Айгуль Нурисламова: «В этом году я начала готовить натуральное мороженое сама и получаю от этого истинное удовольствие, потому что мне нравится сам процесс, а еще больше я рада тому, что люди действительно полюбили мой продукт, все говорят, что вкусно!» Айгуль Нурисламова: «В этом году я начала готовить натуральное мороженое сама и получаю от этого истинное удовольствие, потому что мне нравится сам процесс, а еще больше я рада тому, что люди действительно полюбили мой продукт, все говорят, что вкусно!»

Мороженое с татарским акцентом: вкус душицы и земляники

— Айгуль Ришатовна, расскажите про ваш бизнес, с чего он начинался?

— У меня собственное производство мороженого бренда «Әлбәттә» (в переводе с татарского — «конечно», «без сомнений» прим. ред.) с татарским акцентом. Я работаю в этой сфере уже 5 лет, начинала еще во времена ковида в 2019 году, тогда люди сидели дома и мы занимались доставкой мороженого. Позже я стала продавать мороженое на территории комплекса «Туган Авылым», но это было не собственное производство — я покупала очень качественное мороженое у оренбургского поставщика.

В этом году я начала готовить натуральное мороженое сама и получаю от этого истинное удовольствие, потому что мне нравится сам процесс, а еще больше я рада тому, что люди действительно полюбили мой продукт, все говорят, что вкусно! Произвожу продукцию там же, где и продаю, — в агропромпарке «Казань». В теплое время года наше мороженое также можно попробовать на территории «Туган Авылым» и в Казанском кремле.

— Мороженое «с татарским акцентом» — это как?

— Во-первых, дело во вкусе. В моем ассортименте есть истинно национальные, горячо любимые татарами и интересные для туристов вкусы мороженого — это душица и полевая ягода (земляника), то есть абсолютно эндемические растения, которыми природа одарила наш край. Также я делаю мороженое со вкусом черной смородины, вишни и облепихи с имбирем, есть и классический пломбир, как из детства. Еще я добавила в линейку мороженое со вкусами шоколада, клубники, фисташки — это уже привычные для посетителей вкусы, прочно вошедшие в нашу жизнь, из менее обычного у меня есть мороженое со вкусами лимона и мяты.

Во-вторых, вся продукция закупается у татарстанских фермеров. Молоко для мороженого нам поставляет КФХ Аделя Муллагалиева из Пестречинского района, сливки и масло мы закупаем на Арском сыродельном заводе, сахар — в АО «Агросила». Душицу для мороженого мы покупаем у Зуфара-абыя из Тетюшского района, землянику — у Лейсан-апы из Мамадышского района, облепиху и черную смородину — у Олеси из Рыбной Слободы, клубника к нам тоже приезжает из Пестречинского района. В общем все, кроме лимона и фисташек, из Татарстана.

Как вы можете заметить, большинство поставщиков — небольшие татарстанские фермеры. Они меня никогда не подводили, и это, конечно, очень ценно, всегда привозят только самую свежую и качественную продукцию. Поставщики, кстати, работают очень оперативно — утром они привозят продукт, в тот же день я делаю из него мороженое, поэтому у нас все самое свежее.

«В моем ассортименте есть истинно национальные, горячо любимые татарами и интересные для туристов вкусы мороженого — это душица и полевая ягода (земляника), то есть абсолютно эндемические растения, которыми природа одарила наш край» «В моем ассортименте есть истинно национальные, горячо любимые татарами и интересные для туристов вкусы мороженого — это душица и полевая ягода (земляника), то есть абсолютно эндемические растения, которыми природа одарила наш край»

— Как вы проверяете качество своей продукции?

— В агропарке есть своя независимая лаборатория, которая проверяет качество ввозимой продукции, это очень удобно — они ни за что не пропустят не соответствующий всем обязательным требованиям продукт. Например, мороженое я готовлю из трех видов молока — коровьего, козьего и безлактозного кокосового. Однажды было такое, что из-за высокой соматики в козьем молоке лаборатория его попросту не допустила.

Наличие такого лабораторного контроля лишний раз доказывает, что наш агропарк действительно соответствует всем современным требованиям. Еще одно условие площадки, направленное на контроль качества реализуемой тут продукции, — это открытое производство. Вы видите, что я готовлю мороженое прямо за прозрачным стеклом на глазах у посетителей. Все могут убедиться, что у нас производство полностью безопасное и качественное.

