Мастер-план Казанской агломерации до 2050 года вышел на финишную прямую согласований и оказался в распоряжении «БИЗНЕС Online». В документе описаны три главные проблемы агломерации и предлагаются варианты решения. Главный совет — курс на общественный транспорт, иначе к 2050-му на 1 тыс. жителей будет 600 машин. Платные парковки расползутся по дворам до «Салават Купере», метро надо тянуть аж в Куюки. А девелоперам предложат раскошелиться на социалку, как в Москве, — значит, жилье подорожает. Рулить всей застройкой предлагают раису Татарстана через отдельную комиссию. О том, что ждет Казанскую агломерацию через четверть века, — в нашем материале.
Мастер-план Казанской агломерации до 2050 года вышел на финишную прямую согласований
Мастер-план Казанской агломерации: зачем он нужен
Жуткий дисбаланс застройки пригородов Казани в марте 2021 года подтолкнул правительство РТ создать новый Институт пространственного планирования. И первым поручением стала разработка мастер-плана Казанской агломерации. К этому подталкивают ласковые объятия «адова кольца» вокруг столицы РТ, на котором, словно гроздья винограда, продолжают разрастаться разнообразные «человейники». Застройка столицы и застройка ее окружения должны быть согласованы между собой.
Татарстан ощутимо отставал в агломерационном развитии и мастер-планировании от других городов и регионов России. Например, отдельный Институт развития агломерации Нижегородской области появился еще в 2019 году, в регионе министерство строительства даже отделено от министерства градостроительной деятельности и развития агломераций.
В республике новую структуру зарегистрировали лишь в начале 2022-го. К концу года работа развернулась в стенах министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, для которого институт стал подведомственным. В 2023-м учреждение переехало в отремонтированное здание бывшего ресторана «Парус» на берегу Казанки, которое Татарстан купил в 2021 году.
Началось бетонирование основ новой градостроительной вертикали. В начале 2023 года стали известны планы лишить муниципалитеты градостроительной свободы, что и произошло 1 января 2024-го. Тогда же объявили о подготовке мастер-плана Казанской агломерации — это надо было сделать в течение года. Работа закипела, на сайте казань2050.рф собирали идеи от жителей, проходили стратегические сессии с участием экспертов, чиновников.
В срок уложились, но затем исследование пропало в стенах муниципалитетов, министерств и ведомств. Шли поиски «компромиссного документа».
«Самое длительное согласование (три месяца) получилось с администрацией Казани. Здесь в итоге пришлось пойти на некоторые уступки по транспортной схеме, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев. — Самые длительные корректировки (два месяца) связаны с министерством экономики РТ, руководство которого предельно серьезно отнеслось к материалам. Была выверена каждая цифра и каждый прогноз. Вдобавок к подробной выверке пришлось сделать пересчет ряда экономических прогнозов в связи с тем, что министерство в начале 2024 года изменило ранее предоставленные нам цифры за 2022-й».
Мастер-план ориентирован на качественное преобразование пространства, определяет цели, задачи и направления развития агломерации. Дает ответы на три главных вопроса: что необходимо сделать в первую очередь, что требуется изменить, что даст максимальный эффект?
Документ ложится в основу системы управления пространственным развитием агломерации, становится вектором оптимального развития с учетом мониторинга меняющихся демографических, социально-экономических, нормативных условий.
Чем мастер-план отличается от генерального плана города или поселения? Тем, что включает элементы традиционного территориального планирования, но не ограничен форматом действующего Градостроительного кодекса, поэтому намного шире трактует проблемы пространственного развития — вне административных границ.
Помимо территориальных, мастер-план агломерации также включает элементы стратегического социально-экономического планирования, служит основой для схем территориального планирования районов, генеральных планов городов и поселений, правил землепользования и застройки, проектов планировок территорий.
Исследование затрагивает такие направления развития:
- застройка;
- экономика;
- транспорт;
- социальная инфраструктура;
- инженерная инфраструктура;
- экология и туризм.
Для подготовки документа институт разработал методику градостроительно-балансовой модели, которая поверх транспортной модели позволяет оптимизировать размещение жителей и рабочих мест — жилого и нежилого фонда. Расчет сделали как для агломерации, так и для городов и районов по отдельности.
Детали многостраничного мастер-плана Казанской агломерации в 2024 году частично выносили на встречи и обсуждения с участием чиновников и профессионального сообщества. Теперь настало время и нам познакомиться с результатами интеллектуального труда 80 сотрудников Института пространственного планирования РТ. Документ оказался в распоряжении «БИЗНЕС Online» до официального утверждения и публикации.
