В Москве прошел форум промышленного майнинга В Москве прошел форум промышленного майнинга Фото: minenergo.gov.ru

«Энергодефицитным регионам на майнинг лучше не смотреть»

1 ноября в России начнут работать новые правила майнинга. Это отдельные положения из законопроектов, регулирующих производство и оборот криптовалют, которые были приняты Госдумой этим летом. Майнеры наконец-то смогут добывать крипту в легальном поле. Но пока, до начала официальной легализации, ассоциация промышленного майнинга собрала в Москве главных лиц индустрии и представителей власти, в том числе и тех, кто этот законопроект принимал, на первом форуме Mining.ru.

«Когда мы в муках разрабатывали законопроект, было несколько итераций, мы прошли очень большой путь и, обсуждая его на разных уровнях, сталкивались со стереотипным мнением о криптовалютной индустрии. <…> Сегодня перед отраслью стоит очень важный вызов — поменять мнение о себе», — говорил зампредседателя IT-комитета Госдумы Антон Горелкин.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны встать на учет в реестре майнеров, за который будет отвечать ФНС России. Они обязаны сообщать информацию о добытой ими «крипте» и адресах-идентификаторах (уникальной последовательности символов, предназначенной для учета операций с цифровой валютой) в уполномоченный правительством орган.

Физические лица тоже могут майнить «крипту», но не превышая лимитов энергопотребления. Энергетическим компаниям и ответственным ведомствам предстоит разработать механизмы контроля за превышением этих нормативов.

Запрещено рекламировать криптовалюту, а также товары, работы, услуги в данной области. Нельзя торговать товарами (а также работами и услугами) за «крипту». Но с самим майнером или оператором майнинговой инфраструктуры ею можно расплачиваться.

Добычей не могут заниматься индивидуальные предприниматели с неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, государственной власти, за умышленные преступления средней, тяжкой и особо тяжкой степени, а также внесенные в список террористов и экстремистов и имеющие замороженные счета или имущество.

В законе также прописан запрет на совмещение майнинга с деятельностью по электроэнергетике. Кроме того, за правительством сохранили право запретить майнинг в отдельных регионах РФ.

Впрочем, эти стереотипы не всегда беспочвенны. Например, нелегальные майнинговые фермы замглавы минэнерго России Евгений Грабчак назвал «пятном позора» для отрасли. Так, по его словам, в северокавказских республиках энергетиков облетели картинки подземных майнинговых ферм. «[Они] даже за электроэнергию не платят, просто воруют ее, автомобили с прицепами ставят. <…> Конечно же, с этим надо работать, и кто, как не организация промышленного майнинга, таким будет заниматься», — рассуждал он.

Другой зампредседателя IT-комитета, Антон Ткачев, рассказал, как майнерам подготовиться к работе в новых условиях. Тем, кто добывает или хочет добывать «крипту», необходимо зарегистрировать юридическое лицо и определиться, в качестве кого они будут работать: оператора майнинговой инфраструктуры или майнера. Но есть и другой вопрос: какое место выбрать для майнинга «крипты»? «Это сейчас пока еще в подвешенном состоянии. В законе прописано, что регионам, которые показывают энергодефицит и которые в будущем с точки зрения планирования энергетической инфраструктуры и энергетической ситуации на территории региона могут тоже прийти к дефициту, туда пока лучше не смотреть», — посоветовал депутат.

1 ноября в России начнут работать новые правила майнинга 1 ноября в России начнут работать новые правила майнинга Фото: Cfoto/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Напомним, на Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин, называя Россию одним из мировых лидеров по майнингу, подчеркивал, что к этому процессу «есть определенные вопросы»: мол, профицит энергоресурсов в Сибири не должен превратиться в дефицит. А он уже отмечается в Иркутской области, Забайкальском крае и Бурятии, где правительство сообщило об ограничении майнинга. По оценкам минэнерго, ежегодно на криптомайнинг расходуется 16 млрд кВт·ч электроэнергии, т. е. почти 1,5% от общего энергопотребления в стране.

«Пока не дал команду президент»: делать «крипту» в России будет можно, а рекламировать нельзя

На саммите БРИКС в Казани могут установить схему международных расчетов в «крипте»

Отдельно участники обсудили экспериментальный правовой режим, который предусматривает создание экспериментальной площадки для использования криптовалют в международных расчетах и ведение биржевых торгов. У Татарстана большие планы на этот ЭПР. Как писал ранее «БИЗНЕС Online», в республике может появиться собственная национальная криптобиржа. У Центробанка появилась возможность разработать ЭПР еще с 1 сентября, но никаких новостей о нем не было.

Одновременно с банками представителями минпромторга и минфина РТ ведутся разговоры об еще одном амбициозном проекте — региональном майнинговом операторе. Для этого проекта ЭПР не нужен. Через него крупные промышленные компании Татарстана смогут платить за зарубежные поставки в «крипте».