Помещение разделено на производство, склад, зону хранения и продажи, а также мини-кафе, где, кроме мороженого, можно попробовать еще и вкуснейший кофе, приготовленный на песке.

«Мороженое я готовлю из трех видов молока — коровьего, козьего и безлактозного кокосового»

«Туристы постоянно требовали что-то татарское!»

— Вы упоминали, что ваше мороженое еще представлено в «Туган Авылым» и в Казанском кремле, у этих локаций есть какие-то дополнительные требования к продукции?

— Да, конечно, администрации этих объектов очень трепетно подходят к этому вопросу. Им нужно, чтобы продукт был качественный и туристически привлекательный. Дополнительно продукция претендента должна обладать сертификатом «халяль» и производиться в Татарстане.

Я полностью соответствую этим требованиям, сертификат «халяль» мне вручал лично Камиль хазрат Самигуллин, потому что я использую исключительно халяльную продукцию и соблюдаю все требования, которых очень много. Например, по канонам ислама нельзя, чтобы продукция стояла на полу, неважно, в коробках или в емкостях, поэтому при надобности я использую специальные поддоны, никогда не кладу продукты на пол.

В агропарке в целом представлена преимущественно халяльная пища. Наше производство было открыто в этом году, прямо перед ярмаркой халяльной продукции, которая была запущена в рамках KazanForum 2024. И мое мороженое допустили к продаже на ярмарке, его попробовали и оценили многие представители исламского мира, потому что оно не только вкусное, но и халяльное.

«Еще я добавила в линейку мороженое со вкусом шоколада, клубники, фисташки — это уже привычные для посетителей вкусы, прочно вошедшие в нашу жизнь, из менее обычного у меня есть мороженое со вкусом лимона и мяты» «Еще я добавила в линейку мороженое со вкусами шоколада, клубники, фисташки — это уже привычные для посетителей вкусы, прочно вошедшие в нашу жизнь, из менее обычного у меня есть мороженое со вкусами лимона и мяты»

— Среди требований прозвучало «туристическая привлекательность», чем ваше мороженое интересно для гостей города?

— Туристам интересно все, что имеет национальный код. Когда я продавала мороженое не свое, а привезенное из Оренбурга, постоянно слышала: «А татарское у вас что-то есть? Мы хотим попробовать что-то особенное, национальное. Мы хотим татарстанский продукт!» И я сразу для себя поняла — надо делать эксклюзив.

Туристам нужно что-то наше, то, что они нигде больше не встретят. Ресторанам тоже нужно взять это на заметку и иметь в меню что-то с татарским колоритом, мое мороженое например. Его можно подавать как дополнение к десерту или как самостоятельное блюдо. Мороженое со вкусом душицы — это же просто диковинка! Уверена, что никто перед ним не устоит, потому что я вижу, какой эффект это мороженое производит на покупателей.


Оно популярно не только среди туристов, татарстанцы, приезжающие в Казань из районов, тоже реагируют на мороженое с душицей с огромным любопытством. Так и говорят: «Ничего себе, это же мәтрүшкә (в переводе с татарского — «душица»прим. ред.), мы же чай с ней пьем, надо обязательно попробовать!» Гости из соседних республик тоже знакомы с этой полевой травой, пробуют мороженое и так и говорят: «Вау, как чай, только холодный, очень вкусно!»

Но я честно признаюсь, что по популярности у душицы все же выигрывает второй национальный вкус — земляничный. Все знают, какая земляника вкусная и как тяжело ее собирать, и все хотят попробовать земляничное мороженое.

«В голове все сложилось — чай с душицей, земляничное варенье, сложно найти что-то вкуснее для татарского человека» «В голове все сложилось — чай с душицей, земляничное варенье, сложно найти что-то вкуснее для татарского человека»

— А почему именно душица, как вам в голову пришла такая идея?

— Большинство татар пьют чай с душицей, думаю, у нас это в генах. Вот и я сидела вечерком, пила чай, думала о том, что бы такое национальное произвести, покупатели же просят. А потом в голове все сложилось — чай с душицей, земляничное варенье, сложно найти что-то вкуснее для татарского человека. Это органические продукты, а не искусственно созданные химикаты, все натурально, а значит, полезно. В мире не существует консервантов с этими вкусами, это гарантия природного происхождения. Так и родилась идея.

