Камиль Самигуллин: «О халяльности финансового продукта можно говорить, только если он подготовлен и одобрен компетентными специалистами исламского права и экономики, и при условии дальнейшего шариатского контроля за его реализацией» Камиль Самигуллин: «О халяльности финансового продукта можно говорить, только если он подготовлен и одобрен компетентными специалистами исламского права и экономики, и при условии дальнейшего шариатского контроля за его реализацией» Фото: Андрей Титов

«ДУМ РТ разработано 15 исламских финансовых продуктов»

— Камиль хазрат, в августе на пленуме ДУМ РТ обсуждался вопрос внедрения в РТ исламских финансовых продуктов. На ваш взгляд, как идет эксперимент, на какие проблемы следует обратить внимание в масштабе страны?

— На наш взгляд, эксперимент идет в общем и целом положительно, за короткое время в одном только ДУМ РТ разработано 15 различных исламских финансовых продуктов. В эксперимент вошли и крупнейшие банки, и финансовые дома, и консалтинговые фирмы, и некоммерческие фонды развития предпринимательства.

Главная проблема — сам факт экспериментальности исламских финансов. Мы стремимся к тому, чтобы они все-таки заработали полноценно и законно. Второе, что нас беспокоит, — нестыковки в законодательстве, хотелось бы, чтобы процессы по их устранению двигались быстрее, это могло бы улучшить развитие потенциала исламских финансовых продуктов. Например, требуют скорейшего решения вопросы, связанные с методом подсчета налогов для исламских финансовых продуктов. Кроме того, пока еще на низком уровне находится осведомленность населения об исламских финансах. Это тоже сильно тормозит процесс и к тому же является почвой для развития мошеннических схем. Нам стало поступать много жалоб на неизвестные коммерческие организации, которые недобросовестно прикрываются именем ДУМ РТ. Мы просим мусульман быть внимательными: обо всех одобренных продуктах и организациях мы сообщаем на своих официальных информационных ресурсах.

Камиль хазрат Самигуллин родился 22 марта 1985 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской АССР.

Религиозное образование:

2003 — Северо-Кавказский исламский университет (Махачкала).

2004–2007 — медресе (Стамбул), становится Куръан-хафизом (человеком, полностью знающим Коран наизусть), получает иджазу (свидетельство о возможности преподавания шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепочкой преемственности до самого пророка Мухаммада, которая проходит через Абу Ханифу) по акыде, усуль фикху, усуль хадису, фикху, хадисоведению, хуснуль хатту, сарфу и нахву.

2008–2013 — студент шариатского факультета КИУ. Получает иджазу на преподавание 6 сборников достоверных хадисов и по различным сборникам хадисов.

2013–2018 — студент теологического факультета Российского исламского института.

2015 — получает иджазу по кыраату (чтению) Корана от шейха Хасана Хадия. От шейха Абдуррахима Лакрима — иджазу по книгам «Акыда ат-Тахавия», «Джаухара ат-Таухид», по чтению азана. Удостаивается иджазы по азану и иджазы преподавания всех книг Мухаммада Захида Каусари от его ученика Мухаммада Амина Сираджа.

2019 — получает новую иджазу о возможности преподавания Куръана риваятом Шу’ба кыраата Асыма.

2022 — защитив диссертацию на арабском языке на тему «Вклад татарских богословов в коранические науки и в изучение расма (правил записи) Корана», получил звание доктора исламских наук.

Трудовая деятельность:

2007–2008 — имам в поселке городского типа Новоаганск Нижневартовского района Тюменской области.

2008 — избран имамом мечети «Тынычлык» (Казань).

2011 — возглавил издательский отдел ДУМ РТ. Работал заместителем муфтия по научной работе, являлся членом президиума ДУМ РТ, членом совета улемов ДУМ РТ, советником главного казыя РТ, руководителем экспертного совета ДУМ РТ.

С 6 марта 2013 года — исполняющий обязанности муфтия РТ.

С 17 апреля 2013-го — муфтий Татарстана.

С июля 2016 года — директор медресе «Мухаммадия».

