Масштабные планы обсуждают сегодня в Совете Федерации. На повестке национальный проект «Инфраструктура для жизни». Задача — строить не меньше 100 млн кв. м жилья в год, чтобы рядом были школы, детские сады и больницы. И это в условиях колоссального давления Запада Фото: council.gov.ru

Строительная «шестилетка» от Хуснуллина

Сегодняшнее выступление Марата Хуснуллина на правительственном часе в Совете Федерации было, по сути, первой публичной презентацией нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», который начнет действовать с 1 января 2025 года. По нему страна будет жить ближайшие 6 лет. Но прежде документ обсуждался скорее в кулуарах, публичных деталей о нем было не так много. Между тем, согласно проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы, это второй по стоимости нацпроект. За ближайшие три года на него планируется направить 3,9 трлн рублей. Больше только у «Семьи» — 8,6 трлн рублей, что объяснимо с учетом социальной направленности бюджета.

Новый нацпроект включает в себя 12 федеральных проектов, часть из которых ранее были самостоятельными нацпроектами. Пять посвящены непосредственно строительству — это «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах», «Жилье», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Формирование комфортной городской среды» и «Новый ритм строительства». Здесь же, например, проекты «Безопасность дорожного движения» и «Развитие общественного транспорта». Работы будут идти по линиям минстроя и минтранса РФ.

На особенно чувствительные для Татарстана вопросы обновления коммунального хозяйства и общественного транспорта в следующем году заложено 46,7 млрд рублей и 27,8 млрд рублей соответственно. А дальше вопрос, какой кусок пирога отщипнет республика. К примеру, в 2024 году РТ получила на модернизацию «коммуналки» 2,8 млрд рублей.

В конце октября Хуснуллин представил материалы к новому нацпроекту президенту России Владимиру Путину, но подробное обсуждение осталось за кадром. Вице-премьер упомянул, что проект предусматривает «комплексный подход к развитию населенных пунктов»: «Мы выделили точки роста, начиная от сельских опорных пунктов до крупных агломераций». Одна из целей — к 2030 году выйти на уровень обеспеченности граждан жильем не менее 33 кв. м на человека. Некоторые детали не так давно обозначал депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Илья Вольфсон.

В пользу республики, возможно, сыграет то, что один из кураторов нового нацпроекта — это раис РТ Рустам Минниханов. В Госсовете РФ он возглавляет комиссию по направлению «Инфраструктура для жизни», последнее на текущий момент заседание прошло в конце сентября. На нем как раз обсуждались параметры нового нацпроекта. Как подчеркивал раис РТ, «особое внимание» в рамках нацпроекта уделят «опорным населенным пунктам» (читай: дадут больше денег). В них надо обеспечить сбалансированное развитие новой инфраструктуры, чтобы не перегрузить действующую застройку и производства и оптимизировать расходы бюджета, призывал раис РТ.

Марат Хуснуллин: «У нас очень большие ограничения в действующем Градостроительном кодексе. Честно сказать, мы просто не можем собраться с духом и его поменять, потому что в него внесены тысячи изменений. Я вот пытался его почитать, и это единственная книга, которую я не смог прочитать» Фото: council.gov.ru

Больше денег дадут опорным населенным пунктам, но их список «секретный»

Что интересно, сам список опорных пунктов пока остается практически «секретным». Как выяснилось на сегодняшнем заседании в Совете Федерации, сенаторы перечня не видели и перед встречей с Хуснуллиным интересовались, как он вообще составляется. Вице-премьер пояснил, что опорные населенные пункты определяют губернаторы, это «живой» документ, который может обновляться. Вчера на встрече губернатор Приморского края попросил исключить некоторые населенные пункты из числа опорных за ненадобностью, другие субъекты, наоборот, просят добавить, привел пример докладчик. Казалось удивительным, что глава Приморья отказывается от дополнительных денег.

