Артем Сазыкин: «На опыте предыдущих лет я делаю вывод, что к любой субкультуре надо присматриваться и контролировать, чтобы увлечение ей со стороны детей и подростков не перешагнуло какие-то нормы морали» Артем Сазыкин: «На опыте предыдущих лет я делаю вывод, что к любой субкультуре надо присматриваться и контролировать, чтобы увлечение ей со стороны детей и подростков не перешагнуло какие-то нормы морали» Фото предоставлено Артемом Сазыкиным

«В конечном счете ни к чему хорошему это не ведет»

— Артем Александрович, все бо́льшую популярность среди российских детей и подростков набирает квадробинг. Согласно данным Avito, продажи атрибутики для квадробики — масок, накладных хвостов, носков и перчаток, изображающих звериные лапы, в основном кошек, собак и лис, — за три летних месяца выросли в 12 раз и продолжают расти. Психологи по отношению к этим забавам молодых разделились на две непримиримые группы. Одни считают их безобидным увлечением, которое к 15 годам пройдет само собой, как и всеми дворовыми играми, а другие видят в этом основу для формирования отклонений в психическом развитии будущей личности и члена общества, а также почву для перехода таких игр в стойкое девиантное поведение. Что вы думаете по данному поводу?

— Действительно, есть две группы. Люди делят все это на черное и белое. По моему мнению, квадробинг, как любая другая субкультура, которая у нас появляется, должна быть объектом особого внимания. Хотя она, по всей видимости, через несколько лет себя и изживет, как это было на примере абсолютно всех субкультур, которые становились модными в определенные периоды времени, пускать на самотек ситуацию не стоит. Мы пока не знаем, как она будет развиваться на своем пике, какие черты приобретет, поэтому к данному вопросу стоит относиться достаточно серьезно.

Сазыкин Артем Александрович — профессиональный психолог, коуч ICF, специалист в области эриксоновского гипноза и НЛП, автор популярных книг и радиоведущий передачи о психологии.

Родился 2 декабря 1987 года в Воронеже.

Имеет несколько высших образований: психология, связи с общественностью, диплом санкт-петербургской Высшей школы экономики по управленческой специальности, повышение квалификации в ВГМА им. Бурденко по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Как психолог работал на общероссийском телефоне доверия, оказывал экстренную помощь детям и взрослым, в наркоконтроле (ФСКН России), специальных закрытых учреждениях (учебном центре МВД, центре временного содержания несовершеннолетних преступников, колониях, спецшколах), занимается частным консультированием.

Работал с «Ростелекомом», РЖД, «Теле2», СИБУРом, «Этажами» и др.

Свыше 10 лет проводит тренинги по развитию различных навыков: коммуникация, ораторское искусство, стрессоустойчивость, манипулирование и противодействие влиянию со стороны, управленческие компетенции, эмоциональный интеллект и другие.

Автор книг «Черная волна. Как быть счастливым, несмотря ни на что», «Мир принадлежит тебе. Эмоциональный интеллект в действии», «Манипулировать манипулятором. От разоблачения до управления», «Инструкция для манипулятора. Все секреты влияния на людей», «Искусство манипулировать людьми. Эриксоновский гипноз на практике», «Как влиять на людей. Эриксоновский гипноз в деталях», «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ», «Тема на даче. Сборник добрых детских рассказов о лете».

Прежде всего нужно контролировать, чем занимаются дети. Это должно происходить в школе и дома со стороны родителей. В подходах двух противоборствующих во мнениях групп я бы занял среднюю позицию. По-своему отчасти правы и те и другие, но впадать в какие-то крайности я бы не стал. На опыте предыдущих лет я делаю вывод, что к любой субкультуре надо присматриваться и контролировать, чтобы увлечение ей со стороны детей и подростков не перешагнуло какие-то нормы морали, которые, кстати говоря, квадробика в некоторых местах действительно уже перешагивает.

