Сегодня челнинский автогигант объявил что с главного сборочного конвейера сошел 2,5-миллионный грузовик — КАМАЗ-54901 поколения К5 Сегодня челнинский автогигант объявил, что с главного сборочного конвейера сошел 2,5-миллионный грузовик — «КАМАЗ-54901» поколения К5 Фото: «БИЗНЕС Online»

2,5-миллионный грузовик на КАМАЗе сегодня отметили скромно, на зато поздравил Мишустин

В декабре КАМАЗ отметит свое 55-летие. Готовится масштабное празднование с открытием новых объектов, в том числе визит-центра с интерактивным музеем предприятия и центра электроники и элементов питания «Олимп». Но в текущем году это не единственное красивое число для КАМАЗа. Сегодня челнинский автогигант объявил, что с главного сборочного конвейера сошел 2,5-миллионный грузовик. Машиной под номером 2 500 000 стал «санкционно устойчивый» седельный тягач «КАМАЗ-54901» поколения К5, в котором заменили компоненты от «недружественных» поставщиков.

На заводе в среду прошло небольшое торжественное мероприятие, в котором приняли участие гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, курирующий в ведомстве машиностроение, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев и некоторые сотрудники. Отметили скромно, чтобы не останавливать конвейер, пояснили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КАМАЗа. Главное торжество намечено на 4 октября.

«Сегодня было скромное мероприятие, в котором участвовали только некоторые работники автомобильного завода. Главные торжественные мероприятия пройдут 4 октября с участием нескольких тысяч человек и красивой программой. На него приглашены федеральные и региональные гости. Будет концертная программа. Торжества тоже пройдут на АВЗ (автомобильном заводеприм. ред.)», — рассказали в пресс-службе.

Какие конкретно федеральные гости приглашены и ожидаются, на заводе не уточнили: «Мы не озвучиваем». Но, кажется, одно из самых важных в стране поздравлений КАМАЗ уже получил сегодня заочно. То ли специально, то ли случайно кабмин РФ утром опубликовал релиз о встрече Когогина и премьер-министра России Михаила Мишустина. Вероятно, сам прием в Доме правительства РФ состоялся несколькими днями ранее. В пресс-службе КАМАЗа указали, что выпуск 2,5-миллионного грузовика в один день с публикацией информации о встрече Мишустина и Когогина — это совпадение, так не подгадывали. Судя по данным на сайте правительства, прежде такого публичного доклада перед премьером у Когогина не было, этот первый. С другой стороны, видятся премьер и гендиректор КАМАЗа довольно часто, и в последний раз это было в мае на форуме ЦИПР в Нижнем Новгороде.

«Их (грузовых автомобилей „КАМАЗ“прим. ред.) количество сегодня перевалило уже за 2,5 миллиона. Знаю, что вы в связи с этим будете поздравлять коллектив», — отметил Мишустин в начале встречи. Не совсем стыкуется с заявлением КАМАЗа о том, что 2,5-миллионный автомобиль вышел с конвейера сегодня, но так ли важны эти мелкие детали? «Прошу вас передать всему многотысячному коллективу КАМАЗа самые искренние поздравления, благодарность за эффективную и качественную работу, которая в том числе укрепляет промышленный и технологический суверенитет нашей страны», — отметил премьер.

В том, что КАМАЗ «ритмично» работает, есть «весомейший вклад» руководства Татарстана, отдельно подчеркнул председатель правительства. «Рустам Нургалиевич Минниханов очень внимательно к этому относится. И конечно, необходимо сказать о той роли, которую сыграл Минтимер Шарипович Шаймиев. Руководители Татарстана, наши коллеги в республике занимались профессионально вопросами, связанными с развитием КАМАЗа», — указал Мишустин. Интересно, что публичных поздравлений от руководства Татарстана на фоне схода с конвейера 2,5-миллионного грузовика не было, во всяком случае пока.

В своем докладе гендиректор КАМАЗа отметил, что сегодня в эксплуатации в России более 700 тыс. «КамАЗов», автомобилями К5 предприятие «по-настоящему гордится» В своем докладе гендиректор КАМАЗа отметил, что сегодня в эксплуатации в России более 700 тыс. «КАМАЗов», автомобилями К5 предприятие «по-настоящему гордится» Фото: premier.gov.ru

Как Когогин рекламировал электробусы: «У нас очень удачная техника получилась»

Понятно, что Когогина пригласили в Белый дом не только ради поздравлений. В своем докладе гендиректор КАМАЗа отметил, что сегодня в эксплуатации в России более 700 тыс. «КАМАЗов», автомобилями К5 предприятие «по-настоящему гордится». На этом часть встречи о грузовом транспорте завершилась. Премьер, как следовало из его выступления, желал прежде всего послушать о других «перспективных направлениях» — автобусах, троллейбусах и электробусах.