Коэффициент рождаемости должен увеличиться с 1,6 до 1,94, продолжительность жизни — с 74,5 до 85,5 года
Демография: рожаем и завозим 2,2 млн человек к 2050 году?
Расчетный срок мастер-плана — до 2050 года. Первая очередь ограничена 2030-м, конец второго и начало третьего срока не определены. Вводная часть начинается с общих сведений о Казанской агломерации, в которую, помимо Казани, входят еще пять районов Татарстана: Зеленодольский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский.
Число жителей агломерации на 1 января 2024 года составляет 1,7 млн человек, что на 19%, или 300 тыс. человек, выше показателя 2010-го. Это статданные. Но, по сведениям сотовых операторов, в агломерации проживают только 1,5 млн человек с учетом погрешности, касающейся детей и пожилых, о чем ранее заявляли представители института. Положительную динамику роста жителей поддерживает значительный миграционный прирост — до 17 тыс. человек в год, такой вывод делают исследователи с опорой на данные Татарстанстата. Наибольшее число жителей в Казани — 1,3 млн, наименьшее — 17,6 тыс. в Верхнеуслонском районе.
Миссия: внедрение лучших практик инновационного развития и трансформации, а также общероссийский транспортный хаб на оси запад – восток.
Генеральная цель — создание условий обеспечения высокого качества жизни на основе принципов территориальной сбалансированности и коммуникационной связности и с учетом обеспечения безопасности всех сторон жизнедеятельности.
Для агломерации заложили три демографических сценария развития:
- Высокий. Коэффициент рождаемости должен увеличиться с 1,6 до 1,94, продолжительность жизни — с 74,5 до 85,5 года, а миграционный прирост — до 18,5 тыс. человек. Число жителей агломерации составит 2,2 млн человек.
- Средний. Развитие в соответствии с наблюдаемыми демографическими тенденциями с улучшением показателей рождаемости, снижением уровня смертности и миграции. Миграционная привлекательность будет расти для внутренних и внешних мигрантов. Число жителей — 1,9 млн человек.
- Низкий. Предполагает снижение показателей рождаемости и преимущественно международной миграции. Сценарий с нулевой нетто-миграцией предполагает развитие территории в условиях, когда изменение численности населения происходит исключительно за счет естественного воспроизводства населения. Число жителей — 1,5 млн человек.
«Реалистичен средний сценарий — 1,9 миллиона человек к 2050 году, учитывая довольно сильную разницу (около 200 тысяч) между сегодняшним населением по статистике и данными сотовых операторов, — говорит Григорьев. — Расчеты же велись на максимальный сценарий (2,2 миллиона человек). Это общая практика для разработки градостроительных документов: расчет всегда делается с запасом, подобно тому как при расчете конструкций учитывается коэффициент запаса несущей способности».
Пути решения демографических проблем исследователи видят в повышении доходов жителей, поддержке семей с детьми и рождаемости, укреплении здоровья, росте уровня благоустройства и развития инфраструктуры для гарантий в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Казани по итогам 2023 года превышала республиканский показатель на 2,5%
Три главные отрасли экономики: промышленность, наука, логистика
Валовый территориальный продукт (ВТП) агломерации с 2011 по 2023 год в действующих ценах увеличился в 4,8 раза до 1,7 трлн рублей. Основной вклад в ВТП вносят:
- промышленность;
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом;
- оптовая и розничная торговля;
- строительство.
Наибольший объем ВТП приходится на Казань — 1,4 трлн рублей, или 86% от суммарного показателя агломерации. Экономическая основа агломерации — это казанско-зеленодольский территориально-промышленный узел, который аккумулирует 80% инвестиций, привлекаемых в агломерацию, там сконцентрировано 90% занятых в экономике Казанской агломерации и 36% занятых в экономике республики.
Денежные доходы на душу населения муниципальных районов Казанской агломерации ниже доходов по Татарстану в целом и России, за исключением Казани, где уровень доходов по отношению к республиканским выше на 34%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Казани по итогам 2023 года превышала республиканский показатель на 2,5%, в Верхнеуслонском районе — на 218% (влияют зарплаты иннополисян), а в Лаишевском районе — на 28% (сказывается расположение международного аэропорта «Казань» и малых авиапредприятий).
