На Concordia, одном из самых элитарных проектов ГАСО РТ, случился бенефис Геннадия Ровнера На Concordia, одном из самых элитарных проектов ГАСО РТ, случился бенефис Геннадия Ровнера

«Очень рад, что мы прикоснулись к творчеству Геннадия Ровнера»

На Concordia, одном из самых элитарных проектов ГАСО РТ, случился бенефис Геннадия Ровнера. И это, безусловно, событие для музыкальной жизни Казани. В столице РТ имя этого самобытного композитора знают не все, но московской публике он известен коллаборациями с известным британским саунд-продюсером Гайдном Бендаллом. Путь уроженца подмосковного рабочего поселка Томилино к музыке был нетривиальным: по образованию он инженер-механик, в 1990-е разрабатывал первые в стране многотопливные заправочные комплексы для автомобилей, а плотно свою жизнь связал с музыкой с 2011-го, начав выступать в качестве композитора.

Из выпускника детской музыкальной школы и страстного любителя музыки Ровнер вырос до автора масштабных симфонических полотен. А его музыка, где математический расчет соседствует с исповедальностью и рельефной мелодией, понятна даже тем, кто слышит ее впервые. Недаром каждое сочинение в зале им. Сайдашева встречали очень тепло, а оркестр дважды сыграл на бис. Яркие театральные партитуры композитора привлекают и музыкантов. Солистов субботнего вечера они раскрыли с новой стороны, а для ГАСО РТ стали вехой на пути освоения современного репертуара.

Александр Сладковский: «Это музыка нашего времени. Она невероятно нежная и трогательная, полна эмоций и любви!» Александр Сладковский: «Это музыка нашего времени. Она невероятно нежная и трогательная, полна эмоций и любви!»

«Мне особенно приятно, что на фестивале имени Губайдулиной мы играем сочинения моего хорошего товарища, — поделился худрук и главный дирижер „татарстанских симфоников“ Александр Сладковский. — Это музыка нашего времени. Она невероятно нежная и трогательная, полна эмоций и любви! А это самое бесценное, что может быть в музыке в принципе, и совсем неважно, когда она была написана. Я очень рад, что мы прикоснулись к творчеству Геннадия Ровнера и сделали такую большую программу. Для нас с оркестром это значимое событие».

В Казань 63-летний композитор привез свои знаковые партитуры — концерт «Taная» для фортепиано, хора и оркестра (первый крупный симфонический опус автора) и оркестровый цикл «Метаморфозы» с участием сопрано. Последний уже успел исполнить в Московской консерватории Владимир Федосеев и записать на студии «Лендок» худрук Санкт-Петербургского музыкального театра им. Шаляпина Фабио Мастранджело. Несмотря на это, Ровнер воспринял приглашение на Concordia как подарок судьбы, а сам концерт сравнил с исполнением мечты.

«Я познакомился с Александром Витальевичем на концерте в Москве, где он и оркестр представляли Пятую симфонию Малера. С тех пор являюсь страстным поклонником их творчества. Одна мысль о том, что после произведений Чайковского, Бетховена и Малера ГАСО РТ будет играть мою музыку, давала мне ощущение абсолютного счастья», — признался Ровнер журналистам.

«Размышления» раскрыли и малоизвестные таланты заслуженной артистки РТ Эльзы Исламовой, которая в «Метаморфозах» возглавила парад солистов «Размышления» раскрыли и малоизвестные таланты заслуженной артистки РТ Эльзы Исламовой, которая в «Метаморфозах» возглавила парад солистов

«Размышление» на «Улице роз»

Открывшие вечер «Метаморфозы» сняли привычный авангардный тон фестиваля и открыли его новую грань. 9 симфонических новелл погрузили публику в звуковую идиллию. Именно в ней поет «Нежность», цветет «Улица роз», свершается «Таинство», течет «Размышление», зовет «Мираж»… Неоромантическая сюита одновременно симфонична и кинематографична. Тональные, темповые, фактурные контрасты обеспечивают неспешную «перемену кадров», а теплокровные образы рождают яркие тембровые соло. За «Нежность» отвечала скрипка Алины Якониной, за «Откровение» — щемящий голос трубы Дениса Петрова. Вальс «Маленькой принцессы» сопровождал вибрафон Антона Ольховского. По словам Ровнера, пьесы тесно связаны с его эмоциями и эпизодами из жизни: здесь есть и портрет его подрастающей дочери, и переживание гибели друга в авиакатастрофе, и другие значимые события.

