Павел Дуров, основавший Телеграм и ВК, был задержан в аэропорту Ле Бурже в Париже на выходе из частного самолета Павел Дуров, основавший «Телеграм» и VK, был задержан в аэропорту Ле Бурже в Париже на выходе из частного самолета Фото: Алексей Зотов/ТАСС

Что случилось?

Сенсационная новость облетела мировые СМИ минувшей ночью. Павел Дуров, основавший «Телеграм» и VK, был задержан в аэропорту Ле Бурже в Париже на выходе из частного самолета. Во Францию предприниматель прилетел из Азербайджана в сопровождении охранника и неназванной женщины. Жандармы предъявили ордер на обыск. По данным французского телеканала TF1, полиция считает Дурова соучастником нескольких преступлений из-за недостаточной модерации в «Телеграме», а также отказа бизнесмена от сотрудничества с правоохранительными ведомствами.

Миллиардер находится под стражей. Уже сегодня ему могут предъявить обвинения в терроризме, преступлениях по статьям о наркоторговле, мошенничестве, отмывании денег, сокрытии преступлений, связанных с педофилией. Дурову грозит до 20 лет тюрьмы во Франции.

Бизнесмен знал, что он нежелательная персона во Франции, и не посещал страны Европы, где к деятельности мессенджера приковано внимание, утверждает французский телеканал LCI. Там назвали ошибкой прилет бизнесмена и напомнили, что Дуров предпочитал путешествовать по странам бывшего СССР, Южной Америке или летать в ОАЭ. Самолет мог сделать остановку в Париже незапланированно из-за нехватки топлива.

Любопытный факт — у Дурова есть гражданство Франции, так что в этой стране он не может просить об убежище. Кроме того, у него есть гражданства России, ОАЭ, Сент-Китса и Невиса. Он покинул Россию в 2014 году. Занимает 8-е место в рейтинге Forbes богатейших россиян ($15,5 млрд).

Весной этого года в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону основатель мессенджера рассказал, как он столкнулся с давлением со стороны американских спецслужб Весной этого года в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону основатель мессенджера рассказал, как он столкнулся с давлением со стороны американских спецслужб Фото: скриншот из видео

Американский след: французы лишь дроп США

Задержание Дурова произошло по запросу США — такое мнение сегодня высказала глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. «Думаю, что в целом за ситуацией стоят американцы, которых „Телеграм“ в последнее время сильно напрягает в плане распространения информации в разных странах (кроме ранее названных экономических мотивов). Французы, как всегда в последнее время, лишь дроп (соучастник прим. ред.) США», — отметила Мизулина.

Весной этого года в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону основатель мессенджера рассказал, как он столкнулся с давлением со стороны американских спецслужб. По словам Дурова, по приезде в США за ним и одним из инженеров «Телеграма» была установлена слежка по инициативе ФБР. Якобы американские спецслужбы пытались повлиять на разработчика, чтобы он работал в кооперации с США, предоставив ФБР инструменты для расшифровки сообщений в «Телеграме». «Я лично испытывал подобное давление в США. Всякий раз, когда я приезжал, в аэропорту меня встречали два агента ФБР и допрашивали меня», ― делился бизнесмен. Поэтому он и перевез офис в Дубай (ОАЭ).

«У меня на счетах уже 10 лет лежат сотни миллионов долларов»: 15 тезисов Павла Дурова

«Телеграм» разрушает монополию государства на распространение информации, отреагировал в своем телеграм-канале «Политджойстик» политолог Марат Баширов. «То, что не смогли сделать американцы, совершили французы. Теперь Франция — главный мракобес мира», — указал он.

Глава Лиги безопасного интернета также усмотрела в задержании Дурова попытку нанести удар по криптовалюте Toncoin, выплаты в которой проходят в «Телеграме». Мол, в TON инвестировали представители крупного российского бизнеса, что не могло понравиться американцам. Цена криптовалюты Toncoin действительно обрушилась примерно на 15%, когда появились новости о задержании Дурова в аэропорту Франции.

Владислав Даванков: «Прошу вас от имени МИД России выступить с призывом к французским властям освободить Павла Дурова из-под стражи, учитывая, что его арест может носить под собой политические основания» Владислав Даванков: «Прошу вас от имени МИД России выступить с призывом к французским властям освободить Павла Дурова из-под стражи, учитывая, что его арест может носить под собой политические основания» Фото: Russian State Duma / via Global Look Press / http://www.globallookpress.com

«Арест может носить под собой политические основания»

Первым на новость в России официально отреагировал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Он призвал МИД России добиваться освобождения Дурова. Соответствующее обращение депутат направил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.