Когогин описал направление пассажирского транспорта для КАМАЗа как «особую статью наших задач». Предприятие «активно включилось» в программу обновления общественного транспорта, а особая гордость — это электробусы. В Москве их уже более 2 тысяч.

«По качеству использования как?» — поинтересовался Мишустин. «Сегодня никто даже не спорит — предпочитают ездить на электробусе», — отреагировал гендиректор КАМАЗа. В этой реплике читалось, что если раньше кто-то спорил, то сегодня таких уже нет. Но это все же не совсем так. Например, в Казани электробусы пока не поехали, хотя было тестовое использование на одном из маршрутов. Недавно были закуплены автобусы на газомоторном топливе.

«Сегодня никто даже не спорит — предпочитают ездить на электробусе» «Сегодня никто даже не спорит — предпочитают ездить на электробусе» Фото: «БИЗНЕС Online»

С пессимизмом в отношении электробусов в августе высказывался гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков. «Пик поклонения электробусам прошел. Цена на него огромная, а никаких преимуществ перед троллейбусом он не имеет. Сейчас есть троллейбусы с автономным ходом до 30 километров. Как таковые электробусы — перспектива для Казани очень далекая, а троллейбусы с увеличенным автономным ходом — это перспективное направление», — подчеркивал Абдулхаков в беседе с «БИЗНЕС Online». В прошлом году СМИ с опорой на московский контракт подсчитывали, что стоимость одного электробуса — примерно 63 млн рублей. Недавно закупленные для Казани газомоторные «НЕФАЗы» стоили под 19 млн рублей за машину без учета субсидий на 2 млн рублей от минпромторга России и «Газпром газомоторное топливо». Конечная цена машины может отличаться в зависимости от конкретного контракта и комплектаций, но в любом случае разница в цене серьезная.

Впрочем, Когогин, говоря об электробусах, анонсировал увеличение производства: «У нас очень удачная техника получилась». «В прошлом году еще в несколько регионов мы поставили электробусы. И, как я понимаю, это даже изменило отношение к общественному транспорту в таких городах, как Ростов, Волгоград, Курск, Липецк, — там появились небольшие партии наших электробусов, — расписывал Когогин. И дальше, так сказать, пользуясь случаем, вставил: — Рассчитываю, что теперь губернаторы будут думать, как расширить использование этого удобного, комфортабельного транспорта». Посыл был очевиден — регионам надо закупать больше.

В этом году КАМАЗ выпустит 2,5 тыс. автобусов, из них 630 — электробусы. Судя по открытым данным, пока львиная доля закупок — это Москва. Так, Ростов-на-Дону и Волгоград ранее закупили 20 и 21 электробус соответственно, а в Курск и Липецк приехали по 10. В частности, в Ростов электробусы привезли по федеральной программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта. В марте 2024-го электробус прошел тестовые испытания на маршрутах в Санкт-Петербурге.

Мишустин благодарил Когогина за то, что КАМАЗ «взял на себя непростую ношу» и возглавил группу по импортозамещению ПО Мишустин благодарил Когогина за то, что КАМАЗ «взял на себя непростую ношу» и возглавил группу по импортозамещению ПО Фото: premier.gov.ru

«Сергей Анатольевич, так как все-таки дела в импортозамещении САПР?»

Также разговор зашел об импортозамещении, причем даже не комплектующих, а прежде всего программного обеспечения для производства, систем автоматизированного проектирования (САПР). Мишустин благодарил Когогина за то, что КАМАЗ «взял на себя непростую ношу» и возглавил группу по импортозамещению ПО. Гендиректор завода в ответ благодарил правительство РФ за поддержку.

Надо сказать, что о САПР разговор Мишустина и Когогина уже не первый и не второй. Гендиректор КАМАЗа во время поездки Мишустина на завод в июне 2021 года пообещал (это следует из прежних заявлений Мишустина) вместе с другими производителями разработать собственную, отечественную систему автоматизированного проектирования. В июне 2022-го премьер напомнил об обещании, но Когогин дал понять, что быстро сделать не получится: «Этим факультативно заниматься невозможно». Премьера такой ответ не устроил, и он дал ответное обещание: «Я хочу результатов. И буду приходить на каждое ваше выступление и спрашивать: когда?». И на нынешней встрече премьер свое обещание сдержал.

