Продолжающийся в эти дни в Казани международный фестиваль «Алтын минбар» — хороший повод вновь обратиться к разговору о татарстанском кино. Но, если сегодняшнее его состояние вряд ли удовлетворяет многих, мы можем обратиться к истории, где обнаружим немало людей, имеющих отношение к Татарстану и оставивших и продолжающих оставлять серьезный след в отечественном кинематографе. «БИЗНЕС Online» при помощи своих экспертов составил топ профессионалов, которые жили или работали в республике. Предлагаем нашим читателям дополнять редакционный список в комментариях.
«БИЗНЕС Online» при помощи экспертов составил топ кинодеятелей, которые жили или работали в республике
«Практически все наши известные кинематографисты смогли себя реализовать, только когда уехали»
Когда же появится большой татарский фильм? Этот вопрос становится особенно актуальным в дни казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». Но точного ответа на него никто не знает. Например, кинокритик Сергей Анашкин, констатируя важность решения вопросов финансирования, создания условий и т. д., добавляет: без подлинных личностей у вас ничего не получится. «Должен прийти талант, священный безумец, который будет работать вопреки всему, некий татарский Тарковский!» — сказал эксперт в интервью «БИЗНЕС Online».
Назвал Анашкин и главную проблему, которая не дает состояться потенциальным «татарским Тарковским», — близость к Москве, которая зачастую высасывает молодых профессионалов с их родных берегов, причем, что самое обидное, многие из них потом растворяются в столице России и не находят себя.
Но все ли дает в свою очередь Татарстан, чтобы собственные кадры могли расти дома? «Со всей киножизнью у нас проблемы, — говорит киновед и автор нашей газеты Адиля Хайбуллина. — Потому мы и не можем хвастаться, что у нас кто-то суперкрутой и известный остался и продолжает работать. У нас есть энтузиасты, тот же Ильшат Рахимбай, который по каким-то причинам еще верен республике. Но если мы сравним кино с театральным миром, то в театре все гораздо лучше. Больше театров, они есть во многих городах республики, больше фестивалей, лучше возможности в плане образования, постоянно какие-то проекты. Да, в театральной жизни есть свои проблемы, но сфера бурлит, Татарстан в ней даже как-то славится. А кинематографической жизни нет, потому что ничего не бурлит».
Культурные власти республики сильно и не скрывают, что скептически относятся к местным режиссерам, хотя, возможно, последние локальные успехи молодых Ильшата Рахимбая и Байбулата Батуллина как-то изменят ситуацию. Но пока мы видим, как на дорогостоящий проект фильма о Мусе Джалиле приглашают, по сути, новичка в игровом кино, режиссера-документалиста Радика Кудоярова, москвича с уфимскими корнями, отодвинув свои кадры.
«К сожалению, в Татарстане очень силен принцип „Нет пророка в своем Отечестве“, — говорит Алексей Барыкин, первым из республиканских постановщиков прорвавшийся в федеральный прокат со своей „Водяной“. — Практически все наши известные кинематографисты смогли себя реализовать, только когда уехали, хотя, условно, те же Станислав Говорухин или Марина Разбежкина в Казани были ничуть не менее талантливы, чем в Москве. Здесь их считали выскочками, не давали высунуться, а в другом городе вдруг оказалось, что у них большой талант. С тех пор мало что изменилось. У нас в союзе кинематографистов иногда шутят: если хочешь, чтобы в Казани к тебе отнеслись серьезно, надо уехать в Москву на несколько лет, покрутиться там, взять себе модный псевдоним и вернуться назад».
Миляуша Айтуганова: «Татарстанское кино есть, причем оно узнаваемо, аутентично, и его знают практически везде»
Хотя далеко не все согласны с тем, что татарстанский кинематограф находится в плачевном состоянии. «Татарстанское кино есть, причем оно узнаваемо, аутентично, и его знают практически везде», — говорила на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» глава «Татаркино» и исполнительный директор «Алтын минбара» Миляуша Айтуганова, продюсер большинства игровых картин, которые делают в республике. Хотя ни кассовые сборы, ни резонанс этих фильмов сильно не убеждают. Посмотрим, что принесет нынешний фестиваль, на котором представлено новое татарстанское кино.