«Прошу вас от имени МИД России выступить с призывом к французским властям освободить Павла Дурова из-под стражи, учитывая, что его арест может носить под собой политические основания и являться инструментом для получения доступа к личной информации пользователей „Телеграма“», — говорится в обращении вице-спикера. Даванков также призвал приложить все усилия для перемещения Дурова на территорию ОАЭ или России, если французские власти откажут в освобождении бизнесмена.

Российское посольство во Франции приступило к работе сразу, как появилась информация о задержании Дурова, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. При этом представители бизнесмена в российское посольство не обращались. Захарова напомнила, как в 2018 году западные неправительственные организации (НПО) требовали от российских властей «прекратить создавать препоны» в работе. В своем телеграм-канале она опубликовала список из 26 НПО, которые осудили решение суда в РФ заблокировать мессенджер, когда в силу вступил закон Яровой о хранении сообщений и интернет-трафика пользователей. «Как думаете, на этот раз они будут взывать к Парижу и требовать освобождения Дурова или проглотят языки?» — иронизировала Захарова.

Айрат Хайруллин: «Телеграм стал площадкой, где свобода слова сталкивается с вопросами безопасности и контроля. Его зашифрованные чаты и каналы — это и инструмент для свободного общения, и потенциальная угроза для общества» Айрат Хайруллин: «Телеграм» стал площадкой, где свобода слова сталкивается с вопросами безопасности и контроля. Его зашифрованные чаты и каналы — это и инструмент для свободного общения, и потенциальная угроза для общества» Фото: «БИЗНЕС Online»

Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас также саркастично прокомментировал арест основателя «Телеграма». «Французы продолжают свою борьбу за „свободу слова“ и „европейские ценности“», — написал он в своем ТГ-канале. «С западными спецслужбами он частично сотрудничал — как минимум строго выполнял предписания о блокировке RT в тех странах, где мы под санкциями. Не помогло. [Что и требовалось доказать]», — заявила главный редактор RT Маргарита Симоньян.

Отреагировали на событие и в Татарстане. «„Телеграм“ стал площадкой, где свобода слова сталкивается с вопросами безопасности и контроля. Его зашифрованные чаты и каналы — это и инструмент для свободного общения, и потенциальная угроза для общества», — заявил министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин. Дуров, по его словам, тоже постоянно находился перед выбором «уступать нельзя сопротивляться» в вопросах сотрудничества с властями разных стран. «Франция решила, где поставить запятую в отношении „Телеграма“. Как говорил Владимир Ленин, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя — эта мысль как нельзя лучше иллюстрирует вчерашний арест гражданина Франции Павла Дурова», — написал он в мессенджере.

Дмитрий Медведев связал задержание создателя Телеграм с тем, что он русский Дмитрий Медведев связал задержание создателя «Телеграма» с тем, что он русский Фото: «БИЗНЕС Online»

Медведев: для всех наших врагов Дуров русский — и потому непредсказуемый и опасный

Заместитель председателя совета безопасности России Дмитрий Медведев связал задержание создателя «Телеграма» с тем, что он русский. Свое мнение политик выразил в ТГ-канале. «Когда-то, уже довольно давно, я спросил у Дурова, почему он не хочет сотрудничать с правоохранительными структурами по тяжким преступлениям. „Это моя принципиальная позиция“, — заявил он», — вспомнил экс-президент.

«Он (Дуровприм. ред.) посчитал, что самые большие проблемы у него в России, и уехал, затем еще и получив гражданство/вид на жительство в других государствах. Хотел быть гениальным „человеком мира“, который отлично живет без Родины. Ubi bene ibi patria („Где хорошо — там и Родина“прим. ред.), — написал Медведев. — Он просчитался. Для всех наших общих теперь врагов он русский — и потому непредсказуемый и опасный. Другой крови. Точно не Маск и не Цукерберг (кстати, активно сотрудничающий с ФБР). Дурову надо наконец понять, что Отечество, как и времена, не выбирают…»

Спикер МИДа тоже подчеркивала, что, когда у Москвы были претензии к Дурову, он «все это время оставался на свободе, продолжая развивать „Телеграм“».