Когогин доложил, что российские автопроизводители «выработали единые требования, какие нам программные продукты нужны». Дальше стали заниматься замещением зарубежных продуктов через гранты от государства. «Мы должны сейчас идти с опережением. Оно может быть только через использование искусственного интеллекта. 2 сентября мы собрали группу автопроизводителей — всех главных конструкторов. Затем пригласили разработчиков PLM-систем (информационная система, предназначенная для управления всем жизненным циклом продукта,прим. ред.). И третий блок — это „Яндекс“, „Сколтех“ и Сбер», — рассуждал руководитель КАМАЗа.

Мишустин – Когогину: «Почему вы не договорились, КАМАЗ?!»

Мишустина такой комментарий не удовлетворил, и он снова вспомнил об обещаниях — своем и Когогина. «Сергей Анатольевич, так как все-таки дела в импортозамещении САПР и систем поддержки жизненного цикла продукции?» — спросил премьер.

Ответ Когогина не сильно отличался от того, что был на ЦИПР в мае в Нижнем Новгороде. КамАЗ работает с «Росатомом» над продуктом «Сарус», и он «по архитектуре очень неплохо задуман», но не отвечает требованиям автопрома. «То есть как только появляются сложные поверхности, а их у автомобилистов достаточно, то, конечно, программе трудно», — отметил Когогин. Таким образом, когда будет свое ПО, не прозвучало.

Мишустин настаивал, что задачу решить можно, просто нужно более активно требовать с подрядчиков результат. «Очень важно, чтобы вы, как заказчик, не стеснялись сообщать об имеющихся проблемах. То, что у нас страна, которая решила вопросы геометрического ядра, и есть все инструменты для этого, означает, что мы должны просто более активно требовать с подрядчиков результаты», — сказал премьер. Выходило так, что Когогин требует недостаточно настойчиво.

Когогин осторожно заметил, что частично «Атом» проектируется на отечественном продукте, то есть на «Сарусе», но «еще много предстоит» Когогин осторожно заметил, что частично «Атом» проектируется на отечественном продукте, т. е. на «Сарусе», но «еще много предстоит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Проект «Атом» — вы почему‑то о нем не упомянули…»

Еще одна тема, о которой Мишустину пришлось напоминать, — это электромобиль «Атом». «Проект „Атом“ — вы почему‑то о нем не упомянули. Вы обещали, что его будете проектировать на отечественном программном обеспечении. Получается?» — между делом напомнил премьер-министр о разговоре на IT-форуме «Цифровая индустрия промышленной России».

Когогин осторожно заметил, что частично «Атом» проектируется на отечественном продукте, т. е. на «Сарусе», но «еще много предстоит». «Тем не менее мы движемся вперед», — заверил Мишустина руководитель КАМАЗа. После этого диалог снова вернулся к обоюдным комплиментам. «Передайте, пожалуйста, самые добрые слова коллективу. Поздравляю вас — больше 2,5 миллиона „КАМАЗов“ в стране и в мире», — завершил свою речь премьер.

Его интерес к «Атому» неслучаен. На уже упомянутом IT-форуме поднималась проблема импортозамещения, которая осложняет запуск автомобиля в серийное производство. Тогда звучали претензии к отечественному программному обеспечению для управления предприятием и производством «Сарус». «Вот Сергей Анатольевич пообещал, если продукт будет готов, то вторую версию „Атома“ он будет готов в PLM „Сарус“ делать. Готовность будет или нет?» — также допрашивал Мишустин руководителя ИЦК «Общее машиностроение» и главу «Росатома» Алексея Лихачева. Именно его компания ответственна за разработку цифровой системы. При этом премьер напомнил, что разработку проекта проинвестировало и государство.

Ранее Когогин отмечал, что машины станут выпускать в 2025 году. В феврале этого года в Набережных Челнах и Москве начали тестирования функциональных прототипов «Атома» Ранее Когогин отмечал, что машины станут выпускать в 2025-м. В феврале этого года в Набережных Челнах и Москве начали тестирование функциональных прототипов «Атома» Фото: premier.gov.ru

«Выстраивая работу с Сергеем Анатольевичем Когогиным, я прекрасно понимаю, что имею дело не только с человеком очень интеллигентным, образованным, но еще и с мастером спорта по дзюдо! Поэтому я, в общем, пытаюсь себя вести аккуратно и сделать все, чтобы мы удовлетворили запрос КАМАЗа в целом, в частности проекта под названием „Атом“. Для нас будет большая честь, если действительно „Атом“ станет не только российским автомобильным супергаджетом, но еще и полностью импортозамещенным», — отвечал тогда Лихачев.

Ранее Когогин отмечал, что машины станут выпускать в 2025-м. В феврале этого года в Набережных Челнах и Москве начали тестирование функциональных прототипов «Атома». Параллельно идет разработка операционной системы и кузова — первые образцы обещают к декабрю. Инвестиции в проект уже составили 24 млрд рублей, из которых 14 млрд — это средства частных инвесторов.