Долю рынка у торговых центров продолжают отъедать онлайн-площадки и маркетплейсы Долю рынка у торговых центров продолжают отъедать онлайн-площадки и маркетплейсы Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанцы стали меньше ходить по ТЦ

Посещаемость торговых центров Казани медленно, но стабильно снижается. По итогам третьего квартала (июль – сентябрь) она оказалась на 6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные зафиксировали в Focus Technologies, IT-компании комплексной экспертизы в области создания и внедрения программных аналитических решений для ТЦ. Например, показатели сентября этого года на 4% ниже прошлогодних. Похожая статистика в казанских торговых центрах фиксировалась в 2022-м, когда зарубежные бренды массово захлопнули свои двери. А что происходит сейчас?

Так, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев предполагает, что наблюдаемое снижение — откат после тестирования российских брендов. «В конце 2022 года и первой половине 2023-го активно открывались магазины в первую очередь российских брендов. Причем на лучших площадках, пустующих после ухода иностранных игроков. Поэтому в текущем году наблюдается процесс стабилизации активности потенциального потребителя, что отражается на более скромных цифрах среднедневной аудитории ТЦ локального рынка», — отмечает он. Но количество отечественных компаний, способных на бурную экспансию, все же ограничено.

Вакансия (свободная площадь) в торговых центрах Казани весьма высокая — порядка 13%, подсчитали в UD Group. Такая цифра держится с конца прошлого года. А при хорошем раскладе она должна быть равной нулю. Картину «портят» пустующие площади в «МЕГЕ», которые ранее занимали ОБИ и IKEA. Другие же помещения, которые освободили иностранные бренды, нашли своих арендаторов практически во всех ТЦ. «Наиболее востребованным для арендаторов является KazanMall — в нем нулевая вакансия, — говорит Надежда Цветкова, директор и руководитель отдела аренды торговых помещений CORE.XP. — Объект занимает лидирующие позиции как по трафику посетителей, так и по оборотам арендаторов». К тому же в сентябре моллы традиционно фиксируют снижение числа покупателей, поскольку многие совершают ощутимые покупки во второй половине и конце августа — в преддверии нового учебного года.

Арендные ставки в казанских ТЦ растут в основном за счет ежегодной индексации, отмечают в UD Group, не приводя при этом абсолютных цифр. Причем ставка для каждого конкретного игрока может меняться. То есть торговый центр может смело увеличить ее при смене старого арендатора на нового или же, наоборот, понизить процент для того, кто «делает более высокую выручку». Но есть нюансы.

Напомним, в июле этого года в Татарстане был принят закон, согласно которому владельцев небольших торговых центров и офисов обяжут платить налог в размере 2% от новой кадастровой стоимости. Ожидается, что изменения вступят в силу уже с 1 января 2025 года, но на первых порах будут льготы — 60% от исчисленной суммы налога. Для владельцев торговых центров площадью свыше 2 тыс. «квадратов» никаких послаблений не предусмотрено. Многие ТЦ просто увеличат арендную ставку, считает эксперт по коммерческой недвижимости Константин Иванов. Но произойдет это, прогнозирует спикер, не сразу, а постепенно, с 2025-го по 2026-й. И то столь смелый ход позволят себе только те торговые центры, у которых, во-первых, основная доля договоров заключена на длительный срок, во-вторых, договоры которых предусматривают пункт о том, что при увеличении кадастровой стоимости арендодатель имеет право поднять арендную плату. И все же самым лучшим решением Иванов считает вариант прибегнуть к поддержке юристов: «Выход [из ситуации] — это обратиться в суд с оспариванием кадастровой стоимости своих объектов».

Если объект востребованный, налог отразится только на арендной ставке, говорит заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев. В противном случае, считает эксперт, неликвидным объектам придется повторить опыт ТЦ «Сувар Плаза»: «Центр города, видовой, шикарный объект! Но им никто не занимался, а все эти золотые поручни, черный потолок устарели по нынешним меркам. Поэтому и сделали офисное пространство, так как есть потребность». Попытки реновировать казанский ЦУМ, отмечает Шайхиев, не увенчались успехом по той же причине — владельцы не пошли «в ногу со временем» и вовремя не провели реконцепцию.

