«Некоторые бренды родились на нашем фестивале. Сейчас они вышли в премиум-сегмент и не участвуют у нас, но мы не обижаемся!» — говорит соосновательница фестиваля уличной городской культуры «Печән базары» Гульназ Бадретдин. По ее словам, главная задача мероприятия — дать фундамент начинающим дизайнерам, которые продвигают национальные элементы в одежде, украшениях, предметах быта и интерьера. В этом году «Сенной базар» посвятили Году семьи. Подробности — в нашей фотоистории.
-
В минувшую субботу на территории Старо-Татарской слободы и набережной озера Кабан прошел 12-й фестиваль городской татарской культуры и дизайна «Печән базары» («Сенной базар»). Традиционный дизайн-маркет, мастер-классы для детей и взрослых, лекторий, фотозона и многое другое — мероприятие не оставило равнодушными казанцев и гостей столицы РТ.
-
В этом году мероприятие посвятили Году семьи, рассказала «БИЗНЕС Online» одна из основательниц фестиваля Гульназ Бадретдин. «У нас есть дискуссия: „Как сохранить татарский язык в семье?“, есть лекция нейропсихолога о том, как семейные традиции влияют на восприятие мира ребенком. Предусмотрены консультации от кандидата исторических наук о том, с чего начинать свою родословную», — поделилась общественный деятель.
-
Впервые прошел флешмоб «Туй күлмәге» («Свадебное платье»). Каждый желающий мог прислать свадебные фотографии своих родителей или дедов, а также современные свадебные фотографии, если невеста с женихом запечатлены на них в национальных костюмах. «Подошла директор гимназии №20 имени Абдуллы Алиша Рахима Арсланова. Она увидела свою свадебную фотографию и расплакалась! Оказалось, фото отправили ее дети, а она не знала», — вспомнила Бадретдин.
-
На дизайн-маркете было много представителей семейного бизнеса. Например, Диляра и Артур Шакировы из Кукмора с 2017 года занимаются керамикой. Кухонную посуду делают из белой или красной глины, но на вид ее не отличишь от дерева. «Вместо краски мы используем молоко, как это делали в древности. Это наш основной заработок, хотя искать клиентов очень тяжело», — признается Диляра.
-
Самый ходовой товар — такие милейшие тарелки для эчпочмаков.
-
Давний участник «Сенного базара» — Наиля Айзятова, представляющая бренд «Болгар керамика». Женщина своими руками лепит, а потом 3 раза обжигает в печи кружки, блюдца, тарелки, целые чайники. В этом деле она уже 9 лет. «В средневековой Булгарии были развиты ремесла, одно из них — керамика. Приятно думать, что я таким трудом протягиваю тонкую нить с тех времен до наших дней!» — поделилась она с нами.
-
Эльвина Халикова делает изделия из полуфарфора: на ее стенде представлены посуда, предметы декора, украшения в виде подвесок. На посуде можно увидеть надписи на татарском, например: «Для желудка нужен суп». Это фразы, которые девушка слышала от бабушки и дедушки в деревне, когда проводила у них время летом. «Керамикой я занимаюсь года три, есть небольшая мастерская. Это очень трудоемкий процесс, много седых волос из-за этого, потому что очень много брака сопутствует, — рассказала нам мастер. — Продавать на Wildberries с „Садовода“ (крупный вещевой рынок в Москве — прим. ред.) выгоднее, чем заниматься керамикой. Это скорее для фанатов своего дела», — призналась Эльвина. Она добавила, что 80% заказов уходят в Москву — там, где у людей больше денег на изделия ручной работы.
-
«Некоторые бренды родились на нашем фестивале, здесь они впервые выставлялись, когда их создатели были еще студентами. Сейчас они вышли в премиум-сегмент и не участвуют у нас. Но мы не обижаемся!» — поделилась с нами Бадретдин. Главная задача мероприятия — дать старт начинающим дизайнерам.
-
Одна из таких — студентка первого курса КФУ Хаджар Ахметшина, которая всего пару месяцев назад начала создавать стильные худи с надписями на английском и татарском языках (а на некоторых моделях — на старотатарском). Наиболее популярно худи с надписью «Стремиться вдохновлять».
-
Еще один пример семейного бизнеса: Гульфия Халиуллина выпускает современную одежду с национальной вышивкой, а рисует узоры ее брат-художник. В этом деле они уже четыре года. «Вначале всегда неприбыльно. Все дело в желании и любви к своему народу, культуре. Потом уже чуть-чуть отдача начинается», — поделилась предпринимательница из Челнов.
-
Такие подгрудные корсеты от Лейлы Хашитовой украсят любой повседневный образ. Пока девушка отшивает все дома, но грезит о собственной мастерской. Выход в сторонние магазины ее не устраивает — тогда у изделий появится лишняя наценка.
-
Для бухгалтера Гульнары Бариевой сумки из кожаной мозаики — только хобби. Раз в год она продает свои изделия именно на «Сенном базаре». Т. е. все сумки ручной работы — в единственном экземпляре.
-
Гульназ Фаттахова больше года занимается шитьем одежды из кашемира, атласа и шелка. «Хочется какой-то индивидуальности. Мой муж из Узбекистана, я второй год туда езжу и каждый раз вдохновляюсь. Этнокультуру хочется „осовременить“, чтобы у нас молодежь была не только модной, но и развивалась культурно. У нас свой цех и магазин. Вначале опускались руки, когда ничего не продавалось. Но потом пришло понимание, что на каждую вещь найдется свой клиент», — рассказала она нашему корреспонденту.
-
Большим спросом на фестивале пользовались ичиги и чувяки из кожи. Технолог и дизайнер бренда «Ансат» Лейсан Давлеева рассказала, что они используют итальянскую кожу — сейчас она дольше добирается до России. Но все-таки доходит.
-
Это развивающие детские игрушки от бренда «Наным». Его основательница Диляра Сабирова поделилась, что в ее семье с ребенком говорят на татарском языке, а пазлы в магазинах продаются только на русском. Так и родилась идея собственного бизнеса. «Начали искать дизайнеров и производство, которые могли бы осуществить нашу задумку», — сказала она.
-
Детей еще можно порадовать татарскими книгами с красивыми иллюстрациями от местных художников.
-
Нацмузей РТ организовал мастер-класс по изготовлению традиционных татарских украшений.
-
Куда без татарской чайной церемонии?
-
…И фотозоны на фоне ковра.
-
В честь Года семьи на фестивале можно было купить плакаты для составления родословной (на русском и татарском языках), гиды по разным архивам. «Важно знать свой род и почитать предков. Здесь мы даем толчок и мотивацию на это», — рассказала соорганизатор праздника родословной Лилия Гараева.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.