Жаров: Роскомнадзор не готов заблокировать Telegram «завтра», но счет времени идет на дни

Маск: «В Европе 2030 год, и вас казнят за то, что вы лайкнули мем»

Задержание Дурова в Париже является очень убедительной рекламой первой поправки к американской Конституции, которая гарантирует свободу слова. Об этом написал миллиардер Илон Маск. «POV (точка зренияприм. ред.): в Европе 2030 год, и вас казнят за то, что вы лайкнули мем», — добавил он. Позже гендиректор SpaceX и Tesla Motors запостил хештег #FreePavel («свободу Павлу»). К слову, на маркетплейсах в России уже появились футболки с этим тегом и надписью «Паша, возвращайся домой».

Задержание Дурова в Париже является очень убедительной рекламой первой поправки к американской Конституции, которая гарантирует свободу слова. Об этом написал миллиардер Илон Маск Задержание Дурова в Париже является очень убедительной рекламой первой поправки к американской Конституции, которая гарантирует свободу слова. Об этом написал миллиардер Илон Маск Фото: Patrick Pleul / Keystone Press Agency / Global Look Press

«Обвинения против него просто безумны. Речь идет о „Телеграме“ как таковом. К примеру, о недостаточной модерации», — написала экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль. Роберт Кеннеди – младший, недавно отказавшийся от участия в выборах президента США, назвал защиту свободы слова после задержания Дурова актуальной как никогда.

Журналист Карлсон посчитал арест бизнесмена во Франции предупреждением для всех владельцев онлайн-платформ, которые не желают замалчивать правду. «Мрак быстро сгущается над бывшим свободным миром», — написал он в своих соцсетях.

Дуров и СВО

Военный корреспондент Александр Сладков назвал ожидаемой атаку на хозяина мессенджера, «на котором держится половина связи на СВО». Теперь, по его словам, нужно срочно создавать русский военный мессенджер. «Ну, а раньше подумать об этом было нельзя?! Ну почему у ЧВК „Вагнер“ такой мессенджер был, а в Вооруженных Силах нашей великой России его нет?! Почему про „Рутуб“ начали говорить, когда решили забить Ютуб? А не раньше?!» — написал он (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).

За три года СВО Дуров из удачливого IT-менеджера и программиста вдруг превратился во владельца весьма важного канала закрытой армейской связи, согласен военкор Дмитрий Стешин. «Ну а нам-то что делать? Быстро пилить (не в смысле раздела и воровства денег) свой мессенджер. „Госуслуги“ смогли сделать, неужели мессенджер не сделаем? И это давно нужно было делать», — считает журналист.

У Телеграм почти миллиард пользователей, при этом очень маленькая команда — три десятка человек и отсутствие модерации «У «Телеграма» почти миллиард пользователей, при этом очень маленькая команда — три десятка человек и отсутствие модерации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если Дурова «сломают» и он пойдет на сотрудничество со спецслужбами, понятно, что «Телеграм» будет закрыт»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» узнали у экспертов, что теперь грозит Дурову лично и «Телеграму» и могла ли ускорить арест (состоявшаяся или нет — непонятно) встреча бизнесмена с Владимиром Путиным.

Эльдар Муртазин — владелец, ведущий аналитик Mobile Research Group:

— Давление на «Телеграм» увеличивалось постепенно. У «Телеграма» почти миллиард пользователей, при этом очень маленькая команда — три десятка человек и отсутствие модерации. Неподконтрольный тем или иным странам, судя по всему. Конечно же, [все] хотят получить доступ к перепискам, контролировать это медиа. Давление на Дурова, вероятно, было разным, и сейчас оно усилилось. Арест — это еще не финальная точка, но явно это история, которая дает понять, что дальше так продолжаться не будет.

Почему арест произошел именно во Франции? Павел Дуров — Поль дю Ров, он французский гражданин с 2021 года. Скорее всего, за его арестом стоят США, и очень удобно, чтобы страна сама арестовала своего гражданина на своей территории, и теперь юридически никто не может требовать его выдачи, даже если у него осталось российское гражданство. Не думаю, что это какая-то «ошибка», Дуров ездил во Францию, хотя его там не особо любят. Но он посещал Францию, и у него не было там особых проблем.

Что касается «безопасности» «Телеграма», кроме Дурова, о безопасности мессенджера никто никогда не говорил. Вы же пользуетесь «Телеграмом»? Когда вы переходите на новые устройства, вы вводите свой пароль и все переписки сразу же восстанавливаются. Это абсолютно небезопасно, потому что все ваши переписки находятся в «облаке» и вы не знаете, кто имеет к нему доступ. Вы просто верите одному человеку, который может вас обмануть.

