В сентябре исполнилось пять лет, как Тимур Нагуманов возглавил Альметьевск и Альметьевский район В сентябре исполнилось пять лет, как Тимур Нагуманов возглавил Альметьевск и Альметьевский район Фото: tatarstan.ru

Пять лет Тимура Нагуманова

В сентябре исполнилось пять лет, как Тимур Нагуманов возглавляет Альметьевск и Альметьевский район. И сегодня столица юго-востока Татарстана — один из самых динамично развивающихся городов республики. Процесс начался еще при прежнем главе Айрате Хайруллине и продолжился в текущую пятилетку. За последние годы в Альметьевске появились современный пляж, общественный центр «Алмет» с музеями и выставочными пространствами, реконструированная соборная мечеть на 1,2 тыс. человек, школа «Адымнар», строятся новые ЖК и активно модернизируется городская инфраструктура.

Конечно, Альметьевск — это особый город, где ключевую роль в развитии играет хозяйская забота «Татнефти», а при Наиле Маганове это ощущается вдвойне. Альметьевску, безусловно, повезло, что штаб-квартира нефтяной компании находится исторически в городе и никуда не переехала (кстати, у того же Нижнекамска, по мнению экспертов, есть ахиллесова пята: мегазаводы в городе, а штаб-квартира с владельцами в другом месте — так было и при ТАИФе, так и при СИБУРе).

Нефтяники обеспечивают порядка 30% всего бюджета республики, а бо́льшая часть населения города и района так или иначе занята в сферах, связанных с нефтянкой. Это огромный плюс для Альметьевска (хотя бы с точки зрения денег), но при этом доля МСБ во внутреннем региональном продукте занимает меньше 10%, что говорит о недостаточном развитии того же сервиса, например гостиниц, ресторанов, ТЦ и т. д. И это ощущается сразу же, как окунаешься в жизнь нефтяной столицы.

Есть и прочие трудности, несмотря на очевидный расцвет в последние годы, который переживает город. Здесь и вечные разговоры о плохой экологии, и отсутствие собственного аэропорта, и соседние территории, на которых все меньше жизни, поскольку ресурсы «примагничивает» к себе Альметьевск.

Так что разговор с Нагумановым получился содержательным, но непростым. Возможно, не на все вопросы были получены исчерпывающие ответы, тем не менее они дают преставление о том, как глава Альметьевского района видит настоящее и будущее руководимой им территории.

Тимур Нагуманов: «Мне рассказывали очевидцы, что Минтимер Шарипович тогда приехал в Альметьевск и поставил задачу, чтобы нефтяники и город начали вместе работать над тем, чтобы это стало городом, достойным уровня «Татнефти» Тимур Нагуманов: «Мне рассказывали очевидцы, что Минтимер Шарипович тогда приехал в Альметьевск и поставил задачу, чтобы нефтяники и город начали вместе работать над тем, чтобы в результате получился город, достойный уровня «Татнефти» Фото: Андрей Титов

«Город прошел колоссальный путь развития с 1997 года»

— Тимур Дмитриевич, Альметьевск хоть и нефтяная столица Татарстана, но создает ощущение относительно небольшого города, этому способствует и то, что 2/3 территории занимает частный сектор. Почему Альметьевск так и не стал за эти годы нашим мини-Дубаем? Ведь здесь всегда генерировались огромные деньги, нефтяники заработали немалые капиталы…

— Город прошел колоссальный путь развития с 1997 года. Почему с 1997-го? Мне рассказывали очевидцы, что Минтимер Шарипович тогда приехал в Альметьевск и поставил задачу, чтобы нефтяники и город начали вместе работать над тем, чтобы в результате получился город, достойный уровня «Татнефти». С тех пор очень серьезная работа велась, город невероятно эволюционировал.

Нагуманов Тимур Дмитриевич родился 23 февраля 1983 года в Казани. Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт (2006). Прошел обучение в московской школе управления «Сколково» по программе профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования» — Master of Business Administration (Executive MBA).

2002–2004 — коммерческий директор ООО «Остин», Зеленодольск.

2004 — начальник финансового отдела ОАО «Буинский сахарный завод».

2004–2005 — генеральный директор ООО «Новые сахарные технологии».

2005–2006 — заместитель гендиректора по экономике и финансам ОАО «Заинский сахар».