— Опять же ряд современных психологов утверждают, что для ребенка 6–8 лет это норма, элемент игры, когда он познает мир, у него развиваются определенные интересы, в том числе к животным. Что для него это элемент творческой активности, интеллектуальной деятельности. Но ведь еще 30–40 лет назад все было наоборот, воспитатели в детских садах, родители, учителя начальной школы резко пресекали подобные вещи, говорили: «Прекрати немедленно, ты не собака, не кошка, ты человек! Не будь скотиной!» Сейчас изменились психологические подходы в формировании личности? Почему такое разночтение в процессе воспитания?

— Хороший вопрос. Отвечу так: дело в том, что с годами наше общество стало слишком свободным. Очень долго оно хотело получить самые разные свободы и так или иначе их получило. В результате действительно многие вещи, на которые раньше педагоги смотрели под одним углом зрения, сейчас воспринимаются иначе. Причем зачастую сами же страдают от этого, поскольку свобода, извините за тавтологию, стала чересчур свободной. Всё и по всем направлениям слишком распустилось. Появилось большое количество источников неконтролируемой информации, которая транслируется в том числе и на подрастающее поколение. Раньше источник информации был достаточно узкий — это родители, ближайшее окружение, школа и телевидение. А сейчас появилась всемирная паутина — интернет, который несет как много полезного и хорошего, так и массу того, что клонит ребенка не туда, куда нужно.

Эта доступность самой разной информации привела к тому, что мнения у многих людей, как у взрослых, так и у подростков, стали многообразными, зачастую радикально противоположными, а порой просто реакционными. Если раньше была в целом единая позиция, которая шла свыше, транслировалась на всех и была общепринятой в обществе, то сейчас мы видим, что все абсолютно не так. Информационные ресурсы толкают человека то на одну сторону, то на другую, поэтому как в обществе в целом, так и в экспертном сообществе нет однозначного отношения, в том числе и к данной субкультуре. Это же не только на ней отражается, но и на многих других моментах нашей жизни. Перехлесты свободы привели к нечеткости и размытости понятий и у взрослых, и у детей, которые во многом нас копируют.

К счастью, сейчас начинается процесс переосмысления этой разбросанной свободы, граничащей со вседозволенностью, и поиск решений по упорядочению различных процессов и наведению порядка. Кто-то называет это закручиванием гаек, но это объективная необходимость на фоне событий различного характера, происходящих в мире.

— Да, действительно, странно все это выглядит. Раньше говорили: «Не уподобляйся животному», а сейчас говорят: «Ну уподобляйся, ничего страшного, это творческая активность, интеллектуальная деятельность». И что мы на выходе хотим получить от такой личности? Тогда понимали, а сейчас понимают? Кого именно: получеловека, Маугли или кого хотим получить?

— Конечно, нехорошо, что со многих сторон все это дело поощряется. Безусловно, человек должен оставаться человеком. Да, какие-то игры должны присутствовать. Дети всегда пытались во что-то играть. В младшем школьном возрасте дети действительно пытаются вести себя как кошечки, собачки. У меня двое детей, я видел это и на них тоже. Так что в детском саду, потом в школе имеют место такие вещи, но бездумно поощрять абсолютно все, конечно, неправильно. Хотя многие родители это поощряют.

Вот вы сказали, что спрос на Avito вырос, но он же не только там вырос, практически на всех маркетплейсах в интернете можно отметить такую динамику, когда люди все активнее и активнее покупают всю эту, прямо скажем, недешевую атрибутику. Это стало уже каким-то элементом культуры. Не просто составной частью определенной субкультуры, а чем-то бо́льшим. Приобретают маски, раскрашивают их, стараются, чтобы они отличались друг от друга, вносят свои придуманные элементы. И девочки, и мальчики этим занимаются.

В конечном счете ни к чему хорошему это не ведет, поскольку долгосрочного позитивного будущего не имеет. Поэтому школа должна активнее включаться и оттягивать детей от подобных пустопорожних увлечений. Она сегодня пытается что-то делать в этом направлении: начинает использовать различные интернет-технологии, привлекает блогеров для обучения и вовлечения во что-то полезное детям, нужное и позитивное. Сейчас там зашевелились. Образование начало становиться более модным, стало перенимать различного рода тренды. В частности, есть такой предмет, как «Разговоры о важном», на уроки в рамках которого сейчас стараются приглашать блогеров для того, чтобы через них какого-то рода информацию на детей транслировать.