Из этой проблемы вытекает следующая — отсутствие централизации шариатского аудита исламских продуктов. Эта функция должна исполняться духовными управлениями мусульман, конечно, с условием, что их эксперты компетентны для проверки продуктов. Самым важным аспектом рынка исламских финансов в России должна быть экспертиза и шариатский контроль. О халяльности финансового продукта можно говорить, только если он подготовлен и одобрен компетентными специалистами исламского права и экономики, и при условии дальнейшего шариатского контроля за его реализацией. В Татарстане таким сертифицирующим и контролирующим органом является совет улемов ДУМ РТ. Мы считаем, что такая схема должна реализовываться и в остальных регионах.

— Наверное, главная проблема в том, что исламские финансовые продукты дороже, чем в обычном банке?

— Это связано с тем, что, во-первых, у исламских продуктов нет государственной поддержки. Хотя в Татарстане уже есть программа халяльной социальной ипотеки от ГЖФ и маткапитал теперь тоже можно использовать при заключении сделки на исламскую ипотеку. Во-вторых, чтобы продукты стали дешевле, должны сработать законы рынка: чем больше участников и предложений появится, тем выше будет их конкурентоспособность и они станут доступнее для населения. Невозможно, чтобы за год все эти процессы сработали. Интерес у мусульманских и немусульманских потребителей мы наблюдаем, теперь нужно время, чтобы финансовые организации сориентировались и предложили выгодные условия. Надеемся, что если регулятор будет реагировать соответственно духу эксперимента и потребностям рынка, внося изменения в законы, то это заметно ускорит процесс.

— В какие халяльные продукты сегодня в России могут вкладываться средства эндаумент-фонда для извлечения прибыли?

— Из того, что одобрено и контролируется ДУМ РТ, — это специальные ПИФы от УК «Ак барс капитал», именно эта управляющая компания сегодня в России может управлять средствами исламских эндаументов.

Для религиозных организаций особенно выгодными и интересными являются эндаумент-фонды. По этой модели работает фонд Нобеля: средства ученого после его смерти были вложены в ценные бумаги, и теперь на доходы от них уже на протяжении многих лет выплачивается самая престижная научная премия — Нобелевская. Многие университеты мира работают благодаря таким фондам. Мы тоже разработали халяльный эндаумент-фонд в Татарстане, пока успели открыть его только для РИИ. Планируется, что и медресе «Мухаммадия» пойдет по этому пути.

Любопытно, но татары еще до революции применяли эту схему: рядом с мечетью всегда строили неотчуждаемые вакуфные здания для извлечения прибыли, например магазины или площади для сдачи в аренду. Но это хорошо работает в городе, а в маленьком селе что делать? Создавать эндаумент-фонд: например, благотворители собрали средства один раз (минимально 3 миллиона рублей), эти деньги вкладываются в халяльные инвестиции, и мечеть пожизненно обеспечена финансово. Эта система очень логичная, она должна была давно появиться.


— Вы сказали, что разработаны 15 исламских финансовых продуктов. Какие из них наиболее востребованы населением?

— Все базовые потребности физических и юридических лиц продукты от ДУМ РТ покрывают: ипотека, дебетовые карты, расчетные счета для юрлиц и физлиц, проектное финансирование, лизинг, факторинг, эквайринг, поручительство, пенсионные накопления, кешбэк, инвестиции и ценные бумаги, рассрочка.

— Халяльный расчетный счет — это как работает?

— Это значит, что ваши средства не используются в тех целях банка, которые противоречат постулатам ислама. У Ак Барс Банка есть такая услуга, мы ее контролируем.

— Какие еще продукты нужны, как считаете?

— Сейчас очень сильно не хватает рассрочки, которая в классической банковской сфере называется потребкредитом. В исламском эквиваленте это мурабаха с рассрочкой. Мусульманам нужны инструменты для приобретения несложной техники — ноутбук для школьника, сотовый телефон для родителя и так далее. Продуктов для приобретения такого сегмента товаров пока мало. Еще не хватает взвешенной и конкурентоспособной ипотеки, рассрочки на покупки автомобилей для физлиц.

И никто никогда не занимался исламским страхованием. Эксперимент, к сожалению, не предусматривает развитие исламского страхования. Это нужно исправлять. Не всем страховщикам выгодно работать по исламской модели. Сейчас, если страховой случай не произошел, они эти деньги оставляют себе, на этом и строится их бизнес. В исламской схеме это не дозволено. Поэтому мы предлагаем, чтобы сохраненные средства направлялись на благотворительность. Это было бы справедливо, но уже неинтересно страховщикам.

