Сегодня депутаты вновь избранного Госсовета Татарстана соберутся в стенах парламента, чтобы рассмотреть главный закон года Сегодня депутаты вновь избранного Госсовета Татарстана соберутся в стенах парламента, чтобы рассмотреть главный закон года Фото: «БИЗНЕС Online»

О бюджете-2025: как найти ключи от сейфа с деньгами

Сегодня депутаты вновь избранного Госсовета Татарстана соберутся в стенах парламента, чтобы рассмотреть главный закон года. Речь о законопроекте о бюджете Татарстана на 2025 и последующие 2026 и 2027 годы. Казалось бы, нет ничего важнее того, чтобы понять, как будем тратить деньги в будущем году, на что жить и что строить. Однако, как убедился «БИЗНЕС Online», побеседовав с народными избранниками, далеко не все депутаты и даже отраслевые министерства вникли в главный финансовый документ республики и в принципе понимают его ключевые составляющие. Осилить проект, написанный под руководством главы минфина РТ Радика Гайзатуллина, без специфических знаний действительно не так просто. Кроме того, есть в нем немало элементов сознательного квиза, мол, найди ключи от сейфа, где деньги спрятаны, если ты такой умный. Мы все же попробовали заглянуть в финансовые дебри. Оговоримся, что в тексте мы сравниваем первый, «черновой вариант» бюджета-2025 с принятым 28 ноября 2023 года законом о бюджете РТ на 2024-й. Это, так сказать, первый подход к штанге с учетом первого чтения.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

1. Заниженные прогнозы и хитрая арифметика Гайзатуллина

Что сразу бросается в глаза — это весьма скромные ожидания минфина: в бюджете на 2025 год заложено всего 425,5 млрд рублей доходов, тогда как только по итогам 2024 года казна планирует получить 484,5 млрд рублей (на 60 млрд больше). Казалось бы, бюджет последующего года должен быть как минимум на уровне предыдущего плюс некий процент инфляции. Однако не тут-то было.

Это вообще в духе главы минфина РТ и его команды — сначала заложить в бюджет явно заниженный план, а затем к концу года объявлять о дополнительных доходах. Так было и в 2024-м — в первоначальной версии документа закладывали 399,6 млрд рублей доходов, но к концу года пришел приятный «бонус» почти на 85 млрд рублей, т. е. плюс почти 20% к изначальному проекту. Занижение прогнозных доходов развязывает руки кабмину — каким образом и на что тратятся эти «дополнительные» миллиарды, вовсе не очевидно.

Что это — ошибки планирования, помноженные на непрофессионализм, или сознательное занижение показателей? Одна из причин пессимистичных бюджетов — то, что в основу расчетов закладываются прогнозируемые цены на нефть и курс доллара. Эти показатели спускаются регионам из Москвы. Например, в бюджеты-2024 закладывалась нефть на уровне $65 за баррель, в реальности же среднегодовая цена черного золота перевалила за $70, вот и вышла прибавка.

Вторая причина — к моменту первого чтения регионального бюджета традиционно бывают еще не распределены средства по ряду федеральных программ. Практика показывает, что к третьему чтению статьи бюджета становятся значительно пухлее, а по итогам исполнения бюджета рост доходов может оказаться еще более внушительным. В любом случае и депутатам, и общественности хотелось бы знать подробнее, на что тратится бюджетная «прибавка».

На 2025 год в бюджете РТ заложено 425,5 млрд рублей доходов, 439 млрд рублей расходов и дефицит в 13,5 млрд рублей.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

2. НДФЛ и налог на прибыль — главные «кормильцы» бюджета

Главные «доноры» доходной части бюджета Татарстана — это налог на прибыль организаций и НДФЛ, но их соотношение меняется. Если в 2024 году налог на прибыль составлял 32% в общем объеме доходов, а НДФЛ — 25%, то в 2025-м впервые в истории поступления от НДФЛ в бюджет Татарстана превысят поступления от налогов на прибыль: 130 млрд рублей поступит от «физиков» и только 128 млрд рублей — от «юриков». В последующие годы доминирование НДФЛ над налогом на прибыль будет только возрастать: в 2026-м — 139,9 млрд против 130 млрд рублей, в 2017-м — 149,7 млрд рублей против 135,6 млрд рублей.