2006 — генеральный директор ОАО «Бурундуковский элеватор» Дрожжановского муниципального района РТ.

2006–2007 — исполнительный директор ОАО «Бурундуковский элеватор» ООО «Управляющая компания „Приволжская продовольственная корпорация“» Дрожжановского района РТ.

2007 — первый заместитель руководителя, руководитель исполкома Дрожжановского района РТ.

2007–2013 — глава Дрожжановского муниципального района РТ.

2013–2019 — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей.

С 13 сентября 2019-го — глава Альметьевска и Альметьевского муниципального района РТ.

Да, Альметьевск не стал Дубаем, но опять же с чем сравнивать? Есть же известный анекдот, когда мыши к сове пришли и говорят: «Сова, нас замучили, хищники нападают, мучают нас. Жить невозможно». Сова думала-думала и говорит: «Вам надо стать ежами». Они: «А-а-а! Класс!» Убежали, потом прибегают, говорят: «Сова, а как?» Та говорит: «Ребята, я стратег, о тактике вы сами подумайте».

— Задача, может, и давно поставлена была… Ощущение, что динамику получили за последние 7–8 лет, когда именно Наиль Маганов (с его любовью к развитию города) встал во главе «Татнефти».

— Команда Наиля Ульфатовича и команда Рустама Нургалиевича очень внимательно и очень много проектов реализуют. Есть разные мнения, тут скорее субъективная оценка каждого.

— Когда Айрат Хайруллин, ваш предшественник, был мэром, его фишкой стали велодорожки. В чем ваша фишка? Есть такое любимое дитя?

— Это вопрос к вам и читателям. Айрат Ринатович вряд ли сам себе это провозгласил.

«Команда Наиля Ульфатовича и команда Рустама Нургалиевича очень внимательно и очень много проектов реализуют» «Команда Наиля Ульфатовича и команда Рустама Нургалиевича очень внимательно и очень много проектов реализуют» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Хорошо, тогда вернемся к началу вашей работы. Вы уже пять лет возглавляете Альметьевск и Альметьевский район. Вот и читатели интересуются, каким вы увидели Альметьевск, когда стали его главой, что захотели поменять в нем.

— Сложно с ходу вспомнить, каким я увидел город пять лет назад, потому что он на протяжении этого времени каждый день у меня на глазах меняется. Кроме того, с Альметьевском я оказался знаком, много раз посещал его, будучи куратором от актива республики. Я уже знал команду и специфику города, ориентировался в нем. Было понятно, что это реально столица юго-востока Татарстана — по духу, настроению, ритму жизни. Для меня было показательным, что ритм жизни там аналогичный казанскому. Но менталитет у города свой. Альметьевск — город довольно молодой, ему 71 год в этом году исполняется. Он складывался из жителей близлежащих территорий на протяжении нескольких поколений, и сформировался свой особый социум.

— Тем не менее что захотелось в городе поменять и что за пять лет сделано?

— Сразу захотелось заниматься развитием новых микрорайонов, которые в то время не были похожи на территории, готовые для полноценной жизни. Это были такие жесткие «спальники», доставшиеся нам от градостроителей 80–90-х годов. Также имелось большое желание поработать над внешним обликом Альметьевска, сделать его чуть современнее.

— Каким образом? Современной застройкой?

— Современная застройка, фасады домов, вывески, внешний вид общественного транспорта, облик общественных пространств. Скажем так, следовать современным трендам и подходам в архитектуре. В этом деле очень важна насмотренность, и мы с командой стараемся куда-то выезжать, смотреть.

Очень большой потенциал чувствовался в природных городских территориях, на тот момент не совсем реализованный. К сожалению, у нас нет такого богатства, как у Челнов, — 300 гектаров леса в составе города. Альметьевск застраивался очень своеобразно: две трети площади города — частный сектор, центр строился по советскому правильному типу, а окраины застраивались в оголтелом постсоветском формате. Природных территорий в Альметьевске как таковых нет, они и не были востребованы, поскольку бо́льшая часть населения живет между городом и селом. Например, специалисты советуют не стричь в городе траву под полубокс, а у жителей запрос на асфальт, поскольку зелени у них и в собственных дворах хватает. Но сейчас тренды меняются, у людей запрос на экологичность.