«Нужно поддерживать интерес организаций к халяль-индустрии. В нашей практике есть производители, которые в своих цехах запускали отдельную линию для производства халяль-продуктов, а потом целиком переходили на 100-процентное халяльное производство» «Нужно поддерживать интерес организаций к халяль-индустрии. В нашей практике есть производители, которые в своих цехах запускали отдельную линию для производства халяль-продуктов, а потом целиком переходили на 100-процентное халяльное производство» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эксперт ДУМ РТ должен контролировать реализацию исламского финансового продукта»

— Были разговоры, что мусульмане считают исламские продукты Сбера нехаляльными. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы финансовые продукты были халяльными?

— В данный момент совет улемов ДУМ РТ как раз проверяет по просьбе Сбера его продукты, которые реализуются в Татарстане. То есть сейчас мы вышли на прямую линию контакта и сотрудничества со Сбером. Ожидаем, что в ближайшее время продукты будут проверены, скорректированы и в результате мы сможем заявить официально, что они дозволены для мусульман. Мы на это надеемся.

Но все эти банки — Ак Барс Банк, Сбер, Т-Банк — в шариатском понимании занимаются рибой, то есть незаконным приростом денег. Какой же халяльный продукт оттуда будет?

— Речь идет о том, что средства исламских финансовых продуктов не смешиваются с остальными средствами банков, у них отдельный учет, а для обслуживания открываются отдельные окна.

— И вы этому верите?

— Для этого мы и говорим, что необходим внешний шариатский аудит со стороны муфтиятов. Работа ДУМ РТ не останавливается на том, чтобы единоразово проверить и одобрить продукт финансовой организации. Наше условие: эксперт ДУМ РТ после одобрения должен контролировать дальнейшую реализацию продукта.

— У вас нет ощущения, что мусульмане сами себя обманывают, занявшись исламским банкингом? Все наши банкиры — ростовщики с точки зрения Корана, и вдруг вы им разрешаете исламский банкинг…

— Если так ставить вопрос, то мы должны отказаться и от халяль-сертификации общепита, производства продовольствия, больниц, отелей, санаториев. Наоборот, нужно поддерживать интерес организаций к халяль-индустрии. В нашей практике есть производители, которые в своих цехах запускали отдельную линию для производства халяль-продуктов, а потом целиком переходили на 100-процентное халяльное производство. Эксперимент (не закон!) по исламским финансам работает менее года, пока что говорить об открытии полноценных халяльных банков нет смысла. Хотя на рынке есть примеры — финансовые дома «Амаль», «Мирас», «ЛяРиба Финанс».

— Какова основная цель внедрения исламского банкинга в России?

— Привлечение инвестиций из дружественных арабских стран. Ради этого и задумывался эксперимент. Есть инвесторы, которых сдерживает невозможность инвестировать халяльным путем.

«Где готовят экспертов по халяль-продукции? Какие требования к претендентам? Какие возрастные ограничения?» (Ильгиз Мустафин)

— Специального направления в профессиональном образовании нет. Потому что в данном случае прежде всего нужны глубокие шариатские знания. В Казанском исламском университете есть факультет шариата, и для тех, кто получил шариатскую специальность, здесь ежегодно проводят курсы переподготовки и повышения квалификации по основам халяль-продукции. Глубокие шариатские знания плюс квалификация по халяль дают возможность получить хороших специалистов.

«Вышивка покрывала Каабы — это очень ответственная и почетная профессия. Эту работу выполняют профессионалы с использованием золотых и серебряных нитей» «Вышивка покрывала Каабы — это очень ответственная и почетная профессия. Эту работу выполняют профессионалы с использованием золотых и серебряных нитей» Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

«Все татарстанские хаджии вернулись живыми и здоровыми»

Как прошел хадж в этом году, какие были трудности?

Аллага шөкер, все татарстанские хаджии вернулись живыми и здоровыми! Ни одного несчастного случая за сезон хаджа в 2024 году среди татарстанских паломников не было.