Это объясняется снижением поступлений налога на прибыль от крупнейших налогоплательщиков — только «Татнефть» и ТАНЕКО в этом году заплатят по налогу на прибыль на 15 млрд рублей меньше ожидаемого (43 млрд рублей). На фоне сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ чистая прибыль «Татнефти» по РСБУ в первом полугодии 2024 года снизилась на 7,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 118,5 миллиарда. Нужно сказать, что «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» в первом полугодии тоже снизили платежи по налогу на прибыль на 2,4 млрд рублей, АО «ТАИФ» — на 1,4 млрд рублей.

А вывод из всего этого простой: мы все, т. е. обычные граждане, вносим главный вклад в формировании казны. Больше, чем сырьевики, корпорации и любой бизнес. Кстати, обычно после такого факта начиналась трансформация политической системы во многих странах, парламент становился парламентом и т. д. А граждане — гражданами!

В будущем году казна минфина еще немного подрастет — до 135,5 млрд рублей В будущем году казна минфина еще немного подрастет — до 135,5 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

3. Минфин — распорядитель трети бюджета

Самая большая сумма в ведомственной структуре расходов, как всегда, присуждается ведомству — главному составителю бюджета РТ, министерству финансов. В будущем году казна минфина еще немного подрастет — до 135,5 млрд рублей (в 2023-м было 119,8 млрд рублей). Почему такая огромная сумма оседает на счетах «бумажного» ведомства, где, помимо зарплат сотрудникам, главными расходными статьями является покупка бумаги «Снегурочка» да чернил для принтера, навсегда останется загадкой.

В самом министерстве говорят, что средства временно централизуются в минфине, после чего направляются конкретным получателям — на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, уплату налогов бюджетными учреждениями и пр.

В бюджете минфина также «сидит» и резервный фонд кабмина РТ, в него на будущий год заложено 14,5 млрд рублей, тогда как в бюджете-2024 резервировалось 13,4 млрд рублей. Средства фонда тратятся на разные внеочередные нужды — например, именно оттуда взяты средства на единовременные денежные выплаты при заключении контрактов с участниками СВО в Татарстане.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составят 20,2 млрд рублей против 11,2 млрд в первоначальной версии бюджета-2024 По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составят 20,2 млрд рублей против 11,2 млрд в первоначальной версии бюджета-2024 Фото: «БИЗНЕС Online»

4. Фаворит минфина №1 — Айзатуллин

Рывок в этом году сделал минстрой РТ под руководством Марата Айзатуллина, его бюджет вырос сразу на 73,4% (или 35 млрд) до 82,7 млрд рублей. На что пойдут эти миллиарды? В частности, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составят 20,2 млрд рублей против 11,2 млрд в первоначальной версии бюджета-2024. Но и двукратного повышения суммы с учетом многолетнего недоремонта коммунальщикам мало.

Траты на обеспечение жильем детей-сирот останутся примерно на прошлогоднем уровне. 2 млрд будет потрачено на благоустройство городов, 33 млрд — на развитие образования (видимо, строительство, ремонт школ и детсадов), 5 млрд — на развитие очагов культуры, 11 млрд — на объекты здравоохранения, 3 млрд — на спортивные сооружения. Какие именно объекты будут отремонтированы или построены на эти средства, в минстрое РТ в ответ на запрос нашего издания не пояснили.

