«Люди начинают понимать, что многополярность означает мир. Напротив, коллективный Запад — это война», — рассуждали накануне участники сессии ВЭФ, посвященной роли Юго-Восточной Азии в многополярном мире. Стрелка компаса показывает в сторону Тихого океана, там страны относятся друг к другу с уважением, не мешают экономику с политикой, рассуждали философ Александр Дугин и глава «Царьграда» Константин Малофеев. Представители других стран региона подчеркивали роль России в «борьбе против сценария, который приведет к Армагеддону», а также объясняли для западных и японских СМИ, почему Монголия, как страна – член Международного уголовного суда, не арестовала Владимира Путина. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Может быть, впервые в истории за последние 500 лет истоком развития движения является Восток, а не Запад
«Стрелка компаса больше не показывает на Запад, она показывает в сторону Владивостока»
Сессия под названием «Юго-Восточная Азия в многополярном мире» стояла в расписании второго дня Восточного экономического форума (ВЭФ) последней. Началась она в 18:00 по местному времени (плюс 7 часов к мск). Возможно, именно этим и объясняется наполовину заполненный зрительный зал.
Модератором выступил философ Александр Дугин. Задавая тон разговору, он отметил, что место Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона в многополярном мире фундаментально. Здесь находятся древнейшие, великие цивилизации: русская православная, индийская, китайская, исламская (представлена «огромными» странами — Индонезия, Бангладеш, Малайзия) и буддийская (Монголия, Япония). Эти, по его словам, совсем различные цивилизации сосуществуют мирно и тысячелетиями развивают свои отношения. Поэтому, отталкиваясь от их примера, «мы должны строить будущий мир без гегемона».
«Сейчас в мире происходит великий поворот в сторону традиций, корней, самобытных традиционных ценностей. Это свойственно всему человечеству, а Россия в этом отношении вместе с нашими важнейшими партнерами, другими полюсами многополярного мира — Китаем, Индией, исламским, буддийским, африканским, латиноамериканским миром — в авангарде этого процесса», — говорил Дугин.
Может быть, впервые в истории за последние 500 лет («а то и больше») истоком развития движения является Восток, а не Запад. «А Запад, наоборот, упорствует в своем фатальном движении, своем нигилизме, о чем говорили Фридрих Ницше и Мартин Хайдеггер, и подошел к критической черте, — сказал философ. — Запад вот-вот перестанет существовать, он обрывает свои собственные корни, а мы в этот момент, наоборот, их обретаем».
И добавил: «Стрелка компаса больше не показывает на Запад, она показывает в сторону Владивостока, Тихого океана. Она показывает на наши древние великие цивилизации, которые возвращаются к своим истокам и тем самым создают новый ландшафт нового мира».
Модератором выступил философ Александр Дугин. Задавая тон разговору, он отметил, что место Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона в многополярном мире фундаментально
«В Азии никто не мешает экономику с политикой»
Глава «Царьграда» Константин Малофеев решил в свою очередь порассуждать о прошлом и будущем. Прошлое, заметил он, — это тот мир, который родился после Второй мировой войны. Когда весь Старый Свет лежал в руинах, США стали «бенефициаром сложившейся ситуации»: доллар стал единственной мировой резервной валютой, а Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин запланировали создание мирового правительства в виде ООН. Следующий же президент США Гарри Трумэн замыслил ядерную войну, чтобы уничтожить СССР до того, когда у него появится ядерная бомба. Но и этого не случилось. Вместо единого мира мы «вкатились в холодную войну».
Противостояние двух держав закончилось в 1991 году «коллапсом» Советского Союза. США в свою очередь стали строить тот мир — Pax Americana, в котором мы сейчас живем. «Их ценности победили коммунистические, советские, и они стали строить мир по своему образу и подобию. Этот мир был не стабильным, не безопасным, не процветающим ни для кого, включая Соединенные Штаты», — указал Малофеев. Сейчас же мы видим крушение и этого мира. В доллар уже никто не верит, потому что его могут отобрать, как у России $300 млрд, а расчеты между странами не проходят без политической цензуры.
А вот в Юго-Восточной Азии сейчас свободная торговля — никто никого не санкционирует, проходит «торгово-экономическая деятельность, нацеленная на торгово-экономическую деятельность», никто не устраивает войну, как на Украине, чтобы европейцы стали покупать энергоносители в 3 раза дороже. «В Азии сейчас существует нормальный мир, в котором есть экономические, политические, культурные интересы, но никто не заставляет другого, не диктует ему и не мешает экономику с политикой», — считает глава «Царьграда».
