«БИЗНЕС Online» представляет вторую часть 15-го, юбилейного рейтинга крупнейших компаний РТ. На фоне санкций раскрыли свой потенциал нефтетрейдеры и автопроизводители. Вообще, бизнесмены крутятся кто как может: Вадим Махеев и Леонид Барышев подались в строители, сын вице-премьера РФ поднялся на продаже зерна. Застройщики и автосалоны были на коне. О том, на чем зарабатывает в Татарстане владелец авиакомпаний NordWind и Pegas Fly, а также турецкие инвесторы и зачем Иреку Салихову дорожное строительство, — в материале «БИЗНЕС Online».
У 30 компаний нашего рейтинга выручка (плюс-минус 5%) осталась на уровне 2022 года
«БИЗНЕС Online» продолжает изучать татарстанский бизнес в разрезе не только финансовых результатов, но и отраслей. В первую часть нашего топ-300 не вошли многие примечательные компании.
Напомним, что совокупная выручка самых «оборотистых» компаний Татарстана за год выросла почти на 10% до 5,7 трлн рублей. Для сравнения: по итогам 2022-го прирост составлял всего 7,6%, в 2021-м — 27%, в 2020-м суммарная выручка упала на 10%.
У 30 компаний нашего рейтинга выручка (плюс-минус 5%) осталась на уровне 2022 года, у 45 организаций она сократилась более чем на 5%. Самое большое падение в выручке — 75%, наиболее динамичный рост — в 2,35 тыс. раз.
Редакция благодарит генерального партнера проекта «Топ-300» АО «Казанское моторостроительное производственное объединение», а также партнеров: КГАСУ, «Аудэкс», СК «Грань», «Айджиэс Агро», Банк Казани, «ТрансТехСервис» и «Юнэкс».
На 66,6 млрд рублей напродавали ТК «Транзитсити» (17) и ТК «Ирбис» (40). Татарстанцам эти компании известны прежде всего брендом Irbis, под которым работают 45 автозаправочных станций
Нефтетрейдеры
По причине различных санкционных ограничений торговля нефтепродуктами перешла на другой уровень. Крупные компании, чтобы не попасть под еще бо́льшие ограничения, используют сейчас мелкие и неизвестные фирмы для продажи своей продукции. Итогом стало то, что в нашем рейтинге оказалось много компаний, занятых в сфере торговли как розничной, так и оптовой твердым, жидким и газообразным топливом. Всего таких организаций 31 с учетом главного газовика АО «Газпром межрегионгаз Казань» (9), у которого выручка за год упала на 14%, или на 12,5 млрд рублей, до 76,9 млрд рублей. Общий их оборот по итогам 2023-го составил 400 млрд рублей, это на 27% больше, чем они наторговали в 2022 году.
На 66,6 млрд рублей напродавали ТК «Транзитсити» (17) и ТК «Ирбис» (40). Татарстанцам эти компании известны прежде всего брендом Irbis, под которым работают 45 автозаправочных станций, расположенных в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Нижегородской, Владимирской и Пензенской областях. Кроме собственно АЗС, в состав ГК входят многочисленные предприятия сопутствующего обслуживания: сеть автомагазинов, предприятия гостиничного хозяйства, сеть придорожных кафе и др. Основными учредителями двух компаний являются Ринат Гаптельханов, Ирек Валиев, Игорь Талдыкин и др.
ООО «Тритон Трейд» (24) увеличило свою выручку в 2023 году на 20% до 32,9 млрд рублей. В равных долях компания принадлежит троим физлицам — Ренату Фазуллину, Рустему Фазулину и Ильдару Мулюкову. И если первые два нигде не замечены, то Мулюков ранее светился в компаниях, подконтрольных владельцу компании «Унистрой» Рашиту Гильфанову и его семье. К слову, и сама компания зарегистрирована по адресу: ул. Журналистов, 62, где расположен торгово-офисный центр «УниЦентр», принадлежащий Гильфановым. Это крупный игрок в нефтетрейдинге, обладающий собственной нефтебазой, АЗС и автопарком из 26 цистерн.
