Особый акцент в Китае делают на том, что в мире всё больше желающих стать частью БРИКС Особый акцент в Китае делают на том, что в мире все больше желающих стать частью БРИКС Фото: «БИЗНЕС Online»

Китай: БРИКС — это не про болтовню, а про конкретные действия

Начнем наш обзор с редакционного выступления Global Times — главного рупора Коммунистической партии Китая в англоязычном интернете. Написан материал довольно высокопарно, но кое-что можно отметить. Издание подчеркнуло, что под началом Китая БРИКС стала «Великой БРИКС» (этот термин используется несколько раз), а также иносказательно ответило на обвинения, которые в ходу у западной прессы.

Так, китайцы отвечают тем, кто считает, что БРИКС в последние годы только и занималась всякими обсуждениями, при этом ничего не делала: «Развитие за последние 18 лет показывает, что БРИКС — это не про болтовню, а про конкретные действия. <…> Новый банк развития, чья штаб-квартира находится в Шанхае, — это флагманский проект взаимодействия БРИКС, который оказывает серьезную финансовую помощь членам союза». Также Global Times напомнила, что на базе организации созданы центры по изучению искусственного интеллекта, научно-исследовательские институты.

Особо отмечается то, что в мире все больше желающих стать частью БРИКС: «От Ближнего Востока до Африки, от Азии до Латинской Америки. Расширение БРИКС — неизбежный результат стремления стран к взаимодействию в формате win-win».

«Последние общественные опросы показывают, что для жителей развивающихся стран присоединение к БРИКС — это экономическое развитие, улучшение торговли, привлечение инвестиций, уменьшение зависимости от доллара и улучшение международного статуса страны. Все это соответствует нуждам стран глобального Юга».

«В отличие от оборонных (или атакующих?) альянсов, созданных некоторыми западными странами, БРИКС готова видеть у себя разные политические системы и экономические модели. В этом союзе открытость и инклюзивность — базовые принципы, сотрудничество бывает только взаимовыгодным, а честность и справедливость — главные задачи. <…> Союз никогда не вынуждает своих членов выбирать чью-то сторону».

«Мы ждем, что казанский саммит откроет новую главу единства и развития глобального Юга, — подытожили в Global Times. — Китай продолжит работу со всеми партнерами, чтобы обеспечить устойчивое и длительное развитие БРИКС».

В прошлом году у Китая «кончилось терпение». Просьба Бразилии не включать антизападные страны в союз были проигнорированы В прошлом году у Китая «кончилось терпение». Просьба Бразилии не включать антизападные страны в союз была проигнорирована Фото: © Li Xueren / Xinhua / www.globallookpress.com

Бразилия: что не понравилось Луле?

А вот бразильский политолог Оливер Стюнкель, написавший колонку для Americas Quarterly, настроен не так оптимистично. На основе его мнения о роли Бразилии в БРИКС можно предположить, почему президент страны Луис Инасиу Лула да Силва в последний момент отказался от поездки в Казань (по официальной версии, у него травма головы).

«Раньше бразильские аналитики сходились в том, что членство в БРИКС — это много плюсов, главным образом более тесная связь с Китаем. Но в этом году ставки как никогда высоки, — уверен автор. — До прошлого года Бразилия совместно с Индией успешно блокировала все попытки расширения БРИКС, которые Китай предпринимал с 2017-го». В стране якобы боялись потерять эксклюзивность союза, контроль над ним, а также позволить КНР и РФ усилить антизападную риторику. «Пока Россия представляла БРИКС как соперника G7, президент Лула настаивал на том, что БРИКС „ни с кем не соперничает“», — подчеркнул Стюнкель.

Тем не менее в прошлом году у Китая «кончилось терпение». Просьба Бразилии не включать антизападные страны в союз была проигнорирована. «Теперь маловероятно, что Бразилия, как и Индия, сможет полностью отдалиться от антиамериканской риторики саммита», — автор видит проблему в этом. «За закрытыми дверями бразильские дипломаты часто выражают свою обеспокоенность по поводу того, полезна ли БРИКС стране теперь и учитывается ли ее мнение в союзе. Похожее положение в Индии, которая слабо скрывает свое недовольство растущим влиянием Китая», — описывает ситуацию Стюнкель.

