«Когда родители говорят, что ребенок впервые не взял телефон в руки, а планирует свой город будущего или умный дом, — это главный результат нашей работы», — говорит об инженерных курсах директор Специализированного учебного научного центра Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ Динар Дамирович Габидуллин. В лицее обучаются 250 детей, а на курсы лицея по математике, инженерии, развитию интеллекта ходит более тысячи детей. Все дело — в практико-ориентированном подходе, сильном педсоставе и материальной базе вуза, благодаря чему дети влюбляются в точные науки. Куда поступают выпускники-стобалльники, что изучают на подготовительных занятиях и где будет новое здание школы — в нашем материале.
Динар Габидуллин: «У огромного количества ребят, которые к нам не поступают, был запрос: «А можно у вас платно учиться?»
Инженерный лицей КАИ — «пуп Земли» для школьников со всей России
— Динар Дамирович, расскажите об истории лицея. Когда он был основан?
— Школа открылась в 2015 году по инициативе Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Наша цель заключается в том, чтобы по всей России искать ребят, увлеченных инженерией и обладающих хорошим физико-математическим мышлением. И в условиях полного погружения в течение дня давать детям глубокие знания по физике, математике, хорошие инженерные компетенции и ориентировать детей в будущем на индустрию инженерии и IT.
— Какие изменения и обновления произошли в лицее за последние годы?
— В 2021 году мы выиграли грант, получили статус СУНЦ (специализированный учебно-научный центр — прим. ред.) и 245 млн рублей на свое развитие на три года. Мы существенно обновили материально-техническую базу, сделали косметический ремонт и очень много средств вложили в профессиональное развитие наших преподавателей, в разработку методических курсов. Статус СУНЦ обозначает, что теперь мы образовательная организация, которая работает в составе вуза и ставит четкую задачу подготовки будущих инженеров.
— Откуда к вам приезжают учиться?
— Практически из всех соседних регионов. Часть детей проживают здесь. У нас очень высокий конкурс: более 5−7 человек на место. К нам поступают после 4-го класса, а также после 9-го класса.
— Как появилась идея создать подготовительные курсы?
— Знаете, молодое поколение родителей понимает, что сейчас миром управляют современные технологии, что это делается руками специалистов в области IT и инженерами. У огромного количества ребят, которые к нам не поступают, был запрос: «А можно у вас платно учиться?»
Мы видели большой спрос. Для сравнения: 250 детей обучаются в школе. И дополнительно к нам приходят на наши курсы инженерно-технического, математического направления больше тысячи ребят. Мы уже практически не помещаемся в наше здание.
— Сколько всего подготовительных курсов в лицее КНИТУ-КАИ?
— У нас несколько направлений. Есть те, что готовят к поступлению в лицей, курсы для четвероклассников и девятиклассников.
Следующее направление — инженерные курсы, потому что у нас богатая инженерная база, этого нет ни в одном лицее города. По физике для малышей с первого по третий класс проводятся курсы «Занимательная физика». Для ребят постарше — инженерная физика. Особенность наших курсов в оборудовании, которое позволяет занимать детей по разным направлениям.
У нас есть и по-настоящему легендарный курс, на него огромные записи. Это курс «Инженер выходного дня». Мы изначально хотели создать такой курс, чтобы ребенок пришел на него и создал свой проект, используя направления разных курсов. Набор идет до 15 сентября.
Есть отдельно инженерные вечерние курсы для желающих, которые хотят заниматься только робототехникой или только 3D-моделированием.
Еще один занимательный курс — курс развития интеллекта. Его ведет методист СУНЦ КНИТУ-КАИ, консультирующий психолог, преподаватель скорочтения и мнемоники Марсель Корнилов.
— Марсель Михайлович, в чем особенность курса развития интеллекта?
(М.К) — Наш курс развития интеллекта учит детей обрабатывать информацию сложных вариаций. Мы тяжело ее можем каким-то образом ассоциировать, а с детьми на занятиях мы будем учиться запоминать ее, запоминать карту России и мира, запоминать стихотворения. Все технологии, которые даются на курсе развития интеллекта, — это адаптированные техники из мнемоспорта (или спортивное запоминание — вид соревнований, на которых участники пытаются запомнить, а затем вспомнить различные виды информации в соответствии с определенными правилами, — прим. ред.). И, самое главное, ребята учатся не бояться работать в команде, они учатся коммуницировать между собой.
— Сколько в среднем длятся ваши курсы и какова их стоимость?
(Д.Г.) — Ребенок может прийти даже на месяц, чтобы просто посмотреть и понять, его это или нет. Стоимость наших курсов — от 3,2 тыс. до 6,4 тыс. рублей.
