Ужесточение миграционной политики в России привело к заметному сокращению числа узбекских трудовых мигрантов «Ужесточение миграционной политики в России привело к заметному сокращению числа узбекских трудовых мигрантов» Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

Куда деть собственных граждан

В Узбекистане власти озаботились вопросом, куда деть сотни тысяч трудовых мигрантов, возвращающихся на родину, в основном из России. Эта тема стала одной из ключевых в «инаугурационной речи» Абдуллы Арипова на заседании законодательной палаты парламента 20 ноября. После его очередного избрания на должность премьер-министра фактически впервые с высокой трибуны было сказано о существующей проблеме. Но пока еще не в полный голос, как бы вскользь.

В своем программном выступлении Арипов обозначил амбициозные планы на ближайшее будущее и долгосрочную перспективу, включая стремительный экономический рост практически во всех отраслях, значительное развитие сельского хозяйства, науки, культуры и т. п.

Но наряду с этим, как бы вразрез сказанному, прозвучала проблема трудовых мигрантов, которым, получается, не нашлось места в этом радостном завтра. Ведь, по логике, любые грандиозные проекты требуют привлечения огромного числа трудовых ресурсов. А их, оказывается, вот так просто собираются отдать на сторону. Как излишек. Ведь согласно прозвучавшему на этом же заседании плану, уже в 2025 году узбекистанские власти хотят «трудоустроить 200 тысяч граждан в 21 экономически развитой стране».

Проблема действительно существует, и связана она прежде всего с быстрым увеличением численности населения. По данным государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, на 22 апреля 2024 года население Узбекистана достигло чуть больше 37 млн человек. В стране традиционно высока доля граждан младше трудоспособного возраста, составлявшая в последние годы около 30–35% от общего числа жителей. Это обусловлено высокими показателями рождаемости и относительно молодым возрастом населения. Доля трудоспособного населения обычно варьируется в пределах 50–60%, тогда как численность населения старше трудоспособного возраста — приблизительно 10–15%.

Если при президенте Исламе Каримове население страны ежегодно прирастало примерно по 500 тыс. человек, то теперь эта цифра приближается к миллиону. По прогнозам Института прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана, с учетом высоких показателей рождаемости население страны к 2030 году превысит 41 млн человек.

Нынешнее решение, озвученное премьер-министром, фактически продолжает апрельский указ президента Узбекистана 2024-го о поддержке трудовых мигрантов. В период 2024–2025 годов планируется открыть представительства или центры правовой помощи мигрантам в Лондоне, Берлине, Стамбуле и Эр-Рияде. Также предусмотрена финансовая поддержка в форме субсидий, компенсаций и других выплат для граждан, отправляющихся на заработки за границу. Министерство занятости обязано разработать механизм распределения этих средств в течение двух месяцев. Дополнительно будут организованы курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации, отвечающие требованиям зарубежных работодателей.

Сколько платят трудовым мигрантам в Германии и Корее

В конце прошлого года Всемирный банк отметил постепенное снижение объема денежных переводов из России в Узбекистан. В 2022-м доля РФ в общем объеме переводов составляла около 87%, а в 2023 году этот показатель уменьшился до 78%. Снижение связывают с сокращением числа узбекских трудовых мигрантов в России, укреплением курса сума к рублю и ростом инфляции в РФ.

Все осознают, что ужесточение миграционной политики в России после теракта в «Крокус Сити Холле» привело к заметному сокращению числа узбекских трудовых мигрантов. Но, несмотря на призывы узбекских властей к диверсификации рынков труда, наша страна продолжает оставаться основным направлением для многих узбекских работников.

Это вполне объяснимо. Заработные платы в сферах строительства и услуг хоть и не достигли, например, уровня турецких, корейских или европейских, но стали значительно ближе. Для примера: Германия предоставляет узбекистанцам около 50 тыс. вакансий (например медсестер, водителей грузовиков, строителей) с заработной платой от 1 тыс. до 2 тыс. евро в месяц. Однако для работы там требуется знание немецкого языка, выполнение ряда других условий, при этом информация о размере налогов не указывается.