С 79-й на 28-ю строчку нашего рейтинга поднялась компания «Эска», зарегистрированная в апреле 2022 года. Организация занимается торговлей жидким и газообразным топливом. За 2023-й выручка компании составила 28 млрд рублей — это в 3 раза больше, чем в 2022-м. Единственным владельцем выступает Рустем Бассариев. Директор — Ирина Хохлова, совладелец ООО «Куркачи Терминал».
Снизил свои позиции Рустем Ахсанов. Если его ООО «Дельта-Трейд» стремительно ворвалось в рейтинг по итогам 2022-го, расположившись сразу на 19-м месте с 37,9 млрд выручки, то по результатам 2023-го компания, снизив обороты до 26,6 млрд рублей, заняла 30-ю строчку нашего рейтинга. Несмотря на 30-процентное снижение оборотов, чистая прибыль сократилась лишь на 11% с 700 млн до 621 млн рублей.
Следующей идет сеть автозаправочных станций «ТАИФ-НК АЗС» (33), принадлежащая ТАИФу. Выручка компании, которая контролирует 73 АЗС в Казани и более 200 по России, за год увеличила свои обороты на 20% до 24,4 млрд рублей, получив при этом 1,28 млрд рублей в виде чистой прибыли.
Ворвалась в наш рейтинг компания «Резервтрейд» (75) Руслана Хайруллина, которая увеличила за год свои доходы в 6 раз с 1,8 млрд до 11,2 млрд рублей. В 2,7 раза прирастила обороты компания «Делко трейд» (118), которая через АО «Флит Групп» контролируется Русланом Гарифяновым, братом Радика Гарифьянова, основателя транспортной компании «Делко» (27).
Если в прошлогоднем рейтинге участвовала компания «Альянс Ойл», подконтрольная председателю совета директоров АО «Ядран-Ойл», депутату Госсовета VII созыва Иреку Салихову, то в этом году, в связи с тем что первая была ликвидирована, на 201-ю позицию ворвалось АО «Ядран», которое де-юре записано на Дамира Мадьярова. Оптовая торговля топливом позволила за год нарастить выручку почти в 3 раза с 1,58 млрд до 4,6 млрд рублей.
Еще один нефтетрейдер-новичок — ООО «Энова» (244), у которого обороты выросли в 4 раза с 1 млрд до 4 млрд рублей. Фирма оформлена на Рустема Бадрутдинова, Айрата Яхина и Анжелику и Руслана Фарраховых.
На 65% до 3,8 млрд рублей приросла казанская компания «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» («АЛС», 251), которая оказывает услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом. Фирма оформлена на владельца туроператора Pegas Touristik бизнесмена турецкого происхождения Рамазана Акпынара. Турок также контролирует авиакомпании «Северный ветер» (NordWind) и «Икар» (Pegas Fly). В начале 2023 года раис Татарстана Рустам Минниханов встречался с бизнесменом в стенах казанского Кремля.
Однако позже у бизнесмена начались серьезные проблемы. Сейчас Акпынар находится в розыске, который объявили российские судебные приставы. Бывший бизнес-партнер Акпынара, Имран Назаров, требует с него более $2,8 млн за профессиональные услуги, предоставленные с 2010 по 2018 год. В августе 2023-го российский суд вынес решение в пользу Назарова, однако деньги так и не поступили. В феврале 2024 года Акпынару, имеющему российское и турецкое гражданство, было запрещено покидать РФ до погашения долга в размере 328 млн рублей, включая сумму долга и проценты. Чистая прибыль лишь одной фирмы Акпынара — АЛС — за 2023-й составила свыше 133 млн рублей, вероятно, они помогут решить финансовые проблемы турецкоподданного.
Крупнейшим производителем автомобилей является «Соллерс Алабуга» (39). Представители компании не подтвердили изданию свои финансовые результаты, но, по нашим данным, компания закрыла прошлый год с оборотами в 20,4 млрд рублей
Автомобильный бизнес
Помимо крупнейшего производителя грузовых автомобилей КАМАЗ, в республике очень много компаний, предлагающих клиентам доработку, ремонт, модификацию грузовиков, производителей как крупнотоннажной техники, так и легковых автомобилей, а также дилеров, которые продают это все не только в Татарстане, но и за его пределами. Стоит отметить, что некоторые компании не попали в рейтинг по причине того, что они делают и реализуют машины для ОПК. Из крупных выбывших из нашего топа предприятий, например, — авторемонтный завод «Кориб», подконтрольный семье вице-премьера – министра промышленности и торговли РТ Олега Коробченко.