Согласно презентации, в упомянутых опорных пунктах к 2030 году качество среды для жизни улучшится на 30%. Всего их определено 2 155. Сюда входят в том числе 212 «городских агломераций и административных центров», 213 «стратегических населенных пунктов», 182 «точки роста» и 1,5 тыс. «населенных пунктов, включая сельские, выполняющие функции опорных». Они получат приоритетное финансирование в рамках нацпроекта, подтвердил вице-премьер. «Вся страна будет финансироваться и содержаться на стандартном уровне, который есть, но вот на эти выбранные опорные пункты предусмотрены дополнительные средства в первую очередь», — уточнил он.

Для 200 населенных пунктов разработают собственные мастер-планы, причем это должны быть «не просто красивые картинки с развитием», а градостроительные документы, упрощающие работу. Строительство ускорилось за счет совершенствования нормативной базы, но еще «много чего нужно сделать». Хуснуллин снова изливал свою боль по поводу «нормативки».

«У нас очень большие ограничения в действующем Градостроительном кодексе. Честно сказать, мы просто не можем собраться с духом и его поменять, потому что в него внесены тысячи изменений. Я вот пытался его почитать, и это единственная книга, которую я не смог прочитать. Я перед сном обычно читаю. Вот я положил Градостроительный кодекс на свою прикроватную тумбочку, два месяца пытался прочитать — не смог! Даже я, зная тему, не понимаю, что такое Градостроительный кодекс!» — признался Хуснуллин.

«Чтобы дальше держать планку, нам нужно принять целый ряд неординарных и непростых решений»

По дорогам ситуация «неплохая», указал спикер, уточнив, что на сегодняшний день в нормативном состоянии 50% региональных дорог и 83,4% дорог в агломерациях. До конца года в агломерациях в нормативном состоянии будет 85% дорог, пообещал вице-премьер. При этом в презентации Хуснуллина отмечалось, что 85% «нормативных» дорог в агломерациях — это цель до 2030-го. Получается, цель на шестилетку лишь сохранение успеха? Среди дорог регионального и муниципального значения уровень нормативных должен составить «не менее» 60%. Не сказать, что цель впечатляющая (плюс 10% нормативных дорог за 6 лет), но оборот «не менее», видимо, оставляет «пространство для маневра».

Какие задачи на 6 лет? Одна из самых сложных — это улучшить качество жизни в опорных населенных пунктах на 30% и выйти на уровень обеспеченности жильем граждан 33 кв. м на человека. «Сейчас у нас примерно 29,5 квадратного метра [на человека]. Много это или мало? Для примера: в странах Прибалтики [этот показатель составляет] 35 [квадратных метров на человека], в странах Европы — 40, Китай — 43 метра на человека!» — указал Хуснуллин и заметил для сенаторов, что Китай, возможно, «не лучший пример», но для него жилищное строительство — это один из пяти столпов развития экономики.

«Самое время хотя бы часть доходов банков перенаправить на строительство школ и детсадов»

Чтобы выйти на 33 кв. м на человека, в России надо ежегодно строить не менее 100 млн кв. м жилья. В прошлом году было 108 млн, в этом будет «где-то 105–107», оценил спикер. «Следующий год мы еще видим [годовой ввод жилья на уровне] более 100 [миллионов квадратных метров], а вот чтобы дальше держать планку, нам, конечно, нужно принять целый ряд неординарных и таких непростых решений», — отметил Хуснуллин. О каких решениях идет речь, не уточнил, но выразил надежду, что все будет принято.

Что касается ипотеки, то программа «хорошо раскрутилась» и страна идет к общемировым показателям по доле таких займов. Известно, что не так давно массовую льготную ипотеку успешно «закрутила» председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Забегая вперед, сенаторы интересовались, что теперь планирует делать правительство, и Хуснуллин пообещал ряд антикризисных мер, «компенсационных мероприятий», чтобы нивелировать подъем ставки, отмену льгот и другие вызовы.