Официальное общество должно здесь занять определенного рода позицию, детям и в школе, и дома должны постоянно внушать мысль о том, что ребенок всегда и везде остается человеком. Игры играми, но дети при любом раскладе всегда и везде должны вести себя и поступать как люди и, самое главное, нести ответственность за свои поступки. А когда человек надевает маску собаки, кошки или иного животного, это психологически позволяет ему снять ответственность за свое поведение. Под маской человек внутренне избегает ответственности за что-то, он под этой маской прячется. Важно, чтобы ребенку и родители, и в школе на всех уровнях транслировали мысль — для того чтобы жить в обществе, не нужна маска, а надо быть тем, кем ты являешься, — человеком. Поэтому позиция, на мой взгляд, должна быть такой, чтобы вырастить человека, который строил бы общество, где мы живем.

Дети — это люди, которые станут нашим обществом управлять через 20 лет. От них зависит, какой будет наша страна, поэтому именно сейчас мы все должны включиться в процесс формирования будущей личности, чтобы дети, что называется, росли в правильном направлении и позиционировали себя как людей, а не как животных.

«Очень сложный момент со школьными психологами, которые, кстати, еще и далеко не во всех школах есть» «Очень сложный момент со школьными психологами, которые, кстати, еще и далеко не во всех школах есть» Фото: ru.freepik.com

«Это дети из нормальных, хороших семей»

— Не травят ли таких детей и подростков в школе?

— По крайней мере, по моей информации, нет такого, чтобы кого-то по причине его увлечения квадробингом как-то притесняли, унижали или издевались. Например, моя дочь учится в 4-м классе. Я с ней разговаривал на данную тему. Спрашивал: а много у вас этих веселых квадроберов? Она говорит: «Да, есть такие». Они, конечно, в школе себя так не ведут, но она замечает, когда ходит гулять, что некоторые ребята на улице бегают в масках, с хвостами, но сейчас нет такого, чтобы кого-то за это обижали.

Хочу сказать, что когда я в 1990-е — начале 2000-х годов учился в школе, то застал представителей разных субкультур, которых было гораздо больше, чем сейчас. При этом надо отметить, что они были гораздо агрессивнее. В частности, скинхеды — агрессивная и очень опасная субкультура. Не уступали им и другие, с позволения сказать, товарищи — панки, рокеры, металлисты, рэперы и так далее. Война между этими субкультурами была явной. У тех поколений 1990-х, куда я попал, не было школьной формы, и когда приходили в класс в футболке с логотипом какой-то группы, «Арии» или Metallica, то за это представители другой субкультуры могли даже побить. Сейчас подобного не наблюдается даже в таких во всех отношениях средних школах, где нет представителей, скажем так, очень обеспеченных слоев населения. Там учатся дети людей, которые представляют бо́льшую часть нашего общества. И там нет такой агрессии. Во всяком случае, я, как практикующий психолог, который принимает детей, родителей, такого не встречал. Не могу сказать, чтобы эту субкультуру где-то как-то пытались загнобить или ее представителей как-то унижали, обижали. Частные случаи, конечно, имеют место, но это, на мой взгляд, в большей степени зависит не от принадлежности к данной субкультуре.

И чаще всего в эти игры играют дети до 5–6-х классов включительно. 7-й класс — переходный. А дальше это, как правило, исключение. В 8–9-х классах у ребят появляются другие увлечения. Отношения начинают завязываться, хочется любви, поэтому там уже не хотят быть кошкой и собакой, а начинают желать какого-то романтизма. Возникают мысли о взрослом будущем.

— А школьные психологи и учителя как к этому относятся? Школьная администрация как-то ориентирует, направляет школьных психологов на работу с такими детьми?

