«Добрынин открыл жанр особой поп-музыки, присущей только ему. Это печальная весть не только для друзей, но и для всего российского музыкального сообщества» «Добрынин открыл жанр особой поп-музыки, присущей только ему. Это печальная весть не только для друзей, но и для всего российского музыкального сообщества» Фото: © Evguenii Matveev / Russian Look / www.globallookpress.com

Не пережил третьего инсульта

«Я не в состоянии», — это единственное, что смог сказать сегодня Сергей Минаев на просьбу «БИЗНЕС Online» прокомментировать смерть Вячеслава Добрынина. О смерти советского и российского певца, пик славы которого пришелся на разгульные 90-е, музыканта и композитора стало известно сегодня днем. Смерть артиста без подробностей подтвердила РБК его жена Ирина. Композитору было 78 лет.

«Добрынин открыл жанр особой поп-музыки, присущей только ему. Это печальная весть не только для друзей, но и для всего российского музыкального сообщества», — отреагировал сегодня днем еще один исполнитель песен Добрынина, народный артист РСФСР Лев Лещенко. Сам Добрынин — народный артист России. Несколько иначе, но с тем же посылом отреагировал на смерть артиста сегодня политолог Михаил Виноградов. «На странице „Википедии“ поражает количество написанных им песен, почти бесконечный список. Возможно, они были не первого ряда и не вечные, но вполне хитогенные, почти любой современник опознает хотя бы штук 10–15», — написал Виноградов в своем телеграм-канале.

У артиста были серьезные проблемы с сердцем. Последние три года он фактически не выступал, получил инвалидность. В очередной раз состояние Добрынина ухудшилось в сентябре. Меньше недели назад стало известно, что композитора в тяжелом состоянии госпитализировали в больницу с подозрением на очередной инсульт, уже третий по счету. «Вячеслав Григорьевич уже перенес ранее два инсульта. Уже три года, как он не выступает. Именно состояние здоровья положило конец гастрольной деятельности. Все это время он чувствовал себя не то чтобы хорошо, но терпимо. Держался нормально. Но вот, видимо, произошло обострение», — рассказывал после новой госпитализации директор артиста Сергей Карпов.

По словам Карпова, последние три года Добрынин провел дома с женой, которая стала его «ангелом-хранителем». «Мы все сами ждем заключения врачей. Очень надеемся, что все обойдется», — отмечал Карпов. К сожалению, не обошлось. По данным телеграм-канала SHOT, после очередного инсульта врачи не давали прогнозов. Скончался артист сегодня в больнице в Москве около 11:00. Причиной стали осложнения на фоне инсульта, уточняет канал.

Судя по открытым данным, в последний раз Добрынин появился на публике еще в декабре 2021 года. Он выступил в жюри одного из шоу на телеканале НТВ. «Я заранее прошу простить меня за то, что я не очень говорю уверенно. Потому что я после тяжелой болезни восстанавливаюсь, но впервые за два года я вошел в студию», — отмечал артист. Первый микроинсульт у Добрынина случился еще в 2018 году.

По словам близких музыканта, похоронят Добрынина на Троекуровском кладбище в Москве. Всего композитор за свою карьеру выпустил более 50 сольных и авторских альбомов, в соавторстве с поэтом Леонидом Дербеневым написал более 100 композиций. Вместе с поэтом Симоном Осиашвили незадолго до смерти начал работать над новой песней под названием «Все могло быть иначе». «Он обозначил мне ключевую фразу новой песни, я даже написал к ней припев. Правда, Слава с самого начала говорил, что, наверное, это будет последняя песня в его жизни», — рассказал Осиашвили в беседе с SHOT.

У Добрынина остались жена, дочь Екатерина, внучка София и внук Александр.

Начинал с гармошки и баяна, учился на историческом факультете, получил народного артиста РФ в 1996-м

Вячеслав Григорьевич Добрынин (имя при рождении — Вячеслав Галустович Антонов; по отцу — Петросян) родился 25 января 1946 года в Москве. В детстве Вячеслав носил фамилию матери Антонов, но в начале карьеры композитора взял в качестве псевдонима фамилию Добрынин, т. к. на эстраде уже набирал популярность другой известный исполнитель — Юрий Антонов.

Музыкальный талант Добрынина проявился еще в три года — ребенок, услышав какую-нибудь музыку по радио, практически один в один воспроизводил ее на детской гармошке. Выяснилось, что у Вячеслава абсолютный слух. Мальчика отдали в музыкальную школу по классу баяна. Музыкальное образование он продолжил в училище им. Октябрьской революции по дирижерско-хоровому и народному (класс баяна) отделениям, а позже научился играть на гитаре. В 1970 году Добрынин окончил аспирантуру исторического факультета МГУ по специальности «история и теория искусства».