Лаконичные симфонические картины оставляют простор для фантазии (ту же «Маленькую принцессу» открывает «большой звук»), а госоркестр РТ вновь расслаивается на техничный ансамбль солистов. Этот навык коллектива любовно пестует Сладковский — все музыкальные entree вылеплены в деталях: от тонких переливов динамики до едва заметных rubato. Но при необходимости ГАСО РТ выдает и громогласные tutti, например в кульминации «Размышления».

«Размышления» раскрыли и малоизвестные таланты заслуженной артистки РТ Эльзы Исламовой, которая в «Метаморфозах» возглавила парад солистов. В Казани певицу знают как яркое хара́ктерное сопрано (ее исполнение цикла «Детская» Модеста Мусоргского в этом году в камерной программе Шаляпинского фестиваля было близко к эталону) и исполнительницу больших драматических партий (Сарвар в опере «Кави – Сарвар» Миляуши Хайруллиной). Оба амплуа требуют искусного обращения со словом, в этом Исламовой в Казани, пожалуй, нет равных. В «Метаморфозах» же солистка спела чувственный вокализ. Широкая мелодия красиво легла на насыщенный тембр и ее внушительный диапазон.

Досадно, что столь разностороннюю артистку нечасто можно услышать на сцене. В столице РТ ее карьера ограничена камерными концертами, хотя она уже дослужилась до заведования кафедрой вокального искусства в Казанском музыкальном колледже им. Аухадеева. Но как оперную певицу в театре им. Джалиля победительницу международных конкурсов не замечают. Хотя, появись в столице РТ новый музыкальный театр, очевидно, Исламова стала бы его примой.

Несмотря на оркестровые бисы с участием пианиста ГАСО РТ Эдуарда Ахматова, казанский бенефис Ровнера завершился на камерной ноте Несмотря на оркестровые бисы с участием пианиста ГАСО РТ Эдуарда Ахматова, казанский бенефис Ровнера завершился на камерной ноте

Посвящение близким

«Таная», напротив, впечатляет масштабом и мощью, хотя и окрашена личными ассоциациями: в названии концерта закодированы имена дорогих и близких людей Ровнера. Но многослойная музыка концерта допускает и другие трактовки. Критик Дмитрий Пивоваров услышал в ней размышления на тему восточной мифологии. Автор этих строк — оммаж композиторам ХХ века, для первой серьезной партитуры это вполне логичный «сюжет». Три части концерта отсылают и к патетической лирике Сергея Рахманинова, и к прихотливой ритмике Игоря Стравинского, и к вихревым пассажам Дмитрия Шостаковича; прослеживается влияние мэтров советской киномузыки — Эдуарда Артемьева и Микаэла Таривердиева (знаковых, по словам Ровнера, для него мастеров).

Этот элитарный фьюжен на Concordia обыграл Филипп Копачевский. В Казани пианист сделал ставку на экспрессивную кантилену — рояль под его пальцами плакал и пел, а бисерная техника растворялась в полнозвучном потоке лирики. Симфонический размах обеспечивали tutti оркестра и яркие вокальные подключения Государственного камерного хора РТ.

Несмотря на оркестровые бисы с участием пианиста ГАСО Татарстана Эдуарда Ахматова, казанский бенефис Ровнера завершился на камерной ноте. «Любовное настроение» скользнуло со сцены изящным вальсом, Eva dreams — оркестровой песней. Возможно, она и воплощает мечту, о которой так трепетно говорил композитор.