Энгель Фаттахов на заседании Верховного суда РТ появился по видеосвязи из больницы для осужденных Энгель Фаттахов на заседании Верховного суда РТ появился по видеосвязи из больницы для осужденных Фото: Анастасия Гусева

Фаттахов пожаловался на переезд

Энгель Фаттахов на заседании Верховного суда РТ появился по видеосвязи, но не из СИЗО, а из больницы для осужденных. Там он находится уже полтора месяца — бывший вице-премьер РТ и экс-глава Актанышского района загремел на больничную койку аккурат перед тем, как ему продлевали меру пресечения, еще в сентябре. Но если тогда он не хотел участвовать в заседании, то сегодня изъявил желание поприсутствовать почти что лично, через экран.

Адвокат Руслан Сафин попросил у суда пообщаться с Фаттаховым до начала процесса. Присутствовавшие в зале журналисты и судья их не смущали.

— Я просто хотел узнать, как ваше самочувствие? — кричал ему адвокат.

— К лучшему, к лучшему, — дважды зачем-то повторил Энгель Навапович.

— А в общем? — переспросил адвокат.

— Пока плохо чувствую себя, — тяжело вздохнув, «исправился» Фаттахов.

— Ну об остальном мы с вами уже разговаривали, — подытожил беседу защитник.

Энгель Навапович по правилам представился, назвал свое имя и возраст. Сказал, что не против того, чтобы его фотографировали. Говорил он достаточно бодро, только дышал тяжело. И болезни стали одним из аргументов, которые защита озвучила в суде, когда просила отпустить Фаттахова из-под стражи.

«Состояние здоровья с момента его помещения в условия СИЗО значительно ухудшилось», — указал защитник. Более того, по словам адвоката, еще больше здоровье Фаттахова подорвал переезд из СИЗО №4 в Мензелинске, куда изначально поместили экс-чиновника, в СИЗО №5 в Чистополе. «Дорога до места дислокации следователя — это город Набережные Челны — из СИЗО в Чистополе составляет более 200 километров, и передвижения Фаттахова по желанию следователя значительно сказываются на его здоровье. И уже сказались!» — отметил защитник. По словам Сафина, именно после переезда Фаттахов загремел в больницу (кстати, в Казани — от Чистополя тоже неблизко). Но и здесь Фаттахов на одном месте не сидит — по словам защитника, его вывозят в РКБ, где он проходит «неоднократные обследования и лечение». «Дальнейшее его содержание в условиях СИЗО, под стражей, не только крайне негативно может сказаться на его здоровье, но и создает опасность для его жизни», — говорил адвокат.

Несмотря на то что до процесса своему защитнику Фаттахов сказал, что ему получше, судье он говорил другое. «Я нахожусь в больнице, плохо чувствую себя, — с одышкой говорил бывший вице-премьер. — Очень трудно я переношу [дорогу]! Хотя бы переведите меня в мензелинский СИЗО, прошу вас! Это (перевод в СИЗО Чистополяприм. ред.) психологически давит на меня!» Спустя пару секунд Фаттахов поправился — все-таки хочет, чтобы суд вообще отпустил его из СИЗО, хотя бы под домашний арест.

По словам адвоката Руслана Сафина (на фото), именно после переезда Фаттахов загремел в больницу По словам адвоката Руслана Сафина (на фото), именно после переезда Фаттахов загремел в больницу Фото: Анастасия Гусева

Защита Фаттахова: взятки не было, это гражданско-правовые отношения

Адвокат Сафин ожидаемо заявил, что постановление Набережночелнинского суда, который оставил Энгеля Наваповича в следственном изоляторе, было необоснованным и незаконным. И вот почему.

Во-первых, по словам адвоката, суд указал, что Фаттахов может скрыться или помешать следствию, и сделал такой вывод из-за сведений о личности обвиняемого. Но Фаттахов характеризуется «крайне положительно», у него есть награды, как федеральные, так и республиканские, и много благодарностей, отметил защитник. «Например, в текущем году Энгель Навапович отмечен благодарностью российской ассоциации героев за оказанную поддержку в сборе гуманитарной помощи для военнослужащих, находящихся в зоне проведения СВО», — заявил адвокат, впрочем, не озвучивая объемы помощи. «Какие конкретно из этих положительных сведений о личности дали суду основание считать, что он может активно воспрепятствовать судопроизводству?» — задался вопросом защитник.

Во-вторых, указал адвокат, суд в решении указал, что в материалах следствия есть данные, которые указывают, что подозрения в адрес Фаттахова обоснованные. Но, по мнению защиты, допросы, на которые опирается следователь, наоборот, опровергают причастность Фаттахова к взяткам. Как минимум его собственный допрос — он ведь вину не признает.

По версии следствия и УБЭП, Энгель Фаттахов совершил преступление по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). В 2018–2020 годах Фаттахов, будучи главой Актанышского района, получил от представителя строительной фирмы ПСК «Спецстрой» взятку в виде ремонта своего дома стоимостью более 21,8 млн рублей. Реконструировал его владения местный бизнесмен Алмаз Муртазин. За это экс-глава района должен был содействовать компании в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы по госконтрактам. В частности, речь шла о капремонте здания молодежного центра «Яшьлек» в Актаныше стоимостью свыше 28 млн рублей.