В студенчестве увлекался музыкой группы The Beatles, под влиянием которой начал писать свои песни. Свою музыкальную карьеру Добрынин начал в 1968 году в качестве гитариста в созданном им вокально-инструментальном ансамбле «Орфей». Ансамбль давал концерты в кафетериях перед публикой, специально приходившей послушать и посмотреть на музыканта. В конце 1960-х в качестве гитариста принял участие в записи небольшой пластинки ВИА «Веселые ребята». В начале 1970-х Добрынин руководил ВИА «Лада» и был гитаристом в джазовом оркестре Олега Лундстрема.

Дебют Добрынина как композитора состоялся в 1970 году, а уже к середине 1970-х он стал одним из самых популярных композиторов в СССР. В разное время песни на его музыку исполняли Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров, Михаил Боярский, Анна Герман, Михаил Шуфутинский, Маша Распутина, Лещенко, ВИА «Веселые ребята», ВИА «Самоцветы» и др.

Сольная карьера артиста началась случайно. В 1986 году на записи популярной программы «Шире круг» вместо Боярского Добрынин исполнил песню «Спасатель» на свою музыку. С этого момента он регулярно выходил на сцену. Через год состоялся первый творческий вечер Добрынина «Ни минуты покоя», где его песни исполняли различные артисты. Сам Добрынин спел несколько песен, в том числе ставшие популярными «Не сыпь мне соль на рану», «Синий туман» и «Бабушки-старушки».

В 1990 году фирма «Мелодия» наградила Добрынина «Золотым диском» за пластинки «Синий туман» и «Колдовское озеро», которые вышли тиражами по 7 млн экземпляров. В том же году создал группу «Доктор Шлягер».

В 1990-е годы музыкант выпустил десятки ставших популярными песен, среди них — «Колдовское озеро», «Льется музыка», «Пиковая дама», «Я боюсь твоей любви», «Ах, какая женщина». Также выходили клипы музыканта на песни «Казино», «Стена», «Не ревнуй». Был снят ролик на совместную с Андреем Державиным песню «Не забывайте друзей». В 1998 году свет увидел музыкальный альбом под названием «Руки вверх, доктор Шлягер!», записанный совместно с группой «Руки Вверх!».

Композитор также является автором таких хитов, как «Синий туман», «Не волнуйтесь, тетя», «За милых дам», «На теплоходе музыка играет», «Где же ты была», «Ни минуты покоя», «Так вот какая ты», «Бабушки-старушки», «Все, что в жизни есть у меня». Всего за свою карьеру Добрынин выпустил более 50 альбомов — как авторских, так и сольных.

Кроме того, Добрынин — автор музыки к фильмам и сериалам. Среди них — фильмы «Приморский бульвар» (1988), «Американский дедушка» (1993) и «Расставаясь с Москвой» (2000), а также сериалы «Люба, дети и завод…» (2005–2006) и «Счастливы вместе» (2006–2013). В комедии «Американский дедушка» он также снялся в небольшой роли.

Последний раз артист выходил на сцену в 2019 году во время сборного концерта «Дискотека 80-х», где исполнил попурри из своих песен. С тех пор в связи с состоянием здоровья он практически не появлялся на публичных мероприятиях и не выступал с концертами.

В 1996 году Добрынину присвоили звание народного артиста России. Награжден орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 1986-м получил премию Ленинского комсомола. Неоднократно становился лауреатом фестиваля «Песня года», многих популярных всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей («Юрмала», «Ялта», «Братиславская лира», «Золотой Орфей», «Зелена Гура»). В 1998 году на «Площади звезд» у ГЦКЗ «Россия» была заложена именная плита Добрынина. В 2015 году получил премию «Золотой граммофон».

Надо сказать, что отношение к творчеству Добрынина неоднозначное, встречались и негативные оценки. К примеру, в 2010 году песни композитора раскритиковали в эфире шоу «Достояние Республики» на Первом канале. Композиция «Льется музыка» сочетает в себе «все худшее, что было в советской эстраде», отмечал один из критиков. «Вот все худшее, что можно себе представить, в этой песне есть. Это то, от чего мне во время моей юности хотелось бежать, закрыв глаза и уши, в сторону какой-то совсем другой музыки», — отмечал музыкальный критик Борис Барабанов.

«Вот эта совершенно разгульная, дешевая, ресторанная пошлость, которая есть в этой мелодии. И сказать, что где-то там слышны философские, поэтические строки, от которых у меня должен случиться какой-то эстетический катарсис, я не могу», — говорил Барабанов. Сам Добрынин называл такое мнение «непрофессиональным»: «Это тоже мнение, но оно очень странное».