Упомянул он и БРИКС. Внутри объединения, считает он, нет никаких политических и культурных требований. «Никто не требует друг от друга соблюдения прав и свобод человека так, как их понимают те человеки, которые изобрели эти права и свободы», — сказал Малофеев. И добавил: «Роль Юго-Восточной Азии в многополярном мире — быть примером свободного мира».
Нкоси Звеливилиле Мандела, внук борца с апартеидом и президента ЮАР Нельсона Манделы, отметил вклад России в мирное сосуществование и демократию в других странах
«Мы относим себя к патриотам, которые борются за независимость от США»
Были на сессии и представители тем самых стран Юго-Восточной Азии, где, по словам Малофеева, сегодня рождается новый мир. Так, чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Винай Кумар рассказал, что с момента обретения независимости страной основной упор был сделан на развитие отношений с развивающимися государствами, в том числе с соседями. Нельзя достичь благополучия в изоляции — чем более тесные отношения между разными обществами, тем легче будет достичь всеобщего благополучия, считает он. В штате, в котором он живет, отношения между государствами не отличаются от межличностных. Они основываются на концепции: весь мир — это одна семья. «Все, что существует на этой планете, поддерживает жизнь всех существ. Убейте одну жизнь, и все остальные понесут потерю», — философски рассуждал Кумар.
Азия следует по пути независимости, в отличие от Евросоюза, который «следует диктату Америки и утратил свою автономию», подхватил профессор Фуданьского университета (Шанхай, Китай) Чанг Вэйвэй. Упомянул он и о расширении НАТО, что «вызывает большое сожаление». Китай же делает основной упор на экономическое развитие. Китайская цивилизация прежде всего заботится о благополучии людей, а действия государства и правительства всегда направлены на улучшение уровня жизни граждан, настаивал он.
Нкоси Звеливилиле Мандела, внук борца с апартеидом и президента ЮАР Нельсона Манделы, отметил вклад России в мирное сосуществование и демократию в других странах. По его словам, Россия и Азия сейчас «борются против сценария, который приведет к Армагеддону». Гегемонизм — это то, что преследует сегодняшний суверенный мир. Исповедуют эту идею именно те страны, которые «бьют в барабаны войны сегодня», говорил Мандела. «Это именно те страны, которые ведут ситуацию на Ближнем Востоке к полномасштабной войне, вместо того чтобы примирить стороны», — обратил он внимание на палестино-израильский конфликт. И в конце речи обратился к странам глобального Юга с призывом объединить усилия против гегемонов.
Следом слово взял председатель Социалистической партии Непала Медхав Кумар Непал. На сессию он пришел в национальном мужском головном уборе — разноцветном дхака топи. Особенностью своей страны он назвал то, что она находится между двумя сверхдержавами — Индией и Китаем. По его словам, раньше «архитекторы власти» смотрели на Запад и по его канонам выстраивали систему ценностей внутри своей страны. Сейчас же все изменилось: приоритет — сохранение своих ценностей. Основную роль тут играет именно Россия, от которой «исходит демократия и мирное сосуществование с другими странами», говорил господин Непал из Непала.
Японию представлял председатель японской партии «Иссуй-кай» Мицухиро Кимура. Страна, по мнению Дугина, «сегодня по историческим причинам едва ли стоит на стороне многополярного мира». «Это значит, что в каждом народе, цивилизации и культуре у многополярного мира и традиционных ценностей есть свои сторонники», — оценил значимость приезда гостя философ. «„Иссуй-кай“ выступает за независимость Японии. Мы относим себя к патриотам, которые борются за независимость от США», — ответил ему представитель Страны восходящего солнца.
Дальше он упомянул недавний визит Владимира Путина в Монголию и ответил на вопрос японских СМИ, почему страна – член Международного уголовного суда (МУС) не арестовала президента РФ. «Все дело в том, что Монголия не признает военную операцию на Украине военным преступлением. Так же, как суверенное государство Монголия считает нарушением дипломатического протокола арест приглашенного для визита в страну иностранного руководителя. И это правильное решение», — объяснил Кимура позицию, кажется, далекую от официальной в Японии. «Западные СМИ лишь обсуждают неспособность арестовать…» — тут переводчик прервал речь Кимуры. А после слов: «Подожди… А я что буду делать?», — слушателям трансляции приходилось рассчитывать только на свои знания японского.
