Форум, посвященный развитию биотехнологий, стартовал накануне в курортном Геленджике Форум, посвященный развитию биотехнологий, стартовал накануне в курортном Геленджике Фото: Виталий Невар/ТАСС

Мурашко о вероятности продолжительности жизни до 120 лет: «Генетически это заложено у человека»

«Как сделать так, чтобы идея создания биоэкономики как драйвера целого ряда новых и традиционных отраслей действительно запустила бы новые процессы, а не оказалась бы просто модным словом для форумов, таких как наш?» — интересовался программный директор первого международного форума «Биопром» Антон Атрашкин у участников главной прогноз-сессии. «Надо меньше свистеть! И больше делать…» — нашел ответ помощник президента РФ Андрей Фурсенко.

Форум, посвященный развитию биотехнологий, стартовал накануне в курортном Геленджике. На первой ключевой сессии мероприятия, которое стартовало в день рождения президента РФ, первый вице-премьер РФ Денис Мантуров, министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, министр промышленности и торговли Антон Алиханов, глава минсельхоза Оксана Лут и представитель Всемирной продовольственной программы ООН Даниэль Балабан обсуждали, может ли человек прожить более 100 лет и как развиваются биотехнологии в России сейчас.

«Биоэкономике будет посвящен отдельный нацпроект, и со следующего апреля он должен начать свою реализацию. Сейчас правительство в активной фазе по подготовке стратегического документа», — рассказал Мантуров. Задача — обеспечить независимость и сформировать новые рынки в биоэкономике — одна из целей национального развития до 2030 года, которые обозначил президент РФ Владимир Путин. Сейчас, по словам Мантурова, биотехнологии активно представлены в сельском хозяйстве, медицине, энергетике. «За последние пять лет только за счет поддержки государства было направлено около 5 миллиардов рублей на данные направления», — отметил спикер.

Сейчас, по словам Мантурова, биотехнологии активно представлены в сельском хозяйстве, медицине, энергетике Сейчас, по словам Мантурова, биотехнологии активно представлены в сельском хозяйстве, медицине, энергетике Фото: Виталий Невар/ТАСС

Благодаря новым технологиям улучшилось качество постановки диагнозов и лечение пациентов, рассказала сенатор Инна Святенко. «Есть оригинальное отечественное производство [препаратов] для лечения болезни Бехтерева, противоопухолевых препаратов, антидепрессантов. Сейчас ведется разработка препаратов для терапии синдрома Хантера, болезни Крона и многих других. Институт ФМБА приступает к клиническим испытаниям нового препарата против аллергии на пыльцу березы. Это будет первая в мире вакцина рекомбинантного типа, которая не содержит природного аллергена», — поделилась достижениями спикер.

На главный вопрос сессии, можно ли человеку дожить до 120 лет, министр здравоохранения России ответил в беседе с журналистами. «Генетически это заложено у человека», — приводит его слова РИА «Новости». Все, что нужно делать человеку, — вести здоровый образ жизни, вовремя обращаться к врачам, вести профилактику различных заболеваний. «Универсальная» таблетка для лечения и профилактики заболеваний, по мнению Мурашко, — физические нагрузки. Тренировки и спорт позитивно влияют на 35 тыс. биохимических процессов и практически на два десятка органов и систем в организме человека, подчеркнул министр.

«Мы можем через 2 года увидеть разрыв между тем, какими препаратами лечат в России, а какими — в других странах мира» «Мы можем через два года увидеть разрыв между тем, какими препаратами лечат в России, а какими — в других странах мира» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Говорят, что Big Pharma никуда не уходит и поставляет все нужное для российского рынка. На деле это не совсем так…»

По словам президента ГК «Фармасинтез» Викрама Пунии, несмотря на то что российские фармпроизводители становятся более компетентными, существует ряд проблем. «Говорят, что Big Pharma никуда не уходит и поставляет все нужное для российского рынка. На деле это не совсем так… Какие-то компании ушли, какие-то собираются уходить», — пожаловался предприниматель. В качестве примера Пуния привел компанию Baxter, которая покинула страну и бросила пациентов, находящихся на диализе.

«Еще большая сложность заключается в том, что Big Pharma не инвестирует в развитие российского фармрынка. Многие из них перестали завозить новые лекарственные препараты в Россию, большое количество клинических исследований прекращено. Новые клинические исследования не инициируются. Таким путем мы можем через два года увидеть разрыв между тем, какими препаратами лечат в России, а какими — в других странах мира», — предупредил глава «Фармасинтеза». Он предложил временно разрешить российским фармацевтам выводить препараты на рынок самостоятельно, если зарубежные компании не поставляют их в Россию в течение одного года после регистрации на мировом рынке. Однако уже сейчас в стране действует механизм принудительной лицензии, когда иностранный правообладатель не может или не хочет поставлять необходимое лекарство и документ на препараты получает отечественный производитель.

