Представить прогноз социально-экономического развития РТ на ближайшую трехлетку пришли министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов и его зам Олег Пелевин Представить прогноз социально-экономического развития РТ на ближайшую трехлетку пришли министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов и его зам Олег Пелевин Фото: gossov.tatarstan.ru

Рост ВРП, неактивные самозанятые, стройка будет расти вопреки макроэкономике

Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ накануне собрался впервые после выборов. В кресле председателя комитета немного непривычно было наблюдать Рягата Хусаинова, который еще недавно был главой Лениногорского района республики. Также ряды депутатов пополнили другие новички — в зале мы разглядели директора Казанского порохового завода Александра Лившица и гендиректора АО «Фонд развития промышленности Республики Татарстан» Марата Бухараева, однако гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Марат Фаляхов на первое заседание комитета приехать не сумел. Прогноз социально-экономического развития РТ на ближайшую трехлетку представили сразу два руководителя из минэкономики РТ — министр Мидхат Шагиахметов и его первый зам Олег Пелевин.

Со слов министра стало понятно: несмотря на санкции, в Татарстане предприятия продолжают развиваться и сохраняют инвестиционную активность, перестраивают логистику и рынки сбыта. Из бюджета РФ системообразующие организации получили 55 млрд рублей господдержки. Тем не менее за 8 месяцев 2024 года экономический рост ушел в пике и составил 1,7%.

«Только жесткая финансовая дисциплина!»: Минниханову представили прогноз бюджета на 2025 год

Рост валового регионального продукта (ВРП) по итогам этого года прогнозируется на уровне 2,8%, задача до конца 2024-го — достичь, как на днях на послании обозначил раис РТ Рустам Минниханов, 5 трлн рублей. По итогам 2025-го ВРП должен вырасти еще на 2,9%.

Каковы другие прогнозы на будущий год? Наибольший удельный вес в структуре экономики, как известно, занимает промышленность. Рост индекса промышленного производств в 2025 году должен составить 3,1%, производство сельскохозяйственной продукции — вырасти на 0,8% (в 2026–2027 годах — на 1,3%), торговый оборот увеличится на 3–3,6%. Объемы строительства в ближайшие три года вырастут на 2–2,4%, планируется ввести в эксплуатацию 9–9,4 млн кв. м жилья (как это происходит при действующей ставке ЦБ — загадка, но депутатов это как-то не зацепило).

А что с инвестициями? На текущий год объем вложений в основной капитал составит 1,3 трлн рублей. В МСП наблюдается положительная динамика — в республике на конец года прогнозируется 178 тыс. малых и средних предпринимателей, численность занятых в данной отрасли превысит 614 тыс. человек. На 1 сентября в РТ трудились 358 тыс. самозанятых, но экономически активных из них всего чуть больше половины (57%).

На рынке труда, как известно, диспропорция: 50 тыс. вакансий и только 3,5 тыс. безработных. Однако реальная зарплата в РТ в 2025 году, согласно прогнозу министерства, должна вырасти (на 3,2%).

Доходы республики в следующем году ожидаются на уровне 425,5 млрд рублей, расходы — 439 млрд рублей, дефицит — 13,5 миллиарда Доходы республики в следующем году ожидаются на уровне 425,5 млрд рублей, расходы — 439 млрд рублей, дефицит — 13,5 миллиарда Фото: gossov.tatarstan.ru

Почти 3 млрд рублей на БДД и 650 тыс. рублей на сохранение языков

Теперь о главном, ради чего собрались, — о бюджете. Доходы республики в следующем году ожидаются на уровне 425,5 млрд рублей, расходы — 439 млрд рублей, дефицит — 13,5 миллиарда. Как рассказала замминистра финансов РТ Алла Анфимова, в 2025-м в бюджет поступит 128 млрд рублей налога на прибыль, НДФЛ — 186 млрд рублей, поступление акцизов — 45 миллиардов. Сборы налога на имущество организаций ожидаются на уровне 41,6 млрд, а объем неналоговых доходов должен составить 29,7 млрд рублей.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета пока не учтены. «После внесения проекта федерального бюджета в Госдуму определятся объемы межбюджетных трансфертов, предназначенные для Республики Татарстан. Эти суммы будут включены в наш бюджет поправками ко второму чтению», — добавила Анфимова.

Все бюджеты районов РТ прогнозируются бездефицитными. В течение трех лет будут расти первоочередные и социально значимые расходы — до 86% к 2027 году. В предстоящую трехлетку на социально значимые мероприятия запланировано потратить 7,8 млрд рублей.