Это, разумеется, результат слаженной работы оператора «ДУМ РТ Хадж». Хаджиев из Татарстана сопровождали 20 врачей различных специальностей. Круглосуточные медпункты были организованы во всех отелях размещения татарстанцев и в долине Мина, они были оснащены всем необходимым оборудованием и медикаментами. Кроме того, в долинах Муздалифа и Арафа врачи также сопровождали хаджиев. Пользуясь случаем, благодарю за это минздрав Татарстана и руководство республики.

— Сколько человек в этом году совершило хадж?

— Квота для ДУМ РТ в этом году была 1,8 тысячи человек.

— Сколько стоил хадж?

— От 4–5 тысяч долларов. Стоимость путевки зависит от курса доллара, формируется из расчета оформления визы, проживания в отелях, трансфера на самолетах и автобусах, цены питания и услуг министерства хаджа КСА.

— «Беспокоит отсутствие в школах, институтах и общественных местах молельных комнат. Мы живем в мусульманской республике, и я уверен, данный момент должен быть решен». (Иннас)

— В Татарстане активно реализуется практика открытия молельных комнат в общественных пространствах: в больницах, аэропортах, на АЗС, в пунктах общепита, ТЦ. Этот опыт развивается в рамках концепции «Халяль лайф стайл», которая реализуется по инициативе раиса РТ. Значительные старания прикладывает ассоциация предпринимателей-мусульман РФ: бизнесмены на свои средства арендуют помещения в ТЦ и ремонтируют их под требования молельных комнат. На ряде АЗС, функционирующих на федеральных трассах на территории Татарстана, также есть молельные комнаты. Часто они совмещают в себе две площадки: для мусульман и для православных.

В учебных заведениях — школах и вузах — этот вопрос должен исходить от родителей и студентов. Если есть реальный запрос, будет и комната. Просто нужно правильно выстраивать диалог с руководством, это не только молельных комнат касается, но и любого другого вопроса. ДУМ РТ не может давать директиву образовательным учреждениям, тем более не обладая информацией о реальной потребности. Все-таки молельную комнату придется содержать самой школе или институту.

«Говорят, что фабрика для изготовления шелкового покрывала Каабы находится в Мекке. Для вышивания могут привлекаться и хаджии. Но для этого нужно записываться заранее. Мне объяснили, что может направить духовное управление мусульман РТ. Я тоже хочу внести свои умения, старательность, знания в вышивание кисвы. Вы сможете мне в этом помочь?» (Валеева Лилия Кадыржан кызы)

— До Лилии-ханум дошла неверная информация. Изготавливать кисву (покрывало Каабы) хаджиям никто не позволяет. Речь, скорее всего, о том, что туристам в музее дают возможность попробовать вышить небольшой кусочек, это как мастер-класс. Вышивка покрывала Каабы — это очень ответственная и почетная профессия. Эту работу выполняют профессионалы с использованием золотых и серебряных нитей. Кисвы — это государственное достояние КСА, их после снятия разрезают на куски и дарят только высокопоставленным особам, главам стран. И каждый небольшой кусочек покрывала имеет свой сертификат. Это очень ценная вещь, потому что она намолена миллионами людей и целый год висит на Каабе.

«Мне кажется, в Татарстане проще всего построить мечеть, чем где-либо еще. Когда появляется хотя бы один якорный спонсор, то вопрос с выделением земли и оформлением документов решается очень быстро» «Мне кажется, в Татарстане проще всего построить мечеть, чем где-либо еще. Когда появляется хотя бы один якорный спонсор, то вопрос с выделением земли и оформлением документов решается очень быстро» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДУМ РТ мечети не строит, а принимает их в свою юрисдикцию и контролирует их деятельность»

— «Я захожу в разные мечети, вижу напечатанные на 3D-принтере шамаили, с интересом общаюсь с людьми, которые приходят молиться. И в каждой мечети все молятся по-разному, почему так? Говорят сначала 3 раза сделать, потом 2 раза, в другой мечети говорят: нет, а если будешь 7 раз делать, то все грехи смоются. Почему такое дробление ислама?» (Руслан)

— Не очень понятен вопрос. Во всех мечетях Татарстана азан, намазы и все обряды совершаются в строгом соответствии с ханафитским мазхабом, по единому регламенту, одинаково. Намаз читается 5 раз в день. Думаю, что читателю стоит лучше изучить вопрос.