Налоги не единственная проблема, стоящая на пути у динамичного развития торговых центров. «ТЦ — это вымирающий вид шопинга, — убежден Иванов. — Причем не только в Казани, но и по всей стране. Дело во времени. Его не хватает, чтобы гулять по торговым центрам. Более того, до них всегда нужно ехать, а значит, стоять в пробках». Все ТЦ города, за исключением «Тандема», по его мнению, расположены неудобно и окружены плотным транспортным потоком.

Наконец, долю рынка у торговых центров продолжают отъедать онлайн-площадки и маркетплейсы. По данным Infoline, выручка Ozon за первое полугодие 2024-го выросла на 75% год к году, у Wildberries — на 59%. «Офлайн-продажи скоро сократятся еще сильнее. На некоторые позиции рост спроса превышает 80 процентов в онлайне. Многие сравнивают цены в ТЦ и на маркетплейсах на одну и ту же вещь и заказывают потом онлайн», — делится наблюдениями Шайхиев. Впрочем, эксперты сошлись во мнении, что с платежеспособностью все в порядке и люди по-прежнему готовы тратить деньги.

Сами моллы пытаются адаптироваться под стремительно меняющийся мир по-разному, только обновлением корнеров, очевидно, проблему не решить. Кто-то делает ставку на мелкоформатную торговлю на «островках», другие решили смахнуть пыль со слова «развлекательный» в аббревиатуре ТРЦ и пускают к себе детские парки, фитнес-залы и т. д., но большинство осторожничает и демонстрирует минимальные изменения.

23 тыс. «квадратов», на которых ранее располагалась IKEA, уже в ноябре займет принадлежащий Сберу «Мегамаркет» 23 тыс. «квадратов», на которых ранее располагалась IKEA, уже в ноябре займет принадлежащий Сберу «Мегамаркет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕГА»: вместо терм — фитнес, вместо IKEA — склад, зато вернули «Стокманн»

Самые интересные рокировки за прошедший квартал произошли в «МЕГЕ». Главная новость — открывать термальный комплекс здесь, похоже, передумали. О таких планах в прошлом октябре заявлял федеральный застройщик — ГК «Основа». «Это будет первый проект компании в Татарстане, разместится он в ТРЦ „МЕГА Казань“, — подтверждал „БИЗНЕС Online“ президент ГК „Основа“ Александр Ручьев. — Ориентировочный объем инвестиций, по нашим оценкам, составит порядка 700 миллионов рублей, а планируемый срок открытия — осень 2024 года». Осень почти прошла, термами и не пахнет, а в пресс-службе лаконично объясняют, что их открытие «в ближайшее время не планируется».

Площадку, которая была отведена под реализацию Termoland, ранее занимала OBI. Но пустовать территория не будет. «Так, в 2025 году планируется три масштабных открытия, площадь которых составит более 11,7 тысячи квадратных метров. Это будет самый большой в городе детский развлекательный центр, фитнес, а также магазин мебели и товаров для дома», — уточнила Лиана Сиразетдинова, управляющая «МЕГА Казань». 

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

А вот 23 тыс. «квадратов», на которых ранее располагалась IKEA, уже в ноябре займет принадлежащий Сберу «Мегамаркет». По сути, под склад отдадут 25% торгового центра. Такое решение было принято еще в апреле 2023 года. «Арендуемая площадь будет оборудована под склад и станет доступной партнерам для фулфилмента, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Екатерина Чинякова, руководитель отдела по связям с общественностью „Мегамаркета“. — Таким образом, казанцы смогут быстрее получать свои заказы — день в день либо на следующий». Это все, конечно, хорошо, и как арендатор «Мегамаркет», очевидно, очень стабильный и привлекательный, но для посетителей ТЦ новость не самая радужная: трафик бурлить на этих площадях больше не будет.

