С 23 по 24 сентября в Альметьевске при поддержке «Татнефти» прошла международная конференция «Трудноизвлекаемые запасы нефти» С 23 по 24 сентября в Альметьевске при поддержке «Татнефти» прошла международная конференция «Трудноизвлекаемые запасы нефти»

Как «Татнефть» делилась с миром опытом работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти

С 23 по 24 сентября в Альметьевске при поддержке «Татнефти» прошла международная конференция «Трудноизвлекаемые запасы нефти». В стенах Высшей школы нефти (ВШН) собрались более 200 человек из 10 регионов России и трех стран — ведущие ученые, эксперты, представители образования, науки и индустрии. Для нефтяного университета конференция стала одним из шагов на пути к созданию передовой инженерной школы на базе ВШН.

На повестке дня стояла непростая для нефтяной отрасли тема — обсуждение инновационных и наукоемких решений по добыче черного золота, спрятанного глубоко-глубоко в недрах. Время, когда нефть буквально била фонтаном из-под Земли, давно прошло. Сегодня большая часть месторождений нефти в Татарстане — трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ), многие из которых практически исчерпались, это существенно усложняет ее промысловый сбор, подготовку и транспортировку. Технологии, которые применяются при добыче девонской и карбоновой нефти, здесь неэффективны.

Во вступительном слове гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов констатировал, что легкодоступной нефти на Ромашкинском месторождении и в Татарстане все меньше. Оставшиеся источники же удалены от населенных пунктов и находятся в зонах повышенной экологической опасности: Крайней Север, моря, глубокие шлейфы. Ее добыча сопряжена с огромными рисками для природы.

«У нас под ногами огромное богатство, и мы постоянно работаем над тем, чтобы эффективно его поднять на поверхность», — отмечал генерал татарстанской нефтедобычи.

Во вступительном слове гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов констатировал, что легкодоступной нефти в Ромашкинском месторождении и Татарстане все меньше Во вступительном слове гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов констатировал, что легкодоступной нефти на Ромашкинском месторождении и в Татарстане все меньше

Минимизация рисков для экологии и совершенствование технологии добычи — приоритет для «Татнефти», которая не первый год работает с непростыми месторождениями. Своим богатым опытом работы в этом направлении сотрудники нефтяной компании и поделились с участниками конференции. Вместе они обсудили технологии, позволяющие повысить эффективность разработки месторождений, цифровое моделирование таких месторождений, а также другие актуальные темы, касающиеся добычи ТРИЗ. Общая мысль такова: даже малые изменения в технологиях могут привести к значительному сокращению затрат и повышению объемов добычи.

«Мировое научное сообщество и нефтяные компании только начинают осваивать проблематику трудноизвлекаемых запасов нефти и пока не столкнулись с ней в полной мере. Предполагается, что в будущем многие страны и компании окажутся вынуждены обратиться к разработке таких месторождений. При этом в „Татнефти“ уже накапливается значительный объем знаний в данной области, что даст ей конкурентное преимущество», — уверен ректор ВШН Александр Дьяконов.

Минимизация рисков для экологии и совершенствование технологии добычи — приоритет для «Татнефти», которая не первый год работает с непростыми месторождениями Минимизация рисков для экологии и совершенствование технологии добычи — приоритет для «Татнефти», которая не первый год работает с непростыми месторождениями

Маганов о подготовке кадров: «Если есть нехватка компетенций, значит, где-то недоработали мы, взрослые»

Второй день международной конференции посвятили кадрам и образованию, без которых технологический прорыв в добыче ТРИЗ невозможен в принципе. На пленарном заседании «Перспективы науки, образования и бизнеса в нефтегазовой отрасли» эксперты обсудили вопрос подготовки специалистов. Маганов отметил, что даже нефтяная отрасль с высокими зарплатами столкнулась с накрывшим страну кадровым дефицитом. Квалифицированных кадров все меньше — университеты все хуже отвечают на вызовы корпораций. И редким исключением из негативной тенденции стала Высшая школа нефти, показавшая высокий уровень синергии с «Татнефтью», запросами страны, науки и системы образования, отметил модератор пленарки и гендиректор АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

В чем секрет успеха альметьевского университета? Маганов считает, что все дело в том, что и нефтяники, и ВШН вместе стремятся формировать культуру, творческое мышление и даже дух будущих работников «Татнефти». Наиль Ульфатович обратился к истории компании: в послевоенное время, когда в Альметьевский район приехали тысячи, как он их назвал, «авантюристов», трудами первостроителей по венам страны полились сотни миллионов нефти, ставшие весомым вкладом в восстановление и расцвет государства. Компания и сегодня старается прививать новому поколению сотрудников легкий ген авантюризма первых нефтяников, а также тягу к знаниям и трудолюбию. Именно поэтому «Татнефть» много средств вкладывает в инфраструктуру города и в подготовку будущих специалистов.