Крупнейшим производителем автомобилей после КАМАЗа является «Соллерс Алабуга» (39). Представители компании не подтвердили изданию свои финансовые результаты, но, по нашим данным, компания закрыла прошлый год с оборотами в 20,4 млрд рублей. Сейчас предприятие занято производством фургонов Sollers Atlant и малотоннажных грузовых автомобилей Sollers Argo, а также сваркой и окраской кузовов отечественных премиальных автомобилей Aurus. Но уже в следующем году конвейер пополнится еще одной моделью — новым отечественным минивэном Sollers RF8.
На 76-м месте закрепился автомобильный завод «Раритэк» с выросшими в 2,7 раза оборотами — с 4,1 млрд до 11,1 млрд рублей. Сам завод входит в «РариТЭК Холдинг» Рафаэля Батыршина, который освоил и выпуск городских газомоторных автобусов под собственным брендом Lotos. Впервые они были представлены на международном автобусном салоне BusWorld Russia 2018 в Москве. Lotos-105 является низкопольным автобусом, рассчитан на 72–76 пассажиров. Его длина составляет 10,5 метра.
На 76-м месте закрепился автомобильный завод «Раритэк» с выросшими в 2,7 раза оборотами — с 4,1 млрд до 11,1 млрд рублей
На 10,5 млрд наторговал ТД «Кориб» (85) — дилер КАМАЗа с широчайшим ассортиментом, от запчастей и шасси до автобусов и спецтехники. Ранее компания на 100% принадлежала Коробченко, но уже в 2023 году 80% его доли было переписано на его супругу Лилию Коробченко, а оставшиеся 20% в капитале Коробченко передал в доверительное управление Георгию Гасиеву.
В 1,5 раза увеличил свои доходы Ленур Ибрагимов, за которым закреплена ТФК «Феникс» (109). Основным направлением деятельности компании является производство и продажа спецтехники: КМУ, самосвалы, металловозы, контейнеровозы, сортиментовозы и прочие виды машин специального назначения, а также организация выступает дилером автомобилей FAW, Dongfeng, DongYang, FASSI, Hangil, Sunhunk, «Инман», «Велмаш», «Урал», «НЕФАЗ» и др. Ибрагимов — бывший партнер сестры Олега Коробченко Тамары Коробченко в ее компании автоцентр «Феникс», которая на этот раз не попала в рейтинг.
Турецкий «Колуман Рус» (121) пришел в Россию в 2015 году, когда открыл сборочное производство спецтехники и полуприцепной техники на территории КИП «Мастер» в Набережных Челнах. Впервые более 1 млрд рублей выручки компания заработала по итогам 2020-го, а в 2022-м и вовсе удвоила результат — 1,9 млрд рублей выручки. От санкций и непростой внешнеполитический ситуации «Колуман Рус» только выиграл — по итогам 2023 года выручка выросла до рекордных 7,6 млрд рублей.
Еще одна компания с турецкими корнями — «Джошкуноз Алабуга» (135). Завод специализируется на выпуске штампованных деталей из листового металла для легковых и грузопассажирских автомобилей. После 2022 года, когда стали затруднены многие поставки, опыт компании пригодился отечественному автомобилестроению. Так, прошлым летом на заводе запустили серийную сборку деталей шасси для АвтоВАЗа. Инвестиции в проект составили 1 млрд рублей, из которых половину предоставил фонд развития промышленности в виде льготного займа. В планах выпускать до 14 млн цельноштампованных и составных металлических деталей ежегодно. Уже тогда сообщалось, что «Джошкуноз Алабуга» поставила АвтоВАЗу первую партию подвески для LADA Vesta, в планах был запуск производства деталей для LADA Granta и прочих отечественных и иностранных брендов, локализованных в РФ. Благодаря этому выручка компании выросла в 2,5 раза до 6,9 млрд рублей.