Если проанализировать данные изменения, получается, что Газпромбанк, которому сейчас принадлежат ТЦ «МЕГА», сокращает торговые площади в казанском молле в общей сложности почти на треть. Фитнесу отдают 2,9 тыс. кв. м, детскому развлекательному центру — еще около 3,5 тыс. «квадратов». Да и вообще, «МЕГА» активно позиционируется как «пространство для встреч». «Здесь не только совершают покупки, но и самореализуются, работают, учатся и отдыхают. Каждое пространство создается и развивается исходя из запросов гостей и локальных сообществ», — гласит описание в официальном релизе.

Если говорить о самих магазинах, то главное открытие, конечно, «Стокманн». Он запустился буквально 21 октября и занял 3,6 тыс. «квадратов» на месте Gloria Jeans и New Yorker. Известнейший мультибрендовый магазин уже заходил в Казань — он проработал с 2017 по 2021 год на нескольких этажах здания бывшего «Детского мира» на Пушкина. Причиной закрытия тогда называли «переход аудитории в онлайн», и сейчас на этом месте фитнес-клуб. Сможет ли локация в «МЕГЕ» компенсировать этот переход, покажет время. Пока обещают ведущие мировые марки, среди которых Marc O’Polo, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Guess и Levi’s, а также посуду, текстиль и другие товары для дома.

«Спортмастер» набрал обороты — его площадь увеличилась с 3,8 до 4,5 тыс. «квадратов», поэтому теперь он носит название «Спортмастер Pro» «Спортмастер» набрал обороты — его площадь увеличилась с 3,8 тыс. до 4,5 тыс. «квадратов», поэтому теперь он носит название «Спортмастер Pro» Фото: София Емельянова

Из «МЕГИ» съехал российский бренд одежды 12storeez. Но переживать не стоит — кашемировое пальто за 270 тыс. рублей все еще можно приобрести в Казани, просто в другом ТЦ. На место отечественного Max Mara заехал магазин одежды Serginetti. Перестал работать и магазин обуви Carlo Pazolini, его заменит Chewhite. Также до конца года ожидаются открытия Estel Adoni и «Пан Чемодан».

«Спортмастер» набрал обороты — его площадь увеличилась с 3,8 тыс. до 4,5 тыс. «квадратов», поэтому теперь он носит название «Спортмастер Pro». На «нейминг» повлияло не только расширение пространства, но и появившаяся зона сервиса для клиентов. Теперь в спортивном магазине можно адаптировать горнолыжные ботинки под свою ступню, нанести парафин на инвентарь, отремонтировать его и заточить. При желании мастера кастомизируют спортивную одежду и проведут GAIT-анализ (анализ биомеханики бега). Об этом рассказали изданию в пресс-службе комплекса.

Стритфуд Black Star Burger российского рэпера и бизнесмена Тимура Юнусова (Тимати) покинул все ТЦ города, в том числе и «МЕГУ». Теперь на всех местах бургерных татарские кафе «Тюбетей». А до конца года появится еще один фастфуд — «Франклинс Бургер».

На месте бренда одежды Kaporal, зародившегося когда-то в Марселе, появился бутик немецкой одежды Bugatti На месте бренда одежды Kaporal, зародившегося когда-то в Марселе, появился бутик немецкой одежды Bugatti Фото: София Емельянова

KazanMall: немецкий бутик и «хайпующий» Pims

В KazanMall закрылся только один магазин — «Носкофф» на первом этаже, справа от кофейни Skuratov. На месте бренда одежды Kaporal, зародившегося когда-то в Марселе, появился бутик немецкой одежды Bugatti.

На втором этаже достаточно долго анонсировали открытие детского магазина Orby, но что-то пошло не так. Поэтому сегодня там магазин с «мелочевкой» для дома, сладостями, аксессуарами и прочими безделушками Modi. Появился магазин отечественной одежды Codered. Есть и свободные помещения на втором этаже. Например, уголок между «Святой» и Oda Brands. Недавно там прекратил работу магазинчик с уходовой косметикой для волос.