Известно также, что в проекте бюджета не заложены деньги региональной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, старт которой глава РТ Рустам Минниханов анонсировал на 2025 год. Программа будет финансироваться по принципу «Нашего двора» — из средств СИНХа. Пока нет в бюджете и федеральных денег из нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Главным получателем денег станет ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева. А именно 34,4 млрд рублей пойдет на создание индустриальных парков «Алабуга-2» и «Этилен-600» Главным получателем денег станет ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева. А именно 34,4 млрд рублей пойдет на создание индустриальных парков «Алабуга-2» и «Этилен-600» Фото: «БИЗНЕС Online»

5. ОЭЗ «Алабуга» дадут субсидий на 34 млрд рублей — это 8% от всех расходов бюджета

В 1,5 раза вырастет бюджет минэкономики РТ — до 36,3 млрд рублей, основные расходы здесь приходятся на программу «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан». Однако главным получателем этих денег станет ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева. А именно 34,4 млрд рублей пойдет на создание индустриальных парков «Алабуга-2» и «Этилен-600». На минутку — это почти 8% от всей расходной части бюджета на будущий год. В 2026-м в площадки закачают 37 млрд, в 2027-м — еще 40 млрд рублей.

Проекты реализуются по постановлению № 1119, согласно которому региональные бюджеты в дальнейшем смогут получить возмещение расходов, потраченных на создание инфраструктуры ОЭЗ. Компенсация будет прямо пропорциональна тем налогам и таможенным пошлинам, которые заплатят в федеральный бюджет резиденты ОЭЗ. Посмотрим, оправдается ли такая политика, но в условиях, когда не хватает на достойную зарплату учителей, полиции, на капремонт садиков, на строительство школ, на инфраструктуру ЖКХ — заливать миллиардами «Алабугу» немного странновато и уму непостижимо…

Основные потери транспортников произошли за счет сокращения расходов на госпрограмму «Развитие транспортной системы РТ», которая «потеряла» 21,4 млрд рублей Основные потери транспортников произошли за счет сокращения расходов на госпрограмму «Развитие транспортной системы РТ», которая «потеряла» 21,4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

6. Ханифов недосчитался миллиардов на дороги

А вот миндортрансу РТ придется ужаться в расходах — на это ведомство пришелся самый большой секвестр. Если в этом году Фариту Ханифову выделялось 60,3 млрд рублей, то в будущем планируют только 37,7 млрд (минус 22,6 млрд рублей).

Основные потери транспортников произошли за счет сокращения расходов на госпрограмму «Развитие транспортной системы РТ», которая «потеряла» 21,4 млрд рублей (минус 37,5%) — ее финансирование составит 35,6 млрд рублей. У дорожников тоже ожидается непростой период: если на этот год в региональный проект «Совершенствование, развитие и сохранение сети автомобильных дорог» закладывали 45,2 млрд рублей, то на будущий — только 30,9 миллиарда.

О прекращении бума дорожного строительства говорил и сам глава минтранса РТ на интернет-конференции «БИЗНЕС Online»: «Таких денег, скорее всего, не будет, поэтому мы сейчас ищем [частных] инвесторов, чтобы можно было строить платные дороги».

7. Бюджетные лидеры

А что в карманах других получателей бюджета? Минобрнауки РТ во главе с Ильсуром Хадиуллиным освоит 26,4 млрд рублей, рост составит «инфляционные» 7,3%. Здесь «сидит» обеспечение всем необходимым детских садов и школ республики плюс региональные надбавки к зарплатам учителей (сама зарплата начисляется из федерального бюджета).

Министру здравоохранения Марселю Миннуллину доверят распоряжаться 37,5 млрд рублей (плюс 7,4% к этому году). Министерство культуры Ирады Аюповой освоит 8 млрд рублей (плюс 19,4%), министерство по делам молодежи Ринат Садыков — 3,9 млрд рублей (плюс 11,4%).

Минцифры РТ, возглавляемое Айратом Хайруллиным, распорядится 3,5 млрд рублей, что на четверть больше, чем в 2024-м. Набирает обороты и Академия наук Татарстана под руководством Рифката Минниханова. Бюджет АН РТ вырос на 35,7% и составил 1,9 млрд рублей.