При предыдущем главе (Айрат Хайруллине — ныне главе минцифры РТ — прим. ред.) прорывным был проект по благоустройству городского озера, пляж до сих пор всем очень нравится. Мы продолжили эту работу.

Было много других направлений, в частности в работе с МСБ, в сфере ЖКХ. Может быть, революционных целей в коммунальной сфере мы не достигли, но если сравнивать, что было и что стало, то это небо и земля. Динамика позитивная, но радикального решения пока, к сожалению, нет. Сделать удалось многое, а в чем-то пока в процессе находимся, по ходу корректируя задачи.

«Альметьевск — небольшой комфортный город, динамично развивающийся и с большими возможностями» «Альметьевск — небольшой комфортный город, динамично развивающийся, с большими возможностями» Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

«Рост в 1 тысячу человек в год — это реально много»

— Со стороны кажется, что Альметьевск бурно развивается. Это так?

— Однозначно у нас бурное развитие. Наблюдаем тотальный тренд на увеличение количества жителей города.

— За счет приезжих?

— Да, к нам переезжают. Демографией не особо можно похвастаться, как и везде, к сожалению, но количество приезжих растет — снимают квартиры, работают, учатся.


— Какое количество людей сегодня проживает в городе, сколько прибавилось за последние пять лет?

— В городе 165 тысяч, за пять лет положительная динамика составила порядка 5 тысяч человек. С одной стороны, рост мы видим по многим параметрам, с другой — сами сомневаемся, потому что кажется, что 1 тысяча в год — это реально много. Но по загруженности коммунальной инфраструктуры, по показателям развития малого бизнеса в сфере услуг можно сделать вывод, что население растет.

— За счет кого растет население — за счет специалистов высокого класса из Казани и Москвы или рабочей силы из окрестностей и соседних регионов?

— Одно другое тянет. Например, из Нефтекамска приехала полуфиналистка чемпионата мира по хип-хопу Альбина Тимерянова и открыла в Альметьевске свою студию. И таких историй много. Люди едут из Оренбургской и Самарской областей, Башкортостана. Однозначно Альметьевск является магнитом, который сегодня притягивает. Часть переездов связана с Высшей школой нефти, часть — с переездом к нам штаб-квартиры группы компаний «Римера». Часть коллектива переехала из Москвы, часть они набрали из соседних регионов. Наша локация им показалась перспективнее.

«В городе 165 тысяч, за пять лет положительная динамика составила порядка 5 тысяч челове» «В городе 165 тысяч, за пять лет положительная динамика составила порядка 5 тысяч человек» Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

— Из Москвы переехали в Альметьевск?! Даже из Казани переехать в относительно небольшой город очень сложно уговорить…

— Альметьевск — небольшой комфортный город, динамично развивающийся, с большими возможностями.

— Но с точки зрения культуры, развлечений, возможностей, согласитесь, он несколько провинциальный (озвучиваем фобии обычного человека из мегаполиса), ведь так?

— Наверное, один из самых продвинутых из всех провинциальных городов. И культурный уровень у нас очень высокий, многие тянутся сюда. Безусловно, огромный вклад в город вносит «Татнефть». Но «в коня корм», потому что частные и государственные институции тоже подтягиваются под все эти тренды.

— Какая средняя зарплата в Альметьевске?

— По району средняя зарплата — порядка 90,3 тысячи рублей. И это не наша статистика, а Татарстанстата.

«Генплан города подразумевает увеличение населения примерно до 300 тысяч» «Генплан города подразумевает увеличение населения примерно до 300 тысяч» Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

«Станем уплотняться в первую очередь за счет так называемого серого пояса»

«После презентации нового генплана Альметьевска с планируемым ростом населения до 400 тысяч человек главы соседних районов особенно напряглись, ведь и так происходит массовый отток населения из малых городов и райцентров. Как вам удалось обосновать раису РТ, что из 700 тысяч населения юго-востока республики необходимо сосредоточить в Альметьевске 400 тысяч?» (Александр)

— Это некорректная информация. Сегодня в городе проживают, как я уже сказал, 165 тысяч человек, а в районе — 52 тысячи. Генплан города подразумевает увеличение населения примерно до 300 тысяч. Население района — не меньше, чем сегодня, но, учитывая всевозможные точки развития, тоже может сильно увеличиться. Мы для себя ставим задачу удвоения.