Контролируемое семьей бывшего главы минпромторга РТ Равиля Зарипова и семьей экс-министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиза Салихова ПО «Елаз» (173) специализируется на выпуске автомобильной спецтехники и оборудования для нефтегазовых отраслей промышленности. Оно выпускает комплектующие и запчасти к автомобилям «КАМАЗ», а также нестандартизированное оборудование и оснастку для машиностроительных предприятий. Выручка компании в прошлом году увеличилась на 28% до 5,3 млрд рублей, принеся своим акционерам 700 млн рублей в виде прибыли.
Разумеется, нашлись места в топ-300 и для продавцов легковых авто. Так, ГК «ТрансТехСервис» (8) Вячеслава Зубарева по итогам года поднялась на четыре позиции вверх. Произошло это благодаря почти полуторному увеличению выручки. Автосалоны под маркой «ТТС» за 2023 год продали свыше 17 тыс. новых авто против 12,3 тыс. в 2022-м, кроме того, было продано 26,5 тыс. подержанных машин (в 2022-м — 18,4 тыс.). Суммарная стоимость проданных автомобилей за год составила 79 млрд рублей.
ГК «ТрансТехСервис» (8) Вячеслава Зубарева по итогам года поднялась на четыре позиции вверх
Еще более динамичный рост показала ГК «КАН-Авто» (16) Александра Колесова. Увеличив свои доходы от реализации на 85% с 27,1 млрд до 50 млрд рублей, компания перешагнула сразу 11 ступеней нашего рейтинга. Всего за прошедший год группа реализовала 27,7 тыс. авто разного состояния — как новые, так и б/у. Для сравнения: в 2022-м было продано только 16,3 тыс. автомобилей.
Новички — компании «Диалог А» (154), УК «Диалог» (258) и ООО «Диалог авто» (280), которые за 2023 год увеличили свои обороты в 5,7 раза до 6,1 млрд рублей, в 2,5 раза до 3,7 млрд рублей и в 2,4 раза до 3,4 млрд рублей соответственно, что позволило им попасть в наш рейтинг. Компании оформлены на Владимира Апраксина, Андрея Минибаева и Николая Сорокина, которые развивают продажи автомобилей китайских брендов — GAC, Chery, Haval, Geely и др.
ООО «Луидор-Казань» (222) занимается продажами и сервисным обслуживание автомобилей «ГАЗ» в Татарстане. Компания, принадлежащая Сергею Корнилову, Семену Мошесу, Марии Тихоновой и Сергею Гусеву, увеличила свою выручку на 53% до 4,3 млрд рублей.
Оборот ОАО «Алексеевскдорстрой» за 2023 год составил 31,8 млрд рублей
Дорожные рекорды
Лидером в дорожном строительстве является градообразующее предприятие Алексеевского района ОАО «Алексеевскдорстрой» (25). Оборот компании за 2023-й составил 31,8 млрд рублей — это в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Чистая прибыль — 1,9 млрд рублей.
Предприятие ведет строительство, реконструкцию и ремонт автодорог всех категорий практически по всей республике. Например, по итогам 2023 года дорожный строитель стал чемпионом по сумме заключенных государственных заказов в Татарстане, подписав 27 контрактов на 27 млрд рублей. За 19,3 млрд рублей «Алексеевскдорстрой» занимается строительством и реконструкцией трассы Р239 Казань – Оренбург с обходом села Сокуры. Реализация проекта планировалась в 2025–2027 годах, но строители включили суперскорость (в том числе из-за большой загрузки трассы) и уже уложили более 80 тыс. т асфальтобетона нижнего слоя покрытия, подготовили более 60% земляного покрытия. Верхний слой основания дорожники устраивают из песчано-гравийной смеси, обработанной цементом, а всего проектом предусмотрена укладка двух слоев асфальтобетона общей толщиной 22 сантиметра. Проект планируется завершить в 2025-м — на два года раньше срока.
Согласно последним раскрытым данным, в список аффилированных лиц «Алексеевскдорстроя» входят четыре человека. 26% акционерного капитала находятся у депутата Госсовета РТ Фоата Валиева. В прошлом он руководил алексеевским дорожным управлением, а после его реорганизации в АО стал директором. Еще 26% числится на Алексее Демидове — двоюродном брате главы Алексеевского района.