«У ребенка на наших курсах горят глаза!»
— Расскажите подробнее про курс «Инженер выходного дня».
— Он предназначен для школьников с 1-го по 7-й класс. За 4 часа дети переключаются с одного направления на другое и комплексно делают свой проект по субботам и воскресеньям. Подробнее о нем сможет рассказать педагог дополнительного образования СУНЦ КНИТУ-КАИ Ярослав Кончаков.
(Я. К). — На курсе мы изучаем 2D-моделирование и лазерную резку, 3D-моделирование и 3D-печать, электронику в поделках и устройствах, робототехнику, программирование и пилотирование коптеров, работаем с чертежами, проектируем модели. Если это 3D-моделирование, то они там, например, рисуют и печатают ракеты на 3D-принтере, мебель для умного дома.
Робототехника хороша с позиции развития мелкой моторики, потому что дети все ручками собирают, развивают работу с инструкциями. Еще в нашу программу заложено то, что один из четырех уроков должен быть игровой. Так, на робототехнике мы устраиваем какие-нибудь робобои, робофутбол. На лазерной графике и резке дети учатся рисовать в векторной графике, им приходится работать с размерами, с фигурами и включать свое пространственное мышление.
— Программы направления непростые. Математика, физика, моделирование, робототехника требуют внимательности, усидчивости. Как удается увлечь детей?
(Д.Г.) — У ребенка на наших курсах горят глаза! Это же психология человека: тебе нравится то, что ты делаешь, когда ты видишь результат сразу. Родители видят этот прогресс. Мы спрашивали у детей после прохождения наших занятий: «Чем вам понравился курс?» Все дети сказали, что хотят стать конструкторами, инженерами и робототехниками.
Родители после курсов держат с нами обратную связь, присылают домашние проекты детей, которые они сделали, вдохновленные нашими занятиями. И когда они говорят: «У меня ребенок впервые не взял телефон в руки, а все планирует свой город будущего или „Умный дом“», — вот это главный результат нашей работы, я считаю.
— Могут ли заниматься на курсах дети, которые еще не решили точно связывать свою жизнь с физикой и математикой?
— Да. Бо́льшая часть детей, которые к нам ходят на курсы, — это дети с 2-го класса по 7-й класс. Ребенок в этот период отличается повышенной любознательностью.
Это самый ценный и важный период для родителя, чтобы именно в тот момент, когда ребенок открыт ко всему, дать ему попробовать. Я сам считаю, что физико-математическое образование — это очень сильная база для дальнейшей жизни.
— Сколько человек занимается на курсе?
— У нас все дети занимаются по возрастам в малых группах, до 10 человек. Это позволяет найти к каждому ребенку индивидуальный подход.
«Я сам считаю, что физико-математическое образование — это очень сильная база для дальнейшей жизни»
«Из нашего лицея для ребят открыты двери практически в любой вуз России»
— Какую базу дает лицей, чтобы потом было легче поступить в вуз?
— Мы с утра до вечера «грузим» академической частью физики и математики, даем инженерно-технические компетенции.
По ЕГЭ среди школ, обладающих нашей весовой категорией, мы на первом месте по ЕГЭ по русскому языку, на втором месте — по математике. Плюс у ребят есть достижения в различных конкурсах, олимпиадах. Из 24 выпускников у нас было 8 олимпиадников, которые могли поступать в любой вуз без экзаменов. Среди них у нас было 8 медалистов золотых и пять 100-балльников. Из них два — 200-балльных результата.
— Какие предметы сдали на 100 баллов?
— Математика, физика, русский язык. Одна девочка сдала на максимальные баллы математику и русский язык, мальчик — физику и математику.
— А куда они поступили?
— Из нашего лицея для ребят открыты двери практически в любой вуз России. В этом году 30% выпускников выбрали КАИ. КАИ очень активно развивается, поэтому внимание сильных выпускников к нашему университету растет с каждым годом. Например, наша 200-балльница тоже выбрала КАИ.
— Много ли выпускников вашего лицея идет по профессии после окончания университета?
— Более 90% наших ребят остались в области инженерии или IT. Объективно самые высокие зарплатные предложения получают инженеры и программисты. Также у нас есть ребята, которые создают свои стартапы. Есть ребята, которые работают в ведущих промышленных и IT-компаниях России.
— Почему для подрастающего поколения профессия инженера вновь стала интересна, престижна, кроме высокой зарплаты?