— «И об этом есть вопрос. К 2050 году, согласно новому генеральному плану города, население Альметьевского района вырастет вдвое. Каким образом планируется достичь такой цифры?» (Зуфар Самигуллин)

— Сегодня объективно к нам люди стягиваются с других территорий, и наша задача — этот тренд продолжить, создав комфортные условия жизни и предоставив рабочие места. Муниципалитет отвечает за качество жизни, но и за рабочие места мы косвенно отвечаем. Есть узкие места для бизнеса, и мы должны их расшивать. Тогда ситуация будет развиваться в нужном направлении.

«Особенность Альметьевска в том, что с одной стороны он упирается в лес и водохранилище, с другой стороны находится вся нефтедобывающая инфраструктура» «Особенность Альметьевска в том, что с одной стороны он упирается в лес и водохранилище, с другой стороны находится вся нефтедобывающая инфраструктура» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А в каком состоянии сегодня генеральный план развития Альметьевска?

— Новый генплан сегодня находится в процессе утверждения. Пять лет назад он был заказан московской компании, которая выиграла тендер. Много с ними работали, а в итоге они сказали, что не видят перспектив согласования нашего генплана в федеральных ведомствах, потому что город находится на месторождении нефти. Пришлось расторгнуть с ними договор. Мы забрали все наработки и отдали их команде Института пространственного планирования РТ. Та и доделала генплан. Его уже публично презентовали. Генплан — это ответ на многие вопросы дальнейшего развития города.

Особенность Альметьевска в том, что с одной стороны он упирается в лес и водохранилище, с другой стороны находится вся нефтедобывающая инфраструктура.

— Будете расти вверх, строить небоскребы?

— Нет, станем уплотняться в первую очередь за счет так называемого серого пояса — гаражей, неиспользуемых промышленных территорий. Многие компании расположились на площадях старых предприятий, но так развились, что стены зданий подпирают заборы, и просят новые площадки, где можно развиваться дальше.

Это сложный путь, потому что много собственников, много разных мнений и статусов, но это единственный доступный нам путь для развития города. Благодаря генплану сегодня мы знаем, как те или иные территории могут использоваться. Мы считаем, что жилая застройка не должна быть в виде «спальников», там должен располагаться определенный процент коммерции, социальная инфраструктура. Для крупных микрорайонов нужны и культурные центры, и места работы.

— На какой срок рассчитан новый генплан?

— До 2050 года.

«Татнефть» постоянно разведывает новые и новые запасы. И технологии добычи постоянно улучшаются» «Татнефть» постоянно разведывает новые и новые запасы. И технологии добычи постоянно улучшаются» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Контртрендом увеличения нашего населения будет сохранение комфорта жизни в близлежащих городах»

«Каким видите будущее Альметьевска после извлечения всех запасов нефти в месторождениях Татарстана? Будет ли „жизнь после нефти“?» (Александр)

— Нас эта тема очень волнует, и на всех конференциях, где обсуждается будущее нефтянки, мы ухо востро держим, слушаем аналитику. И мировые тренды по этой тематике отслеживаем. Но думать, что нефть в ближайшее время закончится, — очень обывательский подход. «Татнефть» постоянно разведывает новые и новые запасы. И технологии добычи постоянно улучшаются.

«Нефтяная столица — да, а что еще? Каков тренд развития? Как говорится, не нефтью единой…» (Мадина Мухаметшина) Какой еще есть бизнес, кроме нефтедобычи?

— Основной бизнес компании «Алнас» — производство погружных нефтяных насосов, много своей продукции они продают нефтедобывающим компаниям, работающим на севере страны. Крупный проект реализует Альметьевский трубный завод. Огромное количество нефтесервисов, которые работают не только на нефтянку, но и по другим направлениям. Считаю, это большая точка роста для Альметьевска, потому что нефтесервисных компаний у нас много и они работают на серьезном техническом уровне. Они смотрят и на другие виды бизнеса, применяя свои инженерные компетенции. Огромная ниша для бизнеса — сфера услуг. За последнее время существующие промплощадки практически полностью заполнились, там абсолютно разные виды бизнеса реализуются.