В процентном соотношении самое большое снижение оказалось у госкомитета РТ по туризму — минус 75% до почти символических 100 млн рублей В процентном соотношении самое большое снижение оказалось у госкомитета РТ по туризму — минус 75% до почти символических 100 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

8. Бюджетные аутсайдеры

Минсельхоз РТ Марата Зяббарова недосчитался 3,5 млрд рублей (минус 23,8%) — похудела программа «Развития сельского хозяйства», так что пока аграриям придется ориентироваться на 11,2 млрд рублей финансирования. В ведомстве пояснили, что минсельхоз России пока не по всем направлениям довел лимиты федеральной поддержки. Если поступят дополнительные финансы, господдержка сохранится на прежнем уровне.

Снизится бюджет у минпромторга РТ. Если в этом году Олегу Коробченко доверили 1,5 млрд рублей, то в будущем речь пойдет только о 700 млн рублей (минус 53,3%). Аналогично на 50% меньше денег получит минлесхоз Равиля Кузюрова — те же 700 млн рублей.

В процентном соотношении самое большое снижение оказалось у госкомитета РТ по туризму — минус 75% до почти символических 100 млн рублей. В ведомстве Сергея Иванова нам объяснили, что бюджет самого госкомитета не сокращался, но полученные ранее субсидии по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» отразились в бюджетах предыдущих периодов.

Бюджет минэкологии РТ Александра Шадрикова зиждется на прежнем уровне (440 млн рублей), однако курируемая им программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» «обмелела» на 3 млрд рублей и составила всего 890 млн рублей. Станет ли татарстанцам от этого тяжелее дышать? В пресс-службе минэкологии РТ нам пояснили, что это связано с завершением нацпроекта «Экология». На смену придет нацпроект «Экологическое благополучие», но пока объемы денег по данной программе не доведены до субъектов РФ.

Содержание судов «подорожает» на 207 млн рублей и потребует 747 млн рублей Содержание судов «подорожает» на 207 млн рублей и потребует 747 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

9. На содержание органов власти уйдет 2,9 млрд рублей

На содержание органов государственной власти предусмотрено 2,9 млрд рублей, что на 526 млн больше, чем заложено в бюджете-2024. Так, администрация раиса РТ обойдется бюджету в 436 млн рублей (плюс 75 млн рублей), Госсовета РТ — в 396 млн рублей (плюс 55 млн рублей), правительства РТ — в 282 млн рублей (плюс 49 млн рублей).

Содержание судов «подорожает» на 207 млн рублей и потребует 747 млн рублей. Работа финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора обойдется в 1,1 млрд рублей, что на 196 млн рублей больше, чем было раньше.

10. Рост сборов по госпошлинам, стагнация акцизов

Авторы законопроекта ожидают незначительного увеличения сборов по акцизам — до 43,5 млрд рублей, при том что на 2024-й закладывали 43 миллиарда. В том числе акцизы на алкогольную продукцию и спирт принесут республиканской казне 10,6 млрд рублей, акцизы на пиво — 14 млрд рублей, акцизы на нефтепродукты — 18,5 млрд рублей. Кстати, а ведь когда-то «Татспиртпром» был вторым налогоплательщиком в республике…

На 47% по сравнению с прошлогодним прогнозом подскочит объем сборов от госпошлин, которые, по ожиданиям финансистов, в следующем году перевалят за 1 млрд рублей (в этом году сбор прогнозируют на 707 млн рублей). Дело в том, что в следующем году вырастут госпошлины за регистрационные действия с недвижимостью, в ряде случаев они будут зависеть от кадастровой стоимости объекта. А еще владельцам теперь придется платить госпошлину за постановку недвижимости на кадастровый учет.

11. Рука помощи из Москвы слабеет

Сложная, но приятная часть бюджета — межбюджетные трансферты (это безвозмездные поступления, которые идут из федерального бюджета в татарстанский). В изначальной версии бюджета 2024 года планировалось получить из Москвы 67 млрд рублей, но в итоге, спасибо саммиту БРИКС, получилось даже больше — 76,3 млрд рублей.