Между тем сам нынешний редакционный список доказывает, что в Казани и ее окрестностях живет дух кино, иначе откуда взяться такому большому числу ярких личностей? «У Тукая есть такие строки: „То ли воздух здесь такой… Вдохнешь и выдохнешь песню“. Казань, Татарстан стали творческой колыбелью для многих людей, — констатирует историк кино из столицы РТ Елена Алексеева. — Некоторые, конечно, в маленьком возрасте уехали, как Леонид Филатов, но есть и те, кто учился здесь, стартовал. По всей видимости, здесь такая атмосфера, творческая, поэтическая, что ли. Что-то здесь есть такое, что людей наполняет каким-то соком, может, соком земли казанской, который перевоплощается в дальнейшей жизни в творчество. Пусть эти люди часто не работали на татарстанское кино, но работали на российское и шире, ведь некоторые известны и за рубежом, есть даже гении настоящие, тот же Шварц».
Говоря о проблемах, Алексеева прежде всего напоминает о финансах: «Вы знаете, какие выделяются деньги на кино у нас? 8 миллионов рублей в год от минкульта Татарстана. Это мало, потому ничего не происходит, проектов нет. Никто сюда и близко не подойдет, рассмеются и повертят пальцем у виска. Есть исключения — „Микулай“, куда Ильшат Рахимбай пригласил Виктора Сухорукова. Наверное, найдутся еще актеры, готовые работать у нас бесплатно, но тогда это должен быть крутой материал и режиссер, который сумеет убедить артиста сниматься».
Сонм великих: мультипликатор с мировым именем, «убийца дракона» и режиссер «Укротительницы тигров»
Конечно, коренной казанец Василий Аксенов для нас прежде всего один из крупнейших российских писателей второй половины XX века. Но в кино он тоже «засветился» неплохо. К примеру, еще в начале 1960-х вышли две экранизации его произведений — фильмы «Коллеги» и «Мой младший брат». Потом было несколько реализованных киносценариев, ну а одним из самых заметных российских сериалов в нулевые стала «Московская сага» по известной аксеновской трилогии.
Может ли казанская земля гордиться теми, кто только родился в Казани, а в раннем младенчестве покинул место рождения? Скорее нет, но для двух героев именно в этой части списка мы сделали исключение. К тому же у мультипликатора и изобретателя с мировым именем Александра Алексеева, возможно, со столицей Татарстана было чуть больше общего, ведь здесь родилась его мать Мария Полидорова.
Алексеев, уехавший из России в разгар Гражданской войны, изобрел уникальную технику «игольчатый экран», признанную одним из ключевых достижений мировой анимации. Если не вдаваться в тонкости устройства, то это как бы ожившие гравюры. Благодаря этой технике появились работы Тима Бертона и Юрия Норштейна, которые называют Алексеева своим учителем. Сам уроженец Казани создал с помощью этой техники «Ночь на Лысой горе» — один из самых загадочных фильмов в истории анимации. После революции в России Алексеев уехал во Францию, где и женился. В 1940-е жил в США, делал там рекламу для кино. После Второй мировой войны вернулся в Париж, где продолжил работать на киносъемках, даже помогал Орсону Уэллсу в подготовке картины «Процесс», впоследствии признанной одним из лучших фильмов ХХ столетия.
Впрочем, побороться с Казанью за то, кто больше повлиял на становление Алексеева, могла бы и Уфа, где мультипликатор прожил два года. Там его заметил Давид Бурлюк и пригласил в свою школу изобразительных искусств.
Кинорежиссер и сценарист, лауреат Сталинской премии Александр Ивановский тепло вспоминал родную Казань, описывая ее в своей книге. Здесь он окончил юридический факультет Казанского университета (на нем работал его отец, профессор Виктор Ивановский, которого называют одним из основоположников политической социологии в России), но в 1904-м уехал работать режиссером в Москве, в Оперном театре Зимина, по поручению которого неоднократно выезжал за границу знакомиться с опытом известных музыкально-драматических коллективов. В 1918-м был приглашен на киностудию Ермольева в качестве ассистента режиссера, в 1920–1921 годах продолжил работу в музыкально-драматических театрах. В 1930-е Ивановский обратился к жанру музыкальной комедии, поставив такие фильмы, как «Музыкальная история» (1940, совместно с Г.М. Раппапортом); «Антон Иванович сердится» (1941); «Сильва» (1944); «Солистка балета» (1947); «Укротительница тигров» (1954, совместно с Н.Н. Кошеверовой), став одним из крупнейших советских режиссеров того времени.