То же самое с видами молока, на базе которого производится мороженое. Конечно, в первую очередь я ввела в линейку мороженое из козьего и безлактозного молока — для того чтобы люди, которым коровье молоко не подходит (у кого на него аллергия или непереносимость), тоже смогли попробовать мое мороженое. Но и душевный смысл в этом есть — многие же в детстве пили козье молоко, они сейчас становятся настоящими поклонниками мороженого на этой основе, говорят, что вкус отсылает их в детство.

«Одна партия — 60 килограммов мороженого, в день я обычно готовлю сразу две партии»

Закупила итальянское оборудование во время санкций и готовит по 120 килограммов мороженого в день

— Из чего состоит процесс приготовления мороженого?

— Примерно 40 минут – час занимает приготовление так называемой базы для мороженого из молока, сливок и масла. Готовится база в специальном аппарате, температура в котором поднимается и падает согласно технологиям производства. Потом пару часов мороженое «дышит». В следующем аппарате замешивается вкус. Перед этим в базу добавляются ингредиенты, например сироп из душицы, который я предварительно готовлю сама, или мелко натертый лимон, или что-то другое из ассортимента. Через 8 минут мороженое с определенным вкусом уже готово.

Далее мороженое отправляется в холодильник для шоковой заморозки на два часа, а потом в обыкновенный холодильник примерно на 8–12 часов. Ну и в конце все отправляется на склад, где при температуре 18 градусов можно хранить как мороженое, так и все другие ингредиенты — ягоды, душицу (ее мы не сушим, а именно замораживаем, так сохраняется лучше и вкус насыщеннее). Одна партия — 60 килограммов мороженого, в день я обычно готовлю сразу две партии. 

— Какое оборудование используете?

Для приготовления мороженого я приобрела высокотехнологичное итальянское оборудование. Поставщики турецкие, сами привезли и установили, в случае чего могут и починить, но все работает без нареканий.

Не скажу, что приобретение далось мне легко, все закупалось в период санкций. Я очень долго выбирала самую лучшую технику, ездила в Турцию, детально все изучала. Из-за санкций были большие затруднения с оплатой, но в итоге я все преодолела и сейчас работаю на очень качественном оборудовании, что для меня важно.

«Мороженого халяль очень мало не то что в Татарстане, вообще по всей России»

«На любых официальных приемах в меню в качестве десерта почти всегда мороженое»

— Поговорим о рынке мороженого, есть ли у вас конкуренты среди производителей?

— Думаю, что нет. Мороженого халяль очень мало не то что в Татарстане, вообще по всей России. Поэтому я считаю, что моя продукция почти уникальная, тем более что у меня такой необычный ассортимент. Я даже успела зарегистрировать авторские права на мороженое со вкусом душицы.

— Какие тренды есть на этом рынке?

— Знаете, я люблю развиваться, в начале октября была на конференции для производителей мороженого в Москве в рамках форума «Агропромдаш-2024». Там как раз изучила все тренды, которые сейчас преобладают на нашем рынке.

К примеру, население сейчас стремится ограничить потребление сахара, употреблять в пищу больше полезных продуктов с высоким содержанием белка, поэтому производители смотрят в эту сторону, подстраиваются под интересы потребителя.

Еще усматривается тренд роста популярности локальных производителей, таких как я. Причина не самая очевидная, дело в том, что мороженое на полках больших гипермаркетов не доходит до конечного потребителя в надлежащем виде, продукт деформируется, теряет свои вкусовые качества, особенно летом. А мы только приготовили — и сразу на прилавок или заказчику, это гарант того, что никакие внешние условия на вид и вкус мороженого не повлияют.

Лично от себя могу добавить, что мороженое сейчас уже не удел детишек, а десерт для президентов и иных высокопоставленных лиц! Заметьте, на официальных приемах в меню в качестве десерта почти всегда есть мороженое. СМИ постоянно публикуют, чем угощали президента в ходе официальных приемов, я всегда обращаю внимание на мороженое в этом списке, ведь такие люди не могут ошибаться в выборе десерта. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко угощал главу нашего государства Владимира Путина кобринским мороженым, приехал Путин во Вьетнам — там ему дали попробовать мороженое из кокоса и личи, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов в этом году на Дне нефтяника тоже угощал высокопоставленных гостей мороженым — и таких примеров сотни. Так что «мороженка» давно уже не просто детское лакомство, а один из любимых десертов VIP'ов.

