Народный артист РФ Владимир Андропов руководит оркестром 15 лет Народный артист РФ Владимир Андропов руководит оркестром 15 лет Фото предоставлено НАОНИР им. Осипова

Как пела русская душа

Круглую дату одного из старейших и непрерывно действующих коллективов страны, 105-летие Национального академического оркестра народных инструментов России им. Осипова (НАОНИР им. Осипова), отметили на прошлой неделе тепло и помпезно — на концерте в зале Чайковского не умолкали поздравления, звучали неожиданные премьеры и выступали зарубежные гости. Заочно юбиляров поздравил президент страны Владимир Путин и министр культуры РФ Ольга Любимова, а солисты Большого и Мариинского театров, ансамбль им. Игоря Моисеева, народная артистка РФ Юлия Рутберг и музыканты из Китая подарили незабываемый вечер музыки и танца. Громких благодарностей удостоился маэстро Владимир Андропов, который руководит коллективом 15 лет.

Помпезный тон вечера задали аккорды «Торжественного» полонеза и увертюры «Русский праздник» — вместе с домрами и балалайками хиты Василия Андреева и Александры Пахмутовой «пела» русская душа. На ратное поле зрителей отправила героическая «Сеча при Керженце» из «Китежа» Николая Римского-Корсакова. В ироничную сказку — фантазия на темы из оперы композитора «Золотой петушок». Броскими фанфарами, хрустальными звуками-каплями и сладостной кантиленой виртуоз Евгений Волчков рисовал портреты Петушка, Звездочета и Шемаханской царицы.

Дольше всех коллектив поздравлял Глеб Перязев — фактурный бас Мариинки спел с оркестром Осипова аж 6 раз. В «Песне варяжского гостя» («Садко») он обратился суровым воином, в «Ямщике» Фельдмана безутешно страдал, в романсе «Гори, гори, моя звезда» клялся в любви, а в песне об Ольховке заигрывал с публикой, срывая овации в каждом куплете.

Истовость народного танца ожила в «Камаринской» Николая и Дмитрия Осиповых. Пляс с искрометным наигрышем балалаек — визитная карточка оркестра. Ее задор подхватили солисты ансамбля Моисеева в венгерском танце «Понтозоо». А затем случилось трогательное «Признание» — Рутберг посвятила Андропову вольный пересказ стихотворения Пушкина, назвав его своим учителем в музыке. Драматизма торжеству добавила премьера — Фантазия Дербенко на тему песни «Выйду я на улицу» прозвучала неожиданно щемяще, с экспрессивными импровизациями и рельефными паузами. За психологизм миниатюры отвечал солист Даниил Стаднюк, оркестр же старался быть ближе к беспечно-легкому оригиналу.

Фото предоставлено НАОНИР им. Осипова

Экзотику в праздник привнесли китайские гости. «Прекрасную ночь» публике подарил Тан Фэн — пленэрную пьесу Лю Тяньхуа он сыграл на традиционном инструменте эрху, а «Подмосковные вечера» с публикой провела Чжао Цун. Хит Соловьева-Седого она «пропела» на пипе вместе с «Песней о выпасе лошадей», и помог ей балалаечник Александр Николайчук.

О свободной любви поведали Дарья Зыкова и Борис Лифановский — звезды Большого театра исполнили «Хабанеру» из оперы Бизе «Кармен». Аутентичные «Наигрыши брянских пастухов» реконструировал ансамбль старинных духовых инструментов. А под занавес публику ждал рок-сюрприз: перед финальной фантазией на тему «Коробейников» Виктор Олехнович и Станислав Карпов «зажгли» на электробалалайках, композиция «Эй, моряк» из фильма «Человек-амфибия» стала апофеозом вечера.

Диляра отучившись в Нижнекамске уехала покорять Москву Диляра, отучившись в Нижнекамске, уехала покорять Москву Фото предоставлено Дилярой Сагдеевой

«Для итальянцев домра — что-то очень экзотичное, поэтому принимали на ура»

Юбилейный концерт НАОНИР им. Осипова интересен еще тем, что в его рядах играет наша землячка Диляра Сагдеева. Уроженка Нижнекамска в 2016 году окончила Гнесинскую академию, в 2020-м обучалась в консерватории им. Поллини (Италия) по классу «мандолина» и неоднократно становилась лауреатом всероссийских и международных конкурсов. И вот уже четыре года 28-летняя артистка покоряет вместе с оркестром и сольно концертные залы страны.

