Мероприятие началось с довольно откровенного выступления Яфизова, который рассказал о нарушениях при заключении госконтрактов Мероприятие началось с довольно откровенного выступления Яфизова, который рассказал о нарушениях при заключении госконтрактов Фото: tatarstan.fas.gov.ru

Установку защитных экранов возле «Миллениума» за 80 млн оплатить невозможно

Накануне в Казани состоялась пресс-конференция УФАС по РТ, которую ведомство проводит раз в полгода для того, чтобы «держать руку на пульсе» и предотвращать возможные нарушения в сфере антимонопольного законодательства. В ней приняли участие заместители руководителя управления — Алмаз Яфизов, Андрей Розенталь и Ренат Валиахметов.

Мероприятие началось с довольно откровенного выступления Яфизова, который рассказал о нарушениях при заключении госконтрактов. Ярким примером стали защитные экраны у гостиниц Равиля Зиганшина на мосту «Миллениум». Акустические конструкции высотой в 4 м, как известно, возвели для защиты от шума гостиниц-долгостроев до башен-близнецов владельца ПСО «Казань» Зиганшина. Их установка вызвала недовольство горожан, потому что экраны закрыли панорамный вид на Казанку.

Схожие чувства, видимо, испытали и работники УФАС по РТ, когда оказалось, что эти экраны были установлены досрочно, еще до заключения контракта! Закупка была объявлена 24 сентября 2024 года. Заказчик «Главтатдортранс» готов был заплатить 82,9 млн рублей за строительство шумозащитных экранов длиной 680 м — от ГРК «Казанская Ривьера» до моста «Миллениум» через Казанку. Смонтировать экраны должны были до 29 ноября 2024 года.

Согласно решению УФАС по РТ (есть в распоряжении редакции), победителем закупки стало ООО «Волга-Автодор», которое предложило выполнить работу за 82,5 млн рублей. Протокол по определению поставщика был подписан членами конкурсной комиссии 10 октября 2024 года, а 14 октября 2024-го заказчик должен был подвести итоги конкурсной процедуры. Но 18 октября конкурс был заблокирован по решению УФАС, это сделало невозможным заключение контракта с победителем. Предупреждение об этом высвечивается красной строкой, когда заходишь на страницу закупки.

Почему так произошло? Представители УФАС пришли к мнению, что фактически шумозащитные экраны начали устанавливать еще до заключения контракта с исполнителем. В своем решении антимонопольщики, кстати, ссылаются и на статью в «БИЗНЕС Online» от 17 октября этого года. Корреспонденты нашей газеты как раз сфотографировали завершение работ. Однако первые шумозащитные экраны возле «Миллениума» начали устанавливать еще в августе. В УФАС сочли, что это является нарушением закона о контрактной системе, и выдали «Главтатдортрансу» предписание устранить нарушение.

Демонтировать шумозащитные экраны УФАС не требует, но и оплатить работы не разрешает.

«Штукатурку не отдерешь, экраны не отдерешь. В отношении заказчиков есть административная ответственность, ничего не поделаешь, если объект отремонтирован и деньги потрачены. Тем не менее такие контракты можно в судебном порядке признать незаконными, если они заключены с поставщиком. Такие закупки мы, конечно же, отменяем. Говорим: „Раз сделано, зачем еще закупку проводить?“», — говорит Яфизов.

Эта история с экранами — лишь очередная в череде подобных Эта история с экранами лишь очередная в череде подобных Фото: «БИЗНЕС Online»

«Волга-Автодор» выступил «благотворителем»?

После установки шумовых экранов административно — штрафом в 50 тыс. рублей — наказали должностное лицо «Главтатдортранса» (фамилию Яфизов не назвал). Работы по установке экранов до сих пор не оплачены. «По нашему предписанию их оплатить невозможно», — сказал представитель антимонопольного органа.

Получается, что ООО «Волга-Автодор» выполнило работы за свой счет, так сказать, в порядке благотворительной помощи городу и подарка к БРИКС? Корреспондент «БИЗНЕС Online» дозвонился до учредителя ООО «Волга-Автодор» Андрея Черкасина и спросил, что он думает по поводу этой ситуации. «Ничего не думаю», — отрезал он и бросил трубку.

ООО «Волга-Автодор» работает в сфере дорожного строительства. Компания оформлена на Черкасина, директором является Ратмир Нигматуллин. Только за последние 12 месяцев, согласно базе данных «Контур.Фокус», фирма выиграла различные тендеры на капремонт дорог на общую сумму 1,5 млрд рублей. В 2022 году «Волга-Автодор» также выиграл подряд на строительство Вознесенского тракта за 4 млрд рублей. Выручка предприятия за 2023-й составила 4,6 млрд рублей, чистая прибыль — 182,3 млн рублей.