— «Есть ли какие-то планы по решению проблемы отсутствия мечетей в шаговой доступности в районе улиц Бутлерова, Горького, Карла Маркса, парка Горького, улиц Аделя Кутуя, Гвардейской, ЖК ART City и много где еще в Казани?» (Айдар)

— Мечеть строится для населения и на средства населения, поэтому и инициатива должна исходить от населения. ДУМ РТ мечети не строит, а принимает их в свою юрисдикцию и контролирует их деятельность. Если есть запрос и обращение, власти республики, в том числе Казани, всегда идут навстречу. Мне кажется, в Татарстане проще всего построить мечеть, чем где-либо еще. Когда появляется хотя бы один якорный спонсор, то вопрос с выделением земли и оформлением документов решается очень быстро.

Но прежде всего должна быть потребность в мечети, махалля. Иной раз человек предъявляет: «Я вот проезжаю в этом месте, и мне иногда хочется там читать намаз. Я хочу везде видеть мечети». Но так не бывает. И для любителей так рассуждать скажу вот что: за агропромпарком «Казань» в Советском районе выделен участок практически в 1 гектар на строительство мечети, но очередь из желающих внести свою финансовую лепту в это дело пока еще не выстроилась.

— «Суть пятничных вагазов — донести до сердец верующих ту или иную информацию о вере в Бога. Лично я 10 лет назад завязал с алкоголем, когда узнал, что намаз не принимается и так далее. Это хутба была именно на русском языке. На протяжении многих лет теперь я и тысячи братьев из-за вас сидят и не понимают, о чем речь была. Прошу вас хотя бы пять минут перед началом хутбы говорить на русском языке. Почему вы не слышите народ? Ведь ежегодно вас об этом просят на собраниях. Задайте себе вопрос: больше пользы будет на русском или на татарском? Вам не кажется, что в России доступный всем язык — русский?» (Артур)

— В Бурнаевской мечети Казани решением пленума проповеди ведутся на русском языке. Только я не вижу, чтобы мусульмане бежали туда сломя голову по пятницам и ее молитвенный зал был переполнен. А в мечети «Энилэр» имам приглашает всех желающих задержаться после пятничного намаза, чтобы объяснить им коротко на русском языке суть своей татарской проповеди. И там тоже почти никто не остается! Так, может, тогда дело только в эго — в нафсе тех прихожан, которые громко возмущаются татарским проповедям? Посмотрите: получается, что каждую пятницу в мечетях они вспоминают о том, что не могут победить свой нафс и преодолеть свой недостаток — освоить татарский язык. Своими отговорками и возмущениями в адрес ДУМ РТ они всего лишь пытаются заглушить голос собственной совести и своей лени, своего нафса. Сваливают все с больной головы на здоровую.

Я поделюсь своим наблюдением: никто и ничто так не вредит нашей идентичности, как татарский нафс! Он заставляет наших с вами татарских братьев выступать против татарского языка, строительства мечетей, жаловаться на громкость азана, выискивать немыслимые бредовые аргументы типа «наши бабушки так не одевались, а дедушки не носили бороды»… И против татарских проповедей выступают не узбекские, таджикские, киргизские, казахские братья, которые легко понимают татарский язык, а татары, для которых, между прочим, он является родным.

Чтобы им помочь в изучении татарского языка, мы создали бесплатную онлайн-платформу «Без — татарлар» — пользуйтесь! Если человек хочет изучать ислам, у него есть возможность делать это и на русском, и на татарском языках — на примечетских курсах или в онлайн-медресе. А 20 минут в неделю на пятничном намазе в татарских мечетях позвольте говорить на татарском языке. В Татарстане он родной для большинства жителей.

Как-то ко мне подошел один молодой человек и сказал: «Я так критиковал вас за это решение! Я сам татарин, но не понимал татарского языка, соответственно, не понимал и проповеди. Ругался на вас за глаза. Но прошло два года, и как-то, сидя на проповеди, я поймал себя на мысли, что понимаю, о чем говорит хазрат. То есть я начал понимать свой родной язык. Прошу простить меня за те слова».

