«От Владивостока до Лиссабона» — в таком варианте на Международном муниципальном форуме стран БРИКС обсуждали альтернативу G7 эксперты со всего мира. Будущее за доверием на уровне Евразии в экономике, общей валюте и социальной справедливости. Кроме того, члены форума, собравшегося в Москве, обсудили, как успешнее противостоять «американскому империализму» и почему международные объединения должны быть добровольными. О стержне Большой Евразии, прогнозах турецкой оппозиции и желании Венесуэлы попасть в БРИКС — в материале «БИЗНЕС Online».
На муниципальном форуме стран БРИКС обсуждали альтернативу G7 эксперты со всего мира
Евразийские империи как двигатель развития человечества
«Концепция Большого Евразийского партнерства давно назрела, и в соответствии с заветами классиков евразийства нас, конечно, многое объединяет, прежде всего общая историческая судьба», — делился мыслями о будущем развитии международных экономических связей известный экономист Сергей Глазьев, главная звезда Международного муниципального форума стран БРИКС, прошедшего в Москве. При этом в своем выступлении он подчеркнул, что, согласно последним исследованиям, именно Евразия является колыбелью развития человечества. «Доминирование евразийских империй подавляющую часть исторического времени развития человеческой цивилизации было главной движущей силой процессов развития», — рассуждал в своем докладе член коллегии по интеграции и макроэкономике ЕЭК, экс-советник президента РФ.
В своем выступлении Глазьев затронул вызовы, стоящие перед формированием Большого Евразийского партнерства (БЕП). Самый важный — превращение Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания. Одним из механизмов достижения этого является формирование преференциальных режимов. «Вы знаете, что в Евразийском экономическом союзе работает единое экономическое пространство. Мы ведем работу по сопряжению данного пространства с китайской инициативой „Один пояс – один путь“», — рассказал эксперт. По его словам, это может быть стержнем для дальнейшей сборки Большого Евразийского партнерства.
Еще одна задача, стоящая перед новым мирохозяйственным укладом, — восстановление значения национального суверенитета. «Концепция Большого Евразийского партнерства не предусматривает какой-либо унификации государств – участников этого процесса. Все сохраняют национальный суверенитет, сотрудничают по принципу невмешательства во внутренние дела в поисках взаимной выгоды», — подчеркнул экономист, намекая на взаимоотношения, существующие в западных объединениях. При этом не исключается формирование гибкой системы правовых норм, в том числе реализация совместных программ и проектов. Например, создание транснациональных консорциумов, которые бы реализовывали крупномасштабные инфраструктурные проекты. Сегодня образцом подобного выступает международный транспортный коридор «Север – Юг».
«Понятно, что мы не замахиваемся в настоящее время на создание какого-то большого такого преференциального режима, охватывающего все страны Евразии», — уточнил спикер. Тем не менее фронт работ уже намечен — это сферы таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Особое внимание докладчик уделил решению задач по формированию общего валютно-финансового пространства. По его словам, уже сейчас в повестке дня БРИКС стоит вопрос о переходе на национальные валюты. «Я думаю, что на встрече глав государств БРИКС будет достигнуто существенное продвижение в части создания инфраструктуры для расчетов в национальных валютах, — отметил эксперт. — У нас есть уже прототип, есть модель такой валюты математическая, которая показывает ее устойчивость, удобство и защищенность от каких-либо попыток использовать международное сотрудничество во враждебных целях».
Сергей Глазьев: «У нас цены формируются на Западе, у нас банки исполняют западные санкции, у нас контрактное право, так сказать, пришло оттуда, уставы часто переписываются на базе западных лекал»
Позже Глазьев выделился и на сессии форума, посвященной доверию в экономике. Здесь экономист выразил сожаление: несмотря на то что экономики стран БРИКС уже в 1,5 раза больше, чем экономики стран G7, Россия продолжает жить с оглядкой на Запад.
«У нас цены формируются на Западе, у нас банки исполняют западные санкции, у нас контрактное право, так сказать, пришло оттуда, уставы часто переписываются на базе западных лекал. То есть фактически мы живем по чужим правилам, и это уже недопустимо», — отметил Глазьев. Недопустимо же по той причине, что в мире формируется новый мирохозяйственный уклад — центр мировой экономики переместился в Юго-Восточную Азию.
В этой связи он отметил восстановление нравственных императивов в экономике, т. е., проще говоря, приоритет общественных интересов над личными. «Большое значение получают не экономические, а такие критерии, как, скажем, экологические ограничения, социальная справедливость», — пояснил эксперт.
В завершение он добавил, что сравнительный анализ ценностей народов Евразийского экономического союза говорит о том, что они сходятся практически по всем существенным ценностям. «И это дает основания для выстраивания пространства доверия. Это пространство доверия должно базироваться у нас, в нашем духовно-территориальном измерении. То есть мы сами должны научиться определять цены, в том числе на биржевые товары», — резюмировал экономист.
Мэр Казани Ильсур Метшин
«Мы никого не отталкиваем, ни к чему не принуждаем»
В целом обсуждение вопроса взаимодействия Большого Евразийского партнерства (БЕП) и БРИКС свелось к критике западного мироустройства и «рекламе» БЕП — инициативе президента России Владимира Путина, которую он выдвинул в послании Федеральному Собранию еще в 2015 году. Главная идея БЕП — это создание общего пространства, основанного на принципах добровольности, без вмешательства или диктата извне.