Еще одну взятку, по версии СКР, Фаттахову дал владелец местной компании «Теплосервис» Дилфат Нагимов — в размере около 2,4 млн рублей.

Два уголовных дела соединены в одно производство. Их расследует 6-й отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ. Фаттахов находится в СИЗО с мая этого года и не признает свою вину.

К тому же, например, бизнесмен Алмаз Муртазин, который якобы дал Фаттахову взятку в 21 млн, заявил, что еще до возбуждения уголовного дела получил от Фаттахова 12,5 млн рублей. Причем не просто так, а за ремонт своего дома. «Логически можно прийти к выводу, что передача взятки не предполагает никакого возврата, дачи в долг. И здесь налицо сложившиеся гражданско-правовые отношения, гражданско-правовой спор между Фаттаховым и Муртазиным относительно стоимости проведенных ремонтных работ, который подлежит рассмотрению исключительно в гражданском порядке, но никак не в уголовно-правовой плоскости», — возмутился адвокат.

Он напомнил, что в суде первой инстанции они показали переписку между Фаттаховым и Муртазиным в мессенджере. Там Муртазин присылал расчеты стоимости работ и счета на оплату. «Если это была бы взятка, работы бы совершали безвозмездно и не нужно было бы такое согласование», — заявил адвокат. Более того, отметил он, письма, которые они получили из ГИСУ Татарстана, доказывают, что Фаттахов вообще не имел никакого влияния на то, с кем ведомство будет заключать контракт на строительные работы.

«Я взяток не брал и никому не давал»: вместе с Энгелем Фаттаховым под арест попали дом и два внедорожника

Ну и вишенка на торте: адвокат заявил, что показания и Муртазин, и Дилфат Нагимов вообще давали по другому уголовному делу. Оно было возбуждено в отношении супруги Муртазина, являющейся по документам учредителем и директором ПСК «Спецстрой», которая якобы и получала преференции по протекции Фаттахова. Совпадение или нет, но, после того как Муртазин и Нагимов дали показания в отношении Фаттахова, дело супруги закрыли. «Какая цель была у следствия при допросе данных лиц и почему они дают такие показания? Возникает опасение, что это было сделано под давлением следствия и под тяжестью возможности привлечения их к уголовной ответственности», — рассуждал защитник.

Более того, следствие говорит, что Нагимов дал Фаттахову взятку, «испытывая страх» перед чиновником. Какой страх может быть, если, по словам защитника, эти двое дружат чуть ли не с самого детства? Сафин указал, что они показывали суду фотографии с юбилея Энгеля Наваповича, где Нагимов был одним из гостей.

А есть ли еще одна взятка?

По словам защитника Сафина, когда Набережночелнинский суд продлевал Фаттахову меру пресечения в сентябре, следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Марат Хадеев их ошарашил. Во-первых, он указал в документах, что в уголовном деле есть третий эпизод. По версии следствия, в 2015–2017 годах, когда Фаттахов был вице-премьером, он получил от директора ООО «Мастерстрой» Рината Гайнуллина взятку в 2,1 млн рублей. А еще Гайнуллин якобы передал 12 млн рублей (в виде имущества и услуг) в пользу агрофирмы «Чишма», которая принадлежала семье Фаттахова. А в обмен на это компания якобы получала покровительство со стороны вице-премьера и, конечно же, контракты. СКР считает, что Фаттахов содействовал тому, чтобы с фирмой Гайнуллина подписали три договора на строительство объектов в Челнах и Актаныше на 209 млн рублей.

«Сердце болит у меня. Пожалуйста, отпустите!»: как Энгель Фаттахов просился на свободу из больницы ФСИН

Адвокат подчеркнул: если уж следователь говорит о новом эпизоде, то должен приложить материалы, подтверждающие это. Но таких материалов не было. «Кроме того, в судебном заседании выяснилось, что уголовное дело по этому эпизоду даже не возбуждено!» — возмутился защитник. По нашим данным, эпизод все же есть: обвинение по нему Фаттахову предъявили в начале октября.

Более того, указал Сафин, в ходатайстве следователь почему-то изменил формулировку и фабулу по первому эпизоду дела с участием Муртазина. Фаттахову вменяют, что он способствовал тому, чтобы с фирмой Муртазина заключили три контракта на 28 млн рублей. А следователь почему-то сказал, что речь идет о 58 госконтрактах на сумму 188 млн рублей. «Но никаких материалов ни к самому ходатайству, ни впоследствии приложено не было», — сказал защитник.

«Следователь ссылается на первоначальный допрос Муртазина, который фактически опровергает сведения, изложенные в ходатайстве следователя. В них Муртазин рассказывает, что Фаттахов не помог ему в заключении контрактов», — подчеркнул адвокат.

Судья после почти 20-минутного выступления адвоката удалился в совещательную комнату. И спустя пару минут вышел с решением: жалобу защитника отклонить. Таким образом, Энгель Навапович останется в СИЗО как минимум до 21 ноября.