Какие еще задачи нацпроекта на шестилетку (по презентации):

  • Обновление жилищного фонда не менее чем на 20% к уровню 2019 года.
  • «Устойчивое сокращение» непригодного для проживания жилья. Речь идет об аварийном.
  • «Повышение доступности жилья на первичном рынке». На этом, казалось бы, важнейшем пункте Хуснуллин отдельно останавливаться в выступлении не стал.
  • Благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий.
  • Модернизация коммунальной инфраструктуры и улучшение качества коммунальных услуг для 20 млн человек. Хуснуллин оговорился, что, если не выполнить задачи по «коммуналке», планы по вводу жилья реализовать не удастся. По договоренности с регионами не менее 50% от суммы списываемых бюджетных кредитов пойдет на модернизацию ЖКХ. Требуются и нормативные изменения, есть «хозяйственные нарушения, воровство».
  • Строительство и реконструкция не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения.
  • Обеспечение «значимого» роста энергетической и ресурсной эффективности в ЖКХ и стройке. Что понимается под «значимым», осталось неясным.
  • 85% парка общественного транспорта не должно выходить за сроки эксплуатации. «Если мы не будем этим (обновлением общественного транспортаприм. ред.) заниматься, то мы обречены во всех крупных городах иметь пробки», — предупредил Хуснуллин.
  • Снижение смертности в ДТП в 1,5 раза по сравнению с показателем 2023 года.
  • Подключить к природному газу не менее 1,6 млн домов.

«Я сам прожил в своем доме незарегистрированном 8 лет»

Ожидаемо первый вопрос к Хуснуллину от сенаторов касался поддержки застройщиков и отрасли в целом в условиях сокращения льготной ипотеки и высокой ключевой ставки. Несмотря на все сложности, ипотека хоть и в усеченном виде, но была сохранена, напомнил гость. Так, продолжают действовать семейная, дальневосточная, сельская ипотеки, есть льготные займы в новых регионах.

«На новых территориях у нас парадоксальная ситуация. Все дома, которые начинают строить, на фундаментах скупают. У нас сейчас просто не хватает там предложений! Мы всеми силами пытаемся развить там жилищное строительство, потому что огромный спрос», — обратил внимание Марат Шакирзянович.

«Мы в переломной точке!»: как Эльвира Набиуллина обещала Думе снизить ставку, но в 2025 году и не точно

Сейчас власти готовят решения по упрощению и продлению антикризисных мер, которые принимали еще со времен пандемии. Ряд из них показал, что их пора переводить в норматив. Также разрабатываются альтернативные механизмы финансирования. Например, Хуснуллин предложит законодательно ввести рассрочку от застройщика, ведь с такой ставкой будет большое количество непроданных квартир.

Застройщики выдают рассрочку, но, если покупатель не платит, его не могут выселить из квартиры. «Поэтому они рассрочку не дают. Банки, если дают под ипотеку, могут забрать квартиру, если им не платят. А застройщик не может. Простая, казалось бы, вещь. А сегодня будет большое количество непроданных квартир. Так пусть в рассрочку дают. Мы таких мер целый ряд подготовили», — отметил Хуснуллин. К слову, Набиуллина ранее давала понять, что от схем рассрочки не в восторге.

Кроме того, по его словам, надо развивать ссудо-сберегательные кассы, навести порядок с кооперативами, сокращать инвестиционно-строительный цикл, помогать в получении земельных участков, увеличивать градостроительный потенциал. «Из года в год, когда наступают сложные времена, мы готовим какие-то определенные меры поддержки. Сегодня мы как раз занимаемся обобщением — какие дополнительные меры нужны для того, чтобы сохранить отрасль», — указал вице-премьер. Выходило, вопрос стоит о сохранении отрасли.

По словам Валентины Матвиенко, отрасль нуждается в «точечных и предметных мерах поддержки». В их числе, например, мораторий на банкротство, потому что «есть определенные тревоги» Фото: council.gov.ru

Набрали-то хороший темп. В отрасли, которая совокупно платит 13% от всех налогов, работают 11 млн человек, за четыре года рост составил 30%. Поэтому этот мощный сектор экономики «желательно сохранить», а компромиссные варианты (видимо, в первую очередь с главой ЦБ) найдутся. Позже спикер Совфеда Валентина Матвиенко согласится. По ее словам, отрасль нуждается в «точечных и предметных мерах поддержки». В их числе, например, мораторий на банкротство, потому что «есть определенные тревоги».