— В школе, конечно, к этому делу относятся негативно и не разрешают использовать атрибутику каких-либо субкультур. Позиция школы в последнее время ориентирована на то, чтобы все дети выглядели равно, одинаково, как было в советское время. И это, безусловно, правильно. Учащиеся ходят в форме, и им не разрешается приносить в учебное заведение что-то, что будет отличать или выделять их в коллективе.

Что касается школьных психологов, то очень немногие из них как-то пытаются в эту субкультуру вникнуть. Если по-честному говорить, довольно часто бывает так, что должность психолога в школе носит номинальный характер. Обусловлено это прежде всего крайне низким уровнем заработной платы. Я сам продолжительное время работал и в кадетском корпусе, и в обычных школах. Как правило, люди, которые занимают должность школьного психолога, — совместители. Это человек, который работает учителем или еще кем-то и берет часть ставки психолога. Хотя это тот человек, который, когда в школе возникает какая-то проблема, оказывается крайним. Он мало получает, но от него много требуют. Это приводит к тому, что не всегда школьные психологи на что-то нацелены и пытаются во всех вещах как-то разобраться. А еще слишком много писанины. Поэтому очень сложный момент со школьными психологами, которые, кстати, еще и далеко не во всех школах есть. Если брать, допустим, Московский регион, то здесь, конечно, получше, а если мы возьмем небольшие провинциальные города, то там ситуация со школьными психологами весьма плачевная была и есть.

— Вы лично сталкивались в своей практике с детьми-квадроберами? Каков психологический портрет современного российского квадробера?

— Да, конечно. Чаще всего в эти игры играют девчонки. Хотя мальчики среди них тоже есть. Это дети из обычных семей, не из тех, у которых явные проблемы в доме. Абсолютно нормальные семьи, которые могут купить ребенку маску и прочую атрибутику. Ребята какого-то девиантного поведения, помимо того, что играют в такую игру, не проявляют. Это не дети, которые демонстрируют какие-то антисоциальные наклонности, курят, пьют, дерутся, что-то у кого-то отнимают и так далее. Они, как и многие другие, играют в онлайн-игры. Этому в разной степени вовлеченности подвержены практически все дети сейчас. Возраст, как я уже говорил, преимущественно с 3-го по 6-й класс.

Особо хочу отметить, что дети, которых раньше называли гопниками, не увлекаются квадробингом. Здесь немножко все иначе. Это некий красивый так называемый тренд общества, который исповедует современная молодежь. Как говорит моя дочь: «Мы все сейчас играем в тренды. В то, что на пике модной волны». Все дети смотрят социальные сети и берут оттуда всевозможные новые увлечения, которые, скажем так, смогут сделать их ближе к какой-то субкультуре. Все дети считают, что субкультура — место, где можно стать частью какого-то сообщества. Им нравится быть частью данного сообщества, и, как я уже сказал, это дети из нормальных, хороших семей.

«Нас давно готовили к этому квадроберству, просто мы этого не понимали» «Нас давно готовили к этому квадроберству, просто мы этого не понимали» Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

«Взрослые сами больны, но не хотят это признавать»

— В Америке, например, квадробика считается неофициальным видом спорта, а в переводе с латинского буквально означает «аэробика на четвереньках». Но огромное число детей и подростков ведь идет гораздо дальше переодеваний и аэробики. Они водят друг друга на поводке, заставляют выполнять команды, копировать животное поведение (в том числе и агрессивное по отношению к другим людям), есть собачий и кошачий корм, который для этого специально покупают, и так далее. Причем все это выкладывают в интернет. Где грань между безобидной игрой и началом формирования стойкого девиантного поведения?

— Здесь, конечно, в первую очередь должны подключаться родители и разговаривать со своими детьми. Родитель — это основной человек, от которого такого рода информация должна идти. Именно родитель должен поддерживать контакт с ребенком, обсуждать с ним в том числе и эти так называемые тренды. Мы говорим о подростковом возрасте, а это как раз время активного квадроберства. Родитель отделяется от ребенка, они вместе уже не так общаются, и ребенок начинает смотреть, что популярно в социальных сетях, пытается набрать лайки. А это сейчас одна из основных составляющих, причем не только у детей, но и у взрослых. Взрослые сами больны, но не хотят это признавать. А это так.