Дальше замминистра перечислила планируемые расходы по профилю комитета. Так, на содействие занятости населения направят 847 млн рублей; на поддержку МСП сумма фактически мизерная — 1,2 млрд рублей, а вот на содержание и развитие индустриальных промпарков и промышленных площадок — 34 млрд (!). Повышение безопасности дорожного движения — 2,7 млрд, поддержка туристической деятельности — 74,4 млн рублей. Кроме того, на выполнение мероприятий в области информационно-телекоммуникационных технологий и связи направится 1,7 млрд рублей.

Кстати, здесь же предусмотрены расходы на реализацию госпрограммы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ» — 650 тыс. рублей (аналогичная смешная была и в прошлом году), социальную поддержку граждан Татарстана — 3 млн рублей.

Марата Ахметова волновало, почему у территорий с опережающим развитием — Набережных Челнов и Нижнекамска такой большой разрыв по привлеченным средствам Марата Ахметова волновало, почему у территорий с опережающим развитием — Набережных Челнов и Нижнекамска — такой большой разрыв по привлеченным средствам Фото: gossov.tatarstan.ru

«Мы не планируем каких-либо долгосрочных заимствований, но планируем погашение имеющихся»

Депутаты не отпустили чиновников без вопросов. «Старожил» комитета по экономике, Артур Абдульзянов поинтересовался местом Татарстана по России по дефициту бюджета. «Такую аналитику мы не проводили. У нас дефицит [находится] в рамках требований, которые заложены Бюджетным кодексом, мы их соблюдаем», — довольно размыто ответила ему Анфимова.

Заместителя председателя Госсовета РТ Марата Ахметова волновало, почему у территорий с опережающим развитием — Набережных Челнов и Нижнекамска — такой большой разрыв по привлеченным средствам (в Челны было привлечено 43 млрд, а в Нижнекамск — всего 7 млрд прим. ред.). «В 6 раз различаются цифры, а в чем причина такой пассивности Нижнекамска?» — вопрошал Ахметов.

Здесь Шагиахметову пришлось объяснить, что все дело в соглашениях по этим территориям. Мол, они подписывались с учетом планов развития территорий и размеры инвестиций были определены вполне конкретно. «[Было указано] необходимое количество резидентов, которых надо привлечь, количество рабочих мест, которые должны быть созданы. Сравнивать их по каким-то абсолютным значениям не совсем правильно», — сказал министр. По его словам, все заложенные показатели эти города выполняют.

«Немножко Чистополь выпадает из программы…» — продолжил было Марат Готович, но Шагиахметов парировал: «Чистополь не выпадает. На сегодняшний день в проработке в Чистополе находятся 6 инвестиционных проектов, сейчас они проходят экспертизу». В конце этого года и в начале следующего проекты планируется представить на комиссию по включению в число резидентов территории опережающего развития.

Интересовали депутатов показатели экономики Татарстана в сентябре 2024-го. По словам Шагиахметова, по итогам первого месяца осени темпы развития экономики выросли на 2,5%.

Председатель комитета Рягат Хусаинов поинтересовался уровнем внешнего и внутреннего государственного долга Татарстана Председатель комитета Рягат Хусаинов поинтересовался уровнем внешнего и внутреннего государственного долга Татарстана Фото: gossov.tatarstan.ru

Не обошлось и без внешнеполитического контекста. Депутатов почему-то волновало (на третий год СВО), какой объем из инвестиций в республику (1 трлн 335 млрд — прим. ред.) было вложено из карманов иностранных инвесторов. «Долю мы можем сказать, но мы видим, что с учетом тех беспрецедентных санкций, которые ввели против нашей страны, понятно, что те инвестиции, которые были, имеют тенденцию к снижению», — признал Шагиахметов. Долю иностранных инвестиций, к слову, на открытой части заседания комиссии он так и не озвучил.

Председатель комитета Хусаинов поинтересовался уровнем внешнего и внутреннего государственного долга Татарстана. Анфимова заверила, что он будет снижаться. Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2026 года прогнозируется в размере 116,7 млрд, на 1 января 2027-го — 107,4 млрд, и на 1 января 2028-го — 95,7 млрд рублей.

«По верхнему пределу внешнего долга, который в иенах (кредит под поручительство правительства РТ был взят еще на строительство первого завода „Аммоний“ прим. ред.), у нас наблюдается 8 миллиардов на 1 января 2026 года, 7,2 миллиарда на 1 января 2027-го и 6,5 миллиарда на 1 января 2028 года. Мы не планируем каких-либо долгосрочных заимствований, но планируем погашение имеющихся», — уточнила Анфимова.