И пока Пуния указывал на необходимость немного «упростить» механизмы допуска лекарств на аптекарские полки, глава минсельхоза Лут призывала ужесточить регулирование биологически активных добавок (БАД). По ее словам, эта отрасль «очень пока серая», наднациональные техрегламенты ЕАЭС занимаются только лечебным сектором и частью специализированного питания. «Да, это сейчас увлечение, да, наверное, это может быть полезно, но это надо все проверять. Это должно быть в первую очередь безопасно и не наносить вреда здоровью. Это чистые биотехнологии, которые требуют дополнительного регулирования», — заявила Лут.

Разговоры о медицине не могли не коснуться темы рождаемости и демографии. Для этого обратились к «главному „драгдилеру“ России» (так представил спикера модератор сессии), гендиректору «Эндофарма» (Московский эндокринный завод) Михаилу Фонареву. Предприятие, помимо лекарств для анестезии, наркотических анальгетиков, производит препараты для репродуктивного здоровья.

«Есть такой препарат, старый, советский: гонадотропин хорионический. Он крайне важен для репродуктивной функции как у женщин, так и у мужчин. Он очень эффективен. Основным донором сырья до недавнего времени является Китай, — рассказал Фонарев. — Но с учетом того, что цены на фармацевтическую субстанцию растут драконовскими методами на 40–50 процентов в год, мы приняли решение производить сами. Но проблема, потому что собственная фармацевтическая субстанция делается из мочи беременных женщин с 6-й по 24-ю неделю. Примерная потребность — 520 тонн в год. Мы идем туда, уже сейчас собираем мочу в 8 регионах России по распоряжению правительства РФ. Мы собираем 1,5 тонны в неделю. Безусловно, будем масштабировать проект». Не забыл он рассказать и о «подвиге» беременных женщин: «Мы им ничего не платим, они добровольно приносят мочу!»

По словам министра здравоохранения, сегодня в стране открываются поликлиники, в которых отечественная медицинская техника составляет порядка 90% По словам министра здравоохранения, сегодня в стране открываются поликлиники, в которых отечественная медицинская техника составляет порядка 90% Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Москве с чекапом нет проблем. Но не все регионы такого уровня достигли»

Ближе к вечеру Алиханов и Мурашко встретились на другой сессии форума, где обсудили технологический суверенитет в медицине. По словам министра здравоохранения, сегодня в стране открываются поликлиники, в которых отечественная медицинская техника составляет порядка 90%. «Когда начинали проект „Модернизация первичного звена“, уровень обеспечения отечественным оборудованием по поликлиническим учреждениям составлял порядка 30 процентов», — заявил министр. Проект, напомним, начался в 2021 году и рассчитан на пять лет.

Алиханов поддержал коллегу и заявил, что и роботизация медицины РФ «подходит к той, что мы привыкли видеть в фильмах». В пример привел бионические протезы (ими можно управлять с помощью нервной системы), которые используют российские пациенты. Министр промышленности и торговли добавил, что рынок госзаказа России достаточен, чтобы отечественное производство стало экономически целесообразным. «Медицинский рынок РФ специфический. В нашей стране в большей степени это рынок госзаказа. У нас много инструментов, когда мы ограничиваем участие иностранных компаний и даем ценовые преференции», — рассказал он.

Отказ от собственного производства ни к чему хорошему не приводит, это показал и опыт пандемии коронавируса, вспомнили на сессии. «Приходилось на начальном этапе вырывать то маски, то еще что-то… Это для нас недопустимо!» — заявил Мурашко. При этом именно российская вакцина «Спутник» была зарегистрирована первой в мире и ее закупили 70 стран, добавил министр.

Но один из вопросов, который беспокоил отечественных производителей фармы, — копирование собственных разработок недобросовестными игроками. «Мы все понимаем, что, инвестируя в разработку, инвестор хочет понимать, что его деньги будут защищены. И после выхода [продукта] на рынок его не скопируют, не вложив ни копейки», — отметил гендиректор «Фармстандарта» Дмитрий Зайцев. Ситуация с копированием оставалась острой до 3 октября этого года: «Произошло революционное событие, когда ФНС вынесла решение о недобросовестной конкуренции в случае патента». Данный закон обязывает перечислить недобросовестного производителя все полученные средства от реализации продукта в федеральный бюджет в случае копирования. Теперь бояться нечего, можно смело инвестировать, заявил Зайцев.

И все-таки ключевая цель — перейти от лечения к сохранению здоровья, считает Мурашко. Это в разы эффективнее для граждан, а для государства — гораздо экономически выгоднее. Спикеры на сессии даже порассуждали о том, не перенять ли России опыт некоторых зарубежных стран по мотивированию граждан заняться своим здоровьем. В Японии, например, пациенту отказывают в бесплатных услугах, если он вовремя не прошел чекап.

«В той же Москве нет с этим [чекапом] проблем. Но не все регионы такого уровня достигли», — все же признал Алиханов. Мурашко предложил воздержаться от столь резких мер, но ввести, например, дополнительную ставку налога на сахаросодержащие напитки.