Андрей Богинский Андрей Богинский Фото: «БИЗНЕС Online»

Структура все эффективней и эффективней

В условиях невнятности официальной информации сегодняшняя отставка управляющих директоров «Яковлева» и «Туполева» Андрея Богинского и Константина Тимофеева закономерно обрастает всевозможными предположениями. Предложенная ОАК трактовка, по сути, ничего не объясняет.

В пресс-релизе говорится только о консолидации управления гражданскими программами. Это можно понять как то, что уход Богинского с постов главы «Яка» и замгендиректора ОАК по гражданской авиации и передача этих функций руководителю корпорации Вадиму Бадехе позволит более эффективно управлять данным сегментом. «Передача управления на уровень головной компании ОАК позволит сконцентрировать все ресурсы корпорации на выполнении конкретных задач по своевременной сертификации и запуску серийного производства линейки отечественных гражданских лайнеров», — заверяют авторы релиза.

Увольнение Тимофеева, который был еще и первым заместителем гендиректора ОАК (отвечал за стратегическое планирование, управление программами стратегической авиации, капитального строительства, а также инфраструктурой), не объясняется вообще. Сказано только, что в «Ту» его заменит действующий замгендиректора ОАК по гособоронзаказу и управлению программами оперативно-тактической авиации Александр Бобрышев (по всей видимости, прежняя должность останется при нем). Между тем при назначении Тимофеева подчеркивалось, что подразумевается «последовательная централизация управления и оптимизация административных функций самолетостроительной отрасли». Также говорилось о «совмещении уровней управления головной компании и операционного управления» «Туполевым». И что в итоге?

Увольнение Тимофеева, который был еще и первым замом гендиректора ОАК, не объясняется вообще Увольнение Тимофеева, который был еще и первым замгендиректора ОАК, не объясняется вообще Фото: «БИЗНЕС Online»

Предлагаемые формулировки никак не проясняют вопрос о том, почему сменили конкретных руководителей, а ведь сегодняшние отставки не просто уход управляющих директоров двух фирм, а полная смена высшего руководства гражданского авиапрома.

Обещания и реальность

До конца 2022 года в гражданском самолетостроении был только один центр — корпорация «Иркут» (переименована в «Яковлев») с ее двумя продуктами: МС-21 и Superjet New. С решением о возобновлении программы Ту-214 появился «параллельный» «Яковлеву» центр с не менее амбициозными задачами: по сути, «Туполев», которому ранее назначили место только в дивизионе специальной и стратегической авиации, вернулся в гражданский авиапром.

У МС-21 не подтверждаются ранее заявленные характеристики и речь идет о создании новой модификации самолета У МС-21 не подтверждаются ранее заявленные характеристики и речь идет о создании новой модификации самолета Фото: © Кирилл Шипицин, РИА «Новости»

По обоим направлениям очевидны, мягко говоря, трудности. Сроки сдвигаются. Летающая лаборатория Ту-214, на которой должны отработать импортозамещение (без чего невозможно дальнейшее продвижение программы), только совершила первый полет. Можно предположить, что завершение испытаний и соответствующая сертификация будут не ранее чем через год. У МС-21 не подтверждаются ранее заявленные характеристики и речь идет о создании новой модификации самолета. Будущее импортозамещенного SSJ-100, такое ощущение, вообще не просматривается.

Ту-214 Ту-214 Фото: «БИЗНЕС Online»

Об отставке Богинского источники «БИЗНЕС Online» говорят предельно жестко: «Это личное указание Мишустина — за полный провал в гражданской авиации». Но, по мнению исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, странно спрашивать только с руководителей авистроительных компаний. «Проблемы, которые сложились в авиационной промышленности, — это в первую очередь следствие того, что длительное время не уделялось должное внимание разработчикам и производителям комплектующих изделий, оборудования и систем, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Они сегодня оказались в значительной степени слабым звеном. Поэтому, наверное, не совсем корректно наказывать руководителей самолетостроительных предприятий, подразделений за то, что они не смогли заставить довольно-таки внушительный пул поставщиков в очень сжатые временные рамки и в условиях санкций сделать то, чего от них не требовали в 2000–2010-е на фоне сотрудничества с иностранными производителями комплектующих».

