«Понимала, что Finiko может рухнуть, я из-за этого не зашла в 2020-м. Долго думала, на следующий год я посмотрела все сайты, видео. На самом деле люди живут, захотелось выплатить ипотеку», — говорила в зале суда Лилия Джамилова. Вахитовский райсуд Казани продолжает допрос потерпевших. Одна из вкладчиц передала 1,6 млн рублей налички неизвестным мужчинам в кафе на Островского, а вторая поддалась из-за рассказов собственного сына, который, к слову, работал в техподдержке компании. О чем еще говорили потерпевшие и как оборонялся Кирилл Доронин — в материале «БИЗНЕС Online».
Лилия Джамилова вложила в финансовую пирамиду 1,6 млн рублей
Как потерпевшая отдала 1,6 млн рублей загадочным незнакомцам в кафе
43-летняя Лилия Джамилова из Казани работает кладовщицей. В зале суда она рассказала, что лично ни с кем из подсудимых не знакома, однако Кирилла Доронина узнала сразу, потому что была подписана на него в соцсетях.
Как заработать с помощью компании Finiko, еще в 2020-м потерпевшей рассказала бывшая коллега Альбина Ахметзянова, они вместе работали в пекарне. Джамилова призналась, что в пирамиду вложиться хотела в тот же год, однако не стала, ее напугали проверки со стороны правоохранительных органов. По словам потерпевшей, в 2021-м градус проверок снизился. Лидеры Finiko активно выкладывали видео с рассказами о планах пирамиды на 20–30 лет вперед. Потерпевшая поддалась, пошла в банк, ей одобрили кредит — на 1,6 миллиона.
Тут началась, вероятно, самая интересная часть рассказа. Чтобы схема заработала и проценты начали капать, деньги, полученные в банке, нужно было «завести» в систему. Джамилова не знала, как действовать, к ней на помощь снова пришла Ахметзянова. Бывшая коллега посоветовала потерпевшей обратиться к людям, которые ей когда-то помогли стать вкладчицей.
Ахметзянова с мужем и Джамилова с пакетом налички поехали на встречу, но не в офис компании, а в кафе «Шоколадница» на улице Островского. По словам потерпевшей, у них была назначена встреча с двумя парнями, которые помогли ей вступить в ряды Finiko. Однако ни фамилий, ни имен она не запомнила, и в зале суда на скамье подсудимых их не было. Только к концу допроса потерпевшая вспомнит имя одного из загадочных парней, его звали Адель.
Потерпевшая восстановила картину передачи денег и регистрации на платформе. Первым делом один из горе-помощников забрал у нее пакет с деньгами: по воспоминаниям Джамиловой, боялась в этот момент не только она, но и тот, кто забрал у нее наличку. Ее всячески успокаивала Ахметзянова. Забрав деньги, загадочный парень ушел, вероятно, пересчитывать деньги, вернулся со словами: «Все ровно». На протяжении всего процесса она несколько раз уточнит, как ей было страшно в этот момент.
Также Джамилова пыталась рассказать, как ее регистрировали, но внятно и детально объяснить не смогла, потому что ее телефон забрал Адель и делал все сам. В один из продуктов пирамиды Джамилова вложила все свои деньги.
В деле 10 фигурантов. Это сооснователь пирамиды Кирилл Доронин, его «правая рука» Андрей Галущенко, вице-президенты пирамиды Ильгиз Шакиров, Дина Габдуллина (Ахметзянова), Баир Самбуев, помощница еще одного сооснователя пирамиды Зыгмунта Зыгмунтовича Екатерина Казачкова, руководитель техподдержки Антон Семыкин, «звезды» Finiko Екатерина Бозоева, Алена Ларионова и Анна Серикова (Тиффани). В зависимости от роли каждого им предъявлены обвинения по ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества и участие в нем»), ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере»).
Доронина арестовали первым из фигурантов — 30 июля 2021 года. Примерно в это же время сайт пирамиды перестал работать, а вкладчики массово понесли заявления в органы. Официально в уголовном деле 161 потерпевший и 209 млн рублей ущерба, хотя изначально сумма потерь, указанных вкладчиками в заявлениях, достигала 5 млрд рублей.