Также он акцентирует внимание на том, что ведущее бизнес-издание Бразилии Valor Economico в недавнем редакционном материале отметило: БРИКС «станет источником рисков», если будет группой государств с антизападными позициями.

Индии увеличение БРИКС «поможет нарастить своё влияние на Ближнем Востоке и Африке — регионах, где страна уже оставила свой дипломатический след» Индии увеличение БРИКС «поможет нарастить свое влияние на Ближнем Востоке и в Африке — в регионах, где страна уже оставила свой дипломатический след» Фото: © Sarakhan Vadym / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Индия: Моди как медиатор по конфликту на Украине

Индийский политолог Вивек Н.Д. в своей статье для The Diplomat описал значение саммита для премьер-министра страны Нарендры Моди.

Индия не разделяет беспокойства Бразилии и спокойно относится к наметившимся тенденциям. Так, увеличение БРИКС «поможет стране нарастить свое влияние на Ближнем Востоке и в Африке — в регионах, где она уже оставила свой дипломатический след».

Что касается отношений с Китаем, недавно оба государства подписали соглашение о патрулировании границ на линии фактического контроля, напомнил Вивек. Это спорная территория, которая даже была причиной военных конфликтов. Но некоторые вопросы все же остаются. «Несмотря на соглашение, у Индии остается беспокойство по поводу растущего влияния Китая на глобальном Юге, — констатирует эксперт. — Более того, Моди наверняка запросит торговое урегулирование, ведь в 2023–2024 годах торговый дефицит Индии с Китаем превысил 85 миллиардов долларов».

Также политолог поделился мнением о том, что Моди будет обсуждать с Владимиром Путиным. Для премьера он уготовил роль медиатора: «Разрешение конфликта на Украине станет одним из основных пунктов переговоров Моди с президентом Путиным 22 октября. Равноудаленный статус Индии, которая поддерживает отношения как с Россией, так и с Западом, позволяет ей выступить посредником».

Особо интересна информация о сотрудничестве на Северном морском пути: «Совместная рабочая группа России и Индии уже рассматривает вариант торговли по этому маршруту, совместные проекты в арктическом кораблестроении и программы обучения индийских моряков в северном направлении».

Американцы старательно ищут противоречия между странами БРИКС, делают акцент на вопросах, где они не могут прийти к общему мнению, вспоминают про страны, которые могли бы вступить в союз, но не вступили Американцы старательно ищут противоречия между странами БРИКС, делают акцент на вопросах, где они не могут прийти к общему мнению, вспоминают о государствах, которые могли бы вступить в союз, но не вступили Фото: «БИЗНЕС Online»

Америка: наблюдаем за Моди и Си

Если ранее американские издания нечасто вспоминали о БРИКС, то накануне выступили с рядом материалов. Совпадение или нет, но тезисы у всех схожи, даже подбор экспертов один и тот же.

Washington Post так описала значимость саммита для РФ: «Для Путина БРИКС — это ключевой пункт его плана лишить США статуса мирового гегемона и обесценить американский доллар… Также для Путина, который все больше уверен в победе, наблюдая за продвижением своих войск в Восточной Украине, саммит — это шанс показать, что Россия снова важный мировой игрок и что у нее много друзей, несмотря на СВО и более чем два года попыток США изолировать страну».

«БРИКС — это сильный символ уменьшающегося влияния Америки на глобальном Юге, — констатируют авторы. — Припоминая войну в Ираке и другие провалы США в регионе, а также финансовый кризис 2008 года, многие нации делают ставки и ищут дополнительных партнеров».

Американцы надеются на противоречия между странами БРИКС, делают акцент на вопросах, где они не могут прийти к общему мнению, вспоминают о государствах, которые могли бы вступить в союз, но не вступили (например, Саудовская Аравия). The New York Times — в предвкушении встречи Моди с главой КНР Си Цзиньпином: «Аналитики станут наблюдать за тем, как мистер Си будет вести себя в обществе премьер-министра Моди». Любой жест в сторону Моди поможет приблизить Индию, которая «в последнее время тяготела к США, как участник объединения Quad» (четырехсторонний диалог по безопасности, куда входят США, Индия, Австралия и Япония).