Обозначены и главные отрасли развития экономики Казанской агломерации. Приглядимся к этому списку из будущего:
- промышленность: машиностроение, химическая и фармацевтическая;
- наука и IT-сектор;
- транспортировка и хранение (логистика);
- агропромышленный комплекс;
- туризм.
А что будет со стройкой, торговлей, операциями с недвижимостью? «Доля этих сегментов по прогнозу не вырастет, так же как сегменты промышленности и логистики. Но в абсолютных значениях, конечно, рост будет», — отвечает на вопрос Григорьев.
Прирост рабочих мест в агломерации с 2011 по 2022 год составил 65,5 тысячи. На основе балансовой модели институт пришел к выводу, что к 2030-му число рабочих мест в агломерации вырастет на 151 тыс., а к 2050-му — на 506 тыс. до 1,5 млн в случае высокого демографического сценария. Прирост рассчитали с учетом прогнозной численности трудоспособного населения. До 2030 года наибольший прирост числа рабочих мест ожидается в Казани, Лаишевском, Зеленодольском районах. Замыкают список Верхнеуслонский и Пестречинский районы.
Экономические проблемы предлагают решать путем повышения эффективности организаций. Для этого предлагают создать действенную систему подготовки и переподготовки кадров, повышать производительность труда, сохранять и стимулировать инвестиционную активность, а также обеспечить качественный рост малого и среднего предпринимательства, сбалансированно развивать муниципалитеты.
Если взять действующие генпланы сельских поселений и Казани, то число жителей в агломерации до 2050 года должно достичь 3,4 миллиона
Проблема №1: высокоплотная застройка пригородной зоны Казани
Если взять действующие генпланы сельских поселений и Казани, то число жителей в агломерации до 2050 года должно достичь 3,4 миллиона. Под этот показатель уже выданы сотни разрешений на строительство многоквартирного жилья. Но реальный сценарий — 1,9 млн человек, т. е. такие объемы жилья просто избыточны. Значит, их будут тормозить: агломерация должна развиваться гармонично.
«Только в Лаишевском районе выдано разрешений почти на 200 тысяч квадратных метров, — говорил Григорьев в начале 2024 года. — По закону выданные разрешения уже нельзя отозвать назад. Остается смотреть в будущее».
Для описания градостроительного будущего территорию агломерации поделили на три зоны, первые две из которых обозначены экспертами как «реальный город»:
- Ядро — в границах Казани. Там сосредоточена основная часть жителей, это административный, культурный и деловой центр агломерации.
- Срединная зона — пригородный урбанизированный пояс, граничащий с ядром агломерации.
- Периферия. Слабо урбанизированная зона агломерации, преимущественно с сельскохозяйственным использованием земель.
Развивать территорию Казанской агломерации предлагают на основе полицентрической градостроительной модели с созданием и (или) усилением периферийных центров тяготения населения. Пока же в центре города переизбыток мест приложения труда и обслуживания при недостатке населения. А на периферии — наоборот. Надо ли объяснять, что это ведет к маятниковой миграции?
Расчеты градостроительной модели позволили институту выявить оптимальное распределение населения и рабочих мест в агломерации. Таким образом, для каждого расчетного района определили максимально возможное:
- максимально возможное количество жителей;
- минимальное число необходимых для обеспечения баланса рабочих мест;
- максимально возможное количество квадратных метров жилищного фонда, определенное на основе жилищной политики каждого муниципального района (перспективной жилищной обеспеченности).
Рассмотрим результаты такого расчета на примере Казани, Зеленодольского и Лаишевского районов — там сосредоточено массовое строительство многоквартирного жилья не только агломерации, но и Татарстана.
Казань. Максимальное количество жителей — 1,5 млн, что на 15% выше текущего показателя. Минимальное число рабочих мест — 852 тыс., что на 35% превышает сегодняшнее количество. Максимальный жилищный фонд для расчетного числа жителей составит 62,6 млн кв. м — это в 1,6 раза больше текущего показателя в 39,6 млн кв. метров.
Число жителей в Зеленодольском районе в 2050 году — 252,7 тысячи
Зеленодольский район. Число жителей в 2050 году — 252,7 тысячи. Это в 1,5 раза больше, чем сейчас (на 1 января 2024-го — 169,8 тыс. человек). Минимальное количество рабочих мест — 144,7 тысячи. Территорию муниципалитета поделили на 50 расчетных районов. Максимальный жилищный фонд ограничили в 14,5 млн кв. метров. Причем бо́льшая часть сконцентрирована в «Большом Зеленодольске», преимущественно на границе с Казанью.