Еще 20% «Алексеевскдорстроя» записано на Владимира Швецова — сына бывшего вице-премьера Татарстана, экс-замруководителя департамента строительства Москвы Владимира Швецова. Остальные 14% числятся на Рустаме Закирове, который является учредителем АО «Мосты РТ».
Следующим идет государственный «Татавтодор» (57), возглавляемый Айратом Шаймиевым, который по результатам 2023-го законтрактовался на 22,2 млрд рублей, что больше в 2 раза, чем в 2022-м. При этом оборот компании за прошедший год составил 14,7 млрд рублей, что на 23% выше показателей 2022-го. Компания не только строит и ремонтирует дороги, но и возводит мосты, а также отвечает за содержание автомобильных дорог на различных участках трасс М7, Р241 и Р239.
На 230-й позиции еще один известный дорожник в Татарстане — АО «Каздорстрой» с оборотами в 4,2 млрд рублей
Челнинский дорожник «РБР16» (260) отобразил 7,4 млрд выручки — это в 2,5 раза больше, чем в 2022-м. По этой причине компания поднялась с 260-й на 128-ю позицию рейтинга. 70% капитала записано на депутата горсовета Набережных Челнов Тагира Сунгатуллина, он же директор, еще 30% у Марата Шарипова. Предприятие — один из крупнейших подрядчиков, выполняющих дорожные работы в Закамье. На счету компании немало знаковых проектов, в том числе, например, покрытие моста через Вятку и ремонт главного проспекта автограда, а также ремонт дорог в соседних районах республики. В 2022 году РБР16 погасил реестр требований кредиторов дорожного треста «Камдорстрой» (245) (а это более 324 млн рублей) и сегодня является одним из акционеров предприятия. Видимо, благодаря этому трест практически «восстал из пепла»: обороты компании за год увеличились почти в 4,5 раза до 3,9 млрд рублей.
На 230-й позиции еще один известный дорожник в Татарстане — АО «Каздорстрой» с оборотами в 4,2 млрд рублей. Один из ключевых учредителей «Каздорстроя» Равиль Гарипов, бессменно рулящий предприятием четыре десятка лет, а также его партнер Эльвира Ахунова, видимо, уже полностью потеряли контроль над предприятием. В апреле стало известно о возможной продаже «Каздорстроя» группе компаний «Ядран», а гендиректором «Каздорстроя» уже стал выходец из бизнес-империи Ирека Салихова — Дамир Мадьяров. Он является, например, гендиректором и владельцем таких компаний, входящих в ГК «Ядран», как АО «Ядран», ООО УК «Ядран», последнее специализируется на консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления. Причина покупки такого бизнеса проста: Салихов и Ко заинтересованы в развитии строительного направления, в том числе связанного с дорогами, в которые государство в последние годы вливает сотни миллиардов. Опыт участия в крупных тендерах у «Ядрана», к счастью, есть.
Застраивающий одноименный комплекс СЗ «Светлая долина» (126), входящий в группу компаний «Ак Барс Дом», поставил рекорд по сравнению с другими организациями
Застройщики поймали куш: Махеев и Барышев подались в строители
Ряд новых игроков нашего рейтинга связаны с крупнейшими строительными компаниями Татарстана. Так, например, застраивающий одноименный комплекс СЗ «Светлая долина» (126), входящий в группу компаний «Ак Барс Дом», поставил рекорд по сравнению с другими организациями. Его выручка за год выросла в 2,5 тыс. раз с 3,2 млн до 7,5 млрд рублей. По данным сайта «Дом.РФ», компания сдала 8 домов на 1 930 квартир в ЖК «Светлая долина», что неподалеку от Мамадышского тракта, отсюда и барыш. В эту же группу входит СЗ «Мой Ритм» (204) с оборотом в 4,5 млрд рублей, компания сейчас строит три дома ЖК «Мой ритм» неподалеку от ипподрома.
