«Из других театров никого брать не будем, мы это всем театрам сказали. Была такая волна — все нам звонили. Ни в коем случае!» — фонтанировал эмоциями главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев на пресс-конференции по случаю начала сезона. Театр готовится к переезду в новое здание — пространство с четырьмя площадками на 1,3 тыс. зрителей. Все премьеры сезона (а их 8) должны случиться уже в суперсовременной «ледяной глыбе» — про путь в вечность Альфии Авзаловой, музыкальные «Башмачки», «Ресторан с живыми обезьянами» и т. д. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Фарид Бикчантаев: «Раис РТ Рустам Минниханов поставил срок — к концу октября мы должны переехать в новое здание. Мы готовим премьеры, репетиции идут»
«Раис РТ Рустам Минниханов поставил срок»
Пожалуй, никогда еще не вызывала такого интереса традиционная пресс-конференция руководства театра им. Камала перед началом сезона. Всему виной скорые глобальные изменения в жизни главного татарского театра. Впрочем, на многие вопросы, связанные с переездом, Фарид Бикчантаев и Ко четких ответов накануне так и не дали.
Но при этом твердо дали понять, что новоселье не за горами. Так что о давних слухах, согласно которым «ледяную глыбу» за 13 млрд рублей, которую стахановскими темпами возводят на берегу Кабана, откроют в октябре под саммит БРИКС, сделают экскурсию для Владимира Путина и Си Цзиньпина, а потом закроют для доработки на неопределенный срок, можно забыть.
«Видимо, в последний раз открываем сезон в старом здании. Для нас это и ответственно, и немного грустно. Раис РТ Рустам Минниханов поставил срок — к концу октября мы должны переехать в новое здание. Мы готовим премьеры, репетиции идут», — заявил главный режиссер театра им. Камала. «БИЗНЕС Online» попросил назвать точную дату переезда, на что директор культурного учреждения Ильфир Якупов только заметил, что на эту тему проведут отдельную встречу. «Надо говорить: „В 2024 году“», — посоветовал ему Бикчантаев, и директор поддержал своего главрежа: «Да, в 2024-м».
Напомним, что саммит лидеров стран БРИКС намечен в Казани на 22–24 октября. Интересно, что афиша спектаклей «камаловцев», а театр славится своим долгосрочным планированием, на нынешней сцене пока ограничивается 19 октября. В этот день субботним вечером на основной сцене идет постановка Бикчантаева «Сагынырсызмы?» («На закате»), действие которой происходит, скажем так, в потустороннем мире. Если это и правда заключительный спектакль в «здании-парусе» в его нынешнем статусе, то здесь можно обнаружить здоровую самоиронию администрации театра.
Бикчантаев подтвердил, отвечая на вопрос нашей газеты, что премьерных постановок в старом здании ждать не стоит — они будут показаны только на новой площадке, есть план на два сезона вперед. «Хотим так. Это будет правильно», — отметил он.
«Переезд требует изменений не только внешних, но и внутренних, — продолжил Фарид Рафкатович. — Понятное дело, что мы сейчас находимся в раздумьях, планах, поисках. Увеличится и штат, и количество спектаклей, мероприятий. Это неизбежно, так как четыре площадки (в новом здании можно играть спектакли на четырех сценах — прим. ред.). Но дело в том, что, мне кажется, театр постоянно в поиске, всегда стараемся соответствовать. Может быть, это немного абсурдно — театр никогда не угонится за тем, что происходит на самом деле. Нам очень важно, чтобы к нам приходила молодежь. А это зависит от форм подачи, даже те же классические произведения. На сегодняшний день понимаем, что, если просто взять пьесу и сыграть ее так, как она написана, вряд ли это вызовет интерес у молодежи. Поэтому приглашаем молодых режиссеров, не всех поголовно. Будет меняться многое, но дух мы перенесем из этого здания».
Главный режиссер понимает, что новое пространство, включающее совокупно на всех сценах 1,3 тыс. посадочных мест (сейчас около 900), требует больше контента и актеров. Однако он категорически против пополнения труппы актерами из других театров. «Из других учреждений никого брать не будем, мы это всем театрам сказали. Была такая волна — все нам звонили. Ни в коем случае! — эмоционально выражался он. На замечание о том, что кто-то мечтает попасть в Камаловский, красноречиво ответил: — Пусть это останется мечтой».
Главный режиссер понимает, что новое пространство, включающее совокупно на всех сценах 1,3 тыс. посадочных мест (сейчас около 900), требует больше контента и актеров
Что касается самого коллектива, то привыкшая к гастролям театральная братия готова к переезду. Главное — перевезти оборудование, декорации и пр. По словам директора Якупова, в новом пространстве будет больше возможностей для реализации творческого потенциала, потому нет смысла пытаться работать и в нынешнем здании на ул. Татарстан, 1.