Дуров — медийный человек, «Телеграм» — неплохой мессенджер, но о безопасности можно не говорить. Что касается обвинений в пособничестве в наркоторговле и прочего… Это правда, когда у вас команда 30 человек и нет модерации, там может происходить все что угодно.


Сергей Марков — политолог, директор Института политических исследований:

— Задержание Дурова было абсолютно неизбежно. Он же знал, что против него велось какое-то расследование, и тем не менее приехал во Францию. Он приехал из Азербайджана, хотя у него не было совершенно никакой необходимости лететь именно во Францию. Не исключено, что власти Франции его заманили, обещали какие-то переговоры и просто обманули. Возможно, они ждали, пока завершится Олимпиада. Эмманюэль Макрон понимал, что если он арестует Дурова до или во время соревнований, то неизбежно будут массовые протесты и, возможно, Игры даже будут сорваны. Но вот прошли выборы — и Дурова арестовали. Очевидно, что Франция с ее все более радикальной поддержкой террористического режима на Украине, антихристианским шабашем на открытии и закрытии Олимпийских игр все больше является одним из главных врагов свободы в мире.

Арест Дурова, думаю, инициирован не французскими властями, а спецслужбами США, а французы выступали только исполнителями, сейчас его наверняка уже допрашивает ФБР. Что касается призывов российских депутатов об освобождении Дурова, Россия может что угодно заявлять, надо прямо сказать, что власти РФ находятся под политическими репрессиями и слушать их никто не станет.

России нужна свобода, которую предоставляет «Телеграм», этот мессенджер используется армией РФ для связи во время проведения боев на СВО, потому что другой нормальной связи нет. Дурова будут принуждать к сотрудничеству, сам он заявлял, что для него духовная свобода является более важной, чем физическая. Он готов сидеть в тюрьме, но не покориться. Ну посмотрим, сейчас будут проверять его.

Если его арестовывают французы и американцы, значит, он сопротивляется установлению контроля над «Телеграмом», думаю, что спецслужбы имеют какой-то доступ к мессенджеру, но, что самое важно для нас, там не введено критической цензуры, мы же видим, что произошло с «Фейсбуком»* и «Википедией», которые стали какими-то фашистскими платформами, а «Телеграм» — это пространство политической свободы, где люди с разными взглядами могут высказывать свою позицию. Хотят установить политическую цензуру.


Борис Межуев — главный редактор, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:

— Моя версия такова — кончается эпоха глобализации, представления о том, что существует независимое пространство, с точки зрения контроля спецслужб тех или иных стран. То, что инкриминируется Дурову, — это все ерунда, главное — спецслужбы США хотят получить доступ к секретным переговорам, которые ведут в том числе российские Вооруженные силы, для которых «Телеграм» — основной способ коммуникации. Все знают, что «Телеграм» — это более-менее суверенный мессенджер, независимый от западных спецслужб.

Дуров хотел быть независимым от всех спецслужб, в том числе и от российских. Он считал, что как гражданин мира сможет существовать в автономном пространстве. Неслучайно он жил в основном на Востоке, потому что понимал, что для него существует опасность со стороны стран Запада. Видимо, он считал, что это несерьезно, и хотел сохранить свою независимую позицию, но современный мир, к сожалению, не предполагает абсолютной независимости. Видимо, теперь от Дурова потребуют выдать коды доступа к «Телеграму», попытаются заставить сотрудничать со спецслужбами, что, скорее всего, сделает для России этот мессенджер недоступным — по понятным нам всем причинам.

Недавно читал американский журнал Foreign Affairs, и там транслируется такая мысль, что «все, глобализация кончилась» и вы должны определиться, с кем вы. Эпоха возможности существования транснациональных компаний нейтрально от политического контроля заканчивается, и судьба Дурова — прекрасный тому пример. И если его «сломают» и он пойдет на сотрудничество со спецслужбами, понятно, что «Телеграм» будет закрыт. России придется создавать свой суверенный мессенджер, но я не уверен, что это будет так же удачно. Для РФ это будет серьезным ударом, потому что для нас сохранение этого мессенджера было важной задачей, Дурову давали подумать, в каком мире он живет, но он предпочел играть в либертарианство, которое абсолютно неуместно в сегодняшнем мире.

Встреча с Путиным (если она состоялась прим. ред.), вероятно, ускорила эти события, потому что [на Западе] поняли, что мы будем настаивать на возвращении Дурова в Россию. И теперь понятно, что речь идет не о каком-то полицейском контроле над россиянами, а о получении серьезной разведывательной информации, которая есть в этих сетях. Но он предпочел жизнь в космическом пространстве.