Но вернемся к ЭПР. «Это не должна быть публичная история: сам процесс, участники и то, что происходит внутри финансовой системы РФ, по понятным причинам [не должны озвучиваться]. Мы говорим сейчас о своих козырях в виде майнинговых компаний и ликвидности, которую они добывают. Если уйдем в паблик, то сами же их потеряем. Второе — точно должен быть орган (скорее всего, это будет специализированная банковская организация при ЦБ РФ), который должен соединять тех, кто хочет потребить ликвидность цифровой валюты в виде „крипты“, и тех, кто хочет ее обменять», — убежден Ткачев.

Все это, по словам депутата, должно работать в формате золотовалютного резерва, только бартерного типа. «Когда нам необходимо совершить сделку и что-то продать со стороны РФ, то это может быть наша отечественная криптовалюта, добытая на территории России, которая по понятным причинам не должна возникать на территории РФ, как бы это коллизионно ни звучало», — добавил он.

Была на форуме и еще одна коллизионная мысль: несмотря на контроль площадки единым органом, должен быть соблюден принцип децентрализации. «Как мне кажется, не один орган должен обеспечивать этот процесс, а пул операторов. Тогда система будет более устойчива и децентрализована, — заметил генеральный директор Intelion Data Systems Тимофей Семенов. — Действительно, это мощнейший инструмент для международных расчетов. Это единственный актив в мире, который невозможно заблокировать, потому что нет центрального органа, который может принять решение о блокировке той или иной транзакции в биткоинах».

Повлиять на схему работы международных расчетов в «крипте» смогут и решения, принятые на саммите БРИКС в Казани, сообщил председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член правления ТПП РФ Владимир Гамза. «Я думаю, что определенные, скорее всего, существенные коррективы в эту схему внесут решения саммита БРИКС, который состоится в ближайшее время. Мы участвуем в подготовке таких предложений, я пока не могу их раскрывать, но они достаточно серьезные, и если их примут, то они в определенной степени внесут коррективы», — рассказал он.

«Саммит БРИКС, безусловно, может быть хорошим фундаментом для возникновения подобных инструментов, но в то же время наблюдаемые внутри организации достаточно разнонаправленные вектора в настоящий момент служат причиной замедления выработки единого консенсуса в БРИКС, — отреагировал на это глава майнинговой компании BitRiver Игорь Рунец. — Там есть и большие экономики, которые заинтересованы в повышении роли своих национальных валют, есть страны, которые заинтересованы в использовании уже имеющихся стейблкойнов, и другие направления. Поэтому я бы с учетом большого потенциала БРИКС не заменял ею формирование нашей собственной национальной политики и повестки».

Одновременно с банками представителями минпромторга и минфина РТ ведутся разговоры о еще одном амбициозном проекте — региональном майнинговом операторе Одновременно с банками представителями минпромторга и минфина РТ ведутся разговоры об еще одном амбициозном проекте — региональном майнинговом операторе Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«Никакая «крипта» в никаких экономических и международных отношениях помочь не может»

«То, о чем мы говорим, — это полная ерунда, — вдруг не выдержал гендиректор АНО „Институт экспериментальной политэкономии“ и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. — Никакие криптовалюты, даже добываемые на территории России, не помогут с ВЭДом (внешнеэкономической деятельностьюприм. ред.). Давайте посчитаем просто на пальцах: если у нас 450 биткоинов в день распределяется в сети, если даже мы будем 20 процентов иметь и это окажется 100 биткоинов в день, умножаем на 60 тысяч, вы получите сколько?»

Кроме этого, криптовалюты нельзя назвать полностью независимыми, ведь у них есть центры эмиссии, добавил эксперт. «Такой центр эмиссии находится в чьей-то юрисдикции, а на сегодняшний день это юрисдикция США. И конечно же, никто не будет проводить никакие транзакционные платежи в стейблкоине, это просто невозможно, — отметил Мариничев. — Сегодня в Tether (криптовалюта, стоимость которой привязана к стоимости доллара США в соотношении один к одному, — прим. ред.) больше полутора миллиардов заблокированных средств на кошельках и на адресах. Отсюда вывод, что никакая „крипта“ в никаких экономических и международных отношениях помочь не может».

Потому нужна совершенно другая экономическая философия, считает эксперт, которая не должна базироваться ни на долларе, ни на какой-то новой резервной валюте, а именно второй контур денежной системы, которую можно ввести не только в странах БРИКС, но и вообще во всех экономиках. «Нам необходима общая теория относительности в денежной системе. И такое возможно сделать с помощью криптовалют. И тогда блокчейн биткоина будет использоваться для того, чтобы записывать информацию о национальных валютах в эту сеть. И вот тогда майнеры несут глобальную ответственность как операторы по поддержанию системы информационного хранения социально-экономического уклада», — рассуждал он. По словам Мариничева, нужно давать экономическим субъектам самим эмитировать токенизированные деньги и отпустить их в свободное плавание.