А так рассуждал о творчестве Добрынина в том же эфире музыкальный критик Михаил Марголис: «На мой взгляд, Добрынин делится на две части. У него есть песня „Прощай“, которая является универсальной песней всей страны, — это действительно такая пиковая вершина — и на все свое остальное творчество, в котором он достиг какого-то предела универсальности для того, что у нас называется массовым вкусом или, наоборот, массовым безвкусием. С одной стороны, каждая строка его песен уходила в народ в качестве афоризма. Но афоризм являлся скорее изображением китча: казино, музыка, песни, вино. В принципе, он тексты не писал, но так универсально подстраивал под них усвояемые мелодии, что каждую песню можно считать шлягером. Но, с другой стороны, для людей, которые хоть чуть-чуть двигаются в музыке и в своем развитии, это образец того, что делать не надо».

«Что он привнес в нашу музыку? Он писал шлягеры. Он писал песни, которые поют все» «Что он привнес в нашу музыку? Он писал шлягеры. Он писал песни, которые поют все» Фото: © Anatoly Lomokhov / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Мы разговаривали с ним совсем недавно — может быть, месяц назад. Он звонил мне по поводу того, что хотел собрать друзей…»

Собеседники «БИЗНЕС Online» вспоминают Добрынина и рассуждают о том, какой след он оставит в российской музыке.

Андрей Державин — советский и российский певец, музыкант, композитор, аранжировщик:

— Я узнал об этом 10 минут назад. Узнал совершенно случайно — где-то в интернете мелькнуло. Естественно, я не поверил, подумал, что это фейк. Позвонил его супруге — она подтвердила. Поэтому я сейчас не настроен давать большое интервью, понимаете? Я на самом деле чувствую себя сейчас подавленным. И, наверное, не только я, а все, кто об этом узнают. Потому что такая утрата огромная…

Мы разговаривали с ним совсем недавно — может быть, месяц назад. Он звонил мне по поводу того, что хотел собрать друзей, как обычно делал программы, за круглым столом. Он всегда умел заразить всех своей энергией и своим жизнелюбием. Своим оптимизмом, позитивом, уникальностью. Я не помню, чему эта программа должна быть посвящена, но какой-то повод был, и он говорит: «Давайте соберемся, как мы умеем. Посидим, расскажем, споем. Это так нужно людям сейчас».

Вы понимаете, его песни отличались от всех остальных тем, что они общечеловеческие, они несут разумное, доброе и вечное. Они живут в семьях,  домах, поколениях. Может быть, они где-то просты, где-то не чересчур сложные или не чересчур модные, но они искренние, настоящие. Потому что людей не обманешь. Если люди это выбирают для себя, то это кому-то нужно. И вот он умел писать такую музыку, такие песни… Я по себе сужу. Он для меня как наставник, учитель, мелодист. Как он прекрасно владеет этим искусством. Я столькому у него научился!

Рассказывать можно много, но я повторюсь — мне сейчас не до интервью. Поэтому прошу простить. Это огромная утрата, и я думаю, что, узнав о ней, миллионы людей будут сегодня грустить, скорбеть и так далее…


Юрий Лоза — певец:

— А я не знал. Я вот только сейчас был своими делами занят и от вас узнал. Жалко. Слава, конечно, был очень позитивным человеком. Всегда улыбчивый, доброжелательный. Он болел тяжело последнее время, нигде не появлялся. Насколько я знаю, какие-то серьезные были проблемы со здоровьем. Но возраст, опять же. Поймите, что, когда люди умирают в 20–23 года, — это трагедия для всех родных и близких. А Добрынину было 78 — это уже почтенный возраст. Человек красиво прожил и много чего хорошего успел сделать.

Что он привнес в нашу музыку? Писал шлягеры. Он писал песни, которые поют все. Слава не писал оперы, не писал какую-то сложную музыку. Его нельзя сравнивать с Шостаковичем. Он писал музыку для всех, так называемую. И она тоже нужна. И люди орали ее на каких-то посиделках или просто на кухнях и так далее. А самые известные его шлягеры звучали просто из каждого утюга. И они скрашивали нашу жизнь, помогали нам… Нам песня строить и жить помогает — эту фразу никто не отменял. Потому что да, действительно, его песни нам строить и жить помогают.

У меня личных историй, связанных с ним, нет, потому что  семьями не дружили. Встречались на съемочных, концертных площадках, но не более того. Светлая ему память и царствие небесное.


Иосиф Пригожин — российский продюсер, бизнесмен:

— Вячеслав Добрынин внес большой вклад в искусство. Он является классическим примером, когда люди, которые уходят, остаются на века. Его произведения будут жить долго, огромное количество звезд пели его произведения. Он легендарный композитор, автор. И самое главное, что я хочу сказать: грустно, когда уходят люди вот такой эпохи, которые не смогли встроиться в нашу новую реальность под названием шоу-бизнес, будь он неладен. Скромные люди. Наверное, уже и востребованность падает, и это приводит к таким грустным моментам.

Если бы он с творчеством своим продолжил, то, может, и подольше бы прожил. Состояние здоровья, гастроли — это все отнимает полжизни у каждого человека. Сегодня 78 лет — это вообще не возраст. Но для нас он останется легендарной личностью, выдающимся музыкантом и композитором. Соболезнования родным и близким.