По версии следствия и обвинения, в 2018 году у Доронина, Зыгмунтовича и Эдварда и Марата Сабировых, обладающих широкими познаниями в сетевом маркетинге, возник умысел на создание преступного сообщества и хищение денег «за счет обмана» граждан России и других государств. С этой целью они создали платформу Finiko, придумали маркетинг-план, организовали по РФ отдельные структурные подразделения со своей иерархией и агитировали вкладчиков на онлайн- и офлайн-конференциях. Обещали доход до 5% в день от вложенных денег, а за привлечение новых людей — «звездные» статусы и дополнительные денежные бонусы.
Функционирование пирамиды обеспечивали 7 подразделений, полагает обвинение: административное и 6 региональных. По версии обвинения, в 2020 году в Finiko появилась внутренняя валюта — «цифрон», которую приравняли к $1. Пользователям предлагали менять рубли на «крипту» и отправлять ее на уникальный адрес кошелька, который указывался в личном кабинете пользователя сайта. Кошельки же контролировали сами организаторы.
По делу уже осуждена «досудебщица» Лилия Нуриева — ей назначили 4,5 года колонии.
Она объяснила, что вкладывалась с надеждой разбогатеть, о рисках также понимала. «Хотела побыстрее закрыть ипотеку», — уточнила Джамилова. Потерпевшая рассказала, что видела, как на ее кошельке ежедневно появлялись дополнительные проценты, но, в каком количестве был ежедневный процент, она не вспомнила.
Джамиловой даже повезло, она смогла вывести небольшую часть процентов — около 400 тыс. рублей. Остальные средства вытащить уже не смогла, платформа накрылась медным тазом. После обращения в органы сотрудники полиции рассчитали остаток денег на кошельке Джамиловой — 1,2 млн рублей, ущерб потерпевшей так и не возместили.
Кирилл Доронин уточнил у потерпевшей, почему она обвиняет компанию Finiko в мошенничестве
«Я поверила в планы на 20–30 лет вперед»
Первым из «аквариума» задавал вопросы Доронин, он уточнил у потерпевшей, почему она обвиняет компанию Finiko в мошенничестве и какие ложные сведения Джамилова получила у лидеров компании.
— Я все понимаю, взрослые люди, — начала потерпевшая. — Я поверила в планы на 20–30 лет вперед. Я не сразу зашла, а выжидала время. Смотрела видео, читала. Я копила монеты и хотела выйти на другой продукт. Все, что приходило на кошелек, я копила, но свои деньги так и не вывела.
Также подсудимый дополнительно уточнил, как прошла регистрация и каким образом она выводила деньги. Однако подробно объяснить потерпевшая детали не смогла, оправдывая себя тем, что за это время она переболела коронавирусом и проводила сына в армию. «Тяжелое было время», — говорила она.
В ходе допроса Джамилова вспомнила, что в ряды Finiko она пригласила и своего братишку. Она подарила ему «цифроны» (виртуальная «валюта», которая отображалась в кошельках пользователей Finiko), но, в каком количестве, уже не помнит. Отвечая на вопрос, почему она не подарила брату деньги, Джамилова пояснила: «Ну в программе же это было дешевле, вносишь сумму, а через несколько месяцев — машина».
Несмотря на осознанное и добровольное вступление в ряды вкладчиков финансовой пирамиды, потерпевшая добавляла, что заявление в правоохранительные органы писала в отношении лидеров Finiko — Доронина, Зыгмунта Зыгмунтовича, Марата и Эдварда Сабировых. «Я туда вложилась, Finiko закрылось, и мои деньги остались там. Поверила в будущее на 20 лет вперед», — с негодованием отвечала потерпевшая на периодически повторяющиеся вопросы защитников.
В ходе допроса Джамилова вспомнила, что в ряды Finiko она пригласила и своего братишку
Адвокат Вадим Максимов уточнил у потерпевшей:
— Какие конкретно действия подсудимые, сидящие здесь, совершили в отношении вас?
— То, что Finiko закрылось и мои деньги остались там, — пояснила потерпевшая.
— Почему заявление в отношении Ахметзяновой не написали?
— Она меня просто свела с людьми, — будто защищая бывшую коллегу, отвечала Джамилова.
— А обстоятельства обмана можете объяснить?