Однако в представленном на ближайшую трехлетку проекте бюджета межбюджетные трансферты на 2025 год скукожились до 25,5 млрд рублей, на 2026 год — до 34,4 млрд, на 2027 год — 37 млрд рублей. В минфине РТ однако верят, что в дальнейшем ручейки федеральной поддержки все-таки пополнятся.

Еще один неприятный (но ожидаемый) тренд — это снижение уровня софинансирования федеральных программ и национальных проектов из Москвы. Так, если в 2024 году софинансирование федеральных программ шло по схеме 60/40 (где 60% — доля федерального софинансирования, а 40% — вклад Татарстана), то в будущем это соотношение меняется не в пользу Татарстана (разумеется). В 2025 году оно составит 58/42, в 2026-м — 54/46, в 2027-м — 49/51. Из-за этого бюджет Татарстана в 2027 году, например, недосчитается 4,7 млрд рублей.

Примерно та же ситуация с национальными проектами. Если в текущем году соотношение софинансирования будет 81/19 (81% — доля РФ, 19% — доля РТ), в 2025-м — 79/21, в 2026-м — 73/27, в 2027-м — 67/33. Только в 2027 году казна региона недополучит из-за этого 3,6 млрд рублей. А это значит, что расходы республиканской казны на эти программы и проекты из года в год придется увеличивать.

12. «Потери» бюджета составили почти 12 млрд рублей

Каждый год Гайзатуллин приводит аналитику по «утяжелению» бюджета. За этим термином скрывается совокупность сокращения доходов и роста расходов, вызванных разными факторами (в основном изменением федерального законодательства). В прогнозе бюджета на 2025-й фигурирует сумма в 11,2 млрд рублей.

Из чего она сложилась? Увеличивающиеся с 2025-го налоговые вычеты по НДФЛ «съедят» порядка 1 млрд рублей ежегодно. Еще около 3 млрд в год «отберут» у татарстанской казны изменения порядка уплаты УСН и НДС. Отрицательное влияние на бюджет республики окажет увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2025 году это «утяжелит» республиканскую финансовую «копилку» на 5,9 млрд и т. д.

Любопытно при этом, что минфин никогда не говорит как об «утяжелении» про налоговые льготы для инвесторов — это и разного рода промпарки, и мусоросжигательный завод в Зеленодольском районе, и создание производства стальных бесшовных труб в Альметьевске (льгота — 9,2 млрд рублей), и льгота СИБУРу (24,6 млрд) за строительство этиленового комплекса ЭП-600. Интересно было бы узнать общую сумму налоговой «вольницы».

13. Госдолг Татарстана — надежды на списание есть, а пока растянем «удовольствие»

А что с госдолгом Татарстана? По состоянию на 1 сентября 2024 года объем государственного долга Республики Татарстан составил 123,6 млрд рублей. Самую большую часть — 100,9 млрд рублей — занимают бюджетные кредиты, но возврат основной части госдолга отсрочен на годы и годы вперед, а обслуживание текущих бюджетных обязательств обходится казне весьма недорого — в бюджете 2025-го на эти цели заложено 1,2 млрд рублей, на 2026 и 2027 годы — по 1,1 млрд рублей.

Вместе с тем финансисты не теряют надежды и вовсе обнулить бо́льшую часть госдолгов благодаря механизму, прописанному в постановлениях правительства РФ №1704 и 1740. Долги списываются на сумму дополнительных налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации в регионах инфраструктурных проектов. В прошлом году таким образом Татарстан уже списал долги на 9,6 млрд рублей.

На 1 января 2025 года верхний предел внутреннего госдолга Татарстан установлен на уровне 107,4 млрд рублей, на 1 января 2026-го «порог» повысили до 116,8 млрд рублей. Но в дальнейшем эта планка будет снижаться: на 1 января 2027-го — 107,5 млрд рублей, на 1 января 2028-го — 95,7 млрд рублей. «Мы не планируем каких-то долгосрочных заимствований, но планируем погашение имеющихся», — пояснила заместитель главы минфина РТ Алла Анфимова на одном из брифингов.