Вкусная часть ТЦ тоже пополнилась. На месте студии маникюра Belca на днях заработал и собрал огромные очереди популярный Pims, где подают напитки в формате to go на основе ферментированного чая и свежих фруктов. Сейчас Pims «хайпует» в Москве среди молодежи и известных артистов. На фуд-корте заработало кафе Fritto — можно позавтракать или забежать на бизнес-ланч за 540 рублей. Фишка итальянского кафе в его фрикадельках, которые гостям напоминают те самые из IKEA.

Рядом с итальянской химчисткой Renzacci напротив «Перекрестка» освободилось сразу два помещения Рядом с итальянской химчисткой Renzacci напротив «Перекрестка» освободилось сразу два помещения Фото: София Емельянова

«Тандем»: закрытие Cult Off и кафе «Барбекю»

Первое изменение в составе арендаторов в ТРК «Тандем» сразу у главного входа — съехал магазин одежды из Ижевска Cult Off. Что откроется на его месте, пока неизвестно. Рядом с итальянской химчисткой Renzacci напротив «Перекрестка» освободилось сразу два помещения. В том, что поменьше, продавали аксессуары для смартфонов. Но, кажется, «Тандем» от этого закрытия не обеднел — «островков» с чехлами, зарядками и прочими приспособлениями для мобильных устройств у них хоть отбавляй. Да и большим спросом они будто бы не пользуются.

На фудкорте, вместо кафе «Барбекю», откроется точка сети пиццерий Tashir Express, родом из Набережных Челнов На фуд-корте вместо кафе «Барбекю» откроется точка сети пиццерий Tashir Express родом из Набережных Челнов Фото: София Емельянова

А второе помещение пустует начиная с апреля этого года. Его освободила сеть магазинов ювелирных украшений «Изумруд», оставив под себя лишь небольшой корнер. Что-то новенькое откроется и рядом с аптекой «Фармленд». Второй этаж «Тандема» остался без изменений, впрочем, как и третий, за одним исключением — на фуд-корте вместо кафе «Барбекю» откроется точка сети пиццерий Tashir Express родом из Набережных Челнов.

У входа в ТЦ гостей встречает объемная, яркая инсталляция, свисающая с потолка. Из 100 тыс. надувных шаров собраны главные герои сказки «Алладин» У входа в ТЦ гостей встречает объемная яркая инсталляция, свисающая с потолка. Из 100 тыс. надувных шаров собраны главные герои сказки «Аладдин» Фото: София Емельянова

«Парк Хаус»: одежда от Kuchenland и умная техника

А вот ТЦ «Парк Хаус» решил удивить гостей не только сменой состава арендаторов, но и новым декором. У входа в ТЦ гостей встречает объемная яркая инсталляция, свисающая с потолка. Из 100 тыс. надувных шаров собраны главные герои сказки «Аладдин», а дополняют воздушный декор пальмы, облака и большая золотая лампа Аладдина, также из шариков. Впечатляет увиденное даже взрослых посетителей ТЦ.

А теперь к магазинам — в мае на первом этаже открылся Ready! Stady! Go!. Это молодежный бренд одежды от Gloria Jeans. Линейка вдохновлена молодежными субкультурами, в том числе и набирающей популярность азиатской поп-культурой. Саму Gloria Jeans, кстати, тоже обновили летом этого года. На стадии преображения находится магазин Terranova. МТС заехал на место «Билайна», а визуально стал современнее.

В мае на первом этаже открылся Ready! Stady! Go! Это молодежный бренд одежды от Gloria Jeans В мае на первом этаже открылся Ready! Stady! Go!. Это молодежный бренд одежды от Gloria Jeans Фото: София Емельянова

Напротив гипермаркета «Ашан» появится бренд одежды от создателей Kuchenland — Zimaletto. Выпускать планируют женскую и детскую одежду, вечерние наряды, обувь и аксессуары. Сам Kuchenland тоже недавно заехал на третий этаж ТЦ. Неподалеку от магазина с принадлежностями для дома начнет работу Kapika с детской одеждой. Ряды бытовой техники пополнил магазин Candy со стиральными машинами в цвете тиффани. Откроется и «Всё смарт» с умной техникой.