По логике автора вопроса, хаджии из России тоже должны стремиться как можно скорее уехать из Мекки и Медины, потому что им непонятны пятничные проповеди на арабском языке. Понимать хутбу (проповедь) не является условием, обязанность мусульман — внимать и помолиться с имамом. Противники татароязычных проповедей были и есть. Они будут и в том случае, если примем решение читать проповеди на русском языке. Если даже в мечетях заглохнет родная речь, то где нам еще ее слышать? Что важнее — сохранить свою культуру и традиции и послушать проповедь на своем родном языке или уважить приезжего гостя? Вопросов много, тема дискуссионная, но нельзя подходить к ней однобоко, мол, «мы не понимаем татарский язык, давайте все говорить только на русском».

Я вот недавно ездил в Китай, где с местными уйгурами разговаривал на татарском, а не на русском. И с гостями из стран СНГ я больше общаюсь на татарском. И чаще всего за рубежом мне помогает знание арабского, турецкого и татарского языков.

«Ислам невозможно изучить в рамках светской школы, потому что дело не просто в передаче и заучивании информации» «Ислам невозможно изучить в рамках светской школы, потому что дело не просто в передаче и заучивании информации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Очень много говорят о том, что нужны татарские школы, но мало родителей, которые отдают туда своих детей»

— «Будет ли ДУМ РТ участвовать, инициировать открытие частных современных конкурентоспособных татарских школ в РТ и регионах РФ компактного проживания татар? Ведь до XX века татарская система национального образования в России веками была под эгидой мусульманского духовенства и формировала новые поколения нашего народа. Положение дел в татарских школах РФ такое, что требуются альтернативные частные школы. Можно было бы воспользоваться опытом открытия еврейских школ в Казани с участием духовенства иудаизма. Речь не идет о современных исламских медресе и курсах татарского языка при мечетях, нужны полноценные школы». (Назиф М.)

— ДУМ РТ учредило три мусульманские школы: «Усмания» в Казани, «Нур» в Альметьевске и «Ихсан» в Елабуге, где, помимо светских предметов, изучаются исламские дисциплины. В планах, как известно, еще одна школа в Казани. Но наши полномочия ограничиваются границами республики. Во всех регионах компактного проживания татар функционируют ДУМ, которые возглавляют татарские муфтии. Они, возможно, могли бы на себя эту нагрузку взять. А ДУМ РТ готово поделиться опытом.

Другой вопрос: а есть ли запрос на татарские школы? Очень много говорят о том, что нужны татарские школы, но мало родителей, которые отдают туда своих детей. Построить-то школу можно, но главное, чтобы были желающие в ней учиться.

— Насколько полноценно позволяет изучить ислам новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

— Ислам невозможно изучить в рамках светской школы, потому что дело не просто в передаче и заучивании информации. Светская школа дает только светские знания, а такие дисциплины, как фикх, чтение намаза, правила чтения Корана, хадисоведение, ахляк, адап, в рамках школьной программы изучать нереально. Поэтому знания об исламе лучше всего получать на примечетских курсах или в нашем онлайн-медресе. Кроме того, в таком вопросе большую роль играет сама семья. Семья должна показывать пример и дополнять знания ребенка. Только так можно воспитать полноценного мусульманина.

— «Почему в больницах в последние годы умерших часто направляют на вскрытие? Это касается и ситуаций, где диагноз был ясен и доказан, нет претензий со стороны родственников, есть письменный отказ от вскрытия. Из-за этого становится больше конфликтов больниц с родными, хотя лечащие врачи абсолютно не против отдать без вскрытия, когда нет криминала. Но они говорят, что это установка минздрава РТ. Что-то с этим надо делать. Нужно ли из-за этого нагнетать напряженность среди народа?» (Марат)

— Это не установка минздрава РТ, а требования федерального закона. Мы пытаемся решить вопрос. Он крайне сложный, так как сопряжен с задачами органов следственного комитета. С коллегами из минздрава мы встречались четырежды, в том числе и с министром, и я сам принимал участие. Также и представитель Казанской епархии на них присутствовал. Сейчас вопрос я делегировал совету аксакалов и ритуальной службе ДУМ РТ. Пытались проработать четыре варианта решения вопроса: не вскрывать тела в том случае, если умерший проходил диспансеризацию и медицинское наблюдение; ввести возрастной ценз на вскрытие, не вскрывать тех, кому более 80 лет; учитывать ряд хронических заболеваний, в том числе онкологию, диабет; учитывать наличие прижизненного заявления умершего об отказе от вскрытия. Пока минздрав не нашел возможности эти предложения принять. Сейчас обдумываем другие варианты.