Однако мы помним и то, какие обещания давались. На это в разговоре с «БИЗНЕС Online» указал заслуженный пилот России и авиационный эксперт Юрий Сытник: «За что убрали — по этому поводу трудно что-то сказать. Но я хочу задаться вопросом: кто готовил записку для президента, когда он объявил, что в 2030 году у нас будет летать тысяча отечественных самолетов? Кто-то же написал такую записку, а это оказалось блефом». Хотя, отметим, вряд ли эту записку писали Богинский с Тимофеевым, а последний даже пытался донести до общественности, что «давались слишком радужные обещания».

По известной информации, отношения Богинского и руководства Татарстана в последние годы Андрея Ивановича в ВР складывались непросто из-за сложной ситуации, в которой оказался КВЗ По известной информации, отношения Богинского и руководства Татарстана в последние годы Андрея Ивановича в ВР складывались непросто из-за сложной ситуации, в которой оказался КВЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

«Туполев» усиливается?

Могли ли что-то сделать Богинский с Тимофеевым — плоть от плоти сложившаяся в авиапроме система? Очевидно, нет. И в этом смысле многозначительно выглядит факт нового призыва на «Туполев» ветерана отрасли Бобрышева.

«Видимо, в ОАК почувствовали, что настал критический момент, когда пора спасать гражданскую авиацию, обещания надо выполнять, — предположил в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший командующий Дальней авиацией Михаил Опарин. — На „Туполеве“ должна закончиться эта карусель директоров. Должен быть хозяин, проверенный человек. От Бобрышева справедливо ожидают многого — досконально знает бюро и завод. Главное, чтобы он не пустился в бредни своих предшественников и не начал набирать преданных себе людей — надо искать специалистов, преданных делу. Один он ничего не сделает — только если создаст толковую команду. Среди прочего ему надо обратиться к ветеранам, смело брать их, чтобы они участвовали в героической битве за Ту-214 и другие самолеты. Надо собрать „туполей“ в единый кулак».

Появится ли вновь отдельная должность управляющего директора «Яковлева», неизвестно (интересно, как Бадеха будет справляться сразу с тремя должностями?), но уже понятно, что назначение на «Ту» исконного авиастроителя и бывшего туполевца Бобрышева — это усиление фирмы и укрепление ее амбиций. Между тем напомним, что сегодня «Ту» фактически подчинили «Яку». Судя по официальной информации, вопросы непосредственно постройки самолетов оставались за «Туполевым», а маркетинг, продажу и послепродажное обслуживание, включая работу с поставщиками, отдавали под контроль яковлевцев.

Такое положение дел устраивает не всех. «Что бы там ни говорили о сотрудничестве „Туполева“ и „Яковлева“ в рамках ОАК, они так и не нашли общего языка в распределении полномочий, острые углы так и остались несглаженными, управляемости у системы так и не появилось, — говорит один из наших источников. — Никаких объяснимых производственной необходимостью причин передавать часть полномочий „Туполева“ „Яковлеву“ не было — у „туполей“ компетенций в области „гражданки“ даже побольше. И совершенно ясно, что „Яковлев“ как конкурент „Туполева“ вряд ли станет работать в его интересах».

Добавим, что в Казани отставку Богинского, скорее всего, восприняли с некоторым облегчением. До 30 ноября 2021 года он был генеральным директором «Вертолетов России» (ВР), а со сменой власти в холдинге его назначили в ОАК и «Иркут». По известной информации, отношения Богинского и руководства Татарстана в последние годы Андрея Ивановича в ВР складывались непросто из-за сложной ситуации, в которой оказался КВЗ.

Есть основания полагать, что теперь распределение ролей между «Яком» и «Ту» изменится — в пользу большей самостоятельности «Туполева». По мысли одного из наших собеседников, сегодня, в условиях повышенной неопределенности с программой МС-21, внимание к реализации проекта Ту-214 должно усилиться.