Казалось бы, дороги строят постоянно — но плотность улично-дорожной сети (УДС) остается низкой Казалось бы, дороги строят постоянно, но плотность улично-дорожной сети (УДС) остается низкой Фото: «БИЗНЕС Online»

Градостроительный диагноз: в Казанской агломерации низкая плотность дорог, а 25% вообще грунтовые

Трудностям и перспективам развития транспортной инфраструктуры Казанской агломерации посвящен отдельный раздел подготовленного Институтом пространственного планирования РТ мастер-плана до 2050 года. С главными вводными, философией документа «БИЗНЕС Online» уже познакомил читателей, теперь приглядимся к деталям дорожного каркаса. Напомним, что документ, оказавшийся в распоряжении редакции, ушел на согласование в различные министерства и ведомства.

Начнем с диагноза дорожных проблем. Казалось бы, дороги строят постоянно, но плотность улично-дорожной сети (УДС) остается низкой. В 145 поселениях агломерации (это четверть поселков на карте) данный показатель не превышает 300 м на квадратный километр. В 57% поселений плотность дорог составляет от 300 до 700 м на квадратный километр.

«Величина плотности УДС обусловлена малой урбанизацией территории агломерации и естественными географическими условиями развития связей, — говорится в исследовании. — Наибольшую плотность имеют районы, расположенные вдоль основных автомобильных артерий агломерации. Транспортные связи тяготеют преимущественно в сторону центра агломерации — Казани».

Нажмите, чтобы увеличить

Без твердого покрытия в агломерации 2 тыс. км дорог. Это 25% общей длины дорог в 8,4 тыс. километров. Например, в Казани нет асфальта только на 3% дорог, а в Пестречинском и Зеленодольском районах — на 40%, что является худшими показателями в агломерации. «В связи с этими ограничениями возникают перепробеги автомобильного транспорта, что приводит к загрузке дорог и улично-дорожной сети в городах», — говорится в исследовании. 

Трудовые поездки приводят к высоким временным издержкам. Так, центра Казани можно достичь за 30 минут с 15% территории агломерации, за 60 минут — с 40% агломерации, за 90 минут — с 98% территории агломерации.

Фото: источник «БИЗНЕС Online»

Резюмируя, к слабым сторонам развития транспортной системы агломерации институт относит:

  • недостаточное развитие вылетных магистралей, обеспечивающих связи центра агломерации со срединным и периферийным поясами;
  • отсутствует скоростной внеуличный пассажирский транспорт агломерационного сообщения — нет электричек в большей части поселений;
  • нет связей через пространственные делители: рельеф, овраги, Волгу;
  • низкая связность территорий муниципальных образований;
  • трассировка магистральной транспортной сети по особо охраняемым природным территориям;
  • расположение большого количества застроенных территорий в придорожных полосах региональных и федеральных автомобильных дорог, а также в санитарных разрывах железных дорог;
  • автомобильные дороги без твердого покрытия в водоохранных зонах;
  • хаотичная сеть дорог, проходящая по сельскохозяйственным угодьям.

Какие решения предложены в целом? Нужно строить и реконструировать 1,3 тыс. км дорог. Весь период до 2050 года разбит на четыре этапа. Первый, до 2025-го, уже идет. 

Нажмите, чтобы увеличить

«Привязка к конкретным годам для каждого последующего этапа не имеет большого смысла — важную роль играет приоритетность мероприятий, поэтому этапы следует трактовать именно таким образом — как приоритеты, а не как строгую очередь, которую необходимо выполнить до 2025 года, затем до 2030-го и так далее», — пояснил «БИЗНЕС Online» директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев

Нажмите, чтобы увеличить

В первой очереди 156 км дорог, из которых 132 км новые, а 24 км нуждаются в реконструкции.

Моделирование показывает, что без изменения транспортного поведения людей, без развития общественного транспорта даже новых дорог будет недостаточно.
Олег Григорьев Директор Института пространственного планирования РТ
Олег Григорьев директор Института пространственного планирования РТ

Плотность УДС — важный показатель для улично-дорожной сети населенных пунктов, говорит Григорьев. Однако в масштабах агломерации показательнее связность автомобильных дорог, количество альтернативных связей между различными элементами системы расселения и вопросы организации движения общественного транспорта, считает он.  