Ренат Мистахов: «Сегодня я вижу тенденцию, что мало выделяется финансирования на учебные заведения. Именно в рамках системы колледжей» Ренат Мистахов: «Сегодня я вижу тенденцию, что мало выделяется финансирования на учебные заведения. Именно в рамках системы колледжей» Фото: gossov.tatarstan.ru

Проблемы с финансированием колледжей и «повышение квалификации» для депутатов

Бурное обсуждение неожиданно запустил гендиректор АО «Объединенная промышленная корпорация «Ак Барс» Ренат Мистахов: «Сегодня я вижу тенденцию, что мало выделяется финансирования на учебные заведения. Именно в рамках системы колледжей». Мистахов привел в пример ситуации, когда в колледжах обучение проходит на одном оборудовании (как правило, устаревшем), а предприятия работают на другом. Получается, что выпускников надо переучивать.

«Это вопрос очень серьезный. Да, мы создали свой учебный центр. Но если бы каждый занимался своим делом, то мы бы получили единый результат в виде образованных людей, которые приходят на производство. Люди для нас — это тоже экономика. Они создают добавленную стоимость того или иного продукта, но людей надо воспитывать», — наставлял Мистахов.

Со своей стороны Анфимова смогла ответить лишь, что снижения расходов по разделу образование в бюджете не фиксируют. Шагиахметов же добавил, что в Татарстане потихоньку начинает развиваться практика, когда студенты могут подрабатывать уже на стадии обучения в своем же учебном заведении. В пример он привел «Алабугу Политех».

«Я оказался в „Политехе“ с представителем Каракалпакстана. Случайно встретился с одним студентом, он говорит: „Я из Зеленодольска“. Я говорю: „Как ты здесь оказался? У вас там завод имени Горького, свои колледжи“. А он говорит: „Мне здесь понравилось. Мы полдня учимся, полдня работаем. И до 50–60 тысяч рублей зарабатываем“», — добавил Ахметов.

Зампредседателя комитета Марат Галеев отметил, что это — проблема «с бородой». Мол, в профучилищах в свое время были настолько устаревшие пособия, что могло только отвадить людей от получения рабочих профессий Зампредседателя комитета Марат Галеев отметил, что в профучилищах в свое время были настолько устаревшие пособия, что могли только отвадить людей от получения рабочих профессий Фото: gossov.tatarstan.ru

Зампредседателя комитета Марат Галеев отметил, что это проблема «с бородой». Мол, в профучилищах в свое время были настолько устаревшие пособия, что могли только отвадить людей от получения рабочих профессий. Но «поворот в головах» уже произошел. В наших аграрных колледжах есть продвинутое оборудование, которое требуется на производстве: и симуляторы, и компьютеры, сообщил депутат.

Вице-спикер Ахметов призвал депутатов комитета по экономике глубже вникать в проблемы экономики, участвовать в еженедельных заседаниях штаба минэкономики, посещать балансовые комиссии.

«У нас четверть предприятий убыточны в первом полугодии. Не обижайтесь, пожалуйста. Шулаймы? (тат. „Хорошо?“прим. ред.), — обратился Марат Готович к министру экономики и продолжил: — Значит, это предмет для работы балансовых комиссии наших отраслевых министров, в том числе при активном участии нас, депутатов. Если ставится прогноз 2,8 процента на следующий год, это очень напряженный прогноз. И дай бог нам вот этот режим работы в таких условиях выдержать».

«Ежегодным обращением надеешься на удвоение бюджета?»

Уже ближе к вечеру депутаты экологического комитета Госсовета аналогично рассмотрели параметры бюджета РТ на будущий год. После докладов вице-спикер Ахметов напомнил, что 9 сентября правительством РТ была утверждена стратегия развития АПК Татарстана до 2030 года. В ней закладывается 24,6% роста за предстоящие 6 лет. «Это значит, каждый год по 5 процентов должно расти сопоставимо производство сельхозпродукции, — обратил внимание Ахметов и обратился к первому заместителю министра экономики РТ Пелевину: — Олег Владимирович, вы показываете следующий год [рост] 101 процент. Даже недотягиваем [до плана]».

Ахметов сообщил, что в бюджете на АПК отведено всего 12 млрд рублей государственной поддержки. При этом, согласно стратегии-2030, государственная поддержка отрасли должна быть на уровне 27–32 млрд в год: «Вопрос — раз принято постановление, программа утверждена, уже уходит 2024 год, а показатели мы не выполняем? Даже в следующем году мы ни в какой степени их не выполним. Какова причина?»

Отдуваться пришлось замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марселю Махмутову. «Уважаемый Марат Готович, юлить не буду. В действующих параметрах бюджета достижение показателей стратегии невыполнимо», — признал чиновник. Дескать, понимаем, что бюджет сформировался в жестких условиях, поэтому не оставляем надежды, что ежегодное обращение раиса республики будет услышано и выделят дополнительные средства.

«Ежегодным обращением надеешься на удвоение бюджета?» — удивился Ахметов. С ответом помогла замминистра финансов РТ Оксана Кисапова, которая пояснила, что в презентации речь шла о региональном бюджете, а сколько средств будет выделено по проекту из федерального, пока неизвестно.