— А что говорит ислам по поводу донорства органов после смерти?

— Этот вопрос много изучался среди факихов и исламских правоведов. Если человек умирает и благодаря трансплантации его органов можно помочь сохранить жизнь другому человеку, то в этом случае правоведы разрешают такие медицинские манипуляции. Но речь идет о пожертвовании, а не о продаже органов.

— «Нужны ли пляжи для мусульман на летний период, например, в Казани?» (Айдар)

— Я считаю, что они повысили бы туристическую привлекательность Казани. Мусульманская инфраструктура в городе активно развивается. Скорее всего, это вопрос времени: как только появляется спрос, рождается и предложение. Халяльные кемпинги в Татарстане уже созданы.

«Долг родителей — вложить в своего ребенка духовные ценности своей семьи, своего рода, своего народа. Если в человеке их нет, значит, родители в него не вложили» «Долг родителей — вложить в своего ребенка духовные ценности своей семьи, рода, своего народа. Если в человеке их нет, значит, родители в него не вложили» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рукоприкладство — это не просто нарушение права, а зульм, грех»

— «Как вы относитесь к тому, что в РТ молодые татары нередко принимают христианство, в том числе нетрадиционное. В чем, на ваш взгляд, причина этого явления и о чем это говорит?» (Усеинова Рамзия Галеевна)

— Я не наблюдаю такого, чтобы молодежь повально меняла религию. Скорее всего, такой переход могут совершить нерелигиозные люди, возможно, несоблюдающие этнические мусульмане. В любом случае, если человек совершает такой шаг, значит, причину этого нужно искать в семье. Долг родителей — вложить в своего ребенка духовные ценности своей семьи, рода, своего народа. Если в человеке их нет, значит, родители в него не вложили. А как называют человека, который отказался или утратил свои корни? Манкурт. Причина — только в семье, в отрыве связи между поколениями. Кто-то недоумевает: как можно ребенку навязывать религиозные убеждения, он еще маленький?! А почему вы ему навязываете школу и детский сад? А иногда даже вуз и профессию. Если родитель определился со своими религиозными убеждениями, то он точно так же их передаст своим детям. Между прочим, после утраты связи со своими предками человек утратит и любовь к Родине. Президент не зря объявил Год семьи. Тот гражданин, который хранит семейные ценности, прививает к ним любовь в своих детях, чтит свое происхождение и предков, культуру, историю своего народа, всегда видит свой путь только вместе с Родиной.

— Смена религии — это же гөнаһ (грех)?

— Если у человека не было веры, то о категориях и степени греха сложно говорить.

— А если человек из-за своего будущего супруга меняет религию?

— Женщин порой любовь накрывает с головой, затмевает разум. Но, даже будучи влюбленной, девушка, если она религиозна и получила надлежащее воспитание в семье, сохраняет свою богобоязненность и любовь к Всевышнему. Это большая трагедия для семьи, если дочь меняет веру, потому что ей как матери предстоит воспитать своих детей. Но если женщина меняет религию только из-за своего замужества, значит, ее вера и не была убежденностью в сердце, а просто связана с выбором мужа. А верить нужно осознанно, изучая и понимая то, во что веришь.

— Вы за или против смешанных браков?

— Я за крепкие семьи. А чтобы семья была крепкой, супруги должны иметь общие ценности, схожее воспитание и менталитет, примерно равное социальное положение. Иначе как вести совместный быт и воспитывать детей? Должно быть больше объединяющих факторов: религия, воспитание, национальные традиции, имущество, язык. В былые века семьи создавались ради выгодного союза, в результате которого прекращались войны и междоусобицы между племенами. И такому браку развалиться никто не давал. Сегодня, к сожалению, статистика бракоразводных процессов очень велика. Некоторые пары относятся к этому слишком легкомысленно, хлопают дверью и просто расходятся.