Геополитик и журналист Пепе Эскобар рассказал, что даже Всемирный банк признал экономическую значимость региона Юго-Восточной Азии, выпустив эссе «Восточно-азиатское зеркало». По его словам, в середине 1990-х годов локомотивами в развитии, по версии Всемирного банка, были Гонконг, Сингапур и Южная Корея. Потом обороты стали набирать Тайвань, Малайзия, Индонезия. А в начале 2000-х в лидеры выбился Китай, а далее и Индия. И география продолжает расширяться, считает Эскобар.
Надо признать, считает Захарова, что сейчас НАТО милитаризует регион и предпринимает шаги для раскачки конфликтного потенциала
«Себя бы называли ослами, других — слонами»
Передавая слово подоспевшей под конец сессии директору департамента информации и печати МИД РФ Марии Захаровой, Дугин назвал ее «музой многополярного мира». «Так меня еще никто не обзывал, — со смехом отреагировала она. — Но мне нравится, спасибо большое».
История государственности в Азии насчитывает тысячелетия, продолжила Захарова. Юго-Восточная Азия стала экономическим гигантом в 1990-е годы, это признавали и западные аналитики. «Кстати, а как они начали тогда называть эти страны (Индонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд, Вьетнам — прим. ред.)?», — задала вопрос Захарова. И ответила: «Новые азиатские тигры, также были использованы в названиях драконы». Тогда, по ее словам, это всеми воспринималось позитивно, потому что эти животные являлись в Азии символами мощи и силы. «А вот прошло пару десятилетий, и, я думаю, Запад совсем другой смысл в это вкладывал. Если бы они все страны характеризовали с точки зрения какой-то символики, тогда, наверное, было бы справедливо: себя бы называли ослами, других — слонами. Но почему-то себя они всегда называли людьми», — заметила она.
Об этом, напомнила Захарова, открыто говорил представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, сравнив Европу с садом, а весь остальной мир — с джунглями. Она также задалась вопросом: а не имели ли тогда на Западе злой умысел, чтобы не допустить в круг избранных те экономики, которые в 1990-е там уже должны были быть? Ведь если бы они назвали их развитыми экономиками с большим потенциалом, то нужно было бы пускать в «семерку», «восьмерку» (G7 и G8), создавать форматы для диалога.
Как Африку, Латинскую Америку, так и Юго-Восточную Азию «державы Европы всегда делили по-колониалистски», продолжила представительница дипведомства. А вот когда экономические показатели стали выводить Юго-Восточную Азию в лидеры, «почуяв запах наживы», американцы, европейцы, японцы стали придумывать проекты для этого нового мирового полюса, при этом «отказывая в равноправном участии». Все это делалось в противовес здоровому сотрудничеству. Надо признать, считает Захарова, что сейчас НАТО милитаризует регион и предпринимает шаги для раскачки конфликтного потенциала. Россия же предлагает «нашим друзьям в асеанской десятке (АСЕАН — ассоциация государств Юго-Восточной Азии, куда входят 10 стран, — прим. ред.)» и другим партнерам равноправный диалог. И это не утопия, а реальность. «Нам все время рассказывают, что дружба и мир — это все утопично. Ничего подобного!» — отрезала Захарова.
Когда «основные тигры, драконы и музы поговорили», Дугин передал слово представителю «того самого сада», но который «на нашей стороне», — бывшему депутату Европарламента от «Национального фронта» (партия Марин Ле Пен) Эмерику Шопраду. Тот осудил однополярный подход США, который нацелен против России и Китая. Его родная страна, Франция, тоже «понемногу утратила свой суверенитет», отошла от своей сбалансированной политики, признал выступающий. Поэтому Франция должна… попроситься в БРИКС. «Франция — это не только европейская держава. За счет своих заморских территорий она де-факто принадлежит к глобальному Югу. По моему мнению, Франция стала бы законным членом БРИКС», — сказал он. По его словам, экспортный рынок Франции находится в клубе БРИКС, именно там она может стать великой страной. В пример Шопрад привел истребители марки Dassault Rafale, поставляемые Францией в регионы БРИКС. «Люди начинают понимать, что многополярность означает мир. Напротив, коллективный Запад — это война. Мы как европейцы-западники должны выбраться из этой западни», — отметил Шопрад. И добавил: «Наши друзья в БРИКС. Это не странная идея, а объективная геополитическая потребность».
«Франция здорового человека», — оценил слова Шопрада Дугин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.