The New York Times указывает на идеологические различия между странами БРИКС: «Китай может рассчитывать на поддержку изолированных России и Ирана, но ему будет трудно убедить Индию, Бразилию и Южную Африку занять более резкую позицию по отношению к Штатам. Для этих государств БРИКС — способ найти баланс между Пекином и Вашингтоном, а не занять чью-то сторону, говорят эксперты».

«Москва и Пекин выступают за радикальный пересмотр международной финансовой системы, — напоминают аналитики. — На прошлом саммите обсуждали создание валюты БРИКС, но это ни к чему не привело. В этом году главное предложение — внедрить платежную систему БРИКС, которая поможет России решить вопросы отправки и получения денег в международной торговле в связи с санкциями».

За последние годы Путин, отмечает The Economist, предложил БРИКС открыть своё кредитно-рейтинговое агентство, страховую компанию, новую платежную систему на замену Visa и MasterCard, а также новую валюту БРИКС, подкрепленную золотом и национальными валютами За последние годы Путин, отмечает The Economist, предложил БРИКС создать свое кредитно-рейтинговое агентство, страховую компанию, новую платежную систему на замену Visa и Mastercard, а также новую валюту БРИКС, подкрепленную золотом и национальными валютами Фото: kremlin.ru

Ротшильды: получится ли у Китая и России сделать свою SWIFT?

На финансовых вопросах сделал акцент The Economist — журнал семьи Ротшильдов. Журналисты подготовили самый объемный в англоязычной прессе разбор новой инициативы России. Называется текст «План Путина по свержению доллара».

«Система, которую в России называют „Мост БРИКС“, должна появиться в течение года и поможет национальным центробанкам принимать трансграничные платежи на своих электронных платформах», — фиксируют авторы. Для Америки это болезненно: «Китай уверен, что именно платежные технологии, а не восстание кредиторов или военный конфликт лишат CША силы как центра международных финансов». «Посылать деньги по всему миру — это как быть в длительном перелете: если два аэропорта не связаны напрямую друг с другом, пассажирам нужны пересадки, желательно в транспортных хабах, где множество рейсов. В мире международных платежей самый большой хаб — Америка, где многие банки обменивают иностранную валюту на доллары». И это дает американским лидерам невероятную власть, продолжают в издании. «Количество людей, попавших под американские санкции, выросло на 900 процентов в новом столетии. Америка отключала некоторые иностранные банки от SWIFT — бельгийской платежной системы, которую используют 11 тысяч банков в 200 странах», — отметили в газете. Санкции против России «подчеркнули зависимость других государств от американских финансов». В частности, Китай видит в этом одну из главных опасностей.

За последние годы Путин, отмечает The Economist, предложил БРИКС создать свое кредитно-рейтинговое агентство, страховую компанию, новую платежную систему на замену Visa и Mastercard, а также новую валюту БРИКС, подкрепленную золотом и национальными валютами. Но самая серьезная инициатива — электронные деньги на основе национальных валют. «Мост БРИКС» был описан министерством финансов в октябре в 48-страничном документе. Прочитав его, авторы The Economist нашли параллели с системой mBridge. Ее в 2019 году разработал Банк международных расчетов. В нее входили центробанки Китая, Гонконга, Таиланда и ОАЭ. В июне к ним присоединилась Саудовская Аравия, а еще 31 страна стали наблюдателями.

«Проект оказался на удивление успешным, рассказали нам люди, причастные к нему. Время транзакций сократилось с нескольких дней до нескольких секунд, а сами операции почти ничего не стоили», — пишут журналисты издания. Америка пыталась затормозить проект, а также улучшила свои собственные платежные системы. И тем не менее эксперимент удался. Решающую роль в mBridge, в первую очередь на технологическом уровне, сыграл Китай. Так что там, допускает The Economist, «знают, как создать параллельную финансовую систему, которую не контролируют Банк международных расчетов и западные страны». А значит, у России есть влиятельный союзник по этому вопросу.

У БРИКС действительно есть шанс создать свой аналог mBridge, считают авторы и напоминают: «Есть понимание, что нынешняя трансграничная платежная система слишком медленная и дорогая. Сразу 134 центральных банка экспериментируют с электронными деньгами, пока только в своих странах».