Мы сталкиваемся с лайками, отзывами везде. Avito, такси, магазины, медицина — все построено на этом, абсолютно все. Здесь не только в детях проблема. И вот когда такой контакт затухает или вообще прекращается, как мы это часто видим, то ребенка начинает клонить не туда, куда надо. Родитель должен объяснять ребенку, что такое норма, а что нет, к чему приведет отклонение от нормы, что так делают психически больные люди, разговаривать с ним об этом.

Плюс ко всему профилактика девиантного поведения должна проводиться в школах. Сейчас это очень актуальная тема. Есть государственные центры психологической помощи. Я в одном из них тоже работал. Мы занимались профилактикой девиантного поведения, ходили по школам, рассказывали о всевозможных отклонениях и их последствиях, о том, что важно говорить «нет», о вреде алкоголя и прочих вещах. Но это должны делать молодые ребята, девчонки, которые по возрасту недалеко ушли от подростков, которые понимают эти тренды, видят, что происходит в обществе, и могут на это реагировать.

Недавно же произошел скандал с певицей Mia Boyka, которая осудила девочку-квадробера прямо на сцене во время своего концерта. В итоге все на нее за это набросились, что у девочки будет психологическая травма. Она ничего такого ребенку не сказала, но в обществе есть явные перекосы с реакцией на события. В частности, мама этой девочки посчитала, что певица нанесла той огромную травму. А то, что ребенок ходит на четвереньках и может есть еду из миски, маму, очевидно, не беспокоит, потому что ей проще свалить это все на кого-то другого.

Мы опять возвращаемся к тому, что родители должны разговаривать со своими детьми, чтобы такого не происходило. Прежде всего они должны отделять мух от котлет. При этом не ругаться, не орать на ребенка, даже если увидели, что он ест из миски для животных. С ним надо разговаривать о том, почему это произошло, в чем причина, а она всегда есть, просто родитель не всегда хочет тратить на это время. А это важная задача для каждого из нас. Для человека, у которого есть дети. Ведь от того, как мы смотрим на мир, зависит то, как будут смотреть на мир наши дети. Родитель — это кирпич общества, так же как и дети пока еще маленькие кирпичики, и то, какими будут эти кирпичики, кривыми или ровными и красивыми, зависит от родителей. Поэтому первый человек, который должен в это включаться, — родитель.

— Некоторые эксперты считают, что малышам и детям подросткового возраста свойственно идентифицировать себя с различными персонажами, которые им интересны, в том числе и с домашними животными, поэтому не стоит бить тревогу. Да, но почему нынешним российским детям интересно идентифицировать себя именно с животными, а не с людьми? Раньше ведь дети идентифицировали себя с чапаевцами, потом с полярниками-папанинцами, потом с Гагариным и космонавтами…

— Нас давно готовили к этому квадроберству, просто мы этого не понимали. Вспомните голливудские фильмы, на которых за последние четверть века выросло уже не одно поколение россиян. Бэтмен в костюме и маске летучей мыши, Человек-паук, Женщина-кошка и прочий зоопарк — ведь это то же самое. Именно тогда, когда они появились на экранах наших телевизоров и стали завоевывать умы и сердца подрастающих поколений, в сознании началось сращивание человека и животного. Тогда на это не обращали внимания. Голливуд — это круто, все смотрели. Но уже тогда звучали голоса, которые совершенно правильно говорили, что они показывают несуществующих героев из нереального мира, а есть ведь герои настоящие, почему мы от них отвернулись?

Вы правильно сказали, ведь в истории нашей страны были и полярники, и космонавты, и прочие товарищи, которые делали великие дела. Что же произошло? В тот период, когда в нашей стране не было четких понятий, мы стали активно смотреть туда. На бэтменов, людей-пауков, в итоге это все деградировало и привело к тому, что человек стал ассоциировать себя с животным. Почему так происходит? Потому что когда в обществе отсутствуют какие-то яркие герои, когда их не делают на массовом уровне, тогда человек опускается и начинает деградировать. Когда нет высокой цели, высоких ориентиров. Сейчас такие ориентиры появляются. Наши военные, например. Это те люди, которые действительно являются героями. Это очень важно, и ребенок должен понимать — вот они, те люди, которые делают большие дела. Сегодня то время, когда можно все перевернуть. И я вижу, что это уже происходит. По тем же социальным сетям. Огромная работа там идет. Но это должно проводиться еще более активно. Это даст результат, когда начнут активно пиарить реальных героев из числа взрослых и детей.