Конечно, великий бас Федор Шаляпин — это оперная звезда, но все-таки он снялся в двух фильмах. В 1915-м — в черно-белой немой картине «Царь Иван Васильевич Грозный», сыграв самого Ивана IV. В 1932 году Шаляпин исполнил главную роль в «Приключениях Дон Кихота» Георга Пабста по одноименному роману Сервантеса.
Будущий выдающийся сказочник и драматург Евгений Шварц родился в 1896 году в семье студента-медика Казанского Императорского университета, правда, через пару лет он, окончив курс, уехал из города по распределению, забрав домашних. Но эти факты все равно дают нам право считать Шварца своим. Еще при жизни писатель был известен своими киносценариями к сказкам, например «Золушке» или «Доктору Айболиту». Но миф о Шварце начал складываться уже позже благодаря фильмам Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона».
Режиссеры: жена Тарковского и режиссер первого игрового татарского кино
В пантеоне великих заслужил себе место и Станислав Говорухин, но мы решили поместить постановщика фильма «Место встречи изменить нельзя» в раздел «режиссеры». Родился наш герой в Свердловской области, но образование получал в казанской школе №94 и на геологическом факультете КГУ. Напомним еще несколько фильмов, к которым Говорухин приложил руку как режиссер, сценарист или актер: «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Асса», «Пираты XX века», «Ворошиловский стрелок».
Один из самых интеллектуальных российских режиссеров и сценаристов Константин Лопушанский («Письма мертвого человека», «Гадкие лебеди») родился в Днепропетровске. Родители окончили МГУ и переехали в Казань преподавать, потому здесь прошло детство и юность будущего режиссера. Здесь же он окончил Казанскую консерваторию по классу скрипки в 1970-м, после чего перебрался в Ленинград и продолжил учебу в Ленинградской государственной консерватории на факультете музыкальной режиссуры (кафедра оперной режиссуры). Высшие курсы режиссеров и сценаристов он окончил, когда ему уже было за 30.
Ирина Тарковская — первая жена великого Андрея Тарковского. Настоящее ее имя — Ирма Рауш, она из семьи поволжских немцев. Отца репрессировали в Саратове, и семья уехала в Казань, где юная Рауш окончила школу. В 1954 году она с первого раза поступила во ВГИК на режиссерский курс к самому Михаилу Ромму, где также учился Тарковский. В апреле 1957-го они поженились, в браке родился сын Арсений. В июне 1970 года пара развелась.
Тут хочется отметить, что Рауш-Тарковская не была просто музой, женой и актрисой фильмов известного мужа (за роль немой в «Андрее Рублеве» она получила приз Французской киноакадемии). Она и сама снимала фильмы, за которые получала европейские награды. Например, «Золотую медаль» в 1978 году на Кинофестивале неореалистических фильмов в Италии как режиссер-постановщик за драму «Крестьянский сын». Сняла музыкальный детский телефильм «Незнайка с нашего двора», художественный фильм «Сказка, рассказанная ночью» и др. Видимо, произведения для детей захватили Рауш, потому в 1990-х, уйдя из профессии, она осталась верной искусству для маленьких зрителей и стала писать книги для них. В 2008 году ее «Мальчик и домовой» даже стала победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения.
Ильдар Ягафаров — один из самых известных татарстанских кинорежиссеров, взять хотя бы его «Байгал» или «Исәнмесез?». Также Ягафаров сегодня возглавляет союз кинематографистов РТ. Но в нашем списке он прежде всего потому, что является режиссером первого татарского игрового фильма «Куктау», главную роль в котором сыграл главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев.
Актеры: папа дяди Федора из «Простоквашино» и звезда блокбастеров Бондарчука
Лицо актера театра и кино Владимира Белокурова многие вспомнят по роли трусливого боцмана в комедии «Полосатый рейс» или нагловатого водителя «БелАЗа» в «Королеве бензоколонки». Актера тоже называют «мастером эпизода», но за плечами уроженца села Нижний Услон Татарстана множество знаковых ролей. Например, роль Чичикова в телеспектакле «Мертвые души» или роль в военной драме «Валерий Чкалов» (у фильма был огромный успех в 1941-м), где Белокуров сыграл прославленного летчика-испытателя.
