«Для Татарстана саммит будет иметь ключевое значение, поскольку в эти дни Казань станет временным центром мира, так как мировое большинство входит в БРИКС» «Для Татарстана саммит будет иметь ключевое значение, поскольку в эти дни Казань станет временным центром мира, так как мировое большинство входит в БРИКС» Фото: Сергей Елагин

Три главных вопроса

В преддверии саммита БРИКС, который пройдет в Казани 22–24 октября, мы попросили постоянных экспертов «БИЗНЕС Online» рассказать об ожиданиях от события, мнения политологов, экономистов и общественных деятелей мы будем публиковать все дни в канун встречи на высшем уровне.

В центре внимания три вопроса:

  1. Что сегодня собой представляет БРИКС, какова миссия и значение этой структуры? Как должна развиваться БРИКС и во что превратиться со временем?
  2. Будет ли саммит в Казани историческим? Какие ключевые решения могут быть приняты на саммите БРИКС публично и за его кулисами (например, единая валюта БРИКС, решения по украинскому и израильско-палестинскому вопросам и т. д.)?
  3. Какое значение будет иметь форум для России, Татарстана и Казани?
Сергей Марков — политолог Сергей Марков политолог
1. Изначально БРИКС собралась как форма консультаций незападных стран. Но когда обострились отношения между Россией и Западом, ситуация резко изменилась. Запад потребовал у всех государств присоединиться к санкциям против РФ. Это сделали только около 52 стран – участников «Рамштайн», которые финансируют украинский русофобский режим. Все остальные государства к санкциям не присоединились и таким образом подняли индивидуальное восстание против диктатуры Запада. Они проявили самостоятельность, которая была неким мятежом против диктатуры Запада. Потому страны решили, что БРИКС — хорошая площадка для консультаций, и сразу захотели в нее записаться. Тем более это просто клуб, который не накладывает никаких обязательств. Есть только одно — участники соглашаются с некими принципами о том, что Запад не должен быть диктатором в мире, что суверенитет является формой защиты государства, элиты этих стран и что они дают неформальные обязательства не вводить друг против друга санкции. При этом у них нет ни секретариата, ни устава, ни единой политики. Это просто клуб.

Никто не знает, как БРИКС будет развиваться. Пока решили идти по пути расширения. Понятно, что вопрос об углублении будет время от времени вставать. Примут ли они когда-то такое решение, мы не знаем. Вообще можно сказать, что БРИКС — это прообраз будущего мира, потому что идея заключается в том, что это должен быть мир, в котором страны уважают интересы друг друга, стараются не вступать в войны друг с другом и в котором нет единого диктата. Поэтому можно сказать, что БРИКС сражается за будущее.

2.
Саммит в Казани не может быть историческим, потому что одна из его ключевых задач, чтобы все приехали. Россия этим подчеркивает, что никакой изоляции нет, а другие страны подчеркивают, что они не являются сателлитами, прислугой Запада. Тем не менее я не жду, что будут приняты существенные решения. Все решено в кулуарах. Они примут решение о статусе стратегического партнера или ассоциированного члена. Также довольно много государств станут членами БРИКС+. Максимум, что я ожидаю: пять стран станут членами БРИКС+. Предположим Беларусь, Индонезия. А еще 10 государств, таких как Азербайджан, Турция, станут стратегическими партнерами БРИКС.

3.
Для Татарстана саммит будет иметь ключевое значение, поскольку в эти дни Казань станет временным центром мира, так как мировое большинство входит в БРИКС. В городе соберутся страны, представляющие большинство человечества и большинство экономик мира. Что касается России, то она подтвердит, что имеет косвенную поддержку большинства государств мира, которые приедут на саммит БРИКС.
Михаил Делягин — депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин депутат Госдумы, экономист
1. БРИКС — это сообщество стран, которые не хотят подчиняться диктату финансовых спекулянтов из Англии и США, а хотят развиваться самостоятельно и свободно. В силу этого у них достаточно много общего и достаточно близкие ценности. Возможно, структура будет дрейфовать в сторону организации, но различия интересов между государствами – членами БРИКС вполне объективны, хотя и успешно преодолеваются. Мы давно уже не слышали об обострении отношений между Индией и Китаем. Они сдерживаются, но объективно различны. Поэтому подождем, когда сложится хотя бы организация.