Лаишевский район. Прогнозное число жителей — 157,7 тыс., что в 2,2 раза больше, чем 1 января 2024 года — 71,6 тысячи. Минимальное число рабочих мест к 2050-му — 91,4 тыс., максимальный жилищный фонд — 8,1 млн кв. м в 37 расчетных районах с преобладанием в «Лаишевском узле» — территории на границе со столицей РТ.
Жилищное строительство вновь концентрируется на окраинах Казани.
«Это довольно стандартная ситуация для любого крупного города — от Москвы до Южно-Сахалинска, — объясняет Григорьев. — Причины тоже стандартные: дешевле земля, быстрее согласования застройки, менее требовательные градостроительные нормы, льготная „сельская“ ипотека. Выравнивание условий и является одной из задач мастер-плана и одной из причин централизации полномочий в градостроительной деятельности».
Необходимо соблюдать найденный баланс при разработке генеральных планов конкретных поселений, подчеркивают в исследовании. Обновлять расчеты намерены ежегодно по ходу мониторинга исполнения градостроительных документов.
Уровень автомобилизации Казани на 2050 год при среднем прогнозе составляет 500 автомобилей на 1 тыс. жителей, при максимальном прогнозе — 600 машин
Проблема №2: пробки на въездных магистралях
Застройка пригородов при отсутствии мест для работы в зоне транспортной доступности Казани — это пробки на въездах и выездах. Анализ транспортного поведения жителей Казанской агломерации на основе данных сотовых операторов за 2022 год показал, что ежедневно в город въезжают 88,3 тыс. человек.
Транспортная система агломерации перегружена, причины следующие:
- Низкий уровень развития общественного транспорта на уровне агломерации. В зону обслуживания общественного транспорта входят 264 населенных пункта агломерации. При этом половина — 267 деревень и поселков — вообще не обслуживается общественным транспортом.
- Высокая автомобилизация.
- Низкая плотность сети автомобильных дорог и улично-дорожной сети.
- Низкая связность периферийных территорий с ядром агломерации.
- Высокие затраты времени на трудовые поездки. Центра Казани можно достичь за 30 минут с 15% территории агломерации, за 60 минут — с 40% агломерации, за 90 минут — с 98% территории агломерации.
- Низкое разнообразие видов транспорта.
Уровень автомобилизации Казани на 2050 год при среднем прогнозе составляет 500 автомобилей на 1 тыс. жителей, при максимальном прогнозе — 600 машин. Этот показатель в столице республики по состоянию на 2022-й составлял 362 автомобиля.
«Картограммы демонстрируют необходимость изменения транспортного поведения населения путем развития общественного транспорта», — приходят к выводу авторы мастер-плана.
Везде, и в мастер-плане тоже, говорим о необходимости приоритета общественного транспорта и демотивации использования личного. Ничего другого не придумано и не может быть придумано до появления «летающего» личного транспорта.
Общественный транспорт проигрывает личному. На легковом автомобиле житель Казани в час пик едет до работы в среднем 44 минуты, а на общественном транспорте — 53. На территории агломерации такая же картина. В час пик на личном транспорте среднее время в пути — 36 минут, а на общественном — 75 минут. Вне часа пик пассажирский транспорт также уступает личному.
В идеальной модели к 2050 году на личных автомобилях ежедневно передвигаются лишь 32% жителей агломерации, а 68% — на общественном транспорте. При соотношении 50 на 50 дороги агломерации неизбежно тонут в заторах.
На легковом автомобиле житель Казани в час пик едет до работы в среднем 44 минуты, а на общественном транспорте — 53
Стимулировать пользование общественным транспортом разработчики предлагают так:
- Запустить скоростной контур общественного транспорта по вылетным магистралям с выделенными и/или обособленными полосами движения. Речь о легкорельсовом транспорте или метробусе — скоростном автобусе.
- Развивать электротранспорт: метро и пригородный железнодорожный транспорт. Например, ж/д ветку до аэропорта предлагают продлить до Лаишево, а в скорректированном генплане Казани – 2040 подземка уже вышла за границы города и доходит до пестречинских Куюков.
- Развивать транспортно-пересадочные узлы, где пассажиры могут сменить один вид транспорта на другой.
- Жесткая парковочная политика в ядре агломерации. Платный паркинг выйдет за пределы Большого казанского кольца, а крайняя площадка будет у «Салават Купере».