Стоит сказать, что в прошлом подобные фальстарты с досрочным выполнением работ компанией «Волга-Автодор» уже случались. Так, в декабре 2023 года компания выиграла подряд на ремонт моста «Миллениум» за 546 млн рублей, заказчиком выступило ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ». Однако фактически работы начались еще до определения поставщика и заключения государственного контракта. УФАС тогда также вынесло предписание об устранении нарушений действующего законодательства, но, видимо, история так ничему и не научила.

Добавим, что эта история с экранами лишь очередная в череде подобных. Ранее «БИЗНЕС Online» писал о ремонтных работах в зданиях КНИТУ-КАИ за 215 млн рублей, которые также были проведены «авансом», задолго до заключения контракта.

Вообще, схемы, которые используют как госзаказчики, так и исполнители госконтрактов, хитры и разнообразны. Ранее мы писали о закупочной «магии» еще одного известного строителя — компании «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова. В 2022 году фирма заключила с Главстроем РТ договор на реконструкцию комплекса зданий и территории бывшей фабрики «Спартак» на улице Спартаковской в Казани в целях строительства нового IT-парка. Начальная стоимость тогда составляла 4 млрд рублей. Но путем подписания трех допсоглашений сумма увеличилась в 1,5 раза до 6,2 млрд рублей.

Схожая история произошла с контрактом на строительство здания театра им. Камала на берегу озера Кабан. Первоначально в июле 2023-го был заключен договор на 967 млн рублей, но буквально в последний рабочий день года он был изменен в связи с появлением нового объекта закупки — здания театра стоимостью 13 млрд рублей.

Также проблемы ФАС РТ видит в проекте догазификации. В Татарстане отмечается рост случаев нарушений сроков подачи газа, а следовательно, рост и количества обращений Также проблемы УФАС по РТ видит в проекте догазификации. В Татарстане отмечается рост случаев нарушений сроков подачи газа, а следовательно, рост и количества обращений Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблемы с ТКО, догазацией и ценами на масло

Но вернемся к деятельности УФАС. Розенталь рассказал, что в Татарстане все еще остро стоит проблема с неактуализированной территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). «Это наша боль. С 2018 года мы не смогли актуализировать схему. Это крайне важная задача, ведь все дела, которые мы возбуждаем, базируются на старых данных. Люди, живущие в населенных пунктах без контейнерных площадок и инфраструктуры, продолжают получать платежки за неоказанные услуги», — возмущался Розенталь.

По его словам, по схемам 2018 года люди должны носить мусор в соседние населенные пункты, но на сегодняшний день это «грубое нарушение стандартов». По госстандартам контейнерные площадки должны располагаться в пределах 100 м от домов, но на практике такое требование часто игнорируется. Это приводит к массовым обращениям граждан и судебным разбирательствам.

Также проблемы УФАС по РТ видит в проекте догазификации. В Татарстане отмечается рост случаев нарушений сроков подачи газа, а следовательно, рост и количества обращений.

«Мы видим увеличение нарушений со стороны „Газпрома“, но далеко не всегда виновата эта компания. Зачастую проблема заключается в работе муниципалитетов. Они не досматривают, затягивают согласования, и в итоге люди остаются без газа. Мы не стремимся просто штрафовать. У нас действует рабочая группа, которая помогает устранять эти проблемы», — говорил спикер.

На контроле у ведомства находятся также гаражно-строительные и садоводческие кооперативы. «Некоторые председатели, потеряв чувство меры, отключают людей от услуг за неоплату членских взносов. Это недопустимо! Отключение возможно только в случае задолженности по оплате электроэнергии», — говорил Розенталь.

Конечно, не могли эксперты не обсудить и ситуацию с ценами на сливочное масло. Разговоры об этом не утихают последний месяц. Так, по словам спикеров, цены на молоко выросли до 10 тыс. рублей за тонну, что могло привести к подорожанию масла. Рост цен связан также с повышением биржевых цен, изменением экспортно-импортного баланса и изменениями в южных регионах страны. «Мы видим взаимосвязь: молоко дорогое — масло дорогое. Но утверждать, что причина только в этом, нельзя. Это целый клубок проблем, которые мы детально мониторим», — сказал Розенталь.

На этом встреча с журналистами была завершена, но работа спикеров продолжилась на площадке публичных обсуждений деятельности УФАС по РТ.