Это должен быть пиар конкретных персонажей, как было в советское время, когда были герои, на которых хотели равняться. Тимуровцы, пионеры-герои, их было много. Космонавты! Надо же, наш космонавт первым побывал в космосе! У нас огромная страна, столько героев, нужно их брать и делать из них культовых персонажей, чтобы в них играли, старались быть похожими на них. Например, у нас есть фильм «Майор Гром». Это же хороший фильм, где достойный ориентир показан молодежи. Таких фильмов, где мы будем показывать своих героев, должно быть много. Мы должны показывать их в кинофильмах, мультфильмах, интернете, книжках. Тогда эта пелена квадроберства и всего прочего исчезнет сама собой. Это не нужно будет искоренять, надо просто дать что-то другое. Для того чтобы пустить в душу свет, не нужно выгонять тьму, надо его просто зажечь. Тогда эти маски будут скинуты.

— В советские годы у нас не было интернета, но зато были всякие книжки-раскраски, диафильмы, мультфильмы, детские кинокартины, песни о том, как и каким надо быть. Тот же Доктор Айболит лечил говорящих зверей, но никогда сам не пытался стать животным. Все было четко разграничено. Огромное значение в жизни детей имели игрушки. У нас была гигантская индустрия игрушек, которая определенным образом воспитывала и развивала советских детей, формировала у них образ будущего. Сейчас игрушки поставляет Китай, и среди них чего только нет, от монстров и развратных кукол до фашистских танков «Тигр» и атрибутики для квадробинга. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— Я считаю, что должен быть какой-то орган или отдел, который контролировал бы культуру на всех уровнях и в первую очередь все то, что попадает к ребенку. Надо полностью подвергнуть ревизии и во многом пересмотреть все то, что продается в детских магазинах или для детей в иных учреждениях торговли, в том числе в интернете. Есть один известный детский магазин, в котором продаются просто ужасные игрушки. Несколько лет назад я видел в магазине пупса с признаками и мужчины, и женщины. Я был просто в шоке и даже обратился в этот магазин, но в итоге надо мной просто посмеялись. Это было еще до всех известных событий. И сейчас это все тоже есть.

Вроде бы активно взялись за интернет. Есть люди, которые этим занимаются, в том числе уже довольно публичные. Но этого мало. Нужна работа на всех уровнях. Ведь у нас полная неразбериха с детскими книжками, которые есть и которые продолжают выпускаться. Таких, как были, например, «Денискины рассказы», практически нет. Пытаются выпускать другие книги. Опять же с замахом, чтобы воспитать ребенка-гения, еще что-то, а по сути, просто промывая ему мозг, используя какие-то американские методики, которые здесь не работают. С игрушками, в частности с куклами, то же самое.

Поэтому я считаю, что должен быть какой-то орган или отдел, который бы прописывал точные ТЗ, что можно продавать в магазинах для детей, а что нельзя. Вплоть до того, какие игрушки есть в детском саду. Это большая работа, и она требует длительного времени. В СССР эта мощнейшая продуманная система создавалась на протяжении долгих лет. Потом она была разрушена. Сейчас, к счастью, мы видим позитивные изменения. Взялись за негативный контент, который бесконтрольно лился с телеэкранов в том числе на детей. Но эта работа должна идти по всем фронтам. Собрались в школе новые уроки вводить о семье, религии, это все хорошо. Давайте объединять такую работу в комплекс мероприятий. Давайте смотреть, что в магазинах по детской тематике продается, что крутят по телевизору и какие мультики транслируют на хостингах в интернете. Нужно контролировать все и действительно не везти сюда все подряд из Китая. Мы с Китаем вроде бы дружим, но они сами себе на уме, непростая страна.