Без стройки и реконструкции дорог агломерации тоже не обойдется. В первой очереди (срок — до 2030 года) указано 156 км дорог, из которых 132 км — новые.
«Набор средств реализации приоритета наземного общественного транспорта тоже понятен и апробирован во множестве городов, — поясняет Григорьев. — Это выделенные полосы, частота движения автобусов — 5–7 минут, платные парковки для личного автотранспорта везде, включая дворы и прочее. Но и для наземного общественного транспорта тоже нужны дороги. Эти 132 километра прежде всего тоже для него. Что касается их стоимости и доли платности, то это вопросы не уровня мастер-плана, а следующих за ним документов, которые тоже надо срочно делать, — комплексной системы организации дорожного движения, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и прочих».
Отдельные разделы мастер-плана касаются развития инфраструктуры для велосипедов и средств индивидуальной мобильности, водного транспорта.
Мощность зданий детских садов к 2030 году рекомендуется увеличить в 1,8 раза
Проблема №3: низкая обеспеченность социальной инфраструктурой
В агломерации наблюдается нехватка социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник, больниц и даже мест на кладбищах.
Напряженной разработчики мастер-плана называют ситуацию с детскими садами. Приглядимся к выводам:
- Детские сады по агломерации заполнены на 114%. Хуже всего в Пестречинском районе — там детсады загружены на 137%. Приятное исключение — Верхнеуслонский район, заполненность — 66%.
- Пояс напряженности с загрузкой свыше 135% сложился вокруг Казани в 11 сельских поселениях Пестречинского, Высокогорского, Зеленодольского и Лаишевского районов. В 30 поселениях детсады вообще отсутствуют, при этом в четырех нужны детсады на 50 и более мест.
- Нормативная потребность населения в детских садах превышает их фактическую мощность на 52 тыс. мест, или 40%. Обеспеченность населения детскими садами в целом по Казанской агломерации составляет всего лишь 60%.
«Темпы строительства детских садов несравнимо ниже темпов жилищного освоения в Казани и прилегающих к городу территорий», — делают вывод в материалах мастер-плана.
Мощность зданий детских садов к 2030 году рекомендуется увеличить в 1,8 раза. Новое строительство в наибольшей степени требуется в Казани, Зеленодольском, Лаишевском и Пестречинском районах.
Тяжело и со школами. Обеспеченность Казанской агломерации школами составляет 65%. Школы в среднем заполнены на 117%, при этом 18% школьников учатся во вторую смену. Самая напряженная обстановка в Казани, Лаишевском и Пестречинском районах с загрузкой школ на 120 и 129%. Нормативная потребность в школах превышает фактическую мощность на 96,9 тыс. мест, или на 35%. К 2030 году мощность зданий школ институт предлагает увеличить в 1,7 раза, а нарастающим итогом к 2050-му — в 2 раза.
Благоприятно оценивают ситуацию в Казанской агломерации с поликлиниками — обеспеченность на 90%. Наиболее благоприятная обстановка в Верхнеуслонском, Высокогорском и Зеленодольском районах — 130%. Минимальное значение обеспеченности у Казани — 76,6%. Мощность поликлиник к 2030 году надо увеличить на 7,7 тыс. посещений в смену, а к 2050-му нарастающим итогом она должна превысить фактическую мощность в 1,5 раза.
Благоприятно оценивают ситуацию в Казанской агломерации с поликлиниками — обеспеченность на 90%
Стационаров тоже не хватает. В пяти районах агломерации обеспеченность больницами составляет 46%. Наиболее напряженная обстановка в Высокогорском (34,5%), Лаишевском (27,8%) и Пестречинском (26,7%) районах. К 2030 году мощность больниц надо увеличить в 1,5 раза, а к 2050-му нарастающим итогом — в 1,8 раза.
Еще одна проблема — кладбища. Земли под них (с учетом охранных зон) не хватает. Только в Казани — 34 кладбища площадью 324 га и похоронный комплекс «Курган» площадью 60 га, которого, по предварительным оценкам, хватит на 20 лет. Решение — крематорий.
Еще одна проблема — кладбища. Земли под них (с учетом охранных зон) не хватает
Застройщиков могут обложить «добровольным налогом» по примеру Москвы
Данные мастер-плана являются основой для всех градостроительных документов: от генеральных планов до градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), указывают разработчики документа. На его основе институт еще в 2023 году подготовил новые генпланы и правила землепользования и застройки для 6 поселений Лаишевского района, в планах на 2024-й указывались 11 поселений, в том числе Зеленодольск.