Сын священника и будущий актер в юности присоединился к цирковой труппе, пел в оперетте (даже числился в труппе оперного театра Казани), затем начал выходить в небольших ролях на сцену Казанского драматического театра им. Качалова. В начале 1920-х он даже преподавал в Казанском театральном училище. В 1925-м Белокуров переезжает в Москву, где служит сначала в Театре Революции, затем во МХАТе, где ему почти сразу дают главные роли в спектаклях. С 1930 года начал сниматься в кино, сыграв более чем в 50 картинах.
«Красавец-татарин» Валерий Гатаев родился в Казани, окончил здесь театральное училище. Известным его сделала роль Фрола Курганова в многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень». После Казани он перебрался в Калининский драматический театр, затем — в Ленинград, где играл в театре им. Ленинского Комсомола. Собеседники газеты рассказали, что в Москву во МХАТ его пригласила актриса Татьяна Доронина, которая тогда руководила театром. Есть слухи, что их связывали романтические отношения, ведь Гатаев был очень хорош собой. В 1998 году он снялся вместе с Аленом Делоном, Ванессой Паради, Жан-Полем Бельмондо и Александром Яковлевым во французском боевике «Один шанс на двоих».
Кинодебют актрисы, народной артистки России Эры Зиганшины в сказке «Снежная королева» (1966), где она сыграла маленькую разбойницу, стал для нее звездным (кстати, фильм снят по сценарию Шварца). По легенде, после успешного дебюта Зиганшина отказывалась от большого количества ролей, поскольку не хотела играть школьниц, ждала «персонажа на все времена». Правда, в 1968 году она получила свою первую актерскую премию за роль Любови в экранизации по пьесе Максима Горького «Перед бурей». Затем был долгий киноперерыв, и на экраны Зиганшина вернулась только в 1990-х, за что обязана режиссеру Сергею Снежкину, пригласившему ее в триллер «Невозвращенец», который получил специальный приз жюри на международном кинофестивале в итальянском Сан-Себастьяне. Гораздо больше она стала сниматься в нулевые. На ее счету роли в самых знаменитых криминальных драмах: «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», а также в популярном мистическом триллере «Черный ворон».
Собеседники газеты говорят, что родители Зиганшиной были категорически против и запретили дочери поступать в театральный вуз, якобы ее даже заперли в квартире, но она тайком сбежала в Москву поступать в Щукинское училище, куда, правда, поступила только через год. Через некоторое время Зиганшина перебралась в Северную столицу, став настоящей театральной легендой Петербурга.
Неожиданной оказалась связь с Казанью известного актера, народного артиста России Владимира Ильина. Более трех лет он работал в Казанском ТЮЗе, куда уехал за своим любимым педагогом Феликсом Григоряном, назначенным главным режиссером театра. Так что в какой-то степени на будущую звездную кинокарьеру Ильина повлияла и казанская земля. Ведь именно после Казани он по настоянию супруги, актрисы Зои Пыльновой, уезжает в Москву, где начинает работать в Академическом театре им. Маяковского и сниматься в кино. Отметился Ильин ролями в современных исторических и спортивных блокбастерах: «Сибирский цирюльник», «Турецкий гамбит», «Тренер», «Время первых».
Судьба Герман Качина сложилась так, что в его послужном списке в основном эпизодические роли, среди которых тем не менее знаковые кинокартины: «Бриллиантовая рука» (журналист в порту, который берет комментарий у героя Юрия Никулина), «Доживем до понедельника» (учитель физкультуры) и даже роль Ванюши в фильме «Казаки» (экранизация повести Льва Толстого), который был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1961-м за режиссуру.