«В отраслевом плане речь идет о создании производственно-бытовых цепочек и транспортных взаимосвязей на нашем большом континенте», — описывал преимущества новой международной структуры директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский. Он подчеркнул, что под континентом он понимает все большое пространство Евразии. «От такой концепции никто не отходил, и президент об этом говорил. Это по-прежнему от Владивостока до Лиссабона. Другое дело, что западная часть, часть Европы, подойдет к такому тогда, когда дозреет, поймет, что это правильно и выгодно всем», — уточнил выступающий.
Продолжая свой доклад, Биричевский продолжал убеждать: современный мир не может быть основан на диктате одной страны или объединения. «Принятие решений одной группировкой стран и озвучивание их остальным уже по факту: „Вот берите, и все“ — мы считаем недопустимым», — отметил докладчик. БЕП же, по его словам, наоборот, учитывает реалии многополярного мира и принцип добровольности. «Мы никого не отталкиваем, ни к чему не принуждаем. Предлагаем инклюзивно, согласованно, скоординированно развивать и, где возможно, связывать трансграничные инфраструктурные проекты», — подчеркнул Биричевский.
Однако для эффективного взаимодействия в рамках Большой Евразии России еще есть над чем работать. «Я уверен, если было бы централизованное управление проектами, а не отдельные проекты, существующие сами по себе с периодической системой отчетности, не всегда достоверной, это было бы более эффективно. Можно было бы выстраивать реальную инвестиционную политику континентов и субконтинентов», — обозначил проблему устаревших финансовых институтов генеральный секретарь ассамблеи народов Евразии и Африки Андрей Бельянинов.
Вторая проблема, мешающая нашей стране выстраивать эффективные международные связи, — недостаточное внимание государства к институту межправительственных комиссий. По мнению выступающего, решения, принятые в ходе заседаний комиссий, являются межгосударственными гарантиями. Это, в свою очередь, значительно бы облегчило проекты в сфере внешней торговли и экспортно-импортных операций.
На фоне таких обсуждений неожиданно было услышать упоминание мэра Казани Ильсура Метшина. О роли мэров в международной политике рассказал генеральный секретарь евразийского регионального отделения «Объединенные города и местные власти» Расих Сагитов. По его мнению, если XIX век был веком империи, XX — веком создания национальных государств, то XXI — это век городов. «Многие мэры становятся президентами стран», — заявил он. Также Сагитов рассказал о работе организации. «То, что обсуждается там во главе с мэром Казани, все доводится до мирового сообщества. Когда городам нужно какие-то вопросы решать со всего мира, они уже обращаются к нам», — отметил докладчик и напомнил, что организации удалось «продвинуть» Метшина на пост президента консультативного комитета ООН по вопросам местного самоуправления.
«С марта этого года фактически все крупные города Турции в руках Народно-республиканской партии, самой сильной партии оппозиции», — с явной радостью выступал Хакан Аксай (на фото слева), сам представитель турецкой оппозиции
Сопротивление американскому империализму и турецкая оппозиция
Вполне ожидаемым было участие в обсуждениях зарубежных гостей, которые не преминули воспользоваться трибуной для возможности политических заявлений. «В Турции заканчивается эра и скоро начнется новое время», — заявил советник мэра Стамбула Хакан Аксай. Перемены в своей стране выступающий связывает с провалом правящей партией Турции муниципальных выборов в марте текущего года. «После этого с каждой неделей, каждым новым опросом разница между оппозицией и партией Эрдогана увеличивается, естественно, не в пользу Эрдогана. С марта 2024-го фактически все крупные города Турции в руках Народно-республиканской партии, самой сильной партии оппозиции», — с явной радостью выступал Аксай, сам представитель турецкой оппозиции.
Он выразил уверенность, что следующие президентские и парламентские выборы в стране будут досрочными, и призвал страны БРИКС уже сейчас выстраивать отношения с представителями оппозиционной партии. «Нам не надо ждать, когда настанет светлое будущее, не нужно все откладывать на завтра. Народно-республиканская партия, будучи оппозицией Турции в политическом смысле, является властью фактически в городах, мэриях, и необходимо уже сегодня укрепить связи между турецкими мэриями и местным руководством России», — подчеркнул представитель Турции.
Еще одним иностранным гостем, который напомнил о выборах в своей стране, стал представитель муниципального совета Каракаса, столицы Венесуэлы, Эдвин Веласкез. «Мы недавно отмечали победу, 28 июля были проведены выборы, и наш актуальный президент Николас Мадуро был выбран на конституциональной основе. Очень важно воспользоваться такой площадкой, чтобы об этом сейчас сказать», — заявил Веласкез. Делая свой доклад, он заметно волновался, что, однако, не мешало ему бойко декламировать позицию страны. «Каракас всегда будет в авангарде борьбы за независимость. Независимость Латинской Америки именно отсюда началась. И мы стараемся быть примером сопротивления для всего мира, сопротивления американскому империализму», — продолжал венесуэлец.
Завершил же свое яркое выступление представитель Южной Америки желанием членства Венесуэлы в БРИКС. «Это [санкции и международное давление] ставит нас в сложную ситуацию: столкновение с реальностью, в которой мы сейчас находимся, так же как и вы. Но мы являемся союзниками, братьями, и у нас есть желание защищать наш суверенитет. Мы хотим вступить в БРИКС, и это также причина того, что заставляет нас двигаться», — резюмировал Веласкез.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.