— Диляра, в концертном зале имени Чайковского мы увидели праздник коллектива, теперь расскажите о его буднях. Нагрузки в народном оркестре такие же, как в симфоническом? И как вам работается с Владимиром Андроповым?

— Все очень серьезно (улыбается). Мы репетируем каждый день, пока все не будет звучать должным образом, сколько бы времени на это ни понадобилось. Ведь оркестр играет совершенно разную музыку — это и русские народные песни, и танцы народов мира, и академические сочинения для народного и симфонического оркестров, и яркие эстрадные номера. Владимир Павлович — требовательный дирижер (например, на репетицию все должны приходить за 15 минут — разыгрываться и готовить свои места), но очень чуткий. Он всегда идет за солистами и дает нам возможность творить. Я всегда с удовольствием прихожу на репетиции.

— Сколько концертов в среднем оркестр дает в месяц?

— Есть сезонные месяцы — ноябрь и декабрь, есть более легкие — сентябрь и июнь. Помню, однажды мы дали 20 концертов за месяц, было сложно, но очень интересно. Раньше оркестр много выступал за рубежом, сейчас из-за ситуации в мире летаем в основном в Китай, много гастролируем по России. В ноябре едем с концертами на Дальний Восток, а так вместе с оркестром я побывала в Ярославле, Рязани, Твери, Воронеже, Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске. К сожалению, пока не добрались до Татарстана, очень хочется выступить на родине. Если нас пригласят в Казань или Нижнекамск, буду очень рада.

— Как в вашей жизни появилась домра?

— В детстве я думала, что домра — татарский народный инструмент (смеется), потому что мы играли на ней национальные песни. А вообще, тюркские корни у домры тоже есть, существует много похожих инструментов: даже казахская домбра — это родственница домры.

В 6 лет меня отвели в музыкальную школу, пытались отдать на балалайку, но я сразу сказала, что хочу играть на домре. Уж очень она мне нравилась. К тому же родители знали учительницу домры Наталью Валерьевну Малецкову, и она взяла меня в свой класс. А потом я переехала в Москву, где окончила музыкальный колледж и академию имени Гнесиных, а в прошлом году — ассистентуру-стажировку.

— Также вы повышали свое мастерство в Италии, в одной из местных консерваторий.

— Да, я год училась в консерватории имени Поллини в Падуе по программе обмена, обучалась игре на мандолине. Домры в Италии, увы, нет, но и там я ее всячески пропагандировала — привозила в консерваторию, давала студентам поиграть и выступала там на домре с сольным концертом. Для итальянцев домра — что-то очень экзотичное, поэтому принимали на ура.

Также в Италии мне было интересно освоить мандолину. Со стороны кажется, что она очень похожа на домру, но это не так. У мандолины 8 струн (а у домры 3) и совсем другая техника исполнения. Сейчас в Москве я даю концерты на мандолине и однажды снималась с ней в сериале.

— Что особенно вам запомнилось за год жизни в Италии?

— Италия — это совершенно другой мир. В Москве все куда-то бегут, а в Падуе жизнь размеренная и люди все делают для удовольствия — играют, едят, гуляют. Их спокойствие передалось мне, и сейчас я стараюсь сохранить это ощущение. В консерватории я постоянно ходила на концерты, между занятиями ездила в разные города. До сих пор помню потрясающий венецианский карнавал — все эти маски, яркие костюмы и представления, толпы людей, много песен и танцев. Когда я играю сольно с оркестром «Венецианский карнавал» Никколо Паганини, то всегда представляю эти моменты.

— Не было желания остаться в Падуе или Венеции?

— В Италии я скорее хотела презентовать домру, поэтому оставаться смысла не было. Тем более вскоре после отъезда меня пригласили на работу в оркестр имени Осипова. На прослушивании был большой конкурс: нужно было представить обязательное произведение, сочинение по выбору, чтение с листа, транспонирование и игру по дирижерской руке. Я не боялась, но и не верила, что что-то получится. Подумала: «Пусть будет как будет», — и зашла. Там все улыбались, я тоже начала улыбаться, показала, что умею. После прослушивания пошла гулять с подругой, и мне почти сразу позвонили — прошла. Я очень удивилась и обрадовалась. Вот уже четвертый год работаю в оркестре.

— А куда можно прийти на ваш сольный концерт?

— В основном я выступаю в Москве — в камерном зале филармонии, в усадьбах и музеях. Мне очень нравится играть в музее Скрябина и академии имени Гнесиных. Там мы, кстати, проводим «Антологию домры» — приглашаем разных музыкантов, устраиваем беседы со зрителями, играем признанные шедевры и представляем новые сочинения для домры. Ближайший концерт будет посвящен юбилею Ефрема Подгайца и пройдет 18 ноября.

