Вячеслав Пимурзин: «Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города без парковки, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать к вам молодой специалист не пойдет» Учредитель ДОФ Вячеслав Пимурзин: «Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города, без парковки, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать к вам молодой специалист не пойдет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Деньги решают не все: как зумеры и альфы меняют правила офисной игры

Согласно данным Международной организации труда, почти каждый пятый человек в возрасте 15–24 лет не учится, не работает и не проходит стажировку. Для них даже придумали отдельный термин — NEET (not in education, employment or training*). Причем проблема носит международный характер. Например, лидер в этом рейтинге Великобритания — там к «нитам» относится около трех миллионов экономически неактивных жителей. В Испании таких людей более полумиллиона. Согласно данным Росстата, в 2022 году в России 12% молодых людей не работали и не учились, что вписывается в общемировые тренды развитых стран.

Пока основной костяк тех, кому не особо хочется трудиться, состоит из поколения Z. Это зумеры, родившиеся с 2001 по 2010 год. Не пройдет и десяти лет, как их ряды начнет пополнять поколение А (альфа), родившееся с 2010 года по настоящее время…

Почему молодежь не стремится работать? Причин много, и одна из них пандемия: молодежь просто не хочет возвращаться в офисы. Одними из первых этот тренд увидели работодатели в сфере ИТ. Сначала они бились за кадры зарплатами, а потом «раскусили», что бороться за человеческий капитал можно еще и через комфорт офисного труда. И если поначалу они привлекали игровыми приставками, настольными играми, комнатами отдыха, то сейчас многие компании пошли еще дальше и добавляют свою столовую в стиле кафе, бесплатные завтраки или снеки, сеансы с психологами, массажи прямо в офисе и так далее.

Нравится это кому-то или нет, но по модели, выстроенной ИТ-компаниями, придется идти и другим сферам бизнеса. Необходимо менять свои офисные пространства. В противном случае молодежи в своих рядах вам не видать как своих ушей.
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ

Даже если вы поставите зарплату существенно выше рынка, но ваш офис будет на выезде из города, без парковки, а внутри ремонт из 90-х или нулевых — работать к вам молодой специалист не пойдет. Найдутся места покрасивее.

Расскажу личный пример: несколько лет мы снимали просторный и дорогой офис в ТРЦ «Корстон». Его аренда обходилась нам в 270 тысяч рублей в месяц. В какой-то момент нам потребовались дополнительные руки под ряд проектов. И мы без труда привлекли около 10 сотрудников в возрасте 18–25 лет на зарплату 20–25 тысяч рублей в месяц! Важная деталь: привлекали мы их не на полный рабочий день.

Прощайте, кухни и гостиные: поколение альфа будет счастливо жить в квартирках на 12 «квадратов»?

Но, по их собственным признаниям, ключевое было не сколько они заработают, а в каких условиях будут трудиться. Панорама на весь город, современные рабочие места, шикарная переговорная комната, где они могли вместе собираться для работы по проекту, разнообразный фуд-корт на первом этаже и отличная транспортная доступность — все это оказалось значимее, чем доход.

К сожалению, зумеры и альфы любую свободную минуту проводят в гаджетах и не так хорошо видят разницу между реальной и виртуальной картиной мира «К сожалению, зумеры и альфы любую свободную минуту проводят в гаджетах и не так хорошо видят разницу между реальной и виртуальной картиной мира» Фото: ru.freepik.com

Зумеры очень зависимы от мнения общества, и это надо принять

Одна из причин такого отношения к жизни — молодое поколение более податливо общественному мнению.

К сожалению, зумеры и альфы любую свободную минуту проводят в гаджетах и не так хорошо видят разницу между реальной и виртуальной картиной мира. Для них очень важно транслируемое мнение в социальных сетях. Они очень ведомые… И если несколько блогеров высказывают мысль о том, что не надо боятся экспериментировать, ищите свое, то молодежь так и делает. Устроились в одну компанию, что-то не понравилось, пошли в другое место и так «прыгают» до тех пор, пока не найдут себя или не встретят иное мнение другого блогера.