Качин родился в Казани, отец погиб на фронте, мама преподавала в одной из казанских музыкальных школ и пела в Казанской оперетте. После школы год служил актером в Казанском драматическом театре им. Качалова, затем поступил во ВГИК. Окончив театральный вуз в 1961 году, начал работать в мастерской Никиты Михалкова, где прослужил почти 30 лет. Параллельно Качин озвучивал мультфильмы, одни из самых узнаваемых его голосов — папа дяди Федора из «Простоквашино» и также тракторист Василий в «Возвращении блудного попугая». Единственная главная роль в кинокарьере Качина случилась уже к концу его жизни — в 1990-м он сыграл смотрителя питомника в фильме «Живодер». Артист похоронен на Арском кладбище в Казани.
Для ныне 25-летнего уроженца Нурлата сверхудачным стал 2023 год, роль Маратика в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» — это та работа, которую актер может не дождаться на протяжении всей своей карьеры, а у Рузиля Минекаева она случилась уже на старте. Напомним, что «БИЗНЕС Online» назвал его человеком 2023 года в культуре Татарстана. Возможно, следующая звездная роль Минекаева — титульная в новой современной версии «Руслана и Людмилы».
35-летний Риналь Мухаметов родился и вырос в поселке Алексеевское Республики Татарстан. Не окончив Казанское театральное училище, отправился покорять Москву, где окончил школу-студию МХАТ на курсе Кирилла Серебренникова, после чего присоединился к труппе «Гоголь-центра». Широкую известность актер получил после блокбастеров «Притяжение» и «Вторжение» Федора Бондарчука, где сыграл главную роль инопланетянина, о чем он рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online». Затем были и другие громкие работы: «Временные трудности» с Иваном Охлобыстиным, фэнтези «Кома», драма «Холодное танго», эпизодическая роль отца Павла в нашумевшем сериале «Пищеблок». Сейчас Мухаметов работает в коммерческих проектах, например в московском кабаре-театре Crave, где стоимость билетов начинается от 20 тыс. рублей.
Не только Мухаметовым может гордиться Алексеевский район Татарстана. Здесь родилась и актриса Вера Титова, знакомая советскому зрителю по небольшим, но ярким ролям в детских фильмах-сказках. Это смешливая горожанка в сатирической сказке «Каин XVIII» и Чернильница в «Снежной королеве», повариха Марта в детском фильме «Республика ШКИД», Берендеиха в «Снегурочке», печка в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» и, конечно, задорная ведьма в «Старой, старой сказке» с Олегом Далем в главной роли.
Когда Титовой было два года, родители перебрались в Казань работать на льнокомбинат. В 1944-м она поступает в драматическую студию при Казанском драмтеатре им. Качалова, а через три года была принята в труппу театра. В 1957-м стала заслуженной артисткой ТАССР. В конце 1950-х уехала в Ленинград, работала в театре им. Ленинского Комсомола, но карьера не задалась. В 1961 году начала сниматься в кино и стала актрисой «Ленфильма».
Некогда молодая звезда легендарного Казанского ТЮЗа Бориса Цейтлина в первой половине 1990-х долго и трудно шла к большой славе. Роза Хайруллина оказалась в Москве уже в зрелом возрасте, что не помешало ей, некогда начинавшей как татарская актриса в театре им. Камала, стать ведущей московской театральной артисткой. Фильмография Хайруллиной также довольно большая, хотя по-настоящему заслуживающих внимания работ там не так много. Особняком стоят, пожалуй, Ханша в «Орде» Андрея Прошкина и Упыриха в сериале «Зулейха открывает глаза».
На сегодняшнее восприятие актерских свершений Чулпан Хаматовой, конечно, влияет текущая политическая ситуация, отъезд из страны народной артистки РФ и ее критика в отношении России. Однако выкинуть Хаматову из новейшей истории российского кинематографа невозможно. Достаточно посмотреть, как она в него ворвалась, первые три главные роли уроженки Казани в конце 1990-х — это работы в фильмам «Время танцора» Вадима Абдрашитова, «Страна глухих» Валерия Тодоровского и «Лунный папа» Бахтиёра Худойназарова.
Оператор «Жмурок» и клипа «Тату», а также обладатель «Серебряного медведя» в Берлине
Выпускник ВГИКа Рафик Галеев работал на ТНВ, а потом уехал в Москву, чтобы делать кино, и подтвердил статус татарстанской операторской школы. Среди его работ тот самый «Куктау» Ягафарова, а также «Монгол» Сергея Бодрова – старшего и много чего еще, включая телесериалы.