«Как известно, запретный плод сладок, поэтому те, кому это интересно, будут и дальше подобным заниматься. Очень сложно станет контролировать» «Как известно, запретный плод сладок, поэтому те, кому это интересно, будут и дальше подобным заниматься. Очень сложно станет контролировать» Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

«На самом деле все, что происходит, кому-то нужно»

— Отдельный вопрос о том, как формируются и внедряются эти, мягко говоря, странные субкультуры. Они же не возникают хаотично и завоевывают страны и целые регионы мира. Их же кто-то придумывает и распространяет, используя самые современные технологии?

— Могу сказать, что есть субкультуры, которые, безусловно, были изобретены и внедрены спецслужбами других стран. Эти на первый взгляд простые и доступные субкультуры, которые распространяются вроде как сами по себе, в действительности таковыми не являются. За их созданием стоит огромная аналитическая и техническая работа. У меня два образования, по одному я психолог, а по второму — специалист в области рublic relations (пиар), и могу с уверенностью сказать, что люди проделывают огромную работу с целью внедрить то, что им выгодно. Как когда-то в США женщин заставили курить, для чего был сформирован образ свободолюбивой, прогрессивной, модной представительницы слабого пола. Потом это все распространилось по миру.

То же самое происходит с субкультурами. Через многие из них людям вкладываются определенные идеалы. Например, если проанализировать субкультуры, которые были до сих пор, то можно выявить определенную тенденцию. Практически каждая из них стирала границы между мужчиной и женщиной. Посмотрите на рок 1980-х. Heavy metal, например. Это узкие штаны, длинные волосы, накрашенные глаза, металлические украшения что у мужчин, что у женщин. Потом это все начало трансформироваться. Появились готы, эмо, где мальчик и девочка были одно и то же. К этому все пришло. Подготовка к тому, что происходит в других странах, велась давно посредством подобных субкультур. Мужественность мужчин, женственность женщин — такие самые простые признаки изживались.

С собаками и кошками точно такая же ситуация происходит. Поэтому подобные вещи только кажутся нам безобидными. В реальности для этого зачастую трудятся целые многочисленные коллективы самых разных специалистов высокого класса. Многим мои слова могут показаться конспирологией, но это все лежит на поверхности. На самом деле все, что происходит, кому-то нужно.

И еще одна вещь, на которую я хотел бы обратить внимание и которая возвращает нас к предыдущему вопросу: мир не терпит пустоты, вакуум всегда заполняется чем-то. И как правило, не чем-то хорошим. Если есть пустота, она обязательно чем-то заполнится. Была у нас пустота, не имелось своих героев, все идеалы прошлого оказались разрушены, вот она и заполнилась людьми-пауками, людьми-кошками и прочей непонятной живностью.

— А почему все эти субкультуры приходят к нам с Запада? 33 года, как нет Советского Союза. Почему мы за это время не создали ни одной собственной субкультуры для своих детей и молодежи?

— Мы долгие годы привыкли смотреть на Запад и всегда брать что-то оттуда, от техники до музыки. Там двигатель технологического прогресса и культура построены таким образом, чтобы постоянно придумывать что-то новое, чтобы занимать людей и опустошать их кошельки. В итоге мы все время, в особенности в последние, постсоветские годы, смотрели туда. А «Ё-мобиль», гибкий планшет, да много чего начинали и никогда не доводили до конца.

Что касается креатива, у нас очень много талантливых людей. Огромное их количество, не найдя себе применения, уехало из страны. Тем не менее они есть. Но у нас большое число людей на разных уровнях, занимающих высокие должности, привыкло ориентироваться на Запад. И эта тенденция очень живуча. Она в разной степени интенсивности присутствует со времен Петра I. И очень часто над людьми, которые пытаются сделать что-то самостоятельно, просто смеются. Считают, зачем изобретать велосипед, надо брать оттуда или создавать свое, но на основе взятого оттуда. Социальные сети созданы по образу и подобию западных, видеохостинги у нас пытаются делать опять же на примере самого известного, который есть там. Эти все субкультуры, все идет оттуда. Почему? Потому что общество недожимает те идеи, которые есть у нас. Я считаю, что в какой-то момент люди расслабились, привыкли, что можно просто взять что-то оттуда, и мы пришли к тому, что есть сейчас. К тому, что ничего нового у нас не происходит. Потому что зачем, если можно все это взять там. Причем я замечал это как у взрослых людей, так и у детей. Только в последнее время у нас начались попытки оживить какие-то патриотические начинания, стимулировать собственные идеи. Это хорошо, прекрасно. Надо было раньше все это делать. Но некоторые люди тормозят данные процессы.