То, что молодежь, в большей степени поколение Z, живет совсем по другим принципам, нужно просто принять. Другого варианта я не вижу.
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ

Это в корне отличается от того, к чему привыкло более старшее, наше поколение. Большинство моих ровесников начинали свой карьерный путь в совершенно иных условиях. Нас не пугало, что на работу надо ехать час на автобусе — просто вставали пораньше, чтобы точно не опоздать. Совсем не беспокоило, какая мебель установлена внутри, каким цветом покрашены стены и есть ли внизу аппарат с моккачино.

Для них же очень важно создавать видимость успешной и красивой жизни. Но как это делать на ежедневной основе, если у вас в офисе нет даже красивого места для селфи с кофе в руках?

Не скупитесь на зелень в офисе. Пускай она будет искусственная, но она создает дополнительный уют и намек на экологичность «Не скупитесь на зелень в офисе. Пускай она будет искусственная, но она создает дополнительный уют и намек на экологичность» Фото: ru.freepik.com

Как бизнесу не проиграть в «офисной войне»?

Многие люди моего поколения сейчас собственники бизнеса, которым для развития компании необходимо набирать молодежь. Чтобы это сделать, нужно трансформироваться. В противном случае можно проиграть в «офисной войне», и это будет стратегическое поражение. Чем дольше вы живете прошлым, тем сложнее будет привлекать молодых соискателей к себе в компанию.

Возникает резонный вопрос: как этого не допустить? Я вижу два решения.

Первое — трансформация офиса. Пожалуй, актуально в большей степени для тех компаний, которые имеют собственное помещение или снимают очень большие площади на протяжении многих лет.

Трансформация офисного пространства — затратное мероприятие. И у многих компаний просто может не быть средств в моменте, чтобы существенно изменить условия, ведь даже на косметический ремонт может потребоваться немалая сумма.

В таких случаях я бы рекомендовал вести ремонтные работы частями: это позволит не съезжать с привычной локации и не тратить на эту задачу более 3–4% от оборота компании. Таким образом, удастся избежать крупных трат, обновить наполнение в соответствии с современными нормами, сохранить штат и привлечь новых специалистов — на собеседовании вы можете их заинтересовать тем, как меняете пространство в угоду молодежи.

Что важно учесть при трансформации:

  • Наполнение. Зумеры очень зациклены на экологичности. Подбирайте соответствующие материалы отделки и мебели. И не скупитесь на зелень в офисе. Пускай она будет искусственная, но она создает дополнительный уют и намек на экологичность.
  • Возможность уединиться. Для поколения Z крайне важно иметь возможность посидеть в одиночестве, а для этого должно быть какое-то помещение. Можно как-то креативно обыграть небольшую переговорную комнату, которая станет точкой притяжения или будет служить в качестве арт-объекта.
  • Общепит в шаговой доступности. Зумеры обожают кофе и предпочитают вкушать его в модных заведениях. Если у вас под боком нет популярной сети кофеен, обязательно обустройте соответствующую зону в офисе и не забудьте поставить кофемашину. Но обязательно с биоразлагаемыми стаканчиками.
Если ваш офис на выселках, возможно, не стоит делать его трансформацию. И лучше рассмотреть переезд.
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ
Вячеслав Пимурзин учредитель ДОФ

Второе решение — поиск нового офиса. Поколения Z и альфа очень трепетно относятся к тому, как быстро они могут добраться до работы. Также им важно наличие по соседству общественных мест, где можно прогуляться. Если ваш офис где-то в центральной части города рядом со сквером, парком и остановками общественного транспорта, это будет однозначным преимуществом перед другим работодателем из вашей сферы.

Если у вас под боком нет популярной сети кофеен, обязательно обустройте соответствующую зону в офисе и не забудьте поставить кофемашину «Если у вас под боком нет популярной сети кофеен, обязательно обустройте соответствующую зону в офисе и не забудьте поставить кофемашину» Фото: ru.freepik.com

Собственно, когда мы искали новый офис для себя, тоже руководствовались этим критерием. И поэтому «приземлились» рядом с Лядским садом. Все молодые сотрудники нашей компании работают именно здесь, хотя у нас есть еще несколько более просторных помещений в других частях города.

Вячеслав Пимурзин

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции