«Сукиасян указывала, что покупала какой-то телефон прокурору Купову. Кто такой прокурор Купов? Я его в жизни никогда до сегодняшнего момента не видела! Почему на мои деньги приобретаются телефоны?» — с возмущением говорила Татьяна Чунарева. Ее задержание с наркотиками лежит в основе уголовного дела, которое стоило свободы и карьеры бывшему начальнику отдела прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью СКР Алию Купову. О чем вспоминала свидетель и почему планируют допросить следователя СКР Ленара Сабирова — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Купов и Покровская останутся в СИЗО, а Мясников — под домашним арестом
Кто такая Чунарева
Судебное следствие по уголовному делу бывшего начальника отдела прокуратуры республики по надзору за процессуальной деятельностью СКР Алия Купова, бывших бизнесменов Евгении Покровской и Артема Мясникова продолжается. После допроса силовиков и главного свидетеля, по совместительству подруги Покровской, Римм Сукиасян суд принялся к допросу следующих свидетелей в наручниках — Татьяны Чунаревой и Ильдара Шайдуллина.
Однако перед этим гособвинение потребовало продлить меру пресечения подсудимым. Суд удовлетворил ходатайство гособвинения — Купов и Покровская останутся в СИЗО до 28 декабря, а Мясников — под домашним арестом.
Далее в зал привели Чунареву, ее доставили из исправительного учреждения. Чунареву задержали вместе с Сукиасян 17 февраля 2023 года — и это роковой день, с которого берет начало криминальная история, фигурантом которой в итоге стал Купов.
При досмотре у Чунаревой было обнаружено 14 свертков с наркотическими веществами. Сукиасян была в статусе свидетеля, у нее изъяли два телефона — iPhone 11 и iPhone 13 Pro Max — для проверки причастности к данному делу. Следственный отдел полиции №2 «Вишневский» возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 30 УК РФ («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и ч. 4 ст. 228 УК РФ («Незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ»). Затем, уверено обвинение, отпущенная в статусе свидетеля Сукиасян попросила через подругу Покровскую вернуть ей изъятый телефон. Покровская обратилась к Купову. Тот, считает прокуратура, согласился. А после потребовал от следствия переквалифицировать дело Чунаревой со сбыта на менее тяжкое хранение наркотиков.
Чунарева в суде не растерялась, сразу же попросила снять наручники, однако просьбы были тщетны, она была прикована к сотруднику правоохранительных органов до конца заседания. Настрой подсудимой был боевой, с собой у нее имелась большая сумка, в ней, по словам свидетельницы, лежали документы с просьбой для разрешения звонков. Их она хотела передать лично судье Алмазу Мухаметшину, принесла бумажки на всякий случай, хоть и судил ее другой судья.
«Все хотят обвинить человека во взятке, а то, что мои деньги воруют, никому не интересно! Я взяток никому не давала!»
Версия осужденной: как ее задержали
Свою версию Чунарева рассказала крайне эмоционально: с чувством, паузами и расстановками. Упомянула, что вину полностью признала и заключила досудебное соглашение. Все показания с 2023 года она подтвердила. Под стражей женщина находится за распространение наркотиков.
Историю связи с Сукиасян Чунарева начала с истоков. Говорит, у матери была онкология, она какое-то время жила в Перми, ухаживала за ней. Далее возникли проблемы с сожителем из-за 2 млн рублей, якобы она их ему одолжила, а он не вернул. После того как маме стало легче, она поехала в гости к подруге — Сукиасян, знакомы они еще с 2017 года. Чунарева рассказала ей свою историю, а Сукиасян предложила помощь.
«Она [Сукиасян] мне рассказала о том, что занимается наркотиками, также сказала, что у нее есть друзья Норик и Ильшат. Норик просто был на связи, а Ильшат представился как „сотрудник ФСБ“. Они сказали, что помогут вернуть мои деньги, за эти услуги они взяли сначала с меня 50 тысяч, а потом 500 тысяч. Соответственно, ничего они так и не сделали. Люди сейчас находятся под арестом», — рассказала свидетельница.
Чунарева продолжила, уточнив, что денег у нее не было, а они были очень нужны, Сукиасян уговорила ее заниматься распространением наркотиков. С декабря 2022-го по февраль 2023 года она занималась распространением, также она напомнила, что с ними вместе был и Шайдуллин, который в этот момент ждал своей очереди на допрос.
«К ней [Сукиасян] приходили домой ее друзья. От меня требовалось, чтобы я передавала, помогала тасовать. Я очень боялась этим заниматься. Она мне говорила, что у нее есть друзья в органах, проблем никаких не будет. Ильшат представлялся сотрудником ФСБ. По факту потом уже я узнала от следователя в следственном комитете, что он [Ильшат] бывший сотрудник МВД, он даже никакой не эфэсбэшник, вообще не является никаким сотрудником. То есть просто люди мошенническим образом воспользовались моей ситуацией», — добавила она.
Все это, по словам свидетельницы, она делала ради того, чтобы помочь матери. Не получилось: Чунарева оказалась в колонии, а мама умерла.
Далее свидетельница вспоминала, как их с Сукиасян задержали 17 февраля — у обеих изъяли телефоны, а также личный автомобиль Чунаревой. По поводу машины свидетель рассказала, что на ней висит долг перед банком в размере 300 тыс. рублей. Помочь с выплатой долга Сукиасян отказалась, однако предложила продать авто. К Чунаревой в СИЗО приходил адвокат с предложением продать машину, дабы погасить долг, оплатить услуги адвоката и помочь матери. Выхода не было, автомобиль могли конфисковать, поэтому она дала разрешение на продажу. Далее сменился адвокат, Александр Халилов, по словам свидетеля, подтвердил, что машину продали за 1,3 млн рублей. После ей дали разрешение на звонки. Когда она созвонилась с мамой, та предупредила Чунареву, чтобы была осторожнее с Сукиасян, мол, она мошенница. После смерти матери, связавшись с родственниками, Чунарева узнала, что Сукиасян якобы требовала у родственников продать жилплощадь в Перми и Санкт-Петербурге, дабы вытащить Чунареву из тюрьмы.
В мае 2023 года Сукиасян говорила Шайдуллину, что Покровская требует от нее 2 млн рублей за решение вопроса по Чунаревой
Суд собирается вызвать на допрос следователя СКР
В моменте Чунарева полностью ушла от сути допроса, будто это был единственный шанс рассказать все, что с ней произошло за последний год.
«Я хочу привлечь [Сукиасян] за то, что она воспользовалась ситуацией, что я нахожусь в тюрьме, и вымогала деньги. У матери вымогала, у моих родственников, забрала деньги от продажи машины. Она [Сукиасян] указывала, что покупала какой-то телефон прокурору Купову. Кто такой прокурор Купов? Я его в жизни никогда до сегодняшнего момента не видела! Почему на мои деньги приобретаются телефоны?» — возмущалась свидетельница.
После вопросов от госообвинения очередь дошла до Покровской. Уточняя, чем занималась Сукиасян до распространения наркотиков, Чунарева хотела уже начать рассказ, однако судья ее, вероятно, вовремя остановил.
Чунарева добавила, что Покровскую она видела несколько раз, но лично они с ней ничего не обсуждали и беседы не вели. Помимо этого, свидетельница уточнила, что адвокат Халилов никаких записок от Сукиасян ей не передавал, хотя последняя утверждала на своем допросе, что записки были.
Свидетельница в какой-то момент перестала слышать судью и лишь твердила свое с надеждой, что он разберется в ее проблемах.
«Я пишу жалобы, их не рассматривают, пожалуйста, посодействуйте. Куда мне написать, чтобы мои жалобы рассматривались? Сукиасян просто моей ситуацией воспользовалась, продала машину, использовала денежные средства. Она работала проституткой с 2017 года, сидела в тюрьме. Я ее выгораживать не собираюсь. На мои заявления просто внимания не обращают. Все хотят обвинить человека во взятке, а то, что мои деньги воруют, никому не интересно! Я взяток никому не давала!» — не сдерживаясь в высказываниях, продолжала выкрикивать Чунарева.
Покровская продолжила:
— Когда вас доставили в отдел полиции, сотрудники у вас просили какие-то денежные средства, чтобы вас освободить либо вернуть телефоны, машину?
— Нет. — Несмотря на возражение судьи, Чунарева уточнила: — Сказали: «Сдавай всех, пойдешь домой».
— А следователь СКР склонял вас к даче каких-то показаний, которые вы давали до следствия?
— Единственный момент, который мне непонятен, почему по факту нашего дела он меня спрашивал: «Кто такой Купов?». Также он меня просил не давать показания по поводу машины: «Подожди-подожди». А чего я должна ждать? Насчет машины он меня очень долго просил не давать показаний.
В этот момент судья уточнил:
— На вас [следователь СКР Ленар] Сабиров воздействовал, получается, психологически? Оказывал давление?
В моменте участники начали говорить одновременно, судья пытался успокоить участников диалога.
— Да, мне не давали звонки матери. Я матери не могла позвонить, — плача отвечала Чунарева.
Судьей было принято решение пригласить на допрос следователя СКР Ленара Сабирова.
Покровская же подтвердила, что и на нее Сабиров оказывал давление: «Меня он пытал. Сабиров склонял к даче показаний против всей прокуратуры, а меня держали на „спецах“ с террористами и крысами».
Эмоции зашкаливали. В моменте гособвинитель Марина Хайрова не сдержалась и призвала к порядку во время заседания.
Чунарева также уточнила, что адвокаты ей говорили о том, что у нее будет вторая часть. А единственное доказательство ее причастности к преступлению — наличие 14 г наркотиков в нижнем белье. Всем остальным, по словам свидетельницы, занималась Сукиасян.
Уточняющие вопросы также задала сторона защиты Купова — адвокат Альбина Милина.
— Какие-либо распоряжения по поводу денежных средств на дачу взятки, на решение вопросов от продажи машины вы давали?
— Нет, я просила помогать матери и погасить долг перед банком.
— Через кого она [Сукиасян] якобы решала вопросы, вам неизвестно?
— Нет.
С окончанием допроса Чунаревой градус эмоций и шума в зале снизился, следующим прикованным наручниками к конвоиру в зал зашел Шайдуллин. Он по сравнению с Чунаревой показался крайне спокойным.
На бо́льшую часть вопросов он отвечал: «Не помню». А еще рассказал, что в марте 2023 года познакомился с Покровской, которая на момент знакомства была также знакомой Сукиасян. На то время у него было административное правонарушение, Сукиасян ему сказала, что Покровская может посодействовать в закрытии вопросов.
«Но хочу отметить, что люди, о которых в дальнейшем говорила Покровская, к обвиняемым отношения не имеют. То есть это были другие люди, я подсудимого до момента задержания осенью 2023-го, о его существовании, в принципе, не знал», — конкретизировал свидетель.
Также Шайдуллин рассказал, что в апреле прошлого года Покровская ему сказала, что хочет сделать любимому человеку подарок на день рождения, планирует приобрести телефон. А в мае 2023-го уже Сукиасян говорила Шайдуллину, что Покровская требует от нее 2 млн рублей за решение вопроса по Чунаревой.
А когда вопрос о том, когда они познакомились, ему задал Купов, Шайдуллин прямо сказал: уже после задержания бывшего сотрудника прокуратуры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.