— Понимала, что Finiko может рухнуть, я из-за этого не зашла в 2020-м. Долго думала, на следующий год я посмотрела все сайты, видео. На самом деле люди живут, захотелось выплатить ипотеку, зашла, — повторяла Джамилова.
— Вы [несколько] месяцев изучали деятельность Finiko. При передаче денег вы сказали, что боялись, люди, которым давали деньги, тоже боялись, это было в кафе «Шоколадница», как я понял, это тоже кафе «страха». А почему боялись?
— Ну сумма немаленькая, страшно, конечно… Не знаю, — задумчиво отвечала потерпевшая.
На вопрос, почему для передачи денег поехала не в офис, а в кафе, Джамилова лишь добавила: «Так получилось». Также она не смогла внятно объяснить, почему не написала заявление на тех, кому передала деньги.
Резеда Котова по наводке сына вложила в Finiko 1,5 млн рублей
Сын был сотрудником Finiko
Резеде Котовой 44 года, на сегодняшний день она безработная. Ее сын, Дмитрий Котов, в 2021-м устроился работать в техподдержку компании Finiko. Именно он и рассказал потерпевшей о том, что, став вкладчицей финансовой пирамиды, можно ежемесячно выводить 300 тыс. рублей. Котовой идея понравилась, недолго думая она взяла кредит в банке.
Потерпевшая пояснила, что регистрацией и переводом всех денежных средств занимался непосредственно сын, но формально все было на Котовой. Сын потерпевшей и сам был зарегистрирован в пирамиде, через его ссылку она прошла регистрацию, однако, получил ли он заветные бонусы за регистрацию, Котова уточнить не смогла. Видеоролики и информацию о компании Finiko потерпевшая не изучала, верила лишь рассказам сына.
В платформу, по ее словам, она вложила чуть больше 1,5 млн рублей, но успела вывести лишь 72 тыс. рублей. После «скама» пирамиды Котова пошла в полицию писать заявление, однако ее сын заявление писать не стал, потому что был сотрудником компании. После развала Finiko оставшиеся деньги потерпевшей повисли в воздухе. Кредит в банке Котова выплачивать перестала и начала процедуру банкротства.
Также потерпевшая в ходе допроса добавила, что о возможных рисках после вложения денег сын ей не рассказывал, а договор она не читала, потому что он был на английском языке.
Конкретно, по словам Котовой, подсудимые обманули ее в том, что компания закрылась, а дохода как такового не было. Потому она подала на банкротство, сейчас оно на стадии реализации имущества. Будет ли Котова возвращать деньги в банк, если ей погасят ущерб в рамках уголовного дела? Она задумчиво ответила: «Подумаю».
Особый интерес у адвокатов вызвал сын Котовой:
— Практически никого из всех, кто находится напротив вас, вы не знаете. Вы с ними не общались и не виделись. Вы перевели деньги сыну, он все делал. Фактически он вас вовлек в проект. Вы писали заявление? В отношении кого писали?
— Доронина, так как он является основателем Finiko, — пояснила потерпевшая.
— Вы с ним общались? Перечисляли ему деньги?
— Нет.
— Вы перечислили деньги своему сыну? Он вас вовлек, рассказал про деятельность… Почему вы писали заявление в отношении тех лиц, с которыми вы не общались?
— Потому что Доронин является основателем. Сын работал в этой компании, он рассказывал все, — объясняла Котова, пытаясь защитить сына.
— Лица, по версии следствия, тоже сотрудники компании, [но] вы с ними не общались. Вы общались с сыном, которому деньги перевели. На каком этапе вы разграничите ответственность сына и этих лиц?
— Не могу ответить на этот вопрос, — задумчиво заключила Котова.
По поводу сына вкладчицы также поинтересовался и лично Доронин:
— Согласно пользовательскому соглашению, вы были предупреждены, что третьим лицам передавать [в пользование личный] кабинет нельзя, вы это подтверждаете?
— Ну он же не третье лицо, — заключила Котова.
На вопросы защиты потерпевшей явно было сложно отвечать. На некоторые вопросы она говорила лишь: «Не могу ответить». Либо же пыталась ответить, но невнятно. Впрочем, многочасовое заседание на этом завершилось, допрос потерпевших продолжится сегодня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.