«По заявлениям работодателей, сегодня текущая потребность в рабочей силе порядка 60 тысяч человек» «По заявлениям работодателей, сегодня текущая потребность в рабочей силе составляет порядка 60 тысяч человек» Фото: «БИЗНЕС Online»

Под какие инвестиционные проекты требуется удвоение населения? Что запланировано в среднесрочной перспективе?

— По заявлениям работодателей, сегодня текущая потребность в рабочей силе составляет порядка 60 тысяч человек. Мы скептически делим это число на три, полагая, что работодатели примут на работу не всех, а примерно треть. А вот 20 тысяч надо прямо сейчас, и эта цифра растет. Мы видим динамику и тренды, видим крупные проекты. У нас, конечно, нет списка проектов до 2050 года, которые потребуют такого количества жителей. У нас не плановая экономика! Мы о планах предприятий не знаем до того момента, пока они не начинают реконструкцию. Бывает так, что проект уже работает, нужна реконструкция, только тогда они начинают с нами взаимодействовать.

Поэтому в своих расчетах мы основываемся на трендах и динамике — по количеству занятого населения, спросу на рабочую силу, средней заработной плате. Видим сегодня, что каждое утро порядка 10,5 тысячи машин въезжает в Альметьевск со всех сторон — люди направляются на работу. Это число можно смело умножить на полтора, поскольку не в каждой машине едет один человек.

Считаем, должны развиваться и прилегающие территории. Логистические связи сегодня становятся лучше, но, к сожалению, внутри агломерации дорожная сеть не так хорошо развивается, как хотелось бы. В радиусе 100 километров вокруг Альметьевска живут 650 тысяч человек. 100 километров — это немного, и люди постоянно перемещаются.

Мне кажется, контртрендом увеличения нашего населения будет развитие логистических связей и сохранение комфорта жизни в близлежащих городах — в Бугульме, Лениногорске, Азнакаево и так далее. Мы видим, что люди ездят оттуда. И если дорога станет лучше и безопаснее, а жизнь в этих городах — комфортнее, то люди там и останутся жить, а работать будут ездить к нам.

Удвоение населения — это глобальная задача, она важна для нас в первую очередь с точки зрения подходов к развитию. Есть три формата развития территорий: первый — стабилизация качества жизни; второй — контролируемое сжатие, когда проседает экономика, а качество жизни надо сохранить; третий формат — рост. Вот третий формат очевиден для Альметьевска. В своих градостроительных и инфраструктурных планах мы закладываем тренд на 300 тысяч населения. Мы должны двигаться в этом направлении. Сегодня Альметьевск — суперкомфортный для жизни город: по нему можно быстро передвигаться, много чего доступно и бесплатно, много вариантов для досуга и отдыха.

— Но большого зрелищного спорта, кстати, у вас нет тоже нет.

— Почему нет? Хоккейная команда «Нефтяник» в ВХЛ играет.

— При всем уважении это не КХЛ. А из учреждений культуры?

— Альметьевский татарский государственный драматический театр. Кстати, рекомендую приехать к нам 17 октября на спектакль «Не был женат» по мотивам повести Гаяза Исхаки.

«Хоккейная команда «Нефтяник» Хоккейная команда «Нефтяник» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если убрать мигрантов, то кем мы будем строить?»

— Экономика района растет, стагнирует или падает?

— Растет.

— А в чем феномен роста? «Татнефти» перекрывают кислород по увеличению добычи нефти (ограничения в рамках ОПЕК), ставка ЦБ высокая, бизнес лишен кредитов, по сути…

— Есть два параметра, за счет чего это ощущение достигается. Именно ощущение. Первое — цифры, которые говорят о том, что действительно развитие идет. Второе — практически не видим представителей МСБ, которые чувствовали бы сжатие, проблемы с развитием и стагнацию.

— И все-таки как это происходит? Кредит недоступен. Эксперты отмечают, что бизнеса живого, рыночного почти не осталось. Остались только те, кто кормится вокруг государственных компаний, бюджетов.

— Альметьевск принципиально не отличается от всей страны в этой части. Пока активно занят ВПК, люди туда идут, и смежники начинают очень сильно развиваться. Если ВПК развивают, то однозначно это те, кто на госденьгах существует, в первую очередь.