2.
Валюта БРИКС точно не будет принята, потому что сложно себе представить, что Китай и Индия будут иметь единую валютную
систему, не говоря уже о Бразилии и Южной Африке. Ближний и Средний Восток достаточно далеко от участников БРИКС, а позиция по Украине несколько отличается у Китая и России, если брать официальные заявления.

Я думаю, что саммит будет историческим, как и все предыдущие и последующие саммиты, но ждать каких-то фундаментальных прорывов не стоит. Возможно, присоединятся новые члены. Хотя Казахстан только что объявил, что, несмотря на все приглашения в свой адрес, этого делать пока не будет. Возможно, кто-то еще присоединится.

3.
Саммит важен, потому что привлечет людей в Казань. Это один из самых развитых городов России. Известность столицы РТ и репутация Татарстана в мире, безусловно, повысятся. Проведение подобного рода мероприятий очень полезное дело, способствующее развитию не только туризма, но и города в целом.
Юрий Тавровский — востоковед Юрий Тавровский востоковед
1. БРИКС сегодня представляет собой новый глобальный политический феномен. Новая организация, хотя и созданная далеко не вчера, сейчас приобретает новый количественный и качественный характер, поэтому может рассматриваться как новый феномен в условиях рассыпания старого мирового порядка.

Именно саммит в Казани должен стать поворотной точкой, верстовым столбом, от которого будет рассчитываться новое развитие БРИКС, потому что заметно вырастет ее количественный состав. Также, очевидно, будут решаться качественные вопросы, такие как создание постоянно действующих институтов БРИКС.

2.
Пока очень трудно загадывать, как должна развиваться БРИКС. Это будет зависеть от сложения намерений и планов участников организации — как отцов-основателей, изначальной пятерки, нынешней десятки и неизвестно какого количества стран, которые выедут из Казани в качестве членов. Все вместе они определят характер и качество организации. Но мне, например, ясно, что к таким постоянно действующим институтам, как новый Банк развития БРИКС, должны добавиться какие-то институты в области безопасности, например, потому что члены БРИКС испытывают растущее давление Запада, который увидел реальную угрозу и пытается разными методами — от цветных революций до прямого создания каких-то военных блоков — затормозить развитие отношений между странами объединения.

Безусловно, саммит будет историческим, потому что, во-первых, количество членов БРИКС резко увеличится и перейдет в качество. Потребность в новом качестве, в новых институтах очевидна. Также примут решения о каких-то новых параметрах членства, возможно, будут «друзья БРИКС», еще какие-то формы. Я жду решений о создании каких-то постоянно действующих механизмов. Они явно необходимы, это видно из того обилия мероприятий, которые прошли в текущем году под председательством России. Все это показывает, что стремление к сотрудничеству велико и нужно это стремление институциализировать.

3.
В итоге РФ подтвердит свою роль глобального лидера, а Казань — свою роль очень важной площадки для решения международных проблем. И Татарстан покажет себя как евразийская республика в составе России, которая близка по духу многим — как членам БРИКС, так и тем странам, которые хотят присоединится к БРИКС.
Сергей Михеев — политолог Сергей Михеев политолог
1. Никто не знает, во что БРИКС превратится и как она должна развиваться. Страны БРИКС нащупывают сейчас контур нового миропорядка, потому что абсолютное доминирование Запада неприемлемо, оно потихоньку сворачивается. Также приходится искать новые механизмы экономических проектов, в том числе с точки зрения финансирования, чтобы не попадать под санкции. Это не является каким-то политическим блоком, направленным против Запада. Это поиск нового миропорядка.

2.
Я не думаю, что на саммите готовится что-то, что перевернет мир. Какие-то соглашения будут подписаны, какие-то заявления окажутся сделаны. Пока просто идет движение в сторону того, чтобы БРИКС стала реально новым полюсом влияния. При этом понятно, что в БРИКС объединяется большое количество самых разных стран, в том числе такие, которые иногда имеют друг с другом непростые отношения. Потому сам факт того, что они встречаются, это уже интересно.

Очевидно, что это альтернатива G20, потому что в БРИКС входит более чем 20 стран, а также кандидаты. Потому это становится площадкой для обсуждения судьбы планеты без Запада. Это самое важное. Я думаю, никакой валюты БРИКС не будет. Может быть, когда-нибудь в далеком будущем как альтернатива доллару что-то может появиться, но пока задача стоит переводить постепенно двусторонние и многосторонние отношения на национальную валюту.