Нажмите, чтобы увеличить

Первоочередные дороги. Что нужнее для Казани и почему развязки на Мамадышском тракте под вопросом

Новые дороги срочно нужны точкам роста близ Казани. Это «Лаишевский узел», «Салават Купере» и зеленодольское направление. В самой Казани упор делают на транспортный каркас «Восточной дуги» — неосвоенные земли от Салмачей до Дербышек. В числе первоочередных в границах столицы РТ:

  • Второй этап Вознесенского тракта от проспекта Победы до М7. Длина — 8 км, 6 полос движения. Сдать планируют до конца 2024 года. Цена — 26 млрд рублей. По расчетам, дорога разгрузит Мамадышский тракт, М7, проспект Победы и соседние с ним улицы Ломжинскую, Фучика, Академика Сахарова. Нюанс лишь в том, что в мастер-плане не предусматривалась платность магистрали, поэтому то, как она разгрузит дорогу за деньги, разработчики не считали. А пока известно, что цена проезда может быть и 150 рублей.
  • Дополнительная связь через Средний Кабан параллельно железной дороге от улицы Технической к улице Даурской. Длина перехода — 500 м, 6 полос движения. Это решение снизит поток автомобилей на улицах Марселя Салимжанова, Вишневского, Павлюхина, на Оренбургском тракте и проспекте Универсиады.
  • Проектируемый проезд №29. Это дорога от улиц Зорге и Дубравной до выхода на М7 в районе автодрома KazanRing с пересечением Вознесенского и Мамадышского трактов. Длина — 25,3 км, 6 полос. Дорога позволит начать застройку территории «Восточной дуги» Казани от Салмачей до Дербышек, облегчит проезд по Мамадышскому тракту, улице Мира в Дербышках, М7, улице Центральной в Салмачах.
  • Дублер Горьковского шоссе. Отрезок от Храма всех религий до М7 длиной 8,7 километра. Проект уже подготовлен (он обошелся в 233 млн рублей). Первый этап дороги от улицы Несмелова до Храма всех религий и ЖК «Серебряный бор» длиной 6 км запустили в апреле 2023 года за 2 млрд рублей. Достройка дороги позволит снизить загрузку улиц Приволжской, Привокзальной, Займищенского моста, М7, Горьковского шоссе, трассы Казань – Йошкар-Ола. 

Нажмите, чтобы увеличить

Не оказалось в списке уже разработанных, но не начатых проектов дороги от Патриса Лумумбы до Назиба Жиганова с развязкой на Космонавтов, трех развязок на Мамадышском тракте. В чем дело? 

Нажмите, чтобы увеличить

«Указанные проекты, обладая безусловной важностью для города, все же имеют более локальный характер влияния, — объяснил Григорьев газете „БИЗНЕС Online“. — Также необходима дополнительная оценка эффектов от реализации данных проектов, особенно развязок на Мамадышском тракте, поскольку это как раз тот случай, когда весьма значительные затраты просто переместят пробку на въезде в город от светофоров перекрестков с улицами Интернациональной и Натана Рахлина на развязку с проспектом Победы и далее на улицы Аграрную и Космонавтов. Да, сейчас светофоры на Мамадышском тракте затрудняют движение в город из Царево, ЖК „Светлая Долина“ и „Весна“. Но это „дозированное“ движение позволяет загрузке проспекта Победы, улицы Ершова и далее в центр города быть не столь катастрофичной в утренний час пик».  

Нажмите, чтобы увеличить

Новые дороги в районах вокруг столицы РТ

Что же до магистралей вне Казани, то там преобладают дорожные проекты за пределами ядра агломерации:

  • Развитие связей в сторону «Большого Зеленодольска». Это две дороги шириной четыре полосы от федеральной трассы А295 Казань – Йошкар-Ола до улицы Тэцевской. Общая длина — 21,2 км, включая прямой отрезок по краю лесопарка «Лебяжье» с выходом на Тэцевскую у Казанского вертолетного завода. Дорога Ш1 от А295 до улицы Осиновской длиной 6 км уже строится за 5 млрд рублей с конца 2023 года, сдать планируют в октябре 2024-го. Также за 381 млн рублей расширен 700-метровый отрезок улицы Нурихана Фаттаха от перекрестка с Тэцевской до границы с поселком Осиново Зеленодольского района.
  • Дополнительная связь с Высокогорским районом. Это дорога длиной 16,8 км, 4–6 полос движения. Начинается на М7 и продолжает казанский проезд №29 в Высокогорском районе. Проходит по полям и завершается в районе железнодорожной станции Бирюли. Включает реконструкцию действующих участков дорог. Дорога соединена с Высокой Горой, селами Инеш, Пановка, Эстачи.
  • Обход села Сокуры в Лаишевском районе. Длина — 6,2 км, 6 полос движения. Это часть реконструкции 24-километрового участка федеральной трассы Казань – Оренбург. Расходы на проект составят 19,3 млрд рублей. Сдать намерены в 2026 году.
  • Связь до Горьковского шоссе. Дорогу предлагают построить вдоль железной дороги от проспекта Ибрагимова до железнодорожного путепровода на Горьковском шоссе. Длина — 6,5 км, 6 полос движения.

Итого в числе первоочередных — 93,2 км дорог агломерации.

Как просчитывали дороги? «Для каждого перспективного участка проводилась оценка потенциального эффекта. Оценивался объем транспортного потока, который способна обслужить новая связь, с учетом тех дорог, на которых объем потока уменьшается за счет перераспределения, — объясняет Григорьев особенности транспортного моделирования. — Кроме того, как уже было сказано ранее, наибольшее внимание уделялось тем дорогам, которые обеспечивают связи с активно развивающимися жилищными площадками».

Преемственность решений генерального плана Казани, как центра агломерации, обеспечена продлением магистралей общегородского уровня за административные границы Казани к формируемым точкам роста» «Преемственность решений генерального плана Казани как центра агломерации обеспечена продлением магистралей общегородского уровня за административные границы столицы РТ к формируемым точкам роста» Фото: «БИЗНЕС Online»

Два моста через Волгу и нагрузка федеральных трасс: где еще пойдут дороги Большой Казани – 2050

Автодорожный каркас Казанской агломерации цементируют на действующих и перспективных автомобильных дорогах единой опорной транспортной сети России. К таковым на территории Большой Казани относятся:

  • М7 «Волга».
  • М12 «Восток».
  • Р239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Казахстаном. Оренбургский тракт — часть этой автодороги.
  • Р241. Казань – Буинск – Ульяновск.
  • А295 Йошкар-Ола – Казань.

На пересечениях с автомобильными дорогами федерального значения предложено строить больше транспортных развязок. Это позволит повысить пропускную способность транспортных узлов, уверены в Институте пространственного планирования РТ.

Дальнейшая программа развития территорий делится на два блока. Первый касается западного, юго-западного, северо-западного секторов агломерации. Это «Большой Зеленодольск», свияжский мультимодальный логистический центр (СММЛЦ), Иннополис, села Верхний Услон, Большие Ключи. Там предлагают построить:

  • Новый мост через Волгу на территорию СММЛЦ с выходом в районе зеленодольских деревень Красный Яр и Сафоново к действующей развязке трассы А295.
  • Дублер федеральной дороги А295 вдоль железнодорожных путей. Начинается от улицы Озерной в Зеленодольске, пролегает у поселков Октябрьский, Васильево, Красный Яр до М7 и улицы Путейской в Займище.
  • Дублер Горьковского шоссе и дороги А295 в створе утвержденного коридора ВСМ Москва – Казань.
  • Дорогу по территории «Большого Зеленодольска» от Ш1 до действующей развязки дороги А295 у Сафоново.
  • Новый 7-километровый мост через Волгу от улицы Тихорецкой до Верхнеуслонского района. Оттуда две дороги длиной 17 и 15 километров. Одна напрямую соединит Иннополис с Казанью, вторая — через действующую развязку на М7.
  • Строительство глубокого северного обхода Казани. Это автомобильная дорога к северу от М7, которая пройдет от Высокой Горы до трассы в Марий Эл Помары – Кортаково (88К-011). Эта связь станет альтернативой для М7.