— Продолжу вашу мысль. Мало того что не надо изобретать велосипед, доминирует мнение, что у нас он все равно выйдет дороже и хуже. Мы ни в чем их не превзойдем. Как переломить эту тенденцию? Как создать фабрики креатива по производству своих субкультур для детей и молодежи? Может быть, психологическое сообщество подключить?

— Это сложный вопрос, но он опять же сводится к тому, что нужен специальный орган, который бы не просто контролировал, но и держал руку на пульсе, следил за тем, чем интересуются наши дети, и пытался запускать в общество различного рода тренды. У нас ведь много людей, которые способны это делать. Если взять наше телевидение, там ведь работает большое количество талантливых людей. Хотя многие из них тоже смотрят на Запад, берут передачи оттуда, но выбрать есть из кого. Это должно быть такое сообщество, в которое войдут молодые талантливые люди, ребята, девчонки, представители подростковой среды. Они должны смотреть на то, что происходит, и работать над тем, чтобы запускать какие-то тренды в общество. Это можно делать с помощью молодых блогеров, которые есть у нас. Дети смотрят этих блогеров. Почему бы с их помощью не запускать что-то полезное в обществе? У нас же довольно успешно делают рекламу на этой основе. Берут лидеров мнений и с их помощью что-то продвигают, какие-то продукты. Грубо говоря, какой-то известный актер рекламирует банковские карты и финансовые услуги. Почему бы подобным образом не использовать блогеров? Почему с их помощью не продвигать, к примеру, тренд о том, что можно ходить и собирать гуманитарную помощь для фронта или помогать ветеранам СВО? Но это почему-то не запускается. Хотя можно же этих хороших идей придумать много. Просто нужно просмотреть на данную проблему под таким углом зрения.

Чтобы это было не на уровне обсуждения в недрах каких-то сообществ или в новостях, что это хорошо или плохо, а должны появляться новые герои, которые транслировали бы нам те образцы поведения, которые мы желаем получить от общества. Такой прием использовался везде, в первую очередь в недружественных нам странах. Над этим работали серьезные психологи, которые знали и понимали, как надо воздействовать на человека, чтобы сформировать нужные модели поведения. Это как продюсер, который лично остается за кадром, но через популярных актеров посылает обществу, молодежи определенные модели поведения, которые сыграют и приведут людей туда, куда мы хотим.

— Как реагировать на квадробинг государству сейчас? В российском парламенте уже предложили запретить эту субкультуру. Запрещать, пытаться как-то развернуть в позитивную сторону? Каким образом?

— По поводу запрета. Как известно, запретный плод сладок, поэтому те, кому это интересно, будут и дальше подобным заниматься. Очень сложно станет контролировать. В школе свою атрибутику они и так не носят. Создавать специальные дружины, чтобы их отлавливать во дворах, на улицах, в скверах, абсурдно и невыполнимо. Полицию к этому делу привлекать? У них и так дел по горло и людей не хватает. Да и родители с общественностью встанут на дыбы.

А что касается разворота в позитивное русло, то да, здесь есть над чем подумать. Можно, например, это все переориентировать в спорт, соревнования квадроберов устраивать. Условно говоря, кто дальше и быстрее пробежит или что-то на себе пронесет. Спортсменов известных, молодых к этому делу подключить, чтобы они подумали, как это все можно облагородить с пользой для детей. Надо придумать рамки, критерии оценки и то, что, собственно, от этого мы хотим получить.