3.
Для России саммит важен как демонстрация того, что страна не находится в изоляции. А как оно будет дальше, трудно сказать. Как максимум это движение к некой новой структуре многополярного мира. Благодаря саммиту состоится презентация Казани как центра международных отношений. БРИКС — огромное объединение, и для любого города мира было бы честью принимать такое большое количество глав государств.
Дмитрий Дробницкий — политолог-американист Дмитрий Дробницкий политолог-американист
1. БРИКС пока еще не определилась с тем, что она такое. Я думаю, что в определенной степени саммит в Казани, который пройдет уже в ближайшие дни, несомненно, даст нам больше ответов на эти вопросы.

2.
Сложно сейчас сказать, назовут ли потомки этот саммит историческим. Будет зависеть от того, как дальше станет развиваться ситуация. Что касается ключевых решений, то здесь, на мой взгляд, уже все сказано. То есть это организация торговли, логистики и финансов, чтобы в меньшей степени зависеть от глобальной подчиненности США, от финансовой долларовой системы. Если будут сделаны шаги в этом направлении, тогда больше вероятности, что саммит назовут историческим.

3.
Для России это важное событие, потому что страна является хозяйкой саммита. Она станет центром сборки совершенно нового объединения неамериканского мира. Станет ли это действительно объединением прямо сейчас или по прошествии времени, посмотрим.

Что касается Казани, то это один из лучших российских городов, который предстанет во всей красе. Есть возможность показать себя, подзаработать, какие-то новые возможности продемонстрировать и россиянам, и другим странам. Так что в плане регионального развития саммит действительно будет очень интересным. Я думаю, что столица РТ способна на такое, мы все это знаем. Локально Казань сильна как центр притяжения интересов очень многих стран и регионов. Для России такое тоже важно, потому что это демонстрация развития XXI века в региональном измерении. Выбрана не Москва, а другой город, расположенный восточнее. Это, на мой взгляд, символично.
Александр Артамонов — военный и политический обозреватель Александр Артамонов военный и политический обозреватель
1. Такое количество мировых лидеров никогда еще не объединялось вокруг РФ, российских инициатив. В данном случае весьма примечательно, что форум проходит именно в Казани, потому что, на мой взгляд, в России есть несколько крупнейших исторических центров, которые образовали страну. Две титульные нации — русские и татары — образовали Россию. Потому проведение саммита в Казани не просто констатирует этот факт, но и подтверждает, что БРИКС кристаллизируется вокруг нашей страны. Это для меня прообраз новой Организации объединенных наций (ООН), как я ее понимаю.

Кстати, очень интересно, что о БРИКС шла речь на заседании Евразийского сообщества на форуме «Аналитический центр глобального Юга» в Пекине. Было ощущение, что этот форум, собранный в Пекине, был подготовкой к казанскому саммиту БРИКС. Соответственно, получается, что Китай, когда делает акценты на БРИКС и на Казани, придает колоссальное значение данной структуре не просто как организации экономического сотрудничества, какой-то региональной организации, а как тому, что БРИКС, по словам члена Центрального комитета Компартии Китая, заведующего отделом международных связей ЦК КПК Лю Цзяньчао, образовывает глобальную инициативу Юга в области безопасности цивилизации. И это не пустые слова.

2.
Я думаю, что основные решения по БРИКС — это, как я уже сказал, продвижение к созданию новой евразийской организации стабильности. То есть она будет иметь уже не экономический, а экономико-политический статус и объединять практически все страны, которые не состоят в НАТО. Это во-первых. А во-вторых, конечно же, усиление экономической составляющей. Обратите внимание, что Турция стремится в БРИКС, что во многом обусловлено экономикой. Потому в данном случае БРИКС — это «наш ответ Чемберлену», ответ на военные инициативы НАТО.

3.
Фактически мы наблюдаем консолидацию всей системы БРИКС вокруг России со времени создания данной организации. С другой стороны, РФ обладает двумя цивилизационными центрами — Москва как столица и Казань в качестве естественного центра исторического притяжения татарского народа, наравне с русским народом, создавшим наше историческое сообщество. Потому это доказывает, куда именно смещается центр мировой цивилизации. Внутрь России, причем даже ближе к Уральскому хребту. И для меня в такой географии нет ничего удивительного. Это соответствие даже не политическому, а геополитическому анонсу.

Продолжение следует.