«Институт не просто кузница кадров, а необходимый элемент выстроенной за десятилетия системы. Преподаватели здесь — носители высокой культуры, системности, уважения к знаниям. Это должно быть у всех, с этим качеством общество может рассчитывать на лучшее и уверенное будущее, — объяснял Маганов. — Мы определили ценности компании: быть открытыми, технологичными, лидерами. С людьми, соответствующими им, мы хотели бы двигаться вперед. Понятно, даже для чудес нужно время, пройдут годы, прежде чем ценности закрепятся. При надлежащих условиях привить культуру, поменять менталитет можно за 5–7 лет, но для этого нужны те, кто ею обладает».

Маганов считает, что если компания не будет показывать молодому поколению новые горизонты в карьере, новые возможности для развития, то и развития ей не видать — будущее принадлежит молодежи. А вот критиковать выпускников за пробелы в знаниях не стоит. «Я никогда не задумывался, доволен ли я студентами. Если есть нехватка компетенций, значит, где-то недоработали мы, взрослые, чего-то на каком-то этапе недодали, не привили. В таком случае я больше недоволен собой и работой нашей команды. Если ты недоволен работником — подойди к зеркалу и увидишь причину», — подытоживал мысль глава компании.

Данис Нургалиев: «С интересом смотрим, как развивается „Высшая школа нефти“. С удовольствием будем участвовать в этом эксперименте» Данис Нургалиев: «С интересом смотрим, как развивается Высшая школа нефти. С удовольствием будем участвовать в этом эксперименте»

Подготовка — с детского сада

Эксперимент в Альметьевске уникальный по своей сущности, уверен проректор КФУ по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле и директор Института геологии и нефтегазовых технологий Данис Нургалиев. Несмотря на то что у «Татнефти» сейчас есть под боком «свой» университет, компания не закрывает двери для взаимодействия с другими вузами, в том числе КФУ.

«С интересом смотрим, как развивается Высшая школа нефти. С удовольствием будем участвовать в этом эксперименте. Понятно, что есть конкуренция, тем не менее нам это очень интересно. Нам бы очень хотелось, например, совместно с лабораторным корпусом здесь поработать. Есть вещи, по которым и они могут обратиться к нам. Мир построен так, что побеждает только сеть, — заявил Данис Карлович. — Обязательно надо дружить! Многие вызовы мы можем решать вместе. Наверное, невозможно все в одном месте собрать. Мир многообразен, много задач стоит». Прежде чем попасть в компанию, специалисты проходят не только через вузы, но и через школы, а еще раньше — детские сады.

«Татнефть» приняла решение в целях укрепления устойчивости в долгосрочной перспективе смотреть на систему образования начиная с детского сада. Хороший вуз должен оправдать те усилия, которые нефтяники вкладывают в человеческий ресурс, что называется, с пеленок. «Дети, выходящие из наших детсадов, должны попасть к преподавателям, которые дадут им знания, отличающие их от других ребят», — сказал Маганов.

«На преподавателей физики идут ребята, которые даже не сдавали ЕГЭ по этому предмету. Что это за таланты? Как их воспитывать, если у них основы нет никакой?! В то же время ребята, в которые мы и их родители вложили ресурсы, должны попасть в систему, которая позволит им развить все лучшее, что у них было, чтобы они потом вошли в производственную жизнь с нормальной психикой, нормальными знаниями, правильными ценностями. Именно теми, которые в будущем позволят им самореализоваться», — рассуждал Наиль Ульфатович.

Тем, что еще нужно поменять в системе образования, чтобы выходящие из вузов магистры и аспиранты отвечали требованиям рынка, поинтересовался модератор встречи. Дьяконов уверен: нужны долгосрочные стратегии, но и быстрые победы никто не отменял. «Мы бы могли написать стратегию, как построить кампус, но мы просто взяли и построили. В то же время у ректора болит голова над тем, как фундаментальное образование сделать реальным инструментом для выпускников. «У многих есть иллюзия, что мы сейчас увеличим часы по математике, физике… Это не решает задачу. Нужен другой подход», — рассуждал ректор.

Директор института «ТатНИПИнефть» Андрей Пименов выразил пожелание, чтобы в магистерских программах были учтены коммуникационные компетенции

Он предложил присмотреться к системе обучения в императорской России. «В первые два года, мне кажется, в университете должны закладываться возможности выпускника создавать новые технологии. Если он освоит инструментарий фундаментальной науки, то действительно станет тем специалистом, который будет двигать нашу страну вперед», — указал спикер. Нургалиев считает, что в условиях быстро меняющегося мира у студента должна быть возможность каждые два года менять направление обучения: «Образование должно быть порционным, меняющимся».

Директор института «ТатНИПИнефть» Андрей Пименов выразил пожелание, чтобы в магистерских программах были учтены коммуникационные компетенции. «Чтобы выпускники могли более эффективно и быстро коммуницировать, обладали максимальной договороспособностью и быстро выходили на решение поставленных задач. Эту составляющую в магистерских и докторских программах имеет смысл посмотреть более подробно», — отметил доктор технических наук. В завершение Маганов еще раз повторил: будущее станет устойчивее, если люди отвечают определенным ценностям и обладают определенным уровнем культуры.