«Выбился в люди» и выпускник режиссерского факультета КазГИКа и операторского факультета ВГИКа Юрий Данилов, ему 31 год. Это пример того, как молодой и перспективный человек умеет работать не только на республиканском рынке, снимая знаковые полнометражки — «Микулай» Рахимбая, «Исәнмесез?» Ягафарова, «Мулла», «Байгал», но и на федеральном уровне: снимал клипы для группы Serebro и Егора Крида, которые набирают десятки миллионов просмотров. Кроме того, он был одним из операторов громкой новогодней премьеры на ТНТ «Иван Васильевич меняет все» — ремейк комедии Леонида Гайдая. Уже в студенческие годы, отмечают спикеры, самостоятельно снимал фильмы, в том числе на татарском языке, например «Хуҗа». «У него есть характер, свое мнение и видение», — говорят о нем эксперты.
Фамилия Привин для казанского кинооператорского искусства, можно сказать, легендарная. В нашем перечне мы подробнее расскажем о Евгении Привине — известном российском операторе, но упомянем и его отца, заслуженного деятеля искусств РТ Ависа Привина (1947–2022). Привин-старший родился в Казани, окончил операторский факультет ВГИКа, работал ассистентом оператора на Казанской студии телевидения, оператором студии кинохроники в Казани. В частности, работал на проектах режиссера Марины Разбежкиной. С 1992 года жил в Москве, снял в качестве оператора-постановщика ряд сериалов для телеканалов НТВ, «Россия», Первый, ТВЦ.
Привин-младший тоже родился в Казани. В его послужном списке немало фильмов, которые знает массовый зритель: «Жмурки» Алексея Балабанова, «Яшин. Вратарь моей мечты», «День города», «Марафон желаний» и т. д. Одна из последних его работ — комедия «Обе две» с Кристиной Асмус в главной роли, это проект с режиссером Владимиром Коттом. В 2015 году Привин-младший был награжден за операторскую работу «Серебряным медведем» на Берлинском фестивале за фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа – младшего. Кроме того, кинооператор преподает в Московской школе нового кино.
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР и России Валерий Севастьянов известен как кинооператор высшего класса, снявший сотни работ для Казанской студии кинохроники, где он работал с 1972 года. Также он снял как оператор и несколько игровых картин еще в советское время — это «Дети, бегущие от грозы», «Размах крыльев» и «Подвиг Одессы».
Родился в Казани, работал ассистентом кинооператора Николая Морозова на Казанской студии кинохроники. Затем он уехал в Москву, поступил во ВГИК. Наши собеседники вспоминают, что после окончания вуза Дмитрий Яшонков вернулся в родной город, но работы, связанной с его профессией, здесь не оказалось. «Что ему, молодому и амбициозному, оставалось делать, если ему здесь говорили: „Работы нет“? Он правильно сделал, что уехал обратно в Москву», — говорит один из спикеров.
Сейчас наш земляк — один из заметных операторов российского «видеопространства». В его послужном списке немало громких киноработ: «Бой с тень: Последний раунд», «Сволочи», «Нирвана»» и т. д. Кстати, именно Яшонков снял дебютный клип группы «Тату» на песню «Я сошла с ума!», который получил мировое признание и получил награду MTV Video Music Awards.
Документалисты
Известный режиссер-документалист Виктор Беспалов, будучи главным режиссером Новосибирской студии телевидения, в свои 45 лет обрел второй дом — Казань. С 1970 года он стал здесь снимать документальные картины, которые вошли в золотую серию казанского доккино, — «Татарские гармошки» о Гали Джемниханове, «Кырлай» о Габдулле Тукае, «Музыка Назиба Жиганова», «Моң», «Рустем Яхин. Сентиментальное путешествие», «Сны Тукая». Эти работы принесли ему славу во всей республике, Беспалов был удостоен Государственной премии ТАССР и звания заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. За свою бурную творческую жизнь в республике — 35 лет — Виктор Иванович снял в общей сложности около 50 документальных картин и стал еще при жизни настоящей легендой татарстанского кинематографа.