Второй блок дорожной программы затрагивает сеть дорог в восточном, юго-восточном, северо-восточном секторе агломерации. Это территории «Восточной дуги», Танкового полигона Казани, Высокой Горы, Лаишевского района. В планах построить:

  • дублер Оренбургского тракта от дороги Казань – Боровое Матюшино (16К-1062) до транспортной развязки на М12 у сел Сапуголи и Никольское;
  • дорогу от М12 с выходом на 16К-1076 (проходит через Песчаные Ковали) и Матюшинский тракт;
  • дороги регионального или межмуниципального значения от М12 и Шали – Сорочьи Горы (16К-1091) до М7;
  • продление Вознесенского тракта за М7 до села Пестрецы;
  • обходы существующих населенных пунктов.

«Основное внимание уделено повышению уровня транспортного обслуживания формируемых точек роста и обеспечению дополнительных транспортных связей для доступа в границы центра агломерации для внешних транспортных потоков с М12 „Восток“, — подчеркивается в исследовании. — Преемственность решений генерального плана Казани как центра агломерации обеспечена продлением магистралей общегородского уровня за административные границы столицы Татарстана к формируемым точкам роста».

Платные вылетные трассы должны быть изолированы от городского потока, подчеркивали ранее в миндортрансе Платные вылетные трассы должны быть изолированы от городского потока, подчеркивали ранее в миндортрансе Фото: «БИЗНЕС Online»

Что ждет платные дороги?

Интересно, что теме платных дорог в мастер-плане разработчики особого внимания уделять не стали. Институт пространственного планирования РТ лишь ограничился тремя рекомендациями по платным магистралям:

  • безбарьерная система взимания платы;
  • платный проезд для транзитного транспорта по примеру Московского скоростного диаметра;
  • платный проезд для транспорта, не зарегистрированного в Казани.

Не видят в институте среди платных автодорог агломерации и второй этап Вознесенского тракта — на карте мастер-плана обозначена только дорога – дублер улицы Мира в Дербышках и Сибирского тракта Казани.

Альтернативы Вознесенскому тракту на текущий момент нет, а платные дороги должны быть обеспечены бесплатными дублерами.
Олег Григорьев Директор Института пространственного планирования РТ
Олег Григорьев директор Института пространственного планирования РТ

По мнению Григорьева, не все направления вылетных магистралей в Казани могут быть обеспечены дублерами, в том числе по причине отсутствия реальных коридоров, по которым они могли бы пройти.

Напомним, однако, что миндортранс Татарстана имеет иной взгляд на ситуацию. Помимо второго этапа Вознесенского тракта, в ведомстве готов список платных дублеров суммарной длиной 62,8 км для:

  • Горьковского шоссе — 17 км;
  • Кадышево — 8,8 км;
  • выезда из Дербышек — 9 км;
  • Оренбургского тракта — 20 километров.

Платные вылетные трассы должны быть изолированы от городского потока, подчеркивали ранее в миндортрансе. Этот тезис подтверждает и стройка первой платной автодороги Казани — ради второго отрезка Вознесенского тракта придется возводить бесплатный дублер для выезда из поселка Вознесение к улице Академика Глушко.

Грузовой каркас Казани до 2033 года предлагают усилить полным запретом грузовиков массой 5 и 15 т не только в дневное, но и ночное время Грузовой каркас Казани до 2033 года предлагают усилить полным запретом грузовиков массой 5 и 15 т не только в дневное, но и в ночное время Фото: «БИЗНЕС Online»

Запрет грузовиков и сеть логистических узлов

Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) Казани еще со времен проведения Универсиады-2013 запрещает въезд в город грузовиков массой свыше 5 т в дневное время суток, но этот запрет фактически не соблюдается.

«Нарушителей не штрафуют! Нет и политической воли включить эту опцию на городских камерах контроля», — рассказывает собеседник издания. Вот и градостроители деликатно предлагают «принять мероприятия в части ограничений движения грузовых транспортных средств, ранее предусмотренные КСОДД». 

Нажмите, чтобы увеличить

Грузовой каркас Казани до 2033 года предлагают усилить полным запретом грузовиков массой 5 и 15 т не только в дневное, но и ночное время. «Основные ограничения обоснованы тем, что грузовой транспорт оказывает негативный эффект на состояние улично-дорожной сети и окружающей среды», — объясняет Григорьев.