«Если в год по три премьеры на каждый зал будем ставить, то через 5–10 лет [театр] спокойно начнет работать», — отметил директор театра. Он также заявил о готовности сотрудничать с другими коллективами, чтобы театр был наполнен мастер-классами, экскурсиями и прочим развлекательно-просветительским контентом. Но вопрос размещения сторонних организаций в «ледяной глыбе» остается открытым, хотя разговоров о том, что в новом здании найдется место для различных татарских творческих объединений, немало. И вопросы о том, как всем этим будут управлять, у общественности остаются.
Легендарный спектакль «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»)
Кто сыграет Альфию Авзалову?
Чем же будет радовать театр в этом сезоне? Запланировано невиданное число премьер — 8! Двери перед зрителями распахнутся 23 августа, и тут без интриг — по традиции это будет легендарный спектакль «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»). Но к пьесе Карима Тинчурина, появившейся на сцене еще в 1926 году, как выяснилось, до сих пор есть вопросы. Один из них на пресс-конференции звучал так: мол, не пора ли переоценить значимость постановки с учетом изменения роли религии в обществе и разворота России на Восток, т. к. пьеса критикует и даже оскорбляет представителей веры. Напомним, что в «Голубой шали» рассказывается история любви молодой пары в дореволюционный период, счастью которых пытается помешать ишан.
«Сколько идет спектакль, столько к этому придираются. И к Марселю Хакимовичу [Салимжанову] большие люди, академики цеплялись, — с улыбкой отвечал Бикчантаев. — Это историческая вещь. Здесь нет никаких упреков в сторону представителей религии. Так было в жизни! Что мы можем поделать? Татарский театр всегда выступал с критикой в адрес религиозных деятелей и других. Если бы ее не было, то мы топтались бы на одном месте. Когда есть критика, есть развитие. Дай бог, „Зәңгәр шәл“ никогда не уйдет с татарской сцены. Но сколько будет идти, столько будут цепляться. Но я очень люблю образ ишана».
Первая премьера состоится 7 ноября. К 90-летию легендарного главного режиссера театра Марселя Салимжанова недавний выпускник ГИТИСа Аскар Галимов поставит «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») по повести Аделя Кутуя. 29-летний постановщик в свое время сотрудничал в Казани с «Театром. Акт», а в сентябре у него важная премьера на одной из сцен театра им. Вахтангова — «Утиная охота» по культовой пьесе Вампилова. Так что не исключено, что «Неотосланные письма» будет выпускать уже модный московский режиссер.
Хочется надеяться, что Галимов повторит путь Айдара Заббарова. Последний на родной сцене представит музыкальный спектакль «Әлфия Авзалова. Мәңгелек юл» («Альфия Авзалова. Путь вечности»), посвященный жизни и творчеству легенды татарской эстрады Альфии Авзаловой. Заббаров уточнил на встрече с журналистами, что смотрел кукольный спектакль «Әлфия» («Альфия») Ильгиза Зайниева и это даже немного мешает ему, потому что он «хочет быть чистым листом». Пьесу написала драматург Резеда Губаева, в тандеме с которой лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры поставил превосходный спектакль «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая»).
Знаменитую певицу сыграет молодая актриса Лейсан Гатауллина, на счету которой уже несколько главных ролей и номинация на «Золотую маску». «Сначала думали, что молодую Альфию Авзалову будет одна актриса играть, пожилую — другая. Но на репетициях поняли, что Лейсан может все. Поэтому одна актриса будет играть всю ее жизнь, весь вечный путь», — похвалил Гатауллину режиссер.
Кроме того, Заббаров планирует обратиться к произведению «Әүлия кабере» («Могила святого») Зульфата Хакима, которую он назвал недооцененной. Инсценировку к спектаклю напишет сам постановщик. Ему также достался вопрос о том, имеет ли право режиссер переписывать классические произведения на свое усмотрение, тем самым якобы подменяя смыслы. Это касалось конкретно спектакля 2022 года «Рәшә» («Марево») по Амирхану Еники, инсценировку написал сам Заббаров, использовав другие произведения писателя. Ученик Сергея Женовача заметил, что в ГИТИСе его учили — режиссер тоже художник, автор пьесы становится его соавтором.
«Не знаю, где я там содержание менял, просто, возможно, эти темы для Амирхана Еники были на втором плане, а для меня они важнее… Мне интереснее посмотреть с другого угла зрения, так создается театр, думаю», — сказал Заббаров. «Может, эти авторы, Карим Тинчурин или Еники, в гробу переворачиваются?» — продолжился вопрос. «Может, радуются? Живой пример: в театре „Современник“ ставил „Соловьев и Ларионов“ по роману Евгения Водолазкина. Он сам приходил на репетиции. А в это время то же произведение было отдано на печать, и после репетиции Водолазкин сказал: „Эх, не успел. Остановил бы печать и переписал бы сцены, у вас точнее“».