Сергей Говорухин, сын Станислава Говорухина, родился в Харькове, а когда ребенку было два месяца, его привезли в Казань, где прошли его детство и юность. Он приобрел известность как режиссер-документалист, снимавший фильмы о современных войнах России. В качестве военного корреспондента участвовал в боевых действиях на территории Таджикистана, Афганистана, Югославии, Чечни. Кстати, именно в Чеченской Республике во время съемок фильма «Прокляты и забыты» он был ранен и потерял ногу. Всего он прошел 20 боевых и три спецоперации. Удостоен нескольких боевых наград. Мама Говорухина-младшего Юнона Карева — актриса и легендарный педагог Казанского театрального училища, заслуженная артистка Татарстана, которая внесла большой вклад в развитие актерской среды Казани и не только.
Имя Марины Разбежкиной, пожалуй, первым приходит на ум в разговоре о современных документалистах из Казани. Сейчас Разбежкина — член союза кинематографистов, создатель собственной школы документального кино и театра, директор фестиваля документального кино «Рудник» в Свияжске и продюсер многочисленных кинопроектов. Начало ее творческой биографии было положено именно в Казани.
Сама она вспоминает о себе в юности как о подростке, выросшем из книг. Любовь к литературе привела ее на факультет филологии Казанского государственного университета. По окончании учебы начала преподавать, причем первым местом работы стала отдаленная деревенская школа на берегу Камы, а позже Разбежкина занялась журналистикой. Несмотря на приглашения в московские газеты, Марина предпочитала оставаться в родной республике, однако по «счастливому» случаю — увольнению в связи с творческой забастовкой — по личному приглашению режиссера Александра Павлова она все-таки уехала в Москву, в студию «Современник». Там и началась ее карьера режиссера. Причем поначалу снимала свои документальные картины Разбежкина именно в Татарстане (одна из них, «Конец пути», даже была приглашена на амстердамский фестиваль IDFA) и только в 1997 году окончательно переехала в столицу. Там она сняла свой первый игровой фильм «Время жатвы», получивший приз международной ассоциации кинокритиков и приз гильдии киноведов и кинокритиков на ММКФ. В настоящее время 76-летняя Марина Александровна продолжает преподавать, а среди учеников-«разбежкинцев», например, Валерия Гай Германика, а также участники фестивалей «Кинотеатр.doc», «Артдокфест» и премианты «Лавра».
Профессионалы: создатель «Папиных дочек» и «Ворониных», а также художник-декоратор «Сталкера»
Влияние и заслуги молодого сценариста и продюсера из Казани Артема Логинова на российскую сериальную жизнь переоценить сложно. Именно он, создав в 2008 году вместе с партнерами продюсерскую компанию Good Story Media, выпускает самые популярные телесериалы: «Воронины», «Реальные пацаны», «Восьмидесятые», «Молодожены», «Физрук», «Сладкая жизнь», «ЧОП» и многое другое. Логинов — бывший кавээнщик, играл в «Четырех татарах», где был ведущим автором команды и в составе ее становился финалистом Высшей лиги КВН в 1998 и 2005 годах. Окончив Казанский финансово-экономического институт, уезжает в Москву, где, будучи автором и сценаристом, создает сериалы «Студенты», «Кадетство», «Папины дочки» на СТС и «Универ» на ТНТ.
Известный поэт, прозаик и сценарист сегодня, пожалуй, человек номер один из мира кино, живущий в Казани. А все благодаря совместной работе Дениса Осокина и екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко. Этот тандем вместе сделал, например, фильмы «Овсянки», «Небесные жены луговых мари» и «Ангелы революции». Напомним, что фильму «Овсянки» на Венецианском кинофестивале стоя аплодировал председатель жюри Квентин Тарантино.
В начале этого года из жизни ушел художник-декоратор Рашит Сафиуллин. Уроженец Бугульмы еще одна ниточка, соединяющая великого Тарковского (помимо первой супруги) с Татарстаном: хорошо известный факт из биографии Сафиуллина — работа в качестве художника-декоратора на съемках знаменитого фильма «Сталкер» (1979). В 1968-м Сафиуллин окончил Казанское художественное училище им. Фешина. В 1972–1976 годах учился в центральной экспериментальной студии союза художников СССР, работал в театре и кино. В Свияжск он приехал впервые в 1976-м и устроил собственный дом с мастерской, став настоящей легендой острова-града.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.