На 146-м месте разместилась строительная компания, близкая к вице-премьеру России Марату Хуснуллину, — спецзастройщик ТСИ. Сейчас компания достраивает ЖК «Радужный-2» в Осиново. Именно за счет этого продажи у нее выросли в 5 раз с 1,3 млрд до 6,5 млрд рублей.
Еще один новый участник рейтинга — ПСК «Кама» (202) с оборотом в 4,5 млрд рублей. Компания оформлена на Екатерину Капустину и Рамиля Файзуллина. Если копнуть дальше, то Капустина фигурирует как учредитель в торговой компании «Табыш» (14), которая входит в империю елабужских майонезных королей Леонида Барышева – Вадима Махеева. Кроме того, на сайте компании указано, что, помимо всего прочего, ПСК «Кама» возводила торговые центры «Эссен».
На 228-м месте разместилось ООО СК «Эллада». Его выручка за год выросла в 6 раз с 700 млн до 4,2 млрд рублей.
Компании «Группа Бринэкс» (26) и «Колеса даром.ру» (65) суммарно напродавали шин и колесных дисков на 44 млрд рублей
Прибыль «торгашей»
Торговля — одно из крупнейших направлений, которым успешно занимаются татарстанские компании. Суммарная выручка таких компаний составила 1,1 трлн рублей. Помимо торговли топливом и автомобилями, есть и другие направления, которые приносят хороший барыш для своих владельцев.
На 18-м месте с 46 млрд оборота находится трейдер полимерной продукции ООО «Картли» — оптовый дистрибьютор продукции КОСа. Ранее компания была оформлена на Марата Барнабишвили, но в конце прошлого года 100-процентная доля перешла к АО «Кантар», оформленному на специалиста по продажам компании Марата Калмыкова. В свое время Барнабишвили трудился директором компании, контролируемой сыновьями гендиректора ТАИФа — Русланом и Тимуром Шигабутдиновыми. Возможно, после сделки с СИБУРом Барнабишвили решил таким образом обезопасить бизнес и переписал компанию на номинальное лицо.
Следующими идут торговцы шинами — два брата Рустем и Ренат Бадретдиновы. Их компании «Группа Бринэкс» (26) и «Колеса даром.ру» (65) суммарно напродавали шин и колесных дисков на 44 млрд рублей — это столько же, сколько аккумулировал за год, например, «Газпром Трансгаз Казань» (20).
Еще на 13 млрд рублей продал шин через свою компанию «Диски-шины» (66) Дамир Тазиев. Челнинская организация является дилером и дистрибьютором Нижнекамского шинного завода, Алтайского шинного комбината, Волжского шинного завода и реализует продукцию по всей России.
На 10 млрд наторговала компания «Дио Пласт» (88), которая занимается оптовой поставкой полимеров в РФ и ближнее зарубежье и является основным поставщиком (90% экспортного объема) полиэтилена УДП «Шуртанский Газохимический Комплекс». Капитал компании распределен между тремя учредителями — Ильдаром Нигмедзяновым, Олегом Казанцевым и Даниилом Бренерманом. Последний трудился в качестве заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех»), был генеральным директором АО «Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» и АО «Авиаавтоматика им. В В. Тарасова».
Помимо нефтяных трейдеров, в республике, богатой молоком, активно торгуют и молочные. Компания «Данлеко» (87) сдала за год молока на 10,2 млрд рублей. Оно и понятно, в учредителях компании сидят Ильшат Шайхетдинов, бывший директор Тюлячинского маслодельно-молочного комбината, и Сергей Мошкин, бывший директор Рыбно-Слободского молочного комбината.
ГК «Канталь» (116) за год приросла в 2,3 раза с 3,5 млрд до 7,8 млрд рублей. Причина проста: компания начала экспорт молочной продукции в Казахстан и Узбекистан. Кроме того, она приобрела Оренбургский молочный комбинат (ОМК) и фирменную сеть продуктовых магазинов «Летний луг», ранее принадлежавшую агрохолдингу «А7 Агро».
ГК «Канталь» занимается поставками сырого молока и молочной продукции для производств России с 2016 года. Ежесуточно холдинг перерабатывает более 600 т сырого молока и реализует порядка 2 тыс. т готовой продукции ежемесячно, в том числе на экспорт в страны Таможенного союза, а также в Турцию, Сирию, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен, ОАЭ, Алжир, Китай и Вьетнам.