Ряды бытовой техники пополнил магазин Candy Ряды бытовой техники пополнил магазин Candy Фото: София Емельянова

Магазин ювелирных украшений «Линии любви» пережил ребрендинг. Интерьер остался тем же, и витрины на прежних местах, только называется теперь он Karatov — символично! Напротив Sokolov открылось «Кубачинское серебро». А вот «ювелирки» Adamas в «Парк Хаусе» больше нет, как и магазина импортных сладостей Funny Frutti.

Появилось кафе с пельменями и варениками «Лепим сами», «покешная» Not Only Poke и корнер со сладкими чаями формата to go Tea Funny.

В «Южном» анонсируют запуск «Перчини» — федеральной франшизы итальянских ресторанов В «Южном» анонсируют запуск «Перчини» — федеральной франшизы итальянских ресторанов Фото: София Емельянова

«Южный»: новый итальянский ресторан и «базарная» торговля

В «Южном» с обновлениями магазинов негусто, а вот визуально комплекс с течением времени меняется явно. Сегодня он слегка напоминает ТЦ XL и его обилие крошечных корнеров то с неизвестной парфюмерией, то с бижутерией, то со сладостями. Пробраться через них, например, к «Ашану» не так-то просто. «Лавочники» занимают много пространства торгового коридора, а навязчивые консультанты буквально преграждают путь, тыкая в посетителей, допустим, блоттером (бумажная полоска для парфюмерной продукции) с нанесенным на него ароматом. Поэтому покупатели сосредоточенно имитируют занятость и стараются не смотреть в сторону консультантов. Прокомментировать выбранную торговую модель в пресс-службе «Южного» отказались.

Уже открылся «Дэдико», где подают хинкали, чебуреки и лагман Уже открылся «Дэдико», где подают хинкали, чебуреки и лагман Фото: София Емельянова

Более-менее большие открытия заметны только в районе фуд-корта. Например, там анонсируют запуск «Перчини» — федеральной франшизы итальянских ресторанов. Под него выделили место бывшего магазина детской одежды Acoola. По словам источников издания, открытием проекта занимается Рамиль Шайхетдинов, развивающий рестораны «ПловБери», «Эмпаста», джус-бары «Вита Джус» и являющийся владельцем казанского ресторана «FARШ». Уже открылся «Дэдико», где подают хинкали, чебуреки и лагман. Из других обновлений: на втором этаже появились корейские товары Sweet Cat Shop, а напротив «Ашана» — пивной магазин.

На втором этаже в «Кольце» появился магазин с замороженными морепродуктами «Лосось& Лось» На втором этаже в «Кольце» появился магазин с замороженными морепродуктами «Лосось & Лось» Фото: София Емельянова

«Кольцо»: новый детский комплекс и дары Азии

ТЦ «Кольцо» все еще в стадии масштабного обновления и почти пустует, но новые арендаторы уже рискуют заходить. Так, на втором этаже появился магазин с замороженными морепродуктами «Лосось & Лось». А справа от морских гадов — целый азиатский мир. Бытовые средства, кремы из Кореи и лапшу быстрого приготовления из Китая продают в «Мегуми». Неподалеку от них еще одни корейцы, но уже исключительно с косметикой Beauty. В «Чайной лавке» тоже затесалась Азия — площадь поделили с Little Tokyo, где продают уже готовую лапшу и «бабл-чай» за 350 рублей.

Позолота, парящие кольца и новый парк развлечений: как Хайруллины нарядят свой ТЦ?

На большом пространстве третьего этажа начал работу магазин компании «Эрфолг» со средствами для волос и тела. На фуд-корте — снова паназия! Жареный китайский рис с курицей готовят в новом «Гулу», а вьетнамский фо бо — в I am pho. Скоро в «Кольце» откроется «Кинг гриль».

На фуд корте — снова паназия! На фуд-корте — снова паназия! Фото: София Емельянова

Там, где раньше располагался кинотеатр, готовится к открытию детский развлекательный комплекс «Активи Zon» на 2,5 тыс. «квадратов». Там будет игровая зона, веревочный парк, батутный комплекс для детей и взрослых (!), а также детская игровая зона с троллейной трассой, лабиринтом с горками и тоннелями и т. д. Кроме того, планируется запуск семейного кафе с европейским меню и банкетными залами для мероприятий.