«На многих стройках 60 процентов рабочих — мигранты. Если их убрать, то кем мы будем строить?» «На многих стройках 60 процентов рабочих — мигранты. Если их убрать, то кем мы будем строить?» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как развивается малый и средний бизнес?

— Сегодня в районе 6 690 субъектов МСБ, его доля в валовом региональном продукте за 2023 год составила 9,1 процента. За 2024-й МБС увеличился на 6 процентов. Количество занятых в этой сфере — 38 тысяч человек, на 26 процентов больше, чем в прошлом году. Налоговые отчисления от МСБ за год увеличились на 48 процентов.

— Какое развитие получат промышленные парки?

В районе 7 промышленных парков, резидентов 78. Готовим документацию еще для одного промпарка. Есть резиденты, готовые зайти туда, хотя полностью его загрузить сегодня мы не готовы. Но, учитывая тренды, это будет востребовано. Заполнять его, может быть, начнем через 2–10 лет. Главное — «флаг поставить», поставить точку развития.

Сколько мигрантов в Альметьевске, где они работают? Есть ли проблемы с ними? Задаем этот вопрос, потому что он в повестке, во-первых. А во-вторых, в вашей зоне вроде о мигрантах особо ничего не слышно.

— Периодически локально возникают вопросы, но это не проблемы и не конфликты. Считаю, если мы будем избавляться от мигрантов, то подобное очень серьезно повлияет на экономику. Очень здорово, что раис РТ, не стесняясь, об этом объективно говорит. На многих стройках 60 процентов рабочих — мигранты. Если их убрать, то кем мы будем строить? Многие не хотят на стройку идти, на черные работы, водителей общественного транспорта очень сложно найти.

«Есть разные мнения по поводу торговых центров. Кто-то из стейкхолдеров юго-востока говорит, что их надо закрывать, это вред» «Есть разные мнения по поводу торговых центров. Кто-то из стейкхолдеров юго-востока говорит, что их надо закрывать, это вред» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вряд ли появятся крутые бутики, пока население кратно не вырастет»

Один из видов досуга — это шопинг, а в Альметьевске один нормальный торговый центр. При таком количестве деловых и обеспеченных людей в городе, считают некоторые наши собеседники из Альметьевска, элементарно некуда сходить и нечего купить из одежды, в том числе брендовой. Почему при наличии спроса эта сфера не очень сильно развита?

— Наличие тех или иных типов B2C-бизнеса — это вопрос спроса. Одно дело — Набережные Челны, где проживают 500 тысяч человек, плюс рядом Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, и мы недалеко, из Ижевска более-менее комфортно добираться. Там иметь несколько точек по продаже дорогой одежды — это вопрос экономики. У нас вряд ли появятся какие-то крутые бутики, пока у нас население кратно не вырастет.

Вы начинаете меня экзаменовать: а какие у вас проекты? У нас такая позиция: мы хотим, чтобы у нас это было, и станем развиваться, реализовывать генплан, сохранив комфорт жизни и компактность. Исходя из мировой практики, чтобы город уже не был провинцией, появилось много чего интересного, население должно быть около 300 тысяч человек. Есть разные мнения по поводу торговых центров. Кто-то из стейкхолдеров юго-востока говорит, что их надо закрывать, это вред.

— А бизнес-центры, офисные центры класса А есть?

— В чистом виде бизнес-центра нет. У нас есть офисные здания, много что сдается из активов «Татнефти». В новых микрорайонах, которые проектируем с Олегом Григорьевым (руководитель Института пространственного развития РТ — прим. ред.), закладываем пространства потенциально под бизнес-центры, гостиницы, торговые центры.

«Будет много арендного жилья для преподавателей и ученых, появится еще одно общежитие, плавательный бассейн, культурный центр и объекты передовой инженерной школы» «Будет много арендного жилья для преподавателей и ученых, появится еще одно общежитие, плавательный бассейн, культурный центр и объекты передовой инженерной школы» Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

— Что будет сделано со зданием бывшей гостиницы рядом с ДК «Нефтьче»?

— У нее есть собственник, он прорабатывает разные варианты. Один из вариантов — снос и создание на ее месте жилья либо бизнес-центра. Планов по реставрации, реконструкции бывшей гостиницы, по-моему, нет.

— Будет ли органный зал?