Во всех современных городах движение грузового транспорта в центре города ограничено. Казань должна двигаться в том же направлении.
Олег Григорьев Директор Института пространственного планирования РТ
Олег Григорьев директор Института пространственного планирования РТ

Оптимизировать передвижение грузового транспорта Казанской агломерации институт совместно с управлением архитектуры и градостроительства столицы республики предлагает системой из 17 логистических узлов с зонами долгосрочного отстоя, пять из которых уже существуют или на стадии реализации:

  • На трассе М7. Это территория ТОСЭР «Зеленодольск» в Новой Туре, у поселка Новониколаевский, в районе поселка Кадышево.
  • У аэропорта «Казань». Два объекта в Столбище. 

Нажмите, чтобы увеличить

Перспективные логистические узлы также видят на пересечении федеральных трасс, ближайшие к Казани предлагают размещать у трассы М7. Главная рекомендация института касается мультимодальности — 7 логистических узлов расположено рядом с железной дорогой. Один из таких узлов уже видят в Зеленодольске на территории бывшего шпалопропиточного завода как часть транспортного коридора Север – Юг.

«Развитие не просто складских помещений, а полноценных логистических узлов, напротив, лишь улучшит состояние этой сферы обслуживания», — заявляет директор Института пространственного планирования РТ.

Никто не гарантирует выполнения заложенных в мастер-план решений. Шансы повышаются в случае закрепления идей в генеральных планах и правил землепользования и застройки — как только на это появляются деньги Никто не гарантирует выполнения заложенных в мастер-план решений. Шансы повышаются в случае закрепления идей в генеральных планах и правилах землепользования и застройки — как только на это появляются деньги Фото: «БИЗНЕС Online»

Жаль только — жить в эту пору прекрасную… Что будет дальше и сколько надо денег?

Мастер-план станет основой для градостроительных документов: от генеральных планов до градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), указывают разработчики документа. На его основе институт еще в 2023 году подготовил новые генпланы, правила землепользования и застройки для 6 поселений Лаишевского района, в планах на 2024-й указывалось 11 поселений, в том числе Зеленодольск. Главный посыл — увязать текущую и будущую жилищную застройку агломерации с возведением социальных объектов, дорог, развитием общественного транспорта.

Но никто не гарантирует выполнения заложенных в мастер-план решений. Шансы повышаются в случае закрепления идей в генеральных планах и правилах землепользования и застройки — как только на это появляются деньги. Например, такой подход дал возможность спустя полсотни лет начать строительство Вознесенского тракта без значительного выкупа частных жилых домов в районе поселка Вознесение. Держались до последнего — собеседники издания рассказывали о неоднократных попытках застроить свободные земли.

Сколько понадобится денег? Примерное представление можно получить исходя из уже реализующихся проектов. Рассчитаем цену строительства и ремонта дорожного каркаса Казанской агломерации длиной 1,3 тыс. км до 2050-го в текущих ценах и на примере недавних проектов. Средняя цена стройки километра дороги по РТ в начале года составляла 600 млн рублей. Возведенный в 2023-м мост через Волгу на М12 обошелся в 30 млрд рублей — и это второй переход через реку вблизи Казани за 34 года.

Итого на дороги и два новых моста через Волгу к Зеленодольску и Иннополису до 2050 года надо 840 млрд рублей. Бюджет республики осилит такие расходы за 12 лет только в случае переброски всего дорожного бюджета 2024-го в 66,5 млрд рублей на Казанскую агломерацию, забросив дороги районов и других городов региона. Иными словами, необходимы дополнительные средства, чтобы развиваться максимальными темпами.

Кроме того, для выполнения мастер-плана нужна жесткая политическая воля — мягкими решениями порядок не наведешь. Например, запрет на въезд грузовиков в центр Казани как бы и есть, но на практике как бы и нет. Малоэтажная застройка центра города как бы закреплена в многостраничной концепции исторического центра, а по итогу одним срезают этажи, а «Газпрому» разрешают высотку на берегу озера Кабан. В случае с Казанской агломерацией создан отдельный Институт пространственного планирования РТ, но интересантов так много, что перед властями стоит трудная задача на годы вперед — выстоять. Даже если специалисты института с цифрами, матмоделями и анализом больших данных предлагают те или иные решения, им надо следовать, иначе все останется на бумаге.

Читайте также:

Большая Казань – 2050: бум застройки приграничья, 2 миллиона жителей и платный паркинг повсюду

Большой Иннополис – 2050: канатка от причала, трамвай до Казани и производственный переворот