Что касается аварийного жилья, то за последние 20 лет было три программы по его ликвидации. Как только объявляли о новой, его количество резко возрастало, обратил внимание Хуснуллин. Сейчас власти хотят определить показатель аварийности. Новая программа будет стоить больше 1 трлн рублей, но денег в таком объеме в бюджете нет, только 330 миллиардов. Поэтому к ней надо подходить очень взвешенно.

Доля индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в общем объеме ввода составляет 58%. А по итогам года ожидается завершение возведения 55 млн кв. м индивидуального жилья. Власти максимально упростили оформление документов для их регистрации. Для жителей это, конечно, плюс. А вот для властей не совсем. Какой объем нового строительства и какой — давно построенного, но недавно оформленного жилья в регистрации по итогам года, «никто не знает на самом деле».

«Я сам прожил в своем доме незарегистрированном 8 лет. Объясню почему. Потому что соседний ИТП (индивидуальный тепловой пунктприм. ред.), к которому мне нужно было подключиться по электричеству, не имел запаса мощности по бумагам. Мне не давали разрешения. По факту же я его подключил как строительная площадка и жил. Чисто юридически у меня дом был в „незавершенке“», — привел личный пример Хуснуллин и добавил, что такой «незавершенки» в стране «десятки, сотни миллионов квадратных метров». Есть те, например, кто построил жилье, живет в нем и не платит налогов. Но это уже работа муниципалитетов, надо усиливать механизм контроля.

— Придется вам налоги-то уплатить, подать пример остальным, — позже пошутила Матвиенко.

— Придется… Если начислят, — согласился Хуснуллин. А также признался, что его пресс-секретарь не советовал рассказывать об этом личном опыте: «Но это правда жизни!» «У вас умный пресс-секретарь», — снова пошутила спикер СФ.

Самое же главное — люди строят ИЖС, этому «радоваться надо». А регистрация — технический момент, подчеркнул Хуснуллин. Тут надо докручивать, контролировать, вводить, больше строить дорог и социалки. «Людям надо дать возможность в ИЖС жить. У нас земли полно, нужно просто ее обеспечить инфраструктурой. Тогда меньше „многоквартирки“ [будет], затрат на капремонт. Я вообще за то, чтобы ИЖС строить как можно больше», — признался вице-премьер.

На особенно чувствительные для Татарстана вопросы обновления коммунального хозяйства и общественного транспорта в следующем году заложено 46,7 млрд рублей и 27,8 млрд рублей соответственно. А дальше вопрос, какой кусок пирога отщипнет республика. К примеру, в 2024 году РТ получила на модернизацию «коммуналки» 2,8 млрд рублей Фото: council.gov.ru

Говоря об износе коммунальной инфраструктуры, Хуснуллин отметил, что сейчас местным властям необходимо определить приоритетность и степень изношенности, а она по регионам совершенно разная. Т. е. нужно провести такой хороший аудит. Но ведь до старта нового нацпроекта чуть больше месяца…

Кроме того, надо внимательно смотреть на потери, т. е. «потерянную» воду по пути к потребителю. По словам Хуснуллина, некоторые регионы заявляют о 50% потери воды. Теоретически это, конечно, возможно, но практически маловероятно. «50 процентов потерь — это воровство и неучтенный отбор воды. Если 50 процентов с теми кубами воды вылить на улицы, зальет все населенные пункты. С этим тоже надо разбираться», — указал он.

Снова обратил внимание вице-премьер и на нормативный расход воды на одного человека — 180 л в сутки. «Что это за норматив? Кто из вас тратит на себя ежедневно столько воды? Многие, наверное, не тратят. Во всяком случае, я точно не трачу», — удивлялся он. С этим тоже надо разбираться, потому что в итоге за все это платит потребитель. Поэтому какую систему контроля и управления выстроим, от этого и будет зависеть успех, завершил вице-премьер.