— Инвестсовет прошел, план по созданию этого комплекса есть.

Как будет осваиваться территория около здания ГАИ? Говорят, имеющиеся там гаражи ликвидированы. А что построят на их месте?

— Мастер-план города предусматривает, что в перспективе станет развиваться весь этот квартал. Там будет много арендного жилья для преподавателей и ученых, появится еще одно общежитие, плавательный бассейн, культурный центр и объекты передовой инженерной школы (ПИШ). В том числе будет и жилая застройка.

«Концепция (центра триатлона) почти готова, команда Федерации триатлона ее дорабатывает» «Концепция (центра триатлона) почти готова, команда федерации триатлона ее дорабатывает» Фото: соцсети Ксении Шойгу

«Центр триатлона — грандиозный проект для российского спорта и для Татарстана»

«Как в Альметьевске развивается гостиничный сектор, есть ли желающие инвестировать в него?» (Дмитрий) Почему у вас нет ни одной приличной гостиницы (речь о пяти звездах и даже о четырех) до сих пор? Альметьевск — это же наш фактически Дубай, а хороших гостиниц нет! Разве в город высокопоставленные и богатые гости, партнеры и так далее не приезжают?

— Эту проблему мы видим и работаем над ней. Несколько хороших гостиниц появилось, «Татнефть» открыла свою гостиницу на 25 номеров. Бизнес в этом направлении работает активно. Можно сказать, отрасль гостеприимства испытывает суперажиотаж. Но многие инвесторы хотят строить отель в самом центре города, а там нет свободной земли, чтобы им предложить. Варианты, которые мы им предлагаем, не всех устраивают. По концепции строительства центра триатлона планируется гостиница, и в данном вопросе мы работаем совместно с командой Ксении Сергеевны Шойгу (президент федерации триатлона России прим. ред.).

— Проект по центру триатлона, кстати, живой?

— Концепция почти готова, команда федерации триатлона ее дорабатывает.

— Вы верите, что этот дорогой проект, который год назад оценивали в 5 миллиардов рублей, будет реализован?

— А почему нет? В данный момент мы находимся на стадии согласования, начала проектирования и поисков финансирования.

— Это будет федеральный центр триатлона?

— Скорее всего, да. Концепция такова, что это база для подготовки национальной сборной, на нее смогут приезжать региональные и любительские команды, а инфраструктурой смогут пользоваться местные жители. Более того, идет работа со смежными федерациями России — велоспорта, плавания, биатлона и другими. Все поддерживают данный проект.

Я считаю, это грандиозный проект для российского спорта и для Татарстана. И это не единственный глобальный проект, который сегодня в Альметьевске реализуется.

— Если реконструируют водохранилище, то вместе с центром триатлона это и может стать той вашей фишкой, о которой мы спрашивали вначале.

— У нас даже разрабатывалась концепция развития поймы Степного Зая. В период пандемии проводился международный конкурс. Большинство планируемых и реализуемых проектов в тренде той концепции. Но водохранилище классное получается. Рустам Нургалиевич и Наиль Ульфатович поддержали. С командой фонда «Институт развития городов» мы не одну собаку съели: и поругались, и помирились, и поплакали вместе на эту тему неоднократно.

— Какие еще глобальные проекты реализуются в Альметьевске, о которых мы не знаем?

— Строится кампус Высшей школы нефти, «Татнефть» планирует реализовать проект киноконцертного зала, идет работа над двумя жилыми кварталами внутри города — на 80 и 120 гектарах.

«Насколько мне известно, в этом году планируется Вознесенский тракт довести до М7» «Насколько мне известно, в этом году планируется Вознесенский тракт довести до М7» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Самое экономически целесообразное — это автодорога»

— «Если достроить одностороннюю дорогу Альметьевск – Заинск от Заинска до перекрестка аэропорта Бегишево (это всего 39 километров), то альметьевцы получат бесплатную безопасную одностороннюю дорогу Альметьевск – Набережные Челны – Казань. Планируется ли реализация данного проекта?» (Александр)

— Александр прав на 200 процентов! Я на каждом уровне говорю, что в республике три агломерации, и сегодня благодаря тому, что реализуется проект по строительству платной дороги Алексеевское – Альметьевск, наконец-то будет хорошая связка между Казанской и юго-восточной нефтяной агломерацией. Насколько мне известно, в этом году планируется Вознесенский тракт довести до М7. Соответственно, из Казани можно будет выезжать уже не через Сокуры, где основная пробка, а выскакивать на М7 и оттуда уходить на участок Шали – Сорочьи горы. Он частично четырехполосный, частично двухполосный, но эта двухполосная часть спроектирована по-другому — по ней намного безопаснее и быстрее ехать. А потом мы пересекаем Сорочьи горы (обычно после моста проезжали под развязкой, разворачивались и уходили на Алексеевское), едем прямо и будем доезжать почти до города.