— Вы сами преподаете?

— В детской музыкальной школе имени Юргенсона вот уже пятый год. Дети замечательные, мне с ними всегда весело. Главное — привить ребятам любовь к музыке, чтобы они с удовольствием ходили на занятия и приятно проводили время. Кажется, у меня это получается. В младших классах мы с детьми играем песенки из их любимых мультфильмов, в старших — уже более серьезную музыку. Станет ли кто-то из них потом артистом оркестра Осипова? Не знаю, но талантливых ребят много.

«В Италии я, скорее, хотела презентовать домру, поэтому оставаться смысла не было» «В Италии я скорее хотела презентовать домру, поэтому оставаться смысла не было» Фото предоставлено Дилярой Сагдеевой

«Дома с родителями общаюсь на татарском языке»

Но есть в жизни нашей героини и еще одно важное занятие — она занимается популяризацией своего любимого музыкального инструмента. Сагдеева даже ведет тематический телеграм-канал Domra-Time. «В ленте транслирую все, что связано с домрой, — информацию о концертах, конкурсах, проектах, продаже инструментов, — говорит собеседница „БИЗНЕС Online“. — Даю советы по игре на домре. Также с преподавателями и артистами обсуждаем насущные проблемы, волнующие всех домристов, пытаемся найти их решение».

По словам Сагдеевой, ей еще в детстве было обидно, что так мало людей знают о домре. В итоге, уже будучи состоявшимся музыкантом, уроженка Нижнекамска выиграла несколько грантов на ее популяризацию. «Первый был нацелен на пропаганду инструмента за рубежом. Я сделала „Школу игры на домре“ на английском языке — это видеоуроки на YouTube, где я объясняю, как правильно держать инструмент, постановку рук, различные приемы игры на домре и прочее, — рассказывает домристка. — Второй грант — это фестиваль-конкурс „Домра-Модерн“. Мы провели несколько концертов и совместный конкурс исполнителей на домре и композиторов, ведь именно в их сотрудничестве я вижу развитие домры в будущем. Если будут появляться новые сочинения, слушатели смогут заново открыть для себя этот прекрасный инструмент в академической и современной музыке».

Кстати, по словам Сагдеевой, на домре можно прекрасно исполнять и татарские мелодии. «Я заказывала у композиторов для своих концертов опусы на татарские народные темы, — напоминает она. — Например, Лидия-Мария Кошевая написала пьесу на две татарские песни — „Сарман“ и „Талы-талы“. В той же Казани часто играют национальные песни на домре, есть замечательный Государственный оркестр народных инструментов РТ под управлением Анатолия Шутикова. Сама я играю много флейтовой, кларнетовой, скрипичной музыки, и иногда на домре она звучит красочнее. Та же „Бурлеска“ Шостаковича: домра более ударный инструмент, чем скрипка, а „Бурлеска“ очень динамичная и ритмичная, она созвучна природе домры».

О возвращении из Москвы Диляра не думала, но хочет популяризировать домру и в Татарстане О возвращении из Москвы Диляра не думала, но хочет популяризировать домру и в Татарстане Фото предоставлено Дилярой Сагдеевой

И в целом сегодня у домристов в российской столице много перспектив, считает музыкант: «Можно работать не только в оркестре имени Осипова, но и в оркестрах имени Некрасова, „Русские узоры“, в ансамблях „Россия“ имени Людмилы Зыкиной и „Садко“. И, конечно же, преподавать».

А что же малая родина? «В Нижнекамск я приезжаю на летние каникулы и, если получается, на новогодние праздники. В Казани бываю реже, — говорит Сагдеева. — О возвращении пока не думала — мне очень нравится в Москве, но хочется популяризировать домру и в Татарстане. Было бы здорово сделать большой фестиваль в Нижнекамске, пригласить наш оркестр, известных солистов-домристов — Александра Цыганкова и Екатерину Мочалову, академических вокалистов и инструменталистов, ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского. Это моя маленькая мечта».

Не забывает наша героиня в Москве и родной язык и культуру, благо в свое время училась в татарской школе. «Дома с родителями общаюсь на татарском языке, — говорит музыкант НАОНИР им. Осипова. — Мы готовим эчпочмаки, беляши, отмечаем национальные праздники. Я давно хочу побывать на Сабантуе в Москве, сначала в качестве зрителя, а потом, может, получится и выступить».