print_417482_358713.jpg

СРЕДНИЙ БАЛЛ РАСТЕТ

Перед началом совещания президент РТ Рустам Минниханов побывал в татарской гимназии, которая откроется 1 сентября этого года, заглянул на площадку «Навстречу Универсиаде». А уже на самом совещании он пояснил, почему именно небольшой город Мамадыш был выбран для учительского десанта: в малых городах республики с дополнительным образованием школьников все особенно сложно. Между тем, по словам президента РТ, школы должны следить не только для передачи знаний, но и познания жизни,  приучения к труду, обучения предпринимательской и инновационной деятельности.

В своем докладе министр Гильмутдинов поведал о нововведениях и успехах своей отрасли. Похвастался заграничными стажировками учителей и ростом их удовлетворенности своей профессией, техническим перевооружением школ (акцент был сделан на наноэдьюкаторах), 100-процентным введением «электронного дневника» в татарстанских школах. Порадовали и учебные успехи школьников: число 100-бальников по ЕГЭ растет, количество проваливших итоговое испытание падает, на олимпиадах татарстанские школьники также выступают все успешнее.

«В ИСЛАМЕ ЕСТЬ РАЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НАМ БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Как бы к слову министр сообщил, что с нового года в татарстанских школах станут преподавать новый курс – «Основы религиозной культуры и светской этики». Однако президент его остановил. Он заявил, что знание об истории религии очень важно: «Даже в исламе есть разные течения, в том числе и течения, которые создают нам большие проблемы», - сказал он. Глава республики рекомендовал провести дополнительное обучение и аттестацию учителей, которые будут вести преподавание нового курса в школах с тем, чтобы они «четко понимали, что такое традиционный ислам».

Далее министр Гильмутдинов в очередной раз постарался расставить все точки над i в ситуации с преподаванием татарского и русского языков, которое в последнее время вызывает бурю недовольства у жителей. Он пояснил, что преподавание татарского языка, как и прежде, ведется за счет так называемого «регионального компонента», который составляет 15% от учебного времени.

- Мы ни минуты не берем у русского языка! Я устал это повторять, – посетовал он.

В подтверждение своих слов он добавил, что в последние годы средний балл ЕГЭ по русскому языку в республике растет. И более того – на прошедшем фестивале русского языка, по его словам, Татарстан вошел в число регионов, где… лучше всех знают русский язык!

print_417482_358714.jpg

«ЭТО ХОРОШАЯ РАБОТА БЫЛА НАША, КОТОРУЮ МЫ ИСПОРТИЛИ»

Много критики было высказано в адрес профессионального технического образования. Как выяснилось, после создания кластеров в ПТУ буквально повалили ученики старших классов, но власти этому почему-то не рады.

- ПТУ сегодня настолько неэффективны! - возмутился Минниханов. – Трактор, который работает на поле – 450 - 500 сил – это космический корабль, там людям с инженерным образованием еще нужно получить дополнительные навыки. У нас система подготовки кадров живет своим миром, а рынок требует совершенно других специалистов.

Минниханов дал задание премьер-министру РТ Ильдару Халикову «проанализировать кластерную систему»:

- Это хорошая работа была наша, которую мы испортили. И нечего водителя и тракториста в ПТУ обучать! – сказал он, отметив, что этим несложными навыками можно овладеть и в школе.

 

«ПОСЛЕ 14.00 ЖИЗНЬ ВО МНОГИХ ШКОЛАХ ЗАМИРАЕТ»

Гильмутдинов вкратце обрисовал, чем можно занять татарстанских школьников после уроков. «Ведь после 14.00 жизнь во многих школах замирает», - констатировал он.

Проект «Здоровье моей школы» - школьники проводят мониторинг воды, воздуха и почвы вокруг своей школы. «Посмотрите, - посоветовал он присутствующим, - это может иметь научное значение».

«Школьная IT-мастерская» – совместный с ICL КПО-ВС проект по созданию школьных мастерских по ремонту компьютеров.

«Зеленая школа» - создание школьных бизнес-компаний, которые будут заниматься озеленением пришкольных территорий.

«Школа после уроков» - это конкурс, в рамках которого школы могут представить свой проект. И привел конкретные примеры:

- В Лаишевском районе в школе создается новая утиная ферма, так вот там создается маленькая школьная компания по выращиванию уток. От этого выигрывают все – бизнес, дети, они сами себя кормят! Здесь в Мамадышском районе работает это. Анатолий Петрович (видимо, Иванов – глава Мамадышского района, ред.) скажет, что школьники у него заработали в прошлом году 22 миллиона, и на эти деньги полностью обеспечили себя школьным питанием.

print_417482_358716.jpg

«ДЕТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, КАК МОЖНО РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Вышедший на трибуну гендиректор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай сразу предупредил, что не будет выступать по подготовленному ему докладу. И просто рассказал о том, как обстоят дела с подготовкой кадров на его предприятии (приводим с некоторыми сокращениями):

«В последнее годы качество приходящих к нам выпускников КАИ нас сильно не удовлетворяло. В 2009 году мы пришли в гимназию №8 Советского района с предложением создать профориентированный класс. Я помню первое заседание, на котором были ученики и их родители, у всех были такие напряженные лица и вопрос: «Вы нас хотите заставить пойти в КАИ учиться, а потом работать на заводе?» Я сказал, что никого мы заставлять не будем. Но если два-три человека в конечном итоге придет на наше предприятие, мы будем считать, что проект удался. Мы организовали учебу, и через два-три месяца, когда ребята побывали на предприятии, познакомились с профессиями, с авиацией… вы бы видели их лица! Мне преподаватели рассказывали: «Они ходят в ваших бейсболках и говорят, что «мы – вертолетчики» и назвали свой класс «Вертолет». В этом году вместе с аттестатами мы вручили им ваучеры и сказали, что данный ваучер они могут обменять при предъявлении студенческого билета КАИ на ноутбук. На вчерашний день 18 человек из этого класса поступили в КАИ. Причем, это из гимназии из Советского района! Это не Авиастроительный район, где мы традиционно черпаем свои кадры, там практически нет наших работников.

Сегодня, видимо, есть негативная информация о том, что работать на промышленном предприятии не престижно. И дети не представляют, как можно работать и зарабатывать на предприятии и расти профессионально. Не обязательно они должны работать на вертолетном заводе, может быть, на КАПО, на моторостроительном заводе. Мы как предприятие, которое получает от вас «продукт» - учеников – будущих работников нашего предприятия, считаем, что детям с 9 класса должно доноситься как можно больше информации о разных отраслях экономики нашей республики. И тогда не будет многолетних учеб в различных вузах, после которых они бросают корочки и не идут работать по специальности. Это миллиарды выброшенных денег не только государства, но и родителей».