Контроль за исполнением мастер-плана — в руках минстроя РТ. Министерству в 2023-м передали градостроительные полномочия муниципалитетов. Градостроительный мониторинг для оценки развития агломерации и корректировки документов ляжет на минстрой республики и Институт пространственного планирования Татарстана.
Предстоящие бюджетные расходы мастер-план не оценивает. Но разработчики поднимают вопрос участия застройщиков в создании социальной инфраструктуры. Градостроительный кодекс РФ не обязывает застройщика участвовать в стройке социальной инфраструктуры с дальнейшей передачей в государственную или муниципальную собственность, исключение — проекты комплексного развития территорий.
Институт предлагает несколько инструментов управления развитием территорий Казанской агломерации:
- Инфраструктурные сборы с застройщиков. Это добровольные платежи в бюджет, которые уже практикуют другие регионы России. Например, в Пермском крае на финансирование социальных объектов с 1 кв. м общей площади без учета балконов, лоджий, веранд, террас застройщики платят 3 951 рубль. Аналогичную практику реализуют и в Москве.
- Плата за изменение категории земли.
- Государственно-частное партнерство для финансирования строительства улично-дорожной сети. Пока в границах Казанской агломерации строится только одна платная дорога — второй отрезок Вознесенского тракта, в планах вторая — дублер Сибирского тракта и улицы Мира в Дербышках.
- Создать единого государственного девелопера для согласованности при застройке территории несколькими потенциальными застройщиками.
- Учет земельных ресурсов. Разработчики призывают учитывать дефицит свободных от прав и застройки земельных участков на территории Казани, что ограничивает возможность обмена на земельные участки, находящиеся в частной собственности и предназначенные под размещение объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
«Здесь мы тоже не предлагаем ничего нового, — подчеркивает Григорьев. — Все это уже давно (и успешно для бюджета) применяется в других городах и регионах (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Пермь и другие). Московский бюджет имеет очень хорошее пополнение за счет платы за изменение категории земельных участков. Несколько значимых магистралей в Москве построены в режиме ГЧП и стали платными. Но все эти вопросы очень непросты, для части (оплаты за изменение категории земли) необходимо федеральное решение, решать их нужно очень осторожно, понимая все последствия. Почти все „инструменты“ очень болезненные для строительного бизнеса. Да и для покупателя недвижимости тоже, поскольку в итоге скажутся на цене жилья, а ГЧП в дорожном строительстве — на стоимости проезда. Достаточно вспомнить, насколько „разогнала“ цену квадратного метра льготная ипотека, задуманная с благой целью как средство сделать жилье более доступным».
Руководить Казанской агломерацией намерены через градостроительную комиссию при главе РТ по вопросам агломерационного развития, о создании которой стало известно в 2023 году. В мастер-плане также предлагают создать координационный совет с собственным денежным фондом. Но надежда, что он заработает в полную силу, мала, признает глава института. Напомним, попытка создать похожую структуру в 2016 году на уровне муниципалитетов агломерации оказалась безуспешной.
«Я по-прежнему за создание градостроительной комиссии при раисе Татарстана, на ней будут приниматься конкретные решения, — комментирует Григорьев. — Вопрос по созданию комиссии не закрыт, но и не решен. Насколько я понимаю, нет лица, которое готово взять на себя довольно большой объем работы по такой комиссии. Председатель комиссии, конечно, раис республики, но необходима громадная предварительная работа по рассмотрению и подготовке материала до обсуждения у главы РТ. Что же касается разного рода координационных советов… Я на своей практике сталкивался со множеством попыток работы такого органа, но не видел ни одной удачной — все уходит в разговоры и протоколы, которые не выполняются. Будет ли фонд, тем более еще и с деньгами, — вопрос еще более гипотетический».
Теперь мастер-план остается принять. Институт пространственного планирования уже подготовил проект распоряжения кабинета министров Татарстана. Итоговое решение за раисом республики Рустамом Миннихановым. «По срокам, конечно, рассчитываем, что в ближайшее время и в этом году, но есть фактор БРИКС», — говорит директор Института пространственного планирования.
***
Этой публикацией «БИЗНЕС Online» открывает цикл статей, посвященных подготовленному мастер-плану Казанской агломерации. В следующих материалах раскроем детали других разделов документа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.