«Я даже успела зарегистрировать авторские права на мороженое со вкусом душицы» «Я даже успела зарегистрировать авторские права на мороженое со вкусом душицы»

— В какую сторону вы хотите развивать свой бизнес? Тоже планируете угощать президентов своим мороженым?

— Буду работать с интересными проектами, такие предложения уже поступают. Допускаю форму коллаборации, для меня это интересно.

Планирую расширяться и идти в общепит — я готова работать с крупными поставками для кафе, кофеен, ресторанов, в общем для всех тех, кто заинтересован в моем мороженом, которое, я уверена, удивит посетителей. Я ручаюсь за оперативность и за качество, можете не сомневаться. Также у меня практикуется индивидуальный подход, я могу подстраиваться под желания заказчиков — сделаю мороженое именно того вкуса и на основе того вида молока, которое интересно покупателю.

Владельцам ресторанов или шеф-поварам мы готовы провести дегустацию, познакомить с нашим ассортиментом, у нас есть специальные дегустационные порции. Мы открыты к предложениям и хотели бы пригласить всех, кто работает на национальную гастрономию, попробовать мое мороженое. Я развиваюсь и хочу работать с ресторанами, готовыми к гастрономическим открытиям, которые удивят и обрадуют их гостей.

Еще я хотела бы, чтобы мое мороженое, особенно с национальными вкусами, оценили и высочайшие гости республики, и самые маленькие любители этого десерта.

В планах также запуск новых вкусов мороженого, хочу создать десерт со вкусами разной зелени — петрушки, укропа и т. д. Надо попробовать, я думаю, что должен получиться интересный свежий вкус, тем более что мой новый бизнес этому будет способствовать — открываю в агропарке точку по продаже микрозелени. В дальнейшем также хочу научиться готовить мороженое-торт.

«Если вы решили открыть бизнес, то не надо никого слушать, нужно просто брать и делать, не оглядываться на сдерживающие факторы» «Если вы решили открыть бизнес, то не надо никого слушать, нужно просто брать и делать, не оглядываться на сдерживающие факторы»

«Меня пугают массовые производители мороженого, я до конца не знаю, как у них происходит процесс производства»

— Поговорим о вас, какие-то события в вашей жизни поспособствовали тому, что вы начали этот бизнес?

— Моя младшая дочь все детство занималась спортом и при этом любила мороженое. Я забирала ее с тренировки, и мы каждый раз заходили за мороженым. В один момент я задумалась о том, что, возможно, это не очень-то полезно — читая состав такого продукта, я не до конца понимала, из чего оно состоит, видела абсолютно не знакомые для меня слова. Меня пугают массовые производители мороженого, огромные предприятия, я до конца не знаю, как у них происходит процесс производства. А когда готовлю сама, то сомнений в натуральности и полезности продукта быть не может. Поэтому можно сказать, что именно младшая дочь поспособствовала тому, что я занялась этим делом. Я надеюсь, что число таких маленьких производителей будет увеличиваться, меня это не пугает, в Италии, например, они на каждом шагу. Зато это качество и репутация маленького производителя.

— Выходит, что младшая дочь стала для вас вдохновением, а старшая?

— Старшая дочь очень помогает мне в работе, даже не знаю, что бы я без нее делала. Новый бизнес, связанный с микрозеленью, в дальнейшем надеюсь полностью доверить ей. Тем более что ей скоро 18, она хочет быть биотехнологом, ее увлекает научная работа. В летний сезон она много задач берет на себя, составляет графики работы, сама продает мороженое и делает еще огромное количество работы.

— Ваши родители, семья как-то влияют на вашу деятельность?

— Главное их влияние — это вера в меня и поддержка. Мой бизнес не обременен кредитами, все деньги, вложенные в мое дело, мне дала моя семья, мои родители. Дело развивается, я стараюсь и надеюсь оправдать их надежды.

— Наш традиционный вопрос — раскройте три секрета успешного бизнеса.

— Первое — если вы решили открыть бизнес, то не надо никого слушать, нужно просто брать и делать, не оглядываться на сдерживающие факторы. Второе — нужно искать свою нишу, свое индивидуальное дело, то, что подходит именно вам. Третье — много работать, в формате 24/7.