— Дети в таких межэтнических семьях всегда веру по линии отца должны принимать?

— На практике дети перенимают веру того из родителей, который более религиозен и старается вложить в них эту ценность. А что может дать ребенку человек, у которого нет Бога в сердце?

— Чем завершился скандал с имамом казанской мечети Ирек Тимуром хазратом Камаевым, который рассуждал на тему побивания жены?

— Случившееся я воспринимаю только как попытку дискредитировать ислам. Не иначе. К сожалению, интервью Тимура хазрата было использовано в недобросовестных целях. В полной версии видеоподкаста Тимур хазрат говорит о недопустимости рукоприкладства, о том, что избивание и причинение физического и морального вреда кому-либо — грех в исламе и женщинам, оказавшимся жертвами домашнего насилия, следует за помощью обращаться к хазратам и в полицию. Почему распространители видео не захотели слушать эти его доводы? Нам неизвестно. Интервью они перемонтировали, оставив лишь вырванные из контекста слова. Пусть это останется на их совести. Данная ситуация показала, как СМИ в погоне за рейтингами поднимают только провокационные темы, а доносить до людей истинные духовные ценности им неинтересно. Вопросы, на которые пришлось отвечать Тимуру хазрату в интервью, подтверждают это. Тимур хазрат является одним из самых грамотных и уважаемых хазратов в Татарстане, который в своих вагазах призывает только к добру. Это глубоко нравственный человек, хафиз Корана, с блестящим высшим светским и богословским образованием.

«В исламе, как ни в какой другой религии, женщине определено самое высокое положение» «В исламе, как ни в какой другой религии, женщине определено самое высокое положение» Фото: Андрей Титов

— После этой ситуации некоторые эксперты, в том числе со страниц нашего издания, говорили о том, что имамы чаще всего получают образование по средневековой литературе и каждый может аяты трактовать по-своему. Может, нужно обновить книги и привести к общему знаменателю, чтобы избежать таких ситуаций?

— А как вы себе это представляете? Реформировать ислам и отказаться от фундаментальной базы? Самые великие татарские ученые воспитались на средневековой богословской литературе. Если человек не знает, не чтит фундаментальных книг и даже отвергает хадисы как источник знаний, как его вообще можно называть экспертом в области ислама? В исламе четыре источника знаний, два из них являются Божественным откровением: Коран и сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана. Нельзя толковать Коран в отрыве от сунны. И тем более нельзя менять смысл слов Всевышнего в угоду времени, каких-то домыслов или предпочтений. Аллах защитил Коран от каких-либо изменений.

Так вот, в своих хадисах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет смысл упоминаемого аята: он, наоборот, ограничивает мужчину в проявлении агрессивных действий, о чем и говорил Тимур хазрат. Ислам учит быть добрыми с окружающими и в первую очередь со своей семьей. Со слов Абу Хурайры передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам».

В исламе, как ни в какой другой религии, женщине определено самое высокое положение. До прихода ислама к женщинам относились как к рабам, как к товару, который продается и покупается. А в исламе она наделена множеством прав и преимуществ перед мужчинами, чего нет ни в одной религии или либеральной идеологии. Мусульманин обязан заботиться о своих женщинах — жене, матери, дочерях, сестрах, он обязан обеспечить для них благополучие и защиту. Первый университет в мире более тысячи лет назад открыла мусульманка — принцесса Марокко, тогда как в Европе становление женщины как члена общества и гражданина произошло лишь в XIX веке. И после этого провокаторы еще пытаются очернить ислам и выставить мусульман жестокими семейными тиранами?

Ваш совет — что делать, если жена не слушается?

— В каждой семье все индивидуально. В ДУМ РТ для решения конфликтов мусульман и семейных споров работает совет казыев. Шариатские судьи ДУМ РТ периодически проходят подготовку на курсах медиации. Эта квалификация позволяет им успешно в досудебном порядке регулировать семейные споры между супругами и в конечном счете сохранять семьи. Если в семье нарушаются права супругов, следует обратиться к казыям. Рукоприкладство — это не просто нарушение права, а зульм, грех, за который придется отвечать перед Аллахом.

Камиль хазрат, спасибо за полезный и интересный разговор!