В ГУМе очереди собираются не у витрин или касс магазинов, а на выставки В ГУМе очереди собираются не у витрин или касс магазинов, а на выставки Фото: «БИЗНЕС Online»

Бюджетный Street Beat и очереди в ГУМе

Первый в Казани аутлет спортивного магазина Street Beat расположился на втором этаже ТЦ XL. «Дисконтные» магазины с одеждой и обувью для спорта, кажется, основной магнит этого торгового центра. Во всяком случае такое ощущение складывается, когда видишь безлюдные небольшие шоурумы, «Лэтуаль» и даже Guess с Tom Tailor.

В ГУМе очереди собираются не у витрин или касс магазинов, а на выставки. Например, в очередную субботу толпа из детей и их родителей ждала начала работы выставки «роботов и технологий для детей». В остальном в торговом центре малоизвестные бренды. Эксперты обращают внимание на специфическую, не слишком удобную планировку ГУМа. Отсюда и невысокий интерес у игроков к ТЦ, говорит, к примеру, Шайхиев.

В «Сувар Плазе» ремонт идет вовсю. Снаружи здание постепенно обретает солидный вид, а что внутри — пока остается загадкой. Для посетителей открыт только «Перекресток», аптека, а также магазин электронной техники у входа со стороны IT-парка им. Рамеева.

Как не «потухнуть» уже существующим комплексам? Создавать больше развлечений для гостей, а особенно для детей Как не «потухнуть» уже существующим комплексам? Создавать больше развлечений для гостей, а особенно для детей Фото: ru.freepik.com

ТЦ Казани необходим «редевелопмент»?

Сегодня Казани не хватает не просто торгового центра, а целого кластера. Говоря простыми словами, нужен многофункциональный комплекс (МФК), в котором можно практически жить, зависнуть на весь день и успеть выполнить все запланированные дела, говорит Иванов. «Отвез ребенка в школу и сел в ТЦ поработать. Вышел из коворкинга, а напротив — твой стоматолог. Рядом — кабинет госуслуг: можешь что-то оформить, кредит или паспорт получить. И не нужно никуда выходить, это все в одном ТЦ», — рисует он образ идеального молла будущего.

Шайхиев же считает, что МФК в Казани уже есть — это комплекс Luciano. «На первом этаже стрит-ретейл, банки, прочие магазины, на втором — офисное пространство, на третьем — жилье. Это очень удобно!» — комментирует эксперт. С одной поправкой — он все-таки рассчитан на определенную целевую аудиторию. МФК нужны, говорит Иванов, в каждом районе. Например, жителям ЖК Savin House и ЖК «Свобода» необходим свой небольшой ТЦ прям на территории двух жилых комплексов. «Вот где там (в ЖК Savin House — прим. ред.) нормально закупиться?!» — задается вопросом эксперт.

Заявку на новый формат делает «ART Центр», строящийся на улице Николая Ершова. «Одна из ключевых идей объекта — создание „третьего места“ для горожан. Проект реализуется по концепции „15-минутный город“, обеспечивая всем необходимым в пешей доступности и рутинные перемещения», — рассказали нашему изданию в UD Group. Там откроют Spar, фитнес-зал DDX, «Рив Гош», электронику DNS, Kuchenland и гастрохолл.

Как не «потухнуть» уже существующим комплексам? Создавать больше развлечений для гостей, а особенно для детей. Именно в этом Шайхиев видит будущее казанских ТЦ. Он убежден, что, как только каждый объект предложит потребителю занятия, помимо шопинга, дела пойдут в гору. Прежде всего «на детях, как бы ни хотели, не экономят», говорит эксперт. Следовательно, наличие развлечений сгенерит больший трафик гостей в ТЦ, особенно в холодный сезон: где еще повеселиться с ребенком зимой? Ну а для арендодателей — одни плюсы, ведь развлекательный комплекс требует себе немалую площадь, а значит, заплатит хорошую ставку. Развитие рынка ТЦ, считает собеседник газеты, возможно только при «редевелопменте» — совершенствовании устаревших объектов.