Ранее компания была записана на Фардию Закирову — дочь бывшего молочного короля Вагиза Мингазова. На данный момент компанией управляет Ленар Мухаметзянов, который, по некоторым данным, может быть сыном Фяргата Мухаметзянова — заместителя министра внутренних дел по Республике Татарстан.
Торговый дом «Август-Агро» на оптовой торговле зерном заработал в прошлом году 3,6 млрд рублей, что в 48 раз выше показателей 2022-го
Самые динамичные игроки…
Представленный рейтинг обновился благодаря большому количеству компаний — в основном за счет бурного роста их финансовых показателей. Так, 70 организаций показали увеличение своих оборотов более чем в 2 раза. У двух выручка с нулевых выросла сразу до рекордных значений, позволивших им попасть в список крупнейших компаний.
Вторым рекордсменом по росту выручки (первая компания — СЗ «Светлая долина») стал торговый дом «Август-Агро» (262). Компания на оптовой торговле зерном заработала в прошлом году 3,6 млрд рублей, что в 48 раз выше показателей 2022-го.
В 33 раза с 126 млн до 4,3 млрд рублей выросли обороты у ООО «Клинфилд» (219), входящего в АО «Холдинговая компания „Чистополье“», 100% которого полностью контролирует сын Марата Шакирзяновича — Альберт Хуснуллин. Несмотря на такие объемы, компания пока работает в минус — в прошлом году она получила 210 млн рублей убытка. Связано это с тем, что в 2023-м внутренние цены на пшеницу достигли дна и оказались ниже уровня 2018-го, кроме того, правительство запрещало продавать зерно за рубеж по ценам ниже определенного уровня.
В 9 раз выросли обороты у компании «Нефтепроводстройинвест» (282). Организация занята строительством жилых и нежилых зданий. Учредителем компании является Людмила Пилишкина — супруга Александра Пилишкина, основного акционера ОАО «Татнефтепроводстрой», которое выступает генподрядчиком контракта на строительство МСЗ.
На 41% просели обороты у челнинской компании «М7 Трак» Александра Киршина, занятой продажей, а также техническим обслуживанием и ремонтом грузовых автотранспортных средств
…и самые провальные
Располагавшаяся на 57-м месте по итогам 2022-го компания «Юником» (285) в прошлом году снизила свою выручку на 75% с 13,3 млрд до 3,4 млрд рублей. Осенью прошлого года владельца и директора компании племянника бывшего молочного короля Вагиза Мингазова — Нурсиля Хусаенова задержали по подозрению в валютных махинациях (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ). Позже на суде его обвинили по двум статьям УК — о мошенничестве и незаконных валютных операциях при работе с белорусскими фирмами. В итоге в компанию назначили конкурсного управляющего, а убыток самой организации составил почти 1 млрд рублей.
На 41% просели обороты у челнинской компании «М7 Трак» Александра Киршина, занятой продажей, а также техническим обслуживанием и ремонтом грузовых автотранспортных средств.
Больше трети потеряла «дочка» «Ростеха» Национальный центр информатизации (НЦИ, 257) — интегратор комплексных высокотехнологичных решений для цифровой экономики, который создает экосистемные проекты и комплексные продукты в интересах развития цифровой экономики, а также занимается их продвижением как на внутреннем, так и на международном рынках.
***
Таким получился наш обзор расстановки сил в татарстанском бизнесе за прошедший год. Редакция готовит к выходу новые рейтинги — самых прибыльных и самых убыточных компаний республики, а пока предлагаем читателям поделиться мнениями о том, как предпринимателям живется в эпоху перемен, в комментариях.
Редакция благодарит генерального партнера проекта «Топ-300» АО «Казанское моторостроительное производственное объединение», а также партнеров: ООО «АКК „Аудэкс“», ООО «УК „ТрансТехСервис“», ООО «КБЭР „Банк Казани“», юридическое агентство «Юнэкс», ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», строительную компанию «Грань», агрокомплекс РТ по выращиванию шампиньонов и производству компоста IGS AGRO.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.