этот сектор составляет порядка 24 процентов в структуре промышленности Татарстана (в 2023 году — 23,7%) и существенно влияет на динамику в целом в промышленном производстве.
Во-вторых, сам уровень объема промышленного производства. По объему промышленного производства Татарстан по итогам пяти месяцев текущего года генерирует четверть промышленного производства ПФО, в Татарстане (2,14 трлн рублей) он в 2 раза превышает соответствующий объем в Республике Башкортостан (1,1 трлн рублей), в Самарской области (1,17 трлн рублей), в Пермском крае (1 трлн рублей).
В-третьих, эффект высокой базы — в республике индекс промышленного производства, в отличие от ряда других регионов, все последние годы растет. Динамика по 2024-му и на 2025–2027 годы с учетом планов предприятий также прогнозируется положительная.
— А что с сельским хозяйством?
— Прошлый год у нас был не совсем урожайным в связи с засухой. В этом году, по оценке минсельхоза, показатели 2023 года на 10 процентов мы должны превзойти.
— Но в первой половине лета дождей не было, а жара била все рекорды!
— Даже в прошлом засушливом году были хозяйства, которые за счет применения технологий, соответствующих удобрений смогли сохранить тот объем, который был в годы благоприятной погоды. Технологии позволяют в сельском хозяйстве добиваться хороших результатов. Практически все районы республики приступили к обмолоту зерновых культур. Убирают озимую пшеницу, рожь, горох и ячмень. Сегодня основная задача — максимально организоваться в уборке зерновых культур и задействовать весь потенциал зерноуборочного комплекса.
— Какие отрасли экономики РТ больше всего пострадали из-за ввода западных санкций? Для кого, наоборот, санкции стали возможностью развить бизнес? Как это выражалось в цифрах?
— Предприятия и организации республики сохраняют ритмичную работу, продолжают реализацию инвестиционных проектов, в том числе по импортозамещению. Укрепили логистику, переориентировали экспортные рынки, заменили ряд иностранных материалов, комплектующих, в том числе на отечественные аналоги и продукцию российских предприятий. Нет такого, что ввели санкции — и производство встало. Предприятия активно работают, продолжают развиваться.
— Какие еще направления работы у оперативного штаба?
— Важнейшим направлением является стимулирование инвестиционной активности. В прошлом году инвестиции в основной капитал впервые превысили триллион рублей. За первые 6 месяцев 2024 года объем инвестиций оценивается более чем в 500 миллиардов рублей с ростом 21 процент к прошлому году. По нашим прогнозам, в 2024-м положительная динамика сохранится.
Кроме того, вместе с «Росатомом» мы реализуем проект «Сквозной инвестиционный поток», цель которого — уменьшение количества процедур, которые необходимо пройти инвесторам, сокращение сроков оформления и выдачи документов. Будут оптимизированы 9 алгоритмов действий инвестора, в том числе по получению земельных участков (с проведением торгов и без торгов), разрешений на строительство, по подключению к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, вводу объекта в эксплуатацию. В этом направлении мы ведем работу с нашими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями — «Татэнерго», Сетевая компания, «Водоканал», «Газпром трансгаз Казань» и другими.
«С участием федеральных депутатов и отраслевых министерств сформированы 18 рабочих групп по вопросам участия Татарстана в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных»
«Основные цели и приоритеты Стратегии-2030 остаются неизменными»»
— Каким образом оценивается инвестиционный климат в регионе?
— Более 70 процентов всех показателей определяется через опросы самого бизнеса, а не по статистическим данным. Оценка многоуровневая, с привлечением многих экспертов. И вот уже на протяжении многих лет Татарстан занимает второе место после Москвы. Но мы на этом не успокаиваемся, смотрим лучшие практики в других регионах, ездили в Санкт-Петербург, Московскую область, где внимательно посмотрели вопросы, связанные с техприсоединением. С учетом специфики республики реализуем на нашей территории.
15 июля 2024 года принято постановление кабинета министров РТ о едином кабинете согласований, который подразумевает организацию работы по синхронному рассмотрению и согласованию документов в онлайн-формате всеми участниками технологического присоединения к сетям инженерной инфраструктуры. Это позволит сократить сроки предоставления услуг инвесторам. Важным направлением нашей работы является также стимулирование инновационной активности. Совместно с Академией наук РТ и научными организациями мы ведем постоянную работу по повышению инновационной активности.
— Как измеряется инновационная активность?
— Категория «инновационная активность региона» характеризует реальный результат создания и внедрения инноваций в производство. Наш бизнес активно использует возможности федерального фонда содействия инновациям, который предоставляет широкий комплекс мер поддержки и развития инновационных проектов. В прошлом году 364 заявителя были поддержаны на 737 миллионов рублей, в текущем году за истекший период 294 проекта получили гранты на сумму более 300 миллионов. Например, крупная компания по производству вакуумного оборудования приобрела стартап студента Казанского федерального университета, разработавшего измерительное оборудование для изготовления композитных деталей. Создатели другого стартапа, разработавшие стенд для исследования присадок и реагентов, приглашены для совместной реализации проектов в ПАО «Татнефть».