— Программирование, IT — это больше про навык. А инженерия — это больше про изобретательство, про науку. Хороший айтишник — это прежде всего хороший инженер, понимаете? Тот курс, который взяла страна в последние годы на развитие высокотехнологичных разработок внутри страны, создает очень высокий спрос на инженеров-разработчиков.
— В каких сферах молодежь, получившая инженерное образование, может реализовать себя?
— Я считаю, что на базе инженерно-технического образования можно вырастить и философа, и филолога, и журналиста, и физика, и инженера. Физико-математическое мышление очень структурировано. Хорошие, прокачанные мозги с помощью наших курсов, нашей школы помогут построить хорошую карьеру.
«У нас здесь очень хорошая, одна из лучших материальных баз в Республике Татарстан»
— Расскажите подробнее о педагогическом составе лицея.
— У нас есть конкурс учителей, и поэтому кадровый состав в лицее очень сильный. Уровень оплаты труда у нас выше, чем в рядовых школах.
Инженерно-технические курсы ведут практикующие инженеры, которые обладают педагогическим опытом и квалификацией.
— Как вы поддерживаете их профессиональное развитие?
— Мы достаточно много средств вкладываем в профессиональное развитие преподавателей: это различные курсы повышения квалификации, спецкурсы по инженерным направлениям.
— Какие лаборатории, оборудование доступны для учеников, лицеистов? Как они могут использовать эти ресурсы для своего обучения?
— Примерно 25% всех площадей лицея — это мастерские и проектные зоны. Эти площади открыты ребятам в течение дня.
Из оборудования: ручные инструменты, электроинструменты, 3D-принтеры, сканеры, современные фрезерные станки, оборудование по современной электронике, плоттеры и лазерные станки.
Также у нас современный компьютерный парк. У нас здесь очень хорошая материальная база в Татарстане, да и в России, наверное, в целом.
— Сейчас все чаще крупные компании начинают заинтересовывать и готовить будущих сотрудников уже со школьной и университетской скамьи. Сотрудничаете ли вы с предприятиями?
— Мы сейчас взаимодействуем с компанией «Росатом». Госкорпорация заинтересована в наших выпускниках. Мы как раз хотим закрепить наших десятиклассников с их проектами за компаниями, входящими в корпорацию.
В 2021 году совместно с КНИТУ-КАИ и с нашими партнерами мы отправили спутник с космодрома Байконур. И вот недавно я получил письмо о том, что он завершил свою миссию и планово сгорел. Он был очень маленький, развивал скорость 28 тысяч километров в час.
— Какие-то данные вы с него получали?
— Мы получали с него фотографии, немного баловались, подгружали аудиофайлы нашего гимна и звонка. Мы прямо через радио ловили сигнал, когда он пролетал над нами.
Наша школа ежегодно показывает лучшие результаты в рамках соревнований профессионалов по направлениям «Электроника», «Беспилотные летательные аппараты», «Инженерная графика», «Прототипирование». Мы соревнуемся на уровне сборных других регионов и часто занимаем призовые места.
«Группа учеников лицея совместно со своим научным руководителем делают подводный дрон»
Новое здание и подводный дрон
— Какие у вас планы на предстоящий учебный год?
— Планов очень много! Сейчас с министерством образования и науки Республики Татарстан прорабатываем вариант строительства нового корпуса для школы.
— Где хотите его построить?
— На улице Чистопольской, неподалеку от здания КАИ. Благодаря ему у нас будет возможность в том числе расширить площадь наших курсов. Но это еще не все: в здании КАИ на Большой Красной мы будем делать филиал для проведения курсов.
Также мы всегда ставим амбициозные задачи по участию в различных конкурсах, олимпиадах. У нас есть очень крутой проект. Группа учеников лицея совместно со своим научным руководителем делают подводный дрон.
— Когда вы хотите его презентовать?
— Мы должны ближе к осени уже иметь на руках первый образец.
— Какая дальнейшая судьба проекта?
— Он прежде всего для нас является образовательным проектом, через который дети многому учатся. Посмотрим, какие у него будут характеристики. Вообще, ребята мечтают исследовать озеро Кабан и найти сокровища Казанского ханства!
Другие дети могут попасть на наши курсы и присоединиться к юным исследователям. Наши занятия подарят возможность не только узнать, как устроен мир вокруг, но и развить мышление, креативность, умение работать в команде.
СУНЦ Инженерный лицей КНИТУ-КАИ.
Адрес: г. Казань, ул. Гагарина, д. 8
Сайт лицея: lyceum.kai.ru
Группа ВК: vk.com/club223932725
Телефон: +7 (904) 673-93-40
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.