Но по связке Камской и Альметьевской агломераций, к сожалению, очень большие вопросы. Надо реконструировать существующую четырехполосную дорогу, которая идет до Заинска, потому что она не соответствует многим современным требованиям. И самое главное — узкое горлышко между Заинском и Нижнекамском создает большую проблему. Кулуарно мне говорят, что в ближайшей перспективе таких планов нет. Но, как говорится, тебя в дверь, а ты в окно…

— То есть в этом году из Казани в Альметьевск новая дорога будет готова?

— Да.

— За какое время можно будет доехать?

— А вот это вопрос, насколько вы готовы ПДД нарушать. С рабочей скоростью, думаю, будет меньше трех часов.

— Дорога Челны – Нижнекамск – Альметьевск убитая, а там аэропорт, ездят деловые люди, центр триатлона планируется с его федеральными спортсменами… Какие планы по ней?

— Это предмет постоянных обращений и общения с коллегами из региональных органов власти: на чьем балансе дорога и кто отвечает. Коллеги в целом прислушиваются. За последние пять лет был ремонт, по крайней мере, на участке, который в Альметьевском районе. В целом полотно именно в нашем районе не такое уж плохое. А про кусок, который до нас, постоянно вопрос поднимаю. Там во многих местах нужна тотальная реконструкция. Коллеги объясняют, что норматив содержания не позволяет ее реконструировать, нет денег.

В Камской и Альметьевской агломерациях экономические связи очень сильные, но они могли бы быть еще сильнее, если бы мы развивали внутреннюю логистику. Это очень серьезный драйвер. Когда говорят об агломерационном развитии, то в первую очередь нужно сделать упор на логистические связи, на доступность и комфортность перемещения на разном виде транспорта. Но сегодня основной вид транспорта, который развивается, — это автомобильный. Железнодорожный существует, но бурного развития уже нет. Авиационный тоже есть. Дай бог, чтобы был не ниже сегодняшнего уровня и немного развивался. Речной для нас немножко недоступен.

— А с содержанием городских дорог как обстоят дела?

— Есть проблемы. К сожалению, похвастаться тотальной реконструкцией, как в этом году наша любимая столица, мы не можем.

— Вопрос, который нам не дает покоя: что мешает сделать авиасообщение между Казанью и Альметьевском? Закупить небольшие самолеты, пустить 2–3 раза в день — это же другая связность территории. Для бизнеса, гостей, туристов, для своих активных людей. Уж кто-кто, а Альметьевск себе может такое позволить, дотации могут быть вначале, чтобы люди распробовали данный вид транспорта.

— Проект есть, думали об этом. Смысл давать дотации есть, если понимаешь, что благодаря им проблему решаешь. Если это будет без видимого эффекта, то нецелесообразно. Давайте порассуждаем. Взлетать из Альметьевска теоретически можно с воды, но вода доступна несколько месяцев в году. Возникает вариант поймы. Аэропорт в пойме существует, но до него в любом случае надо доехать, на дорогу нужны большие инвестиции. Гидросамолет скорее красивая картинка, нежели круглогодично работающая история. Главный вопрос: в Казани куда садиться? Допустим, в международном аэропорту. Дальше оттуда еще нужно добраться до города и на чем-то передвигаться по нему. В итоге потратил время на дорогу до аэропорта, перелет, выход в город и путь из аэропорта. Примерно столько же уйдет, если ехать по новой платной дороге.

То есть легкую авиацию нецелесообразно развивать?

— Было бы круто, если бы, например, с Альметьевского водохранилища можно было бы приземляться и выходить на Кремлевской дамбе. Поэтому самое экономически целесообразное — это автодорога.

Окончание следует.