— Депутаты Госдумы, федеральное правительство насколько активно и оперативно реагируют на инициативы и, может быть, просьбы Татарстана? Помню, раньше ездили с чак-чаком в разные московские кабинеты, чтобы решить какие-то вопросы…
— Наш депутатский корпус в Госдуме очень силен. Депутат от Татарстана Максим Топилин является председателем комитета по экономике Государственной Думы, очень опытный, авторитетный в масштабах страны человек, помогает оперативно решать многие вопросы предприятий, районов. Олег Морозов, Айрат Фаррахов, Альфия Когогина, Айдар Метшин, Геннадий Емельянов и другие наши депутаты и сенаторы — все активно работают.
С участием федеральных депутатов и отраслевых министерств сформированы 18 рабочих групп по вопросам участия Татарстана в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных проектов. Нет такого, что регион отдельно, федеральный центр отдельно. Сегодня как никогда страна сплотилась, экономическая команда работает слаженно.
— «Как сегодня пополняется бюджет Татарстана — какие отрасли и территории РТ в лидерах налогоплательщиков, какие отстают? В чем причина отставания?» (Альфия)
— Все обязательства, которые у нас в бюджете предусмотрены, исполняются своевременно, никаких задержек нет. Все идет в плановом штатном режиме.
— У нас многие предприятия переориентировали свои закупки на азиатские направления, но мы сейчас слышим, что там сложности с платежами — не проходит ни одна валюта. Что предпринимается, чтобы решить эту проблему?
— Риски вторичных санкций выросли и сильно затрудняют трансграничные расчеты. Бизнес, как правило, находит выход, но цепочки, сроки удлиняются, растут издержки. Для минимизации уязвимости трансграничных расчетов Центральный Банк проводит работу по переходу на расчеты в национальных валютах с использованием независимых каналов передачи финансовых сообщений. Мы надеемся, что встречи руководителей Российской Федерации и Китайской Народной Республики помогут найти положительное решение. Кроме того, в октябре в нашей республике состоится саммит стран БРИКС, с которыми активно обсуждаются вопросы взаиморасчетов в национальных валютах.
— После принятия стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года в корне изменилась геополитическая ситуация и экономическая политика в России, в связи с этим насколько стратегия отвечает сегодняшним вызовам, насколько она актуальна? Может, пришло время разработать новую стратегию?
— Основные цели и приоритеты Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года остаются неизменными. Главный приоритет — человек и развитие человеческого капитала. Человеческий капитал — основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Мерой успешности развития региона является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала. В свою очередь, стратегия реализуется посредством государственных программ, а также национальных проектов, формирование и реализация которых учитывают происходящие изменения и текущую ситуацию. В дальнейшем, исходя из решений, которые будут приняты на федеральном уровне, соответствующие решения примем и по дополнению стратегии.
— Какие точки для роста экономики РТ вы видите на ближайшие годы? Какие отрасли могут стать прорывными?
— Основными факторами экономического роста в среднесрочной перспективе станут отрасли, ориентированные на экономику предложения. Это сферы, направленные на импортозамещение и развитие инвестиционно-инновационной модели экономики. В прогнозном периоде с учетом вывода на запланированную мощность ряда крупных республиканских инвестиционных проектов ожидается рост объемов в базовых отраслях республики — нефтегазохимическом и машиностроительном комплексах, авиастроении, энергетике, при поступательном развитии других отраслей, а также в малом и среднем бизнесе. Прорывными станут высокотехнологичные отрасли, которые активно вкладываются в НИОКР. Это касается как крупных, средних, так и малых предприятий.
— «И в завершение беседы снова хотелось бы задать вопрос личного характера — как снимаете стресс после работы, особенно если что-то пошло не так?» (Амир)
— Семья и спорт. Дома я всегда ощущаю поддержку близких мне людей. А также 2–3 раза в неделю играю в хоккей.
— Время почитать «БИЗНЕС Online» находите?
— Ежедневно смотрю ваш сайт. По экономическим материалам чувствуется профессиональный подход, ребята очень серьезно анализируют вопросы. Также нравятся спортивные аналитические материалы. В целом газета очень интересная.
— Насколько наша газета популярна в вашей среде, среди министров?
— Читают.
— Мидхат Рафкатович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!
Шагиахметов Мидхат Рафкатович родился 5 ноября 1969 года в Казани. Окончил КФЭИ по специальности «экономическое и социальное планирование» (1991). Доктор экономических наук.
1989–1990 — налоговый ревизор-инспектор в Советском райфинотделе Казани.
1990–1993 — госналогинспектор, старший госналогинспектор в ГНИ по Советскому району Казани.
1993–1994 — старший госналогинспектор в ГНИ по Казани.
1994–1996 — начальник отдела ГНИ по Московскому району Казани.
1996–1997 — заместитель главы администрации Московского района Казани.
1997–1998 — заместитель председателя, первый заместитель председателя Госкомитета РТ по управлению госимуществом.
1998–2007 — заместитель руководителя управления ФНС России по РТ.
2007–2009 — руководитель управления федеральной налоговой службы по РТ.
2009–2010 — помощник премьер-министра РТ.
В 2010 году — помощник президента РТ.
2010–2014 — министр экономики РТ.
2014–2017 — заместитель начальника Волго-Вятского главного управления Банка России — управляющий Нацбанком РТ.
2017–2020 — председатель ЦИК РТ.
С 21 февраля 2020 года — министр экономики РТ.
C 18 сентября 2020 года — заместитель премьер-министра РТ – министр экономики РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.