В Южной Корее (100 тыс. вакансий) зарплаты достигают $2–2,5 тыс., однако работа там также требует знания местного языка, соблюдения множества формальностей и ограничений. Самое важное — необходимость трудиться с раннего утра до позднего вечера без выходных и праздничных дней. Работа чаще всего тяжелая — в сельском хозяйстве, строительстве или на производственных предприятиях, таких как судоверфи.

Что касается России, то в этом случае возникает много преимуществ. Безвизовый режим, доступные цены на авиа- и железнодорожные билеты, свобода передвижения. Требования к знанию языка, культуры и истории минимальны и зачастую носят формальный характер. Можно жить и работать в привычной культурной среде, рядом со своими соотечественниками. Доступны качественные медицинские услуги и образование для членов семьи, предусмотрены социальные льготы, упрощенная процедура получения российского гражданства, открывающего еще больше возможностей.

Цифры говорят сами за себя. Согласно последним данным Центробанка Узбекистана, в январе – сентябре 2024 года объем трансграничных денежных переводов в Узбекистан вырос на 34,8%. Переводы из России увеличились на 35% до $8,75 млрд, при этом их доля сократилась с 77% (по итогам первого полугодия) до 75,3%. Из Южной Кореи поступило $420 млн (плюс 76%), из Казахстана — $625 млн, США — $415, Турции — $291 млн, Великобритании — $93 млн (плюс 67%), Польши — $48 млн (рост почти в 2 раза). Поступления из ОАЭ выросли на 66% (объем не озвучен).

«Английский — это вопрос жизни и смерти»

В Узбекистане отношение к трудовой миграции в Россию и ужесточению миграционных законов является предметом активных обсуждений среди населения, блогеров, экспертов и чиновников.

Многие граждане выражают обеспокоенность по поводу ужесточения миграционной политики, что приводит к выдворению узбекских мигрантов. Например, популярный в Узбекистане блогер и юрист Хушнудбек Худойбердиев отмечает: «Необходимо искать альтернативные направления для трудовой миграции и усиливать поддержку мигрантов на государственном уровне».

Он же называет основные задачи, которые надо выполнить ради этой цели. В первую очередь — создание рабочих мест. Далее — работа госструктур по облегчению визовой поддержки, особенно по получению виз США и Евросоюза. И самое главное — английский язык, который должен быть инкорпорирован в школьную программу. «Английский — это вопрос жизни и смерти в наше время, — пишет Худойбердиев. — Человек, который не говорит по-английски, — это как мясник без ножа».

Тем не менее узбекистанцы признают, что в 1990-е и 2000-е Россия предоставила возможности для заработка, что помогло многим семьям улучшить свое благосостояние. Вместе с тем они понимают, что причиной недовольства нередко становятся сами трудовые мигранты, которые часто нарушают российские законы, ведут себя вызывающе и игнорируют общественные нормы поведения, хотя дома они могут вести себя совершенно иначе. В основном уезжают те, кто не успел получить качественное советское образование и оказался в сложной жизненной ситуации в лихие 90-е годы, когда страна переживала экономический кризис и вела борьбу с исламскими радикалами. Эти люди выросли в условиях нищеты и отсутствия четкой идеологической основы, что оставило глубокий след на их мировоззрении.

Правительство Узбекистана предпринимает активные шаги для расширения географии трудовой миграции. В 2023 и 2024 годах были заключены соглашения с Южной Кореей о предоставлении 100 тыс. вакансий для узбекистанцев в различных секторах экономики. Кроме того, ведутся переговоры с европейскими странами о запуске пилотных программ по трудоустройству граждан Узбекистана.

В целом в обществе наблюдается поддержка инициатив по переориентации трудовой миграции, однако существуют опасения относительно адаптации к новым условиям и необходимости обеспечения правовой и социальной защиты мигрантов в новых странах пребывания.