И еще о премьерах. После Нового года зрителей ожидает спектакль «Желтая река» по пьесе турецкого драматурга Гюнгера Дилмена «Ресторан с живыми обезьянами» от турецкого режиссера Мустафы Курта. Худрук «Экията» Зайниев начнет работать со сказками Габдуллы Тукая.
Невиданную для последних лет активность развернет и сам Бикчантаев, у которого запланировано три премьеры. Например, главреж поставит музыкальную комедию «Башмагым» («Башмачки») по пьесе Тази Гиззата на музыку Джаудата Файзи, драму Галиаскара Камала «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») в адаптации известного современного российского драматурга Ярославы Пулинович, а к 80-летию Победы выпустит «Ир-егетләр» («Мужчины») по пьесе Туфана Миннуллина.
Новые проекты готовит и оркестр театра под управлением Данияра Соколова. Одним из них станет спектакль выпускника Санкт-Петербургской консерватории, режиссера музыкального театра Дмитрия Отяковского «Вчера. Сегодня. Всегда», в основу которого легли произведения классиков татарской музыки.
«Чтобы жители Москвы приезжали в гастрольный тур в этот театр», — так недавно формулировала задачу для театра им. Камала в новом здании министр культуры РТ Ирада Аюпова
«Вы знаете, сколько стоит московский режиссер? Дорого!»
А вот топовых российских режиссеров, видимо, в театре им. Камала ждать не стоит. «Вы знаете, сколько стоит московский режиссер? Дорого! Это наш годовой бюджет. Потому что известный московский режиссер приходит не один, а со своей командой», — отреагировал Бикчантаев на соответствующий вопрос. Под «нашим годовым бюджетом», видимо, он имел в виду средства, которые выделяются на новые постановки.
Хотя такой подход и выглядит немного странно, когда речь идет о том, как наполнить ярким контентом здание, построенное за 13 миллиардов. «Чтобы жители Москвы приезжали в гастрольный тур в этот театр», — так недавно формулировала задачу министр культуры РТ Ирада Аюпова. Можно ли этого достичь усилиями только местных режиссеров?
Вместе с тем можно пофантазировать, какой федеральной «бомбой» мог бы стать спектакль, скажем, Константина Богомолова по тем же сказкам Тукая. Например, рассказывали, когда в Пермском театре оперы и балеты Богомолов выпускал «Кармен», то в день премьеры в городе случился рекорд по количеству приземлившихся бизнес-джетов. А довольный губернатор звонил директору театра и благодарил, поскольку обслуживание таких самолетов — это заработок для аэропорта.
Бикчантаев все же признал, что режиссеры «не очень-то рвутся» к нам и график у них плотный. С другой стороны, заметил спикер, Камаловский все-таки национальный театр, не могут всех приглашать. «Были у нас разные планы, приезжали режиссеры, но на этапе эскизов не подходили», — отметил он, не уточняя фамилий.
Не обошлось и без потерь. Из репертуара уходят спектакли, где главные роли исполняли возрастные актеры, — «Сәфәр» («Дорога»), «Cөясеңме, сөймисеңме…» («Любишь не любишь…»), «Исәнме, улым!» («Здравствуй, мама, это я!») и «Бабайлар чуагы» («Запоздалое лето»). В последних двух играла мама Бикчантаева — заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ Наиля Гараева, которой не стало в ноябре 2023 года.
В завершение пресс-конференции оставался главный вопрос: что думают спикеры о будущем нынешнего здания театра? «Нет, не буду говорить», — сказал Бикчантаев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Хотя от председателя союза театральных деятелей РТ мы вправе были ожидать и более содержательного ответа. Но довольно неожиданное предстоящее обращение режиссера в этом сезоне к «Башмачкам» звучит почти как желание показать будущим руководителям еще не существующего нового музыкального театра, «кто здесь батя».
В целом ощущения от пресс-конференции остались неоднозначные. Конечно, можно понять, на каком «нервяке» живут сегодня в театре им. Камала в преддверии переезда. Однако в связи с этим немало разговоров о том, что сами «камаловцы», которые уже много лет пребывают в своей «экосистеме», отдельно от остального театрального сообщества республики, должны открыться миру. И хотя бы, к примеру, пускать на свою «поляну» режиссеров извне. И только усилий администрации театра, получающей степени MBA и выступающей на ведущих российских форумах менеджеров от культуры, недостаточно. Должен адаптироваться к новым условиям и 62-летний Бикчантаев, который болезненно относится к критике и честно признается, что не любит журналистов